Научная статья на тему 'Модернизация системы военной безопасности России на южном стратегическом направлении как индикатор национальной безопасности'

Модернизация системы военной безопасности России на южном стратегическом направлении как индикатор национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
459
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY / ЮЖНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / THE SOUTHERN STRATEGIC DIRECTION / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / MILITARY DOCTRINE / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / GEOPOLITICAL PARADIGM / "ВОЙНЫ БУДУЩЕГО" / "МНОГОПОЛЯРНОСТЬ" / THE "WAR OF THE FUTURE / " "MULTI-POLARITY"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вартумян Арушан Арушанович, Федотов Давид Сергеевич

В настоящей статье анализируется военная доктрина РФ на южном стратегическом направлении, предпринят научный прогноз, представлена объективная оценка перспектив военных угроз безопасности России. С позиции национальной безопасности представлены сценарные варианты военной трансформации США и НАТО, которая включает в себя научное моделирование того, как военный потенциал может генерировать точные эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF RUSSIA''S MILITARY SECURITY IN THE SOUTHERN STRATEGIC DIRECTION AS AN INDICATOR OF NATIONAL SECURITY

This article analyzes the military doctrine of the Russian Federation on the southern strategic direction undertaken by the scientific outlook and objective assessment of the prospects of military threats to Russia's security. From the standpoint of national security presented scenarios for military transformation of NATO and the United States, which includes the scientific modeling of how the military capabilities can generate the exact effects.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы военной безопасности России на южном стратегическом направлении как индикатор национальной безопасности»

УДК 327

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА ЮЖНОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ КАК ИНДИКАТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

доктор политических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске (357503, Россия, г. Пятигорск, пр. 40 лет Октября, 56) E-mail: pragpu@mail.ru

кандидат политических наук, начальник отдела организации и планирования научной работы, филиал Военного учебно-научного центра ВВС "ВВА" (г. Краснодар) (350005, Россия, г. Краснодар, ул. Дзержинского, 135) E-mail: pragpu@mail.ru

Аннотация

В настоящей статье анализируется военная доктрина РФ на южном стратегическом направлении, предпринят научный прогноз, представлена объективная оценка перспектив военных угроз безопасности России. С позиции национальной безопасности представлены сценарные варианты военной трансформации США и НАТО, которая включает в себя научное моделирование того, как военный потенциал может генерировать точные эффекты.

Ключевые слова: национальная безопасность, военная безопасность, южное стратегическое направление, военная доктрина, геополитическая парадигма, «войны будущего», «многополярность».

В долгосрочной перспективе при улучшении политико-дипломатического и социально-экономического положения нашего государства в мировой системе борьбы и соперничества за топливно-энергетические ресурсы и рынки сбыта количество реальных угроз военной безопасности Российской Федерации может увеличиться. И попытки расширения влияния за счет нашего государства и областей его геополитических интересов могут привести непосредственно к военной угрозе безопасности в регионе.

К спектру военно-политических проблем России может добавиться снижение роли ядерного потенциала в связи с появлением и развитием высокоточного оружия и развития систем ПРО, ограничивающих военно-технические возможности российских ядерных сил, нивелируя их приоритетную роль в системе вооружений.

Большую вероятность имеют локальные вооруженные конфликты на южном стратегическом направлении или в непосредственной близости с ним сфер традиционного влияния России.

В перспективе мы можем утверждать, что мировая геополитическая обстановка будет по-прежнему носить турбулентный характер и составлять угрозы безопасности России на южном стратегическом направлении.

Поэтому мы считаем, что у России должна существовать система своевременного мониторинга и предупреждения военных угроз и опасностей, оперативно-динамичного реагирования на них, позволяющая принимать адекватно правильные решения по предотвращению угроз и конфликтов.

Это, в свою очередь, требует постоянной разработки эффективных мер различной направленности для предотвращения военных угроз различного характера и взаимодействия с государствами-потенциальными союзниками. А научный прогноз и объективная оценка перспектив военных угроз безопасности нашего государства должны стать действующей нормой существования системы государственной безопасности в целом.

