УДК 681.518:[378.004.12:006.065]
ББК 74.584с51в63
С. А. Александрова, А. М. Лихтер, Д. И. Меркулов, А. М. Меркулова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
S. A. Aleksandrova, A. M. Likhter, D. I. Merkulov, A. M. Merkulova
MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION BASED ON THE PRINCIPLES ECONOMICAL PRODUCTION
Повышение качества образования является одной из приоритетных задач современной России. Применение принципов «бережливого производства», используемых на многих преуспевающих предприятия мира, в том числе и в «Тойота», в образовательном процессе может вывести его на более высокий уровень. Выбирая критерии качества выпускников образовательных учреждений, проектируют системы отбора оперативной информации и вырабатывают управляющие воздействия через цепочку обратной связи. В эту классическую схему мы привносим некоторые новшества менеджмента компании «Toyota», например «Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество». Образовательное учреждение - это очень сложный механизм, состоящий из десятков процессов, сложив результаты которых воедино получаем итоговый результат - высококлассного специалиста. Повышение качества образовательного продукта осуществляется на основе стандартизации учебно-методических документов по ряду образовательных программ и внедрения системы оперативного контроля за текущим состоянием соответствия «образовательного продукта» и «модели». Для реализации модернизированной схемы управления образовательным учреждением необходимо изменение всей нормативно-правовой базы и внедрение научно-учебно-производственных комплексов в учебный процесс.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления, бережливое производство, образовательное учреждение, качество образования, образовательный продукт, оперативный контроль.
Improvement of the quality of education is one of the priority problems of modem Russia. Application of the principles of the economical production used at many succeeding enterprises of the world including "Toyota Co", in the educational process can bring it to the higher level. Choosing the criteria of quality of graduates of the educational institutions, the systems of selection of operational information are designed and operating influences through a feedback chain are developed.
In this classical scheme we introduce some innovations of management of the Toyota company, for example "make a stop of production for the purpose of the solution of problems a part of production culture if this is demanded by the quality". The educational institution is a very difficult mechanism consisting of tens processes, having put their results, in common, one can get the total result of the high quality expert. Improvement of the quality of an educational product is made on the basis of standardization of educational and methodical documents on a number of educational programs and introductions of the system of expeditious control of the current state of compliance of "an educational product" and model". Implementation of the upgraded scheme of management by an educational institution requires change of all standard and legal base and introduction of scientific and industrial practice complexes into the educational process.
Key words: automated control systems, economical production, educational institution, quality of education, educational product, expeditious control.
Применение принципов «бережливого производства» в образовательном процессе учреждения - это одно из приоритетных направлений его развития и условий повышения качества подготовки выпускников. Любое образовательное учреждение является своего рода «фабрикой» по производству высококвалифицированных кадров, в которой реализуется та или иная система управления этим «производством», в связи с чем некоторые принципы «бережливого производства» вполне могут быть применимы к образовательному процессу. Здесь замечательно работают принципы втягивания и вытягивания - постоянное взаимодействие со школами, колледжами
и работодателями [1]. Использование принципов стандартизации в разработке учебных планов и учебно-методического обеспечения, а также внедрение оперативного контроля текущей успеваемости обеспечивают необходимое качество подготовки студентов.
Понятие «качество» применительно к образованию не может являться конечным результатом, это лишь средство, при помощи которого определяется соответствие конечного продукта определенному стандарту.
Общество в лице работодателя является заказчиком на «продукцию» образовательной сферы, которая, в свою очередь, должна удовлетворять эту потребность и при этом ориентироваться не на сиюминутный спрос, а осуществлять долгосрочный прогноз, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда. Особенно высокие требования предъявляются к качеству высшего образования, поскольку именно ему принадлежит особое место в структуре профессионального образования [2].
Сравнение системы оперативного управления технологическим процессом в классическом варианте с моделью, которая может быть построена на основе принципов «бережливого производства», приводит к следующим выводам: общие принципы текущего оперативного управления предусматривают следующие этапы:
1. Построение модели процесса.
2. Выбор критериев качества продукции.
3. Выбор критериев оптимального управления.
4. Разработка системы отбора оперативной информации о текущих параметрах процесса.
5. Создание информационно-измерительной системы для обработки, анализа оперативной информации и выработки управляющего воздействия.
6. Реализация текущего оперативного управления через цепочки обратной связи [3].
Таким образом, по классической схеме создание автоматизированной системы управления
(АСУ) начинается с построения модели, увязывающей входные и выходные параметры с «внутренними» характеристиками процесса управления, действующими на те или иные входные параметры (рис. 1).
