Научная статья на тему 'Модернизация системы переподготовки учителей Чувашии в последней трети XX начале XXI в'

Модернизация системы переподготовки учителей Чувашии в последней трети XX начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова А. Л.

В статье представлен анализ работы Чувашского института образования по изучению, обобщению опыта и повышению квалификации учителей в республике и чувашской диаспоре. Описаны проблемы, с которыми столкнулась система переподготовки учителей в исследуемый период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of System of Teachers' Retraining at the Chuvash Institute of Education during the last thirty years of XX century and the beginning of XXI century

The article presents the analysis of the work of Chuvash Institute of Education concerning studying, generalization of experience and professional development of teachers in the republic and Chuvash

Текст научной работы на тему «Модернизация системы переподготовки учителей Чувашии в последней трети XX начале XXI в»

чит, ее легко повернуть на путь заблуждения. Это натура, обладающая преувеличенным сознанием, что имеет следствием неожиданное отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами. Важным духовным качеством представителя русского народа является способность любого человека к необъяснимому, внезапному падению, которое обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде6.

Таким образом, усилиями выдающихся православных педагогов во второй половине XIX в. в России была сформирована идеология наступательного религиозно-правового воздействия на население страны. Ее главной целью было воспитание населения страны в духе уважения к православной вере, поддержки правящего самодержавного режима и государственного патриотизма. Одними из наиболее важных направлений, сформулированных основоположни-

ками религиозно-нравственного воспитания, были борьба за нравственность народа и противодействие религиозному влиянию со стороны представителей старообрядчества, а также язычников и сектантов.

Практическое осуществление вышеназванных подходов в процессе организованной религиозно-правовой деятельности подтвердило их полную обоснованность и эффективность в условиях Среднего Поволжья.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Русский биографический словарь. М., 1908. Т. 1. С, 233.

2 Победоносцев К. П. Московский сборник / К. П. Победоносцев ; перепад, под ред. С. Л. Фир-сова. СПб., 1896. С. 6.

3 Там же. С. 80.

4 См.: Ильминскчй Н. И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае / Н. И. Ильминский. СПб., 1886,. С. 5.

5 Там же. С, 6.

6 См.: Рачинекий С. А. Заметки о сельских школах / С. А. Рачинекий. СПб., 1883. С. 19.

Поступила 28.08.06.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЧУВАШИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

А. Л. Ефимова, аспирант кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

В статье представлен анализ работы Чувашского института образования по изучению, обобщению опыта и повышению квалификации учителей в республике и чувашской диаспоре. Описаны проблемы, с которыми столкнулась система переподготовки учителей в исследуемый период.

Трудоемкая и многогранная учебно-воспитательная деятельность требует от учителей регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Причем в этом нуждаются не только молодые, начинающие, но и опытные педагоги, проработавшие в школе много лет. Ведь учитель всегда должен удовлетворять растущим запросам школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в обучении и воспитании детей, если надеяться только на ранее заученные пе-

дагогические правила и методические приемы.

Бесспорно, важными формами повышения квалификации являются самообразование, участие в работе методических объединений учителей и, конечно же, переподготовка и повышение квалификации путем прохождения соответствующих курсов.

Важную роль в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта учителей Чувашии в ис-© А. Л. Ефимова, 2006

следуемый период играл Чувашский институт усовершенствования учителей (ЧИУУ), в 1993 г. преобразованный в Чувашский республиканский институт образования (ЧРИО).

Работники ЧИУУ, выезжая в районы республики, посещали школы и уроки с целью выявления лучших учителей, удачных приемов и методов, применяемых при организации учебно-воспитательного процесса. По рекомендации сотрудников института и с их помощью учителя описывали свой опыт работы. Так накапливался материал, который использовался при подготовке докладов, выставок, статей в газетах и сборниках, отдельных брошюр. Ряд учителей на основе своего опыта написали работы, заслуживающие серьезного внимания, которые частично были опубликованы или озвучены на педагогических чтениях.