Сегодня мы видим эволюцию отношений в вопросах средствах, способах и подходах в обеспечении и формировании системы военной безопасности, без ее совершенствования невозможно добиться главной цели - обеспечить государственную безопасность, стабильное международное и внутриполитическое положение Российской Федерации, ее суверенитет и территориальную целост-

Вартумян

Арушан

Арушанович

Федотов

Давид

Сергеевич

ность, защиту и реализацию национальных интересов с использованием как военных, так и не военных способов.

Для этого необходимы:

- разработка и последовательное проведение сбалансированных военно-политических мероприятий;

- повышение социально-экономического компонента военной безопасности;

- развитие и укрепление военно-технической составляющей организации государства исходя из реально существующих угроз;

- модерация зон конфронтации и постоянной напряженности в зоны стабильности и мирного разрешения всех вопросов конфликтного характера;

- постоянная защита и обеспечение безопасности международных проектов и инвестиций.

Выполнение вышеперечисленных факторов для функционирования и работы системы военной

безопасности позволит обеспечить комплексное взаимодействие всех компонентных элементов, составляющих систему государственной безопасности.

Для обеспечения военной безопасности России прежде всего необходимо реализовать единую государственную политику в этой области, совместное усилие всех органов государственной власти, концентрация, законное и рациональное использование выделяемых сил, средств и ресурсов. Для этого нужно привести цели и задачи военной организации общества, его численного, организационного и технического состава в соответствие с реальными потребностями для обеспечения военно-экономической безопасности и возможностей государства.

Исходя из сегодняшнего состояния системы военной безопасности Российской Федерации государству необходимо решить следующие задачи:

- создать эффективный механизм для мониторинга военно-политической ситуации в мировом сообществе;

- принять и выработать комплекс мер реально практического характера для предотвращения военных опасностей и угроз безопасности России;

- разработать четко регламентированные нормативно-правовые критерии и пороговые значения для военной безопасности;

- определить военно-технические параметры воинских формирований;

- контролировать реализацию и выполнение решений проблем быстрой и своевременной ликвидации и нейтрализации угроз военной направленности.

Внешнеполитические структуры должны осуществлять обоснованный, полностью себя исчерпывающий анализ и мониторинг положения России в мировом сообществе, оценивать возможные угрозы военной, политической и экономической безопасности, строить свою деятельность строить, основываясь на государственном, а не на конъюнктурном подходе в вопросах обеспечения безопасности.

Деятельность государственных органы, представляющих собой совокупность элементов системы военной безопасности, реагирующей на изменения военно-политической обстановки, возникновение военных опасностей и угроз, должна носить комплексный характер. Необходимо организовать деятельность законодательной и исполнительной власти в вопросах опасностей и угроз интересам Российской Федерации [1].

Также следует четко привести в соответствие деятельность всех элементов системы обеспечения военной безопасности и государства в целом, которая должна основываться:

- на построении четко структурированной системы централизованного руководства и управления всеми элементами войсковых компонентов в системе военной организации;

- оптимизации группировок войск в соответствии с уровнями военной безопасности России;

- увеличении уровня взаимодействия всех элементов военной системы безопасности.

Военное реформирование, проводимое в Вооруженных силах Российской Федерации, должно:

- оптимизировать структуру и организационно-численный состав органов военного управления, сбалансировать развитие его компонентов;

- свести к минимуму число министерств и ведомств, имеющих в своем составе военизированные формирования;

- совершенствовать вопросы и проблемы стратегического планирования, привести его к реально существующим потребностям оборонно-безопасностного компонента Российской Федерации;

- исключить не свойственные и не присущие предназначению военной организации государства функциональные задачи;

- совершенствовать систему боевой и мобилизационной готовности России;

- повысить эффективность системы оперативно-боевой подготовки;

- перейти на единую систему заказов вооружения и военной техники;

- обеспечить качественное, структурно-технологическое преобразование оборонно-промышленного комплекса;

- перейти на комплексно-единую систему тылового обеспечения военной организации государства;

- изменить общественно-социальный статус Вооруженных сил и военизированных формирований, осуществить полный переход на контрактную систему комплектования, обеспечить развитие военно-патриотического воспитания и повышение мотивационных факторов военной службы;

- совершенствовать нормативно правовую базу военной организации и ее взаимоотношений с гражданским обществом на основе демократических принципов.

