Научная статья на тему 'Модернизация предпринимательских отношений в условиях кризиса'

Модернизация предпринимательских отношений в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА / ENTERPRISE RELATIONS / MODERNIZATION / TECHNOLOGICAL WAY / SOCIAL SPHERE / CRISIS OVERCOMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутик Александр Борисович, Миллер Александр Емельянович

Раскрыты особенности модернизации предпринимательских отношений в условиях кризиса. Обоснована роль технологических укладов в развитии предпринимательской деятельности. Предложены ключевые направления модернизационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE ENTERPRISE RELATIONS IN THE CONDITIONS OF CRISIS

The article reveals features of modernization of the enterprise relations in the conditions of crisis, proves the role of technological ways in development of business activity and offers the key directions of modernization processes.

Текст научной работы на тему «Модернизация предпринимательских отношений в условиях кризиса»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 1. С. 129-1Э6.

УДК 658(075.8)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА1 MODERNIZATION OF THE ENTERPRISE RELATIONS IN THE CONDITIONS OF CRISIS А.Б. Крутик A.B. Krutic

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

А.Е. Миллер A.E. Miller

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Раскрыты особенности модернизации предпринимательских отношений в условиях кризиса. Обоснована роль технологических укладов в развитии предпринимательской деятельности. Предложены ключевые направления модернизационных процессов.

The article reveals features of modernization of the enterprise relations in the conditions of crisis, proves the role of technological ways in development of business activity and offers the key directions of modernization processes.

Ключевые слова: предпринимательские отношения, модернизация, технологический уклад, социальная сфера, преодоление кризиса.

Keywords: enterprise relations, modernization, technological way, social sphere, crisis overcoming.

Институциональные изменения в экономике России актуализировали проблемы модернизации предпринимательских отношений, развитие которых переросло в одну из острых проблем общественного развития. Назрела необходимость создания научно обоснованной концепции развития предпринимательских отношений в современной конкурентной среде, а также определения адекватных наборов управляющих и управляемых параметров, регулирующих экономическое поведение предпринимательских субъектов, выступающих в качестве объекта предпринимательского управления.

Одна из ключевых идей данной работы связана с тем, что концепция модернизации предпринимательских отношений, понимаемая как развитие предпринимательства во всех его формах функционирования, должна обеспечить их успех на конкурентном рынке. Данная концепция включает следующий обязательный набор базовых системообразующих характеристик предпринимательских структур любого размера: его культуру, стратегию, структуру, организацию, ключевые возможности («ключевые факторы успеха»), организационный климат.

Между тем следует подчеркнуть, что истинно конкурентная экономика характеризуется следующими параметрами:

• превышение эффективности основного производственного капитала над эффективностью торгового или финансового путем осуществления инвестиций в производственный сектор, а не аккумуляции денежных средств в постоянно нарастающих масштабах финансового сектора и свойственных ему авантюрных финансовых пирамидах и т. д.;

• наращивание объемов производства путем активизации кредитных отношений в данной сфере;

• порядок в осуществлении взаиморасчетов предприятий друг с другом и государством.

Обобщая тенденции развития технологических укладов в экономике страны, становится очевидным, что практически все новые технологические уклады, серьезно изменившие мировую экономику, имели ряд общих закономерностей своего развития. Принципиальное отличие современного шестого технологического уклада от всех известных ранее прецедентов бурного роста передовых секторов состоит в гипертрофированном удельном весе конкурентной экономики по сравнению с ее реальным вкладом в экономику и благосостояние. В силу этого ее развитие угнетающим образом сказалось на остальных отраслях эконо-

Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания высшим учебным заведениям в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.

© А.Б. Крутик, А.Е. Миллер, 2014

мики, которые безуспешно пытались конкурировать с ней за ресурсы.

На фоне данных экономических факторов глобального порядка положение предпринимательских отношений можно оценить как кризисное. Данное заключение авторы делают на основе анализа следующих факторов.

