Научная статья на тему 'Модернизация системы администрирования налога на добавленную стоимость'

Модернизация системы администрирования налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СИСТЕМА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДС / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / THE VALUE-ADDED TAX / PERFECTION / SYSTEM OF ADMINISTRATION OF THE VAT / TAX LOADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков В. А.

Обосновывается необходимость реформирования существующей системы администрирования налога на добавленную стоимость, охарактеризованы основные направления, по которым уже произошло реформирование налога, и рассмотрены предполагаемые направления совершенствования в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of reforming of existing system of administration of the tax to the added cost is proved, the basic directions on which there was a reforming the tax are characterized, and prospective directions of perfection in the future are considered.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы администрирования налога на добавленную стоимость»

УДК 336.226.322:336.225:005.591.6

В.А. Гладков, заместитель начальника отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области (Россия, Смоленск, ИФНС России № 6)

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Обосновывается необходимость реформирования существующей системы администрирования налога на добавленную стоимость, охарактеризованы основные направления, по которым уже произошло реформирование налога, и рассмотрены предполагаемые направления совершенствования в будущем.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, совершенствование, система администрирования НДС, налоговая нагрузка.

В рыночных условиях хозяйствования со стороны органов государственной власти возникает естественная необходимость регулирования экономики, доказанная еще в 30-х годах XX в. крупным английским уче-ным-экономистом Дж. Кейнсом. Одним из основных государственных инструментов регулирования экономики является налоговая политика. Осуществление налоговой политики обеспечивается через систему налогового администрирования.

Однако, несмотря на все усилия правительств и ученых развитых европейских стран, не каждое европейское государство отличается отлаженной налоговой политикой и действенными механизмами ее реализации. И связано это в первую очередь с тем, что рыночная система непрерывно развивается и соответственно инструменты налоговой политики не только развивают, но и совершенствуют.

Налоговая нагрузка в части отчислений налога на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС) в федеральный бюджет значительно отличается в разрезе субъектов Российской Федерации и колеблется в диапазоне от 4 до 23 % по отношению к валовому региональному продукту. Более 60 % поступлений НДС в федеральный бюджет приходится на 8-10 регионов и около 40 % — на остальные субъекты РФ.

Это объясняется, прежде всего, большой дифференциацией субъектов Российской Федерации по уровню и условиям социальноэкономического развития: существенными различиями в экономическом потенциале, отраслевой структуре хозяйства, интенсивности региональных и межрегиональных потоков товаров, финансовых ресурсов и услуг и т. д. В настоящее время движение финансовых потоков сосредоточилось в основном в центральных регионах, что связано с внутрикорпоративными интересами крупных налогоплательщиков, предопределившими концентра-

цию денежных средств в финансовых центрах России, и с недостаточным развитием банковского сектора в регионах.

Сложившаяся система учета и контроля не обеспечивает в должной мере полноту поступления НДС в бюджет, поскольку допускает возможность применения налогоплательщиками схем ухода от обложения и необоснованного возмещения из бюджета.

Поэтому проблемы научного обоснования и практического применения методик учета и контроля, способствующих полноценному пополнению федерального бюджета за счет поступлений НДС, приобретают наибольшую значимость.

Таким образом, в настоящее время вопрос разработки моделей учета и контроля, позволяющих обеспечить полноту поступления НДС в бюджет, становится особенно актуальным.

Реформирование существующей системы налогообложения в России стало весьма продуктивным в начале 2000-х годов. Одна из главных причин, активно поспособствовавших этому процессу — общая стабилизация экономики страны. Стало возможным перейти от решения сиюминутных проблем к глобальным вопросам, и в первую очередь к вопросу совершенствования системы администрирования налогов и, в частности, НДС. Переоценить значимость налогов для экономики страны невозможно. Потому реформирование налога на добавленную стоимость (объективно, главного налога как на уровне бюджета страны, так и на уровне самой налоговой системы) привлекает к себе пристальное внимание представителей различных научных сообществ и тех, кто на практике внедряет предложенные изменения в законодательство о налогах и сборах.

В силу того, что налог на добавленную стоимость, как уже говорилось выше, является главным для бюджета страны, любые изменения, связанные с администрированием этого налога, необходимо производить чрезвычайно осторожно, так как последствия могут быть весьма печальными для государства и налогоплательщиков. Далее охарактеризуем основные направления, по которым уже произошло реформирование налога, и рассмотрим предполагаемые направления совершенствования в будущем.