Успешное выполнение программы восьмилетнего всеобуча в стране способствовало введению всеобщего среднего образования с планомерным переводом средней школы на новые учебные планы и программы1. Эту работу предполагалось осуществить в два этапа. На первом этапе (1966—1970 гг.) предусматривалось постепенное введение всеобуча., а на втором (1971—1975 гг.) — полное обеспечение всеобщего среднего образования.

В 1966/67 учебном году в Чувашии также начался переход к всеобщему среднему образованию. Произошли заметные структурные изменения в системе образования. Общее количество общеобразовательных школ всех видов сократилось на 67 ед. при одновременном увеличении численности обучающихся на 28,7 тыс. Заметно меньше стало начальных и восьмилетних школ, а количество средних увеличилось с 203 до 251К 1975 г. число средних школ достигло 284, в них полное образование получили 74,3 % учащихся3. К 1979 г. всеми формами среднего образования были охвачены 99,8 % окончивших 8 классов4.

К указанному времени в республике при ЧИУУ сложилась устойчивая и эффективная система повышения квалификации учителей. Было налажено сотрудничество института с главным педагогическим вузом — ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, где с 1970 г. начал действовать факультет повышения квалификации руководителей школ с трехмесячным сроком обучения по 420-часовой программе. С 1973 г. факультет перешел на двухмесячный срок обучения (280-часовую программу). Директора сдавали зачеты и экзамены по педагогике, психологии, основам школоведения, трудовому законодательству, правилам техники безопасности и производственной санитарии.

Заместители директоров и организаторы воспитательной работы проходили переподготовку в ЧИУУ. Здесь же повышали свою квалификацию на месячных курсах, инструктивных семинарах^ семинарах-практикумах учителя-предметники, учителя начальных классов русских школ. Для организации такой работы институту предоставлялись помещения для занятий, общежития. Широко практиковались выездные районные курсы сроком на один месяц. Только за период с 1966 по 1970 г. курсовую подготовку в институте прошли 14 070 учителей. В октябре 1971 г. при Канашском педагогическом училище было открыто отделение переподготовки учителей начальных классов чувашских школ с месячным сроком обучения по 160-часовой программе5.

Институт оказывал необходимую помощь средним специальным учебным заведениям в организации научно-мето-дической работы по повышению квалификации преподавательских кадров. В 1972 г. в ЧИУУ была введена курсовая подготовка преподавателей общеобразовательных дисциплин средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ.

Основными принципами работы института стали плановость, обязательность, систематичность, непрерывность

повышения квалификации на протяжении всей трудовой деятельности.

В 1971 г. в институте работали 15 кабинетов. Среди его сотрудников были 29 чел. с высшим образованием и 1 кандидат наук. Для проведения занятий со слушателями привлекались также преподаватели вузов Чувашии.

В городах и районах при непосредственном участии методистов ЧИУУ были созданы базовые школы для пропаганды и внедрения кабинетной системы.

Выполняя социальный заказ общества, институт шел в ногу со временем, реагируя на все изменения в системе образования. Так, в первой половине 1970-х гг. произошли изменения в системе начального обучения. Вместо 4-лет-него оно стало 3-летним. Завершался переход на новые программы и учебники в старших классах, поэтому возникла необходимость серьезно повысить квалификацию учителей всех специальностей. В ЧИУУ стали обращать особое внимание на переподготовку учителей начальных классов, русского языка и литературы, так как по их предметам содержание обучения подверглось наиболее существенным изменениям. За период с 1971 по 1973 г. месячные курсы прошли 10 477 работников просвещения6.

Начиная с 1984 г. в Чувашии, как и в целом по стране, была предпринята новая попытка реформы школы, изложенная в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Именно тогда институт стал центром не только методической, но и научной работы учителей. Повышалась эффективность курсовых мероприятий, оказывалась помощь руководителям школ, учителям в их практической деятельности. Улучшалась работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Для этого был организован специальный кабинет. Постоянно действовала выставка работ лучших учителей, активно работал совет ЧИУУ.