Во-первых, исследование состояния важнейших ресурсных рынков позволяет констатировать, что российский предприниматель сталкивается с отсутствием широкой информации о ресурсах, порядке и условиях доступа к ним; с недостаточной степенью конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов; усложненностью доступа к ресурсам; с нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот.

Во-вторых, состояние финансового рынка, характеризующееся отсутствием стабильности, частыми изменениями процента рефинансирования, а также осторожностью банков в предоставлении предпринимательским структурам (особенно малым) кредитов и требовании высоких процентов, отнюдь не способствует укреплению позиций предпринимательского сектора.

В-третьих, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес, не позволяют ему находить и качественно обслуживать те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.

В-четвертых, хаотичность информационного рынка, дороговизна и низкое качество предоставляемой информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность.

Отрицательно влияют на развитие предпринимательских отношений несовершенство налогового законодательства, ограниченность налоговых льгот. Весьма серьезны проблемы, связанные со слабостью налогово-информационного обеспечения, усложненной процедурой регистрации, высокой арендной платой за офисы и производственные помещения, землю. Неэффективна система рассмотрения исков в арбитраже и др.

Субъекты предпринимательских отношений находятся в еще более трудном положении: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения предпринимательских структур на рынке; существенна зависимость от крупных компаний; имеют место недостатки в управлении собственным

делом; слаба компетентность руководителей; повышена чувствительность к изменениям условий хозяйствования; велики трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; высока неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Мониторинг процессов развития предпринимательских отношений в последние годы подводит к двум основным выводам:

1. Изменение макроэкономических условий почти не повлияло на структуру предпринимательских структур. Структуры малого предпринимательства, заняв свою нишу на торговом «поле», так и продолжают развиваться в основном на нем, остающемся наиболее высокодоходным видом коммерческой деятельности. Структуры производственного предпринимательства находятся в невыгодном положении. Появились признаки замедления поступательного процесса в секторе малой экономики.

2. Успешное развитие предпринимательских отношений невозможно без целенаправленной государственной поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.

Развиваясь под воздействием общей макроэкономической политики, предпринимательские структуры объективно требуют специальных мер государственной поддержки и стимулирования, поскольку являются мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами. Однако сегодня развитие предпринимательских отношений тормозится неадекватной налоговой политикой, преступностью и отсутствием личной безопасности и защиты частной собственности со стороны государства, политической нестабильностью.

Между тем устойчивый экономический рост требует создания соответствующих макроэкономических условий, включающих снижение процентных ставок, формирование механизмов кредитования производственной деятельности, устранение ценовых диспропорций,

а также решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. Эти меры, в свою очередь, предполагают наличие соответствующих инвестиционной, структурной, промышленной, научнотехнической, ценовой и других составляющих экономической политики государства. Без их решительной активизации не удастся устранить основные угрозы развитию предпринимательских отношений:

• резкого сокращения научно-производственного и ресурсного потенциала страны в ближайшее десятилетие вследствие массового выбытия устаревших производственных мощностей;

• деградации научно-технического потенциала, нарастающего технологического отставания экономики от требований мирового рынка, снижения ее конкурентоспособности;

• ухудшения качества человеческого потенциала вследствие падения уровня жизни, снижения образовательного уровня молодежи по отношению к современным технологическим требованиям, роста наркомании, алкоголизма, психических расстройств;

• роста влияния организованной преступности, криминализации экономики, коррумпированности государственного аппарата;

• демонтажа государственной системы социальной защиты и обеспечения базовых социальных гарантий;

• ослабления системы обеспечения национальной безопасности, неспособности противостоять качественно новым угрозам информационной, биологической, военной агрессии;

• утрате национального контроля над структурообразующими отраслями российской экономики;

• банкротства государства по внешним обязательствам;

• разрушения национальной финансовой системы под воздействием неконтролируемых колебаний притока и оттока спекулятивного капитала.