Модернизация НДС проводилась по следующим направлениям:

- приближение основных понятий и структуры законодательства о НДС к международным требованиям: введение понятий «место реализации товаров и услуг», «нулевая ставка», прочих стандартных для НДС технических понятий;

- включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;

- введение режима освобождения от обязанностей плательщика

НДС;

- взимание НДС на основании метода начислений, когда момент возникновения налоговых обязательств (как и момент возникновения права на налоговый вычет) определяется как наиболее ранняя из дат: день получения (выставления) счета-фактуры, день получения (осуществления) оплаты, день отгрузки (получения) товара;

- переход к единым территориальным правилам при взимании НДС: взимание налога по ставкам страны назначения товаров вне зависимости от страны-внешнеторгового партнера;

- предоставление права на налоговый вычет при осуществлении капитального строительства в момент осуществления расходов и отказ от принятия к вычету указанных сумм в момент постановки на учет соответствующих объектов основных средств;

- переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой налоговой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0%, и прочим операциям.

С учетом вышесказанного, можно утверждать, что реформирование системы администрирования НДС проводится успешно. Данный тезис также подтверждается и статистическими показателями.

И все же в настоящее время система администрирования НДС не идеальна. Можно говорить о различных направлениях совершенствования налога. Далее остановимся на наиболее перспективных направлениях реформирования системы налогообложения НДС.

К числу наиболее значимых перспективных направлений реформирования налога можно отнести следующие:

1. Упорядочение возмещения НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки

Возмещение НДС при превышении сумм налоговых вычетов над начисленными суммами налога является ключевым для обеспечения эффективности его функционирования. Невозможность получения налогоплательщиками, полностью исполняющими требования налогового законодательства, возмещения НДС из бюджета приводит к значительной потере ресурсов, в связи с чем появляются стимулы к оптимизации затрат с точки зрения уплачиваемого поставщикам налога и подрывается конкурентоспособность экспортно ориентированных секторов экономики.

В то же время возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений со стороны как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

С 01 января 2007 г. осуществлен переход к уведомительному порядку возмещения НДС, при котором не предполагается обязательное представление в налоговые органы отдельной налоговой декларации при реализации товаров с применением налоговой ставки 0 %. Налогоплательщик не освобождается от представления документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, однако документы представляются не каждый

раз по окончании налогового периода. Налоговые органы вправе проводить камеральную проверку, в ходе которой такие документы должны быть представлены.

В целях дальнейшего совершенствования процедур возмещения НДС из бюджета при применении налоговой ставки 0 % специалистами обсуждается вопрос о перечне документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. При этом учитывается, что данное право налогоплательщика обусловливается фактом потребления товаров за пределами РФ, т. е. для подтверждения применения нулевой ставки необходимо прежде всего подтвердить факт вывоза товара за пределы таможенной территории России в режиме экспорта, что означает сокращение соответствующего перечня документов. Однако представляется, что такое решение возможно только после апробации и внедрения автоматизированных информационных методов налогового контроля (например, введения специального реестра таможенных деклараций, представление которых экспортерами допускается при вывозе товаров и которые должны содержать сведения о фактически вывезенных товарах с отметками таможенных органов).

2. Введение системы регистрации лиц в качестве плательщиков НДС

Суть регистрации состоит в том, что организации и индивидуальные предприниматели не будут по умолчанию признаваться плательщиками НДС с момента государственной регистрации. Возможно создание системы регистрации, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера плательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые в счете-фактуре.

Целесообразно размещение реестра плательщиков НДС в общедоступных информационных ресурсах (например, в сети Интернет). В то же время необходимо, чтобы регистрация в качестве плательщика НДС была обязательной для организаций и индивидуальных предпринимателей, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую законодательно определенную величину. Такая величина может быть установлена в пределах применяющихся в настоящее время критериев освобождения от обязанностей плательщика НДС, а также объема выручки от реализации, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения. Для налогоплательщиков, объем выручки которых не превышает установленную предельную величину, регистрация в качестве плательщиков НДС должна являться добровольной.