Важно отметить то, что ведущую роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации играют Вооруженные силы, главной задачей которых является предупреждение, сдерживание и пресечение агрессии против государства. Поэтому основной задачей реформирования должно являться создание высокотехничной профессиональной армии. Все это позволит создать системный принцип строительства Вооруженных сил России, скоординировать деятельность государственных органов в вопросах безопасности.

Конечно, выполнение задач по вопросам реформирования военного компонента национальной безопасности определяется уровнем финансирования и должно быть взаимосвязано с макроэкономическим развитием России.

Крайне важно отметить, что преобразование военной организации России необходимо проводить после решения следующих задач:

- глубокого мониторинга и оценки окружающей военно-политической обстановки и определения положения Российской Федерации в современной системе мирового порядка;

- определения перспективных угроз безопасности России, связав их с военно-техническими возможностями государств, которые являются потенциальными противниками;

- определения цели, задачи и перспективы Вооруженных сил России в вопросах отражения внешней агрессии.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать выводы:

- система обеспечения военной безопасности должна быть комплексной, стать работающей системой, мгновенно реагирующей на все изменения, возникновения военных опасностей и угроз нашего государства;

- деятельность всех компонентов системы безопасности должна строиться на государственном (а не на конъюнктурном) подходе, направленном на увеличение ее роли в современном российском обществе;

- Совету безопасности Российской Федерации необходимо стать координационно-организационным органом всей системы обеспечения военной безопасности;

- следует упорядочить и проводить постоянное совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения военной безопасности с повышением качественной составляющей нормативно-правовых документов;

- необходимо привести в соответствие организационно-численную и материально-техническую составляющую Вооруженных сил РФ, с уровнем существующих военных угроз и особенностей сегодняшнего развития экономического компонента военной безопасности.

Важно отметить то, что России необходим комплексно-сбалансированный подход решения вопросов военной безопасности на южном стратегическом направлении. Важнейшей задачей должно являться сохранение территориальной целостности, препятствование внешнеполитическому вмешательству в регион путем эскалации проблем религиозного сепаратизма и терроризма.

Международные взаимоотношения имеют все более отчетливые тенденции и черты «многополярности», характеризующиеся стремлением США занять ведущую позицию в решении всех проблем международного характера, в том числе на южном стратегическом направлении. На южном стратегическом направлении имеются предпосылки к эскалации геополитической напряженности вооруженных конфликтов государств, которые хотят активно играть на международной арене самостоятельные роли.

Сегодня мы можем наблюдать то, что, НАТО трансформируется для ведения «войн будущего». Эта программа преобразования имеет свои истоки в высокотехнологичном американском видении войны с участием информационно-сетевых, модульных сил, частных военных сил (компаний), создавая точные эффекты в битве за пространства и территории. Американское видение военной трансформации также привнесено в новой военной доктрине, основанной на воздействии операций (ЕВО) [2, с. 41], которая включает в себя научное моделирование того, как военный потенциал может генерировать точные эффекты.

Разновеликость военных потенциалов соперничающих государств и незаконченность государственного формирования политической идентичности, а так же территориальное соперничество предопределяет высокий уровень напряженности на южном стратегическом направлении, где вооруженный конфликт, продолжает оставаться приоритетным средством защиты своих интересов, становясь постоянно присутствующим фактором. В связи с этим роль и значение военного фактора в обеспечения военной безопасности на южном стратегическом направлении, не только не ослабнет, но в целом ряде ситуаций возрастет.