Следует отметить, что усложняет проблему развития предпринимательских отношений то обстоятельство, что новые экономические отношения, предпринимательские структуры и связи складываются в хозяйственной системе России не естественно-историческим путем, а в соответствии с волей и действиями самих людей, сознательно разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так на-

зываемого субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований. Наиболее зримо это проявляется в следующем [1]:

- развитие деформированной системы отношений присвоения;

- крайняя степень социального расслоения граждан;

- дисфункции правовых норм и др.

К сожалению, за годы длительных рефор-мационных процессов не были решены стратегически важные задачи, связанные с формированием социально ориентированного, регулируемого со стороны государства. Среди таких нереализованных задач следует назвать:

- обеспечение естественных прав человека на экономическую свободу в собственном государстве;

- обеспечение свободы частной собственности, предпринимательства, конкуренции, потребительского выбора и др.;

- формирование широкого среднего слоя населения («среднего класса»), являющегося экономически независимым от государства и выступающего в качестве основания (фундамента) для зарождения и развития гражданского общества:

- создание развитой системы рыночных институтов и элементов рыночной инфраструктуры;

- формирование системы цивилизованных социально-экономических и экономико-правовых норм, связей и отношений, характерных для современных развитых держав мира, и т. д.

Возникает закономерный вопрос: каким образом шестой технологический уклад будет способствовать сохранению точки потенциального техноразвития, существуют ли предпосылки вернуть российскому предпринимательству достойное место в современном технологическом мире? Вместе с тем в отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и выразился в «откате» России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство производств готовой продукции, замыкающих воспроизводственный контур пятого технологического уклада, практически свернуто. Сокра-

щение их производства намного превышает спад производства других видов готовой продукции, произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами. Доля современного технологического уклада в структуре производства машиностроительной продукции сократилась. Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологической основы устойчивого экономического роста, нарастание технологического отставания российской экономики. Сегодня как никогда необходима государственная поддержка предпринимательским отношениям.

Основываясь на том, что объектом предпринимательских отношений является, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность, следует констатировать, и что главным критерием при этом служит не отраслевая принадлежность, а собственно содержание деятельности, целесообразно обозначить основные направления модернизации предпринимательских отношений.

Одним из принципиальных направлений успешного развития предпринимательских отношений, несомненно, является целенаправленная государственная поддержка всех видов деятельности предпринимательских структур, связанных с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг. Воздействие государства на становление и развитие предпринимательских отношений целесообразно осуществлять через финансовый механизм, который представляет собой систему определенных финансовых рычагов, выраженных в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В данном случае одним из рычагов финансового механизма поддержки предпринимательских отношений является участие субъектов предпринимательства в производстве товаров (услуг) для государственных нужд.

Другим стратегическим направлением развития предпринимательских отношений является имущественная поддержка, механизм которой предполагает создание новых форм предпринимательских структур и поддержку уже действующих путем продажи им в рассрочку и предоставления в аренду на льготных условиях производственных площадей и неиспользованного оборудования предприятий-должни-ков. В данное время необходимо активизиро-

вать деятельность региональных фондов занятости как одного из институтов государственной поддержки предпринимательских отношений. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке и развитии предпринимательских структур, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости они могут ожидать увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данных фондов.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит доходной части государственного и местных бюджетов, единственным реальным внешним источником финансирования развития предпринимательской деятельности в настоящее время является банковский кредит. Нынешнее состояние взаимодействия предпринимательских структур с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие «заморозилось» на уровне преобладающего предоставления краткосрочного кредита, причем преимущественно для сферы торгово-посреднических операций. Поэтому такому направлению, как усиление роли банков в развитии предпринимательских отношений и различных видов предпринимательской деятельности, включая и сферу реализации целевых программ поддержки, могли бы способствовать следующие меры:

1. Формирование системы государственных гарантий (или гарантий от лица уполномоченных государством институтов) по банковским кредитам.