Введение специальной регистрации лиц в качестве плательщиков НДС позволит предотвратить возникновение ситуаций, когда при выявлении в результате налоговой проверки факта предъявления покупателю НДС лицом, не являющимся налогоплательщиком (освобожденным от налогообложения), налоговые органы отказывают покупателю в праве на применение соответствующего налогового вычета.

Регистрация плательщиков НДС должна позволять проводить дополнительную проверку достоверности сведений, представляемых налогоплательщиком, с целью недопущения неправомерной ликвидации без выполнения налоговых обязательств.

3. Внедрение современных автоматизированных методов контроля

НДС

В рамках данной задачи необходимо обеспечить налоговые органы информацией о пересечении границы товарами, вывозимыми в режиме экспорта, а также более оперативный и эффективный обмен информационными потоками с финансово-кредитными учреждениями. Введение в действие подобной автоматизированной системы позволит значительно снизить нагрузку на налогоплательщиков с точки зрения представляемых документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки НДС.

4. Предупреждение ухода налогоплательщиков от обложения НДС по следующие направлениям:

- организация многоступенчатой перекупки товаров на территории Российской Федерации и учет товаров по завышенным ценам, приводящие к искусственному увеличению входного НДС и способствующие неоправданному росту расходов федерального бюджета на выплаты, связанные с возмещением сумм НДС, с последующей реализацией продукции по низким ценам;

- поставка за пределы территории Российской Федерации сырьевых ресурсов России, учтенных как готовые продукты после проведения минимальной технологической обработки, либо промышленных товаров при учете их по завышенной фактурной стоимости;

- непосредственное участие банков в проведении операций по движению денежных средств экспортера и его контрагента по сделке при отсутствии сформированного источника к возмещению из федерального бюджета. При этом наблюдается специализация корреспондирующих между собой банков по клиентской базе участников экспортной сделки (экспортеры, иностранные покупатели, заимодавцы — в одном банке, поставщики — в другом банке, комиссионеры — в третьем банке). В ряде случаев валютная выручка экспортера от иностранного покупателя в Российский банк фактически не поступает, движение денежных средств имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются на короткое время у банка или одного из участников экспортной сделки, оплата осуществляется с рублевых счетов, на которые деньги зачисляются посредством выдачи займов, векселей ит. д.;

- отлаженная система документооборота между участниками экспортной сделки на каждом отдельно взятом этапе сделки, оформленная в соответствии с требованиями учетных процедур, что позволяет по формальным признакам удовлетворить требованиям по обоснованию правомерности применения недобросовестными налогоплательщиками льготно-

го налогообложения по экспорту продукции при отсутствии в ряде случаев самого экспорта товаров.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить тот факт, что в настоящее время проблемы администрирования налога на добавленную стоимость лежат также не только в плоскости законодательства о налогах и сборах, но и в сфере методов налогового администрирования, порядка регистрации лиц в качестве плательщиков НДС и налогового контроля, где немаловажное значение среди прочих имеет ставший популярным «человеческий фактор». Следовательно, последующее реформирование НДС нужно производить с учетом последствий предыдущих реформ (причем не только в сфере налогового законодательства), чтобы действия, осуществляемые органами законодательной и исполнительной власти, не нанесли урон существующей системе налогообложения и достигнутому уровню собираемости налогов в бюджет.

V.A.Gladkov

Modernization of system of administration the tax to the added cost Necessity of reforming of existing system of administration of the tax to the added cost is proved, the basic directions on which there was a reforming the tax are characterized, and prospective directions of perfection in the future are considered.

Key words: the value-added tax, perfection, system of administration of the VAT, tax loading.

УДК 331.582

Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, (4872)47-12-78,

N SOROKINA@tula.net, (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА

Представлен подход к целеполаганию, основанный на принципах научного познания и позволяющий определить место каждой цели в процессе управления наращиванием трудового потенциала региона с учетом имеющихся ресурсов и возможности их привлечения извне.

Ключевые слова: наращивание трудового потенциала региона, цели управления, принципы научного познания, стратегическоеуправление

Приоритетным направлением развития российской экономики в по-сткризисный период провозглашена модернизация, призванная обеспечить долгосрочный сбалансированный рост социально-экономического потенциала страны и ее отдельных регионов.

Реализация стратегии модернизации предполагает создание условий для наращивания трудового потенциала региона, под которым следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.