В 1985/86 учебном году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР во всех средних учебных заведениях страны был введен курс «Основы информатики и вычислительной техники». В связи с этим в институте образования в августе 1986 г. был создан кабинет информатики и вычислительной техники, оснащенный 7 ЭВМ. Для проведения практических занятий по курсу с учащимися сельских школ был оборудован передвижной кабинет ЭВТ.

За период 1986—1988 гг. в институте были открыты 4 кафедры: общественных наук, педагогики и психологии, чувашского и русского языков. Создан республиканский музей народного образования. Построены новое административное здание института, общежитие для учителей, приехавших для прохождения курсов повышения квалификации.

С началом политики перестройки в стране, реформирования школьной системы произошли изменения и в системе переподготовки учителей. В 1991 г. приказом Министерства просвещения ЧАССР Чувашский институт усовершенствования учителей был ликвидирован и на его базе был создан Чувашский республиканский институт повышения квалификации работников образования, в 1993 г. преобразованный в Чувашский республиканский институт образования.

ЧРИО с честыо выполнил возложенные на него задачи по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Он стал центром методической и научной работы учителей. Повысилась эффективность курсовых мероприятий, руководители школ, учителя стали получать квалифицированную помощь. Улучшилась работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

С 90-х гг. XX в., в связи с началом возрождения национальной культуры, в школах чувашской диаспоры вновь стали открываться классы, где обучение велось на чувашском языке. С принятием Закона ЧР «О языках в Чувашской Рес-

публике» в октябре 1990 г. в сложившейся здесь языковой ситуации произошли заметные положительные перемены: чувашское население независимо от места проживания получило возможность обучать своих детей родному языку Постепенно возобновилось преподавание родного языка в школах чувашской диаспоры.

Республиканская программа по реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике на 2003—2007 годы и на период до 2012 года» нацелена на оказание помощи чувашской диаспоре в регионах России и странах СНГ в подготовке педагогических кадров, работников культуры для чувашских национальных школ и учреждений культуры в регионах РФ, в повышении их квалификации. Одной из целей программы является издание книг на чувашском языке и обеспечение ими библиотек и школ на основании договоров с субъектами Российской Федерации.

Любая образовательная система основывается на понятии «национальная школа», и любой народ сохраняет себя только благодаря этнической системе воспитания. Реализация Законов ЧР «О языках», «Об образовании», Президентской программы «Новая школа» позволила закрепить достижения чувашских национальных школ, сделать новые шаги по пути их развития, внедрить чувашский национальный компонент в содержание обучения и воспитания учащихся.

Сохранению национальной культуры и самобытности народов, проживающих в республике, способствуют 10 республиканских и 8 муниципальных национально-культурных общественных формирований. В регионах России функционируют 55 чувашских общественно-культурных центров и автономий, в местах компактного проживания чувашского населения — 305 школ7.

Улучшаются условия подготовки и переподготовки педагогических кадров. Еще в 1989 г. было восстановлено чуваш-

ское отделение в Тетюшском педагогическом училище. В г. Ульяновске функционирует филиал ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Профессиональная подготовка учителей чувашского языка и литературы возобновилась в 1990-е гг. в Стерлита-макском педагогическом институте на чувашском отделении, подготовка учителей начальных классов — в Белебеев-ском и Стерлитамакском педагогических училищах. В Республике Татарстан, в Казанском педагогическом университете и Чистопольском педагогическом училище, открыты чувашские отделения.

В последние годы при активном участии института образования и Министерства образования Чувашской Республики и в условиях взаимодействия с органами образования субъектов Российской Федерации заключены соглашения о сотрудничестве в сфере образования с республиками Башкортостан, Коми, Татарстан, Удмуртской, с областями Кемеровской, Самарской, Тюменской, Ульяновской.