2. Использование иных возможностей усиления взаимодействия предпринимательских структур с банковскими институтами, например, на пути заключения соглашений о паритетном финансировании предпринимательской деятельности и разделе кредитных рисков с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. При этом банк проводит финансовую экспертизу проектов, а фонд - научно-техническую. Соглашение предусматривает условия кредитования, удовлетворяющие интересам всех трех сторон (банк, фонд и получатель кредита).

Глубинным резервом развития предпринимательских отношений является потенциал налоговой системы, особенно применительно к структурам малых форм предпринимательства. Анализ применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности свидетельствуют, что данная система налогообложения резко ограничивает круг малых предприятий,

которые могли ее использовать, из-за низкого предела численности работающих, причем процедура получения патентов повторяется ежегодно. Определение размера платы за патент осуществляется в разных регионах по разной методологии, как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, что не позволяет объективно оценить эффективность этой системы налогообложения, причем отчетность малых предприятий, применяющих упрощенную систему, остается прежней. Целесообразно увеличить предельную численность работающих на предприятиях, которые могли бы применять упрощенную систему, в два раза по сравнению с установленной законом, а стоимость патента для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий установить в фиксированных размерах в зависимости от вида деятельности. Более низкие размеры стоимости патента целесообразно применять для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационные виды деятельности.

В настоящее время необходимо усилить регулирующую функцию налогов, способствующую выравниванию сложившихся диспропорций в экономике. С этой целью целесообразно ввести модернизированный налог на превышение расходов на оплату труда как регулятор роста заработной платы и стабильный источник доходов бюджета. В основу образования нормированных затрат на оплату труда может быть положена величина прожиточного минимума (а не официальная минимальная месячная оплата труда, которая устанавливается исходя из финансовых возможностей государства, ничего общего не имея с величиной прожиточного минимума и со сложившейся средней заработной платой), умноженная на установленный коэффициент и фактическую численность работников.

Предпринимательская деятельность оказалась наименее обеспеченной информационными услугами. Поэтому назрела острая необходимость модернизации существующей и построение новой информационной системы. В этих целях целесообразно создание информационного реестра, включающего в себя комплекс законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность федеральных и региональных элементов инфраструктуры по поддержке предпринимательской деятельности, а также базу данных «Макроэкономический показатель регионов России», содержащую перечень статистических и динамических показателей, характеризующих экономику регионов.

Процесс перехода России к конкурентному рынку затянулся вплоть до пришедшего экономического кризиса. Несомненно, использование преимуществ шестого технологического уклада позволит значительно стабилизировать положение предпринимательских структур всех форм деятельности. Сегодняшние финансовые вложения в основной капитал позволяют частично решить эту проблему. Вместе с тем, рано говорить об их эффективности и целесообразности, поскольку технологические изменения в данном случае не происходят, и как результат - производство товаров с низкой конкурентоспособностью. Следует констатировать, что высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования, транспортных средств является, несомненно, одним из главных ограничений развития предпринимательских отношений. В то же время, именно предпринимательские структуры, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Следует констатировать, что ни в одной из сфер предпринимательской деятельности полномасштабные структурные реформы так до сих пор и не производятся. Наличие всевозможных субсидий в социальных отраслях приводит к отсутствию стимулов снижения затрат. Однако отсутствие реального роста доходов российского населения не дает возможности обойтись без субсидирования. Отсутствие необходимых по длительности и объемам пенсионных вложений не позволяет рассматривать их как реальный источник инвестиций. Система здравоохранения, активно ушедшая в нелегальную коммерцию, не является сегодня опорой для поддержания здоровья народонаселения и неэффективна, к тому же рост стоимости предоставляемых услуг, к сожалению, никак не связан с увеличением качества медицинского обслуживания, ответственности. Кроме того, профилактика заболеваний сегодня вообще находится вне поля зрения власти.