Принятие в феврале 2013 года новой концепции внешней политики Российской Федерации не решает военных угроз безопасности России. Основные принципы внешней политики в целом «остаются неизменными [3].

С другой стороны мы можем предположить, что становление новой геополитической парадигмы Российской Федерации на южном стратегическом направлении будет сопровождаться активным внешнеполитическим противодействием целого ряда государств не только граничащих с регионом, но и находящимся в большой географической оторванности от него, но имеющих финансово-экономические и транспортно-энергетические приоритеты и цели, играющие на фоне активного обострения территориальных противоречий и притязаний.

Включение в «архитектуру» военной безопасности на южном стратегическим направлении помимо собственно военной компоненты частных военных компаний, структур раннего мониторинга и предупреждения военных угроз и опасностей, информационно-коммуникативной составляющей, обеспечивающей как сбор социально-политической информации, так и противодействие на российской территории «мягкой силы» будет способствовать оптимизации функционирования структурных компонентов, обеспечивающих военную безопасность России на южном стратегическом направлении.

Таким образом, система военной безопасности на южном стратегическом направлении нуждается в модернизации, в контексте новых геополитических вызовов и угроз, носящих непредсказуемый турбулентный характер.

Качественное отличие и несовершенство доктринально-стратегического компонента системы военной безопасности накладывает значительные препятствия на пути развития всей системы национальной безопасности нашего государства, создает предпосылки активизации внешних сил на южном стратегическом направлении, имеющих значительный перевес в качественном состоянии своих систем и организаций в области военно-стратегического и военно-технического потенциала.

Литература

1.Вартумян, А.А. Федотов, Д.С. Новый геополитический порядок Южного региона // Сборник научных статей: «Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа». Назрань: ИГУ, 2012. С. 205-213.

2. NATO 2020 'Assured Security; Dynamic Engagement. Analysis and Recommendations of the Group of

Experts on a New Strategic Concept for NATO. Brussels, 2010.

3. Мягкой силой. Путин представил новую концепцию внешней политики России [Электронный ресурс].

- Режим доступа: URL: http://lenta.ru/articles/2013/02/18/vpol/html. (дата обращения: 18.02.2013).

Vartumyan Arushan Arushanovich, Doctor of Political Sciences, Professor, Deputy Director for Research of the Institute of service, tourism and Design (Branch) NCFU in Pyatigorsk (56, pr. 40 October, Pyatigorsk, 357503, Russian Federation). E-mail: pragpu@mail.ru

Fedotov David Sergeevich, Ph.D., Head of the organization and planning of scientific work of the Branch Military Training and Research Center Force "VVA" (Krasnodar) (135, Dzerzhinsky, Krasnodar, 350005, Russian Federation). E-mail: pragpu@mail.ru

MODERNIZATION OF RUSSIA'S MILITARY SECURITY IN THE SOUTHERN STRATEGIC DIRECTION AS AN INDICATOR OF NATIONAL SECURITY

Abstract

This article analyzes the military doctrine of the Russian Federation on the southern strategic direction undertaken by the scientific outlook and objective assessment of the prospects of military threats to Russia's security. From the standpoint of national security presented scenarios for military transformation of NATO and the United States, which includes the scientific modeling of how the military capabilities can generate the exact effects.

Keywords: national security, military security, the southern strategic direction, military doctrine, geopolitical paradigm, the "war of the future," "multi-polarity".

References

1. Vartumjan, A.A. Fedotov, D.S. Novyj geopoliticheskij porjadok Juzhnogo regiona // Sbornik nauchnyh statej:

«Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kavkaza». Nazran': IGU, 2012. S. 205-213.

2. NATO 2020 'Assured Security; Dynamic Engagement. Analysis and Recommendations of the Group of Experts

on a New Strategic Concept for NATO. Brussels, 2010.

3. Mjagkoj siloj. Putin predstavil novuju koncepciju vneshnej politiki Rossii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

URL: http://lenta.ru/articles/2013/02/18/vpol/html. (data obrashhenija: 18.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.