Рис. 1. Структурная схема АСУ вуза
Далее, после выбора критериев качества продукции, формируются критерии оптимального управления (себестоимость, сроки изготовления и т. д.). В соответствии с этими критериями проектируется система отбора оперативной информации о текущих параметрах процессах, которая реализуется «в железе» в виде информационно-измерительной системы для обработки, анализа оперативной информации и выработки управляющего воздействия, поступающего на исполнительные механизмы через цепочки обратной связи [4]. Что же принципиально нового внесла компания «Тойота» в эту классическую схему?
Здесь, как нам представляется, можно выделить следующие основные моменты [5]:
1. Повышение роли человеческого фактора, принцип индивидуальной ответственности в сочетании с работой в команде.
2. Работа с людьми, воспитание «единомышленников», поощрение инициативы в сочетании с четкими «технологическими картами операций».
3. «Автономизация» в системе управления качеством, пошаговый принцип совершенствования продукции.
Рассмотрим более подробно, как реализуются эти положения в образовательном учреждении на примере пятого принципа менеджмента компании, который гласит: «Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество» [6].
Образовательное учреждение представляет собой сложную структуру с многочисленными входными и выходными параметрами, степень влияния которых на эффективность её функционирования может быть весьма различной. В первом приближении можно считать, что в ней происходят несколько одновременно идущих и дополняющих друг друга процессов, поэтому к образовательному учреждению возможно применить весьма успешный в технической кибернетике подход, согласно которому эти процессы рассматриваются независимо один от другого, а конечный результат получается как суперпозиция указанных процессов. Исходя из этого, можно решать задачу модернизации системы управления вузом и содержания отдельных сторон его деятельности последовательно, разрабатывая и внедряя проекты, основанные на принципах «бережливого производства». Одним из таких проектов является проект с рабочим названием «Модернизация структуры и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе на основе принципов «бережливого производства». Это позволит оптимизировать некоторые цепочки обратных связей в структуре управления и повысить эффективность образовательного учреждения в целом.
В начале обозначим некоторые проблемы, на наш взгляд, существенно влияющие на учебный процесс:
1. Несоответствие качества «исходного материала» (абитуриентов, зачисленных в вуз) и требований, предъявляемых к студентам при их аттестации в процессе учебы в вузе.
2. «Нестыковка» ФГОСов, учебных планов, программ и контрольно-измерительных материалов.
3. Значительные производственные потери, обусловленные «нестандартностью» учебных планов и, как следствие, программ учебных дисциплин.
4. Отсутствие системы текущего контроля параметров образовательного продукта (ОП) на каждом этапе.
5. Отсутствие условий для реализации в полном объеме требований к процессу создания ОП.
Как следует из анализа статистических данных, на протяжении многих лет отмечаются
постоянно действующие негативные факторы, существенно влияющие на эффективность учебного процесса в вузе. На некоторые из них, как, например, на «качество исходного материала», т. е. уровень подготовки абитуриентов, отдельное учреждение не может существенно повлиять, т. к. это выходит за рамки его компетенции, но снизить ущерб от этого можно с помощью комплекса мер, конечной целью реализации которых является повышение качества ОП на основе стандартизации учебно-методических документов по ряду образовательных программ и внедрения системы оперативного контроля за текущим состоянием соответствия ОП и модели.
Достижение поставленной цели проекта может происходить поэтапно, например следующим образом:
1. Разработка модели ОП.
2. Выбор схемы организации учебного процесса.
3. Выбор технологий и инструментов.
4. Выбор учебно-материальной, научно-исследовательской и производственной базы.
5. Расчет сметы разработки и реализации проекта.
6. Утверждение проекта [7].
Для учета таких входных параметров, как влияние потребностей рынка труда, содержание довузовской подготовки, состав группы разработчиков должен быть, согласно принципам «бережливого производства», следующим [7, 8]:
- главный инженер проекта;
- представители потребителя (топ-менеджеры промышленных, образовательных, научноисследовательских предприятий);
- представители кафедр университета;
- представители поставщиков (директора, завучи, учителя образовательного учреждения). Как же снизить «производственные издержки» и получить дополнительные временные
ресурсы для проведения мероприятий по повышению качества «исходного материала» и «образовательного продукта» в конечном итоге?
Одним из возможных вариантов может быть стандартизация учебных планов по направлениям (рис. 2).