Необходимо отметить, что в предпринимательском пространстве, в соответствии с современными глобализационными тенденциями, сфера услуг, как форма предпринимательской деятельности, ушла далеко вперед от производства и служит резервом развития пред-

принимательских отношений. Безусловно, в этом есть положительный момент - ориентация на запросы конкретного потребителя. Однако вышла ли данная отрасль на системный путь структурных сдвигов? Этот вопрос следует рассмотреть подробнее.

Социальная сфера, реализуя функцию удовлетворения потребностей населения через организации, связанные системой технологических связей, по сути своей является сферой услуг, поскольку производимые в ней блага в большинстве своем выражаются в виде услуг. Данное свойство социальной сферы сложилось в силу закономерных макроэкономических процессов перехода потребностей населения в область сервисного обслуживания. Поскольку социальная сфера (сфера услуг) требует постоянного притока трудовых кадров, по своим масштабам охвата трудоспособного населения она получает возможность влияния на развитие предпринимательских отношений.

На нынешнем этапе развития предпринимательской деятельности действие рыночных механизмов приводит к тому, что предпринимательские структуры концентрируются в сферах деятельности с низкой фондоемкостью и высокой трудоемкостью, где прибыли традиционно высоки. Названным параметрам на 100 % соответствует социальная сфера, предпринимательская составляющая которой остается слабо исследованной, особенно в части развития предпринимательских отношений. И данное обстоятельство следует воспринимать как объективный результат сегодняшней действительности - структуры малых форм предпринимательской деятельности в сфере услуг заняли нишу, которая долго пустовала. Социальная сфера стала одной из самых быстро-развивающихся отраслей экономики, охватывая широкое поле предпринимательской деятельности - от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разнообразного рода.

Качество предоставляемых услуг требует постоянного совершенствования, независимо от того, каковы в это время действия государства, насколько сильна его поддержка. Поэтому организациям, выбравшим данный вид деятельности в силу своих особенностей с точки зрения организации производства и предоставления услуг, для поддержания конкурентоспособной позиции необходимы все те же инструменты, что и производственным. Объясняется это тем, что в сфере услуг потребитель обычно присутствует в производственном процессе, т. е. контакт или взаимодействие с по-

требителем здесь теснее, чем в сфере промышленного производства. То есть социальная сфера должна отвечать более высокой степени индивидуализации обслуживания в соответствии с требованиями потребителя. Таким образом, управление производством в социальной сфере труднее, чем в промышленности с точки зрения обеспечения эффективности. Поэтому для достижения поставленных целей таким организациям особое внимание при разработке системы производства и предоставления услуг следует уделять перепрофилированию своей работы по инновационному пути развития [2]. Данный процесс требует учета следующих определяющих факторов.

Месторасположение предпринимательских структур в социальной сфере в основном определяется месторасположением потребителей, а не исходных материалов или какими-либо другими факторами. В работе сервисной структуры необходимо в первую очередь руководствоваться потребностями и желаниями потребителей, а не соображениями эффективности. Календарное планирование работ зависит в основном от потребителей. Определение и измерение качества услуг может оказаться затруднительным. Работники должны владеть навыками общения с потребителями. Производственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса. Создание запасов продукции (услуг) в периоды низкого спроса для их использования в пиках спроса обычно не представляется возможным. Эффективность работы персонала с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой персонала. Крупные предпринимательские структуры в социальной сфере не типичны. Маркетинг и производство иногда трудно отличить друг от друга.

Наиболее характерной особенностью предпринимательской деятельности социальной сферы является взаимодействие, контакт с потребителем. Однако степень этого взаимодействия неодинакова, что накладывает свой отпечаток на организацию процесса производства и предоставления услуг.

Технология предоставления услуг состоит из следующих стадий: прием клиента и установление контакта; выявление потребностей, выслушивание клиента; аргументация и предложение услуги; прием заказов (заявок) на услуги; производство работ и услуг; выдача заказов, обеспечение удовлетворенности клиен-

та. В связи с этим успех предпринимательской структуры будет зависеть, прежде всего, от качества выполнения услуг и уровня обслуживания потребителей.