Особенно тесные связи установились между институтами образования Чувашии и Башкортостана. Этому объективно способствует большая чувашская диаспора, проживающая в Башкортостане. Министерства двух республик заключили соглашение о сотрудничестве, которое действует уже 7 лет и имеет конкретное наполнение. Выпускники чувашских школ Республики Башкортостан зачисляются вне конкурса на факультеты чувашской филологии вузов Чувашии. На уровне школ диаспоры постоянно проводятся олимпиады по языку и литературе. Более 100 учителей чувашской диаспоры прошли переподготовку в Чувашском республиканском институте образования. В Белебее открыта первая чувашская гимназия. Приятно отметить, что в 2003 г. на конкурсе «Лучший учитель года Башкортостана-2003» победителем стал представитель чувашской диаспоры Анатолий Яковлев, директор Кожай-Семеновской средней школы Ми-якинского района8.

Таким образом, сегодня Чувашский республиканский институт образования предпринимает реальные шаги, направленные на повышение эффективности работы по оказанию помощи в изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта учителям республики, в целом образовательным учреждениям Чувашии и диаспоры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. док. 1917—1973. М., 1973. С, 220.

х См.: Егоров Н. Е. Развитие общеобразовательной школы / Н. Е. Егоров, Т. С, Сергеев // Из истории культуры Чувашской Республики. Вып. 1. 1917—1985. Чебоксары, 1992. С. 29.

3 См.: Петров А. П. Ко всеобщему среднему образованию / А. П. Петров, Г. С. Сидоров Н Чувашской АССР — 60 лет. Чебоксары, 1980. С. 215.

4 См.: Ефимов Л. А. Школы Чувашского края в XIX—XX вв. / Л. А. Ефимов. М., 2003. С. 38.

5 См.: Данилов В. Д. Чувашскому институту образования — 65 лет / В. Д. Данилов. Чебоксары, 1999. С. 13.

" 'Гам же. С. 14.

7 Текущий архив Института образования Чувашской Республики.

8 Республика. 2003. 25 марта.

Поступила 21.06.06.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОРДОВСКОМ КРАЕ В 1890—1910-х гг.

Т. И. Килъдюшкина, соискатель отдела истории НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ

В статье на примере нескольких уездов Пензенской губернии, вошедших впоследствии в состав Мордовии, прослеживается история создания и развития на рубеже XIX—XX вв. таких форм внешкольного образования, как воскресные народные чтения и библиотеки-читальни. Эти формы сыграли исключительно важную роль в деле просвещения народа в указанный период.

Всеобщая неграмотность российского крестьянства и городских низов в XIX в. породила новые народные формы просвещения как взрослых, так и детей. Одной из таких форм стало проведение воскресных чтений. Губернские и уездные земства, не имевшие возможности удовлетворить желание безграмотного народа в познании окружающего мира, поддерживали, а позднее и поощряли сельских учителей — организаторов чтений.

Чтения проводились с разрешения Министерства внутренних дел и дирекции народных училищ той или иной губернии. На уездных исправников возлагалась ответственность за такие мероприятия, о каждом из них требовалось докладывать губернатору. О благонадежности лиц, проводивших чтения, сообщалось руководству народных училищ. В Государственном архиве Пензенской

области отложился документ, представляющий собой список лиц, которые изъявили желание принять участие в чтениях, за 1903 г. В нем только по Саранскому уезду значились: в Трофимовском училище — священник Ф. Курышев и учительница А. Кудрявцева, Ромоданов-ском — учительница Н. Усова, Атемар-ском — учитель Н. Ашмарин, в Кочку-ровском училище — учитель Г. Вечку-тов. Кроме того, выразили согласие на участие в чтениях для рабочих Саранского винного склада имевшие на то разрешение помощник акцизного надзирателя Н. Ю. Гофман, земский врач И. И. Кубанцев, помощник податного инспектора по уезду А. А. Рейхмут, инспектор Саранского городского училища И. 3. Карачарский, преподаватель того же училища А. Г. Кочкин, а также не имевшие разрешения помощник акцизного надзирателя М. В. Иванов, контролер

© Т. И. Кильдюшкина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.