Базовая часть
Информационно -математичес кое направление
Химико-биологическое направление
Инженерное
направление
Геолого -географическое направление
Бакалавры по направлениям
Магистры по направлениям
Надстройка
Научно -исследовааельская Дцсциплины Производствен ная
практика спеииллизации прутика
Квалиф
икационная
работа
Рис. 2. Стандартные модели учебных планов и внедрение системы «Андон» на каждом шаге реализации учебного плана
Сравнение текущих параметров ОП с модельными, заложенными в виде знаний, умений, навыков и компетенций, реализуется путем внедрения информационно-обучающих учебных комплексов, осуществляющих не только проверку текущих параметров ОП, но и, после соответствующего анализа «расхождения» с моделью, т. е. ошибок, устранение этого «брака» путем повторного выполнения задания. Дополнительное время для этого получается в результате объединения аудиторных занятий для ряда направлений с близкими по содержанию ФГОСами [9].
Конечно, реализация предложенной схемы модернизации (рис. 3) не является простой задачей. Она включат в себя изменение нормативно-правовой базы вуза (возможно, и не только вуза, создание научно-учебно-производственных комплексов, в состав которых входят и современная учебно-материальная база, аудитории и лаборатории, оснащенные стендами для моделирования процессов, связанных с деятельностью будущих специалистов, и соответствующими программными продуктами, т. е. по терминологии CDЮ1 - наличие образовательной среды. Логичен вопрос, нужны ли эти перемены, не лучше ли оставить все как есть?
1 Всемирная инициатива СЭЮ - международная группа ведущих университетов мира. Аббревиатура СЭЮ называет четыре основные стадии процесса создания и реализации интеллектуального продукта и расшифровывается как «Задумка - Реализация -Проектирование - Управление».
Рис. 3. Схема реализации проекта «Образовательный продукт»
Нам представляется, что перемены нужны, они необходимы, чтобы идти в ногу с быстро изменяющимся миром, ведь сфера образования - одна из самых консервативных систем. Вопрос состоит в другом - вектор перемен должен быть направлен на изменение содержания образовательного процесса, его актуализацию и автономизацию, причем функции управления должны быть приближены к самому образовательному процессу, переданы вниз, а управлять этими переменами, обеспечить их эффективность - это прерогатива менеджеров образовательного учреждения на современном этапе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихтер А. М. Модернизация образовательного процесса на основе принципов бережливого производства - Управление изменениями / А. М. Лихтер, Д. И. Меркулов. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2011. - С. 87-101.
2. Меркулова А. М. Реформы высшего профессионального образования России. Социологический анализ / А. М. Меркулова // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Уфа: Ред.-изд. центр Башкир. гос. унта, 2010. - С. 389-392.
3. Втюрин В. А. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Основы АСУТП / В. А. Втюрин. - СПб.: СПГЛА им. С. М. Кирова, 2006. - 153 с.
4. Булатов М. Ф. Модернизация образовательного процесса в вузе на основе принципов «бережливого производства» / М. Ф. Булатов, А. М. Лихтер, Д. И. Меркулов // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Приоритеты и интересы современного общества», г. Астрахань, 12-13 апреля 2010 г. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. - С. 75-79.
5. Лайкер Д. ДАО TOYOTA. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Д. Лайкер. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
6. Лайкер Д. Система разработки продукции в TOYOTA. Люди, процессы, технология / Д. Лайкер, Д. Морган. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 435 с.
7. Лихтер А. М. Модернизация структуры и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе на основе принципов «бережливого производства» / А. М. Лихтер, Д. И. Меркулов // Материалы регион. науч.-метод. конф., посвященной Году учителя, «Современная образовательная среда», г. Астрахань, 17-18 марта 2010 г. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. - С. 267-270.
8. Александрова С. А. Анализ факторов, влияющих на общепрофессиональные компетенции при проектировании автоматизированной системы управления образовательных процессом колледжа / С. А. Александрова, А. М. Лихтер // Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. - 2013. -№ 1. - С. 117-123.
9. Александрова С. А. Выбор критериев для автоматизированной системы управления образовательным процессом колледжа / С. А. Александрова, А. М. Лихтер // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. - № 1 (34). - С. 148-155.
REFERENCES
1. Likhter A. M., Merkulov D. I. Modernizatsiia obrazovatel'nogo protsessa na osnove printsipov berezhlivogo proizvodstva - Upravlenie izmeneniiami [Modernization of educational process on the basis of the economical production principles]. Astrakhan, Izdatel'skii dom «Astrakhanskii universitet», 2011, pp. 87-101.