Безусловным является тот факт, что разнообразие видов услуг приводит к быстрому развитию одних услуг, наиболее интересных для покупателя, и отмиранию других. Это объясняет, почему одной из приоритетных областей социальной сферы, которая получила сегодня заслуженное внимание российских потребителей, стала туристическая индустрия, а точнее, ее часть, связанная непосредственно с предоставлением туристических услуг.

В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве самостоятельной отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в предпринимательской деятельности. Одна из главных причин - отсутствие правильно организованного статистического учета туристической предпринимательской деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.

Применительно к индустрии туризма используются такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт». Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции - такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта. Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего

валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания [3]. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Туризм - это отрасль социальной сферы, названная феноменом XX в., прямо и косвенно воздействующая не только на экономику страны, но и на ее социальную политику, культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации и др. Поскольку влияние туризма на культуру, социальную и духовную сферу пока еще не оценивается численными методами, существуют трудности в точном расчете воздействия туризма на экономику страны, прогнозе последствий прямого и косвенного влияния отрасли и учете данных параметров при формировании бюджета, оценке платежного баланса, оптимизации экспортно-импортных операций, разработке программ государственной поддержки предпринимательства в сфере туризма, инвестировании данной отрасли, совершенствовании туристской инфраструктуры, использовании и воспроизводстве туристических ресурсов и др. Поэтому предпринимательские отношения в туристической индустрии, впрочем, как и в социальной сфере, можно считать как новое явление в экономической жизни страны.

Серьезным препятствием развития предпринимательских отношений становится затенение отечественной экономики. Утрачивая контроль над значительной частью предпринимательской деятельности, государство ослабляет силу и уменьшает объем своего видения, становясь излишним: оно не защищает личность от криминальной части теневой экономики и не помогает отстаивать свои права в сферах неформальной и официальной предпринимательской деятельности. Растет недоверие общества к государству, что приводит к снижению качества трудовых ресурсов страны, ухудшению эффективности госрегулиро-

вания социально-экономических процессов; стираются границы между беззаконием, вне-законной и незаконной предпринимательской деятельностью, исчезают нравственные ориентиры. Разрастание теневой экономической деятельности имеет эффект «снежного кома», когда на определенном этапе уже невозможно повернуть это движение вспять, потому что оно требует колоссальных затрат, что угрожает потенциалу развития предпринимательских отношений.

Подводя итог, следует отметить: предпринимательская деятельность во всех ее проявлениях как ответ на вызов глобализации выдвигает предпринимательские отношения на ведущее место среди условий повышения значимости экономики страны. Высокая значимость модернизированных предпринимательских отношений может стать катализатором социально-экономических перемен. Экономика предпринимательства формирует базисную основу, где высокопрофессиональная работа субъектов предпринимательских отношений становится нормой в деятельности предпринимательских структур. Именно предпринимательские отношения должны стать одним из направлений модернизации.

Все вышеназванные идеи и принципы должны проникать в менталитет предприни-

мательства (движущей силы развития экономики - второму объекту модернизационных преобразований) вместе со свежим потоком, который создается субъектами предпринимательских отношений. Именно непосредственные участники предпринимательских отношений, обладая гибким сознанием, способны быстрее воспринимать новые предпринимательские идеи и трансформировать их в реальность. Поэтому проведение модернизации предпринимательских отношений, приведение их в соответствии с глобализационными процессами и к требованиям основных положений шестого технологического уклада позволит привести к оздоровлению экономики и общества в целом.

1. Крутик А. Б., Решетова М. В. Основы предпринимательской деятельности. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

2. Крутик А. Б. Предпринимательство в социальной сфере. - СПб. : Астерион, 2005. -С. 117.

3. Крутик А. Б., Миллер А. Е. Интеллектуальное предпринимательство на предприятиях сервиса // Вестн. Омск. ун-та. Серия «Экономика». - 2011.- № 3. - С. 35-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.