2. Merkulova A. M. Reformy vysshego professional'nogo obrazovaniia Rossii. Sotsiologicheskii analiz [Reconstructions of higher vocational education in Russia. Sociological analysis]. Aktual'nye problemy sovre-mennoi nauki i obrazovaniia. Obshchestvennye nauki. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferent-sii s mezhdunarodnym uchastiem. Ufa, Redaktsionno-izdatel'skii tsentr Bashkirskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2010, pp. 389-392.
3. Vtiurin V. A. Avtomatizirovannye sistemy upravleniia tekhnologicheskimi protsessami. Osnovy ASUTP [Automated systems of management of technological processes. The basis of ASMTP]. Saint Petersburg: SPGLA im. S. M. Kirova, 2006. 153 p.
4. Bulatov M. F., Likhter A. M., Merkulov D. I. Modernizatsiia obrazovatel'nogo protsessa v vuze na os-nove printsipov berezhlivogo proizvodstva [Modernization of educational process in the universities on the basis of the economical production principles]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Pri-oritetyi interesy sovremennogo obshchestva», Astrakhan, 12-13 aprelia 2010 g. Astrakhan, Izdatel'skii dom «Astrakhanskii universitet», 2010, pp. 75-79.
5. Laiker D. DAO TOYOTA. 14 printsipov menedzhmenta vedushchei kompanii mira. Moscow, Biznes Buks Publ. 402 p.
6. Laiker D., Morgan D. Sistema razrabotki produktsii v TOYOTA. Liudi, protsessy, tekhnologiia [The system of production in TOYOTA. People, processes, technology]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2007. 435 p.
7. Likhter A. M., Merkulov D. I. Modernizatsiia struktury i soderzhaniia uchebno-metodicheskogo obe-specheniia obrazovatel'nogo protsessa v vuze na osnove printsipov berezhlivogo proizvodstva [Modernization of the structure and the content of the training and methodological complex of the educational process at the universities on the basis of economical production principles]. Materialy regional'noi nauchno-metodicheskoi konferentsii, posviashchennoi Godu uchitelia, «Sovremennaia obrazovatel'naia sreda», Astrakhan, 17-18 marta 2010 g. Astrakhan, Izdatel'skii dom «Astrakhanskii universitet», 2010, pp. 267-270.
8. Aleksandrova S. A., Likhter A. M. Analiz faktorov, vliiaiushchikh na obshcheprofessional'nye kompetent-sii pri proektirovanii avtomatizirovannoi sistemy upravleniia obrazovatel'nykh protsessom kolledzha [The analysis of factors influencing the general professional competencies at designing the automated system of management of the training process]. Prikaspiiskii zhurnal: Upravlenie i vysokie tekhnologii, 2013, no. 1, pp. 117-123.
9. Aleksandrova S. A., Likhter A. M. Vybor kriteriev dlia avtomatizirovannoi sistemy upravleniia obra-zovatel'nym protsessom kolledzha [Selection of the criteria for the automated system of management of the training process at the college]. Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura, 2013, pp. 148-155.
Статья поступила в редакцию 7.05.2013
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Александрова Светлана Александровна - Астраханский государственный политехнический колледж; методист отделения экстерната и дистанционного обучения; ASA2808@rambler.ru.
Aleksandrova Svetlana Aleksandrovna - Astrakhan State Polytechnical College; methodologist of the Department of External Studies and Distance Learning; ASA2808@rambler.ru.
Лихтер Анатолий Михайлович - Астраханский государственный университет; д-р техн. наук, доцент; зав. кафедрой «Общая физика»; Likhter@bk.ru.
Likhter Anatoliy Mikhailovich - Astrakhan State University; Doctor of Technical Sciences, Assistant Professor; Head of the Department "General Physics"; Likhter@bk.ru.
Меркулов Денис Иювинальевич - Астраханский государственный университет; канд. физ.-мат. наук; зав. лабораторией физики конденсированного состояния; merkul_d @mail.ru.
Merkulov Denis Iyuvienalievich - Astrakhan State University; Candidate of Physical and Mathematical Sciences; Head of the Laboratory of condensed physics; merkul_d@mail.ru.
Меркулова Алеся Михайловна - Астраханский государственный университет; ведущий инженер отдела эксплуатации программного обеспечения; Alesya_m-d@mail.ru.
Merkulova Alesya Mikhailovna - Astrakhan State University; Leading Engineer of the Department of Software Operation; Alesya_m-d@mail.ru.