Научная статья на тему 'Модернизация политической системы России'

Модернизация политической системы России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3679
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / POLITICAL SYSTEM / THE NORTH CAUCASUS / THE SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT / DEMOCRACY / REFORM / FEDERAL DISTRICT / THE SUBJECT OF THE FEDERATION / POLITICAL STABILITY AND POLITICAL MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Руслан Николаевич

В статье анализируются особенности становления и развития политической системы России, рассматриваются меры, которые предпринимаются для политической модернизации. При этом особое внимание уделяется Северо-Кавказскому региону как региону, наиболее подверженному террористической угрозе и в котором необходимость преобразований видна наиболее ярко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация политической системы России»

УДК 321.01

Р. Н. Абрамов

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются особенности становления и развития политической системы России, рассматриваются меры, которые предпринимаются для политической модернизации. При этом особое внимание уделяется Северо-Кавказскому региону как региону, наиболее подверженному террористической угрозе и в котором необходимость преобразований видна наиболее ярко.

Ключевые слова: политическая система, Северный Кавказ, социально-политическое развитие, демократия, реформирование, федеральный округ, субъект федерации, политическая стабильность, политическая модернизация.

Abstract. The article analyzes the features of formation and development of Russia’s political system, examines measures encouraging political modernization. Particular attention is paid to the North Caucasus region as the region most exposed to the terrorist threat and where the need for change is most clearly visible.

Key words: political system, the North Caucasus, the socio-political development, democracy, reform, federal district, the subject of the federation, political stability and political modernization.

Одним из процессов в современной политической жизни многих стран мира является модернизация. В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств «третьего мира» от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер,

Э. Шилс, Л. Пай и другие исследователи. В своих идейных истоках теории модернизации восходят к идее прогресса, где история, общественнополитический процесс понимались как предопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от так называемого традиционного общества к обществу переходному, а затем - к современному (модерному).

Американский социолог У. Мур отмечает, что модернизация есть «понятие тотальной трансформации досовременного общества к тому типу технологии и соответствующей ему структуры, которые характерны для развития экономически процветающих и политически относительно стабильных стран западного мира». В политической сфере общества модернизация характеризуется становлением и укреплением национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии. Она связана с реальной активизацией политического участия населения, развитием многопартийности, становлением и развитием открытых плюралистических политических систем.

Среди современных представлений о политической модернизации заслуживает внимание вывод о том, что строительство демократии нельзя сводить только к изменению политического режима, но необходимо учитывать задачи культурного, социального, экономического и иного развития, стояще-

го перед государством. Демократическая модернизация предполагает осознание уникальности конкретной политической ситуации, ее слитности с социально-экономической и духовно-культурной средой [1].

Современная Россия унаследовала от бывшего Советского Союза как его правопреемница проблемы социально-экономического развития, политической трансформации общества. Вступление России в новую эпоху либерализации заставило руководство страны реформировать политическую систему. При этом складывается своя, непохожая на аналогичную в других странах, политическая система, появляется и активно используется понятие суверенной демократии. Это концепция, введенная в широкий оборот заместителем руководителя администрации президента России В. Ю. Сурковым в 2005-2006 гг. Смысл выражения состоит в возможности для российского государства не подчиняться другим крупным центрам власти, как это вынуждены делать маленькие государства, а строить свою самобытную, суверенную демократию. На основе этой концепции происходило строительство и модернизация политической системы страны с учетом национальных особенностей нашего государства.

Само понятие «политическая модернизация» совмещает в себе совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений [2]. В России начала 1990-х гг. все эти отрасли находились в крайнем упадке. Из-за тяжелого экономического положения не выплачивались зарплаты, пособия, пенсии. Следствием кризиса в экономике стали все более усиливающаяся социальная дифференциация, резко возросший уровень криминализации общества, потеря веры граждан в справедливую политику государства. Для большинства политиков стала очевидна необходимость политической модернизации, реформ, которые бы позволили решить проблемы отношений между властью и обществом.

Попытки стабилизировать ситуацию начались в годы правления первого Президента России Б. Н. Ельцина, были произведены преобразования в экономике и системе государственного управления. В 1991-1992 гг. правительством Гайдара проведены либерализация розничных цен, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую и социальную ситуацию в стране. В 1993 г. последовала конституционная реформа и была принята новая конституция. Но все эти преобразования не смогли изменить в качественно лучшую сторону политическую и экономическую системы страны, население страны со скептицизмом относилось к преобразованиям Ельцина.

Понятие «политическая модернизация» актуализировалось с приходом к власти в 1999 г. Президента Российской Федерации В. В. Путина. В начале своего правления на посту президента Путин произвел модернизацию административно-территориального деления страны, были созданы федеральные округа. Для более полного и прозрачного контроля за деятельностью органов власти на местах вводится институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе на основе Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 [3]. Первым серьезным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществленное в августе 2000 г. изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов,

до того бывшие членами Совета Федерации по должности, были заменены назначенными представителями. Представители региона стали работать в Совете Федерации на постоянной и профессиональной основе, при этом одного из них назначает губернатор, а второго - законодательный орган региона [4]. В 2004 г. изменился порядок управления регионами: вместо избрания руководителя субъекта федерации напрямую народом вводится практика их назначения президентом. В 2005 г. изменяется модель выбора депутатов Государственной думы РФ: все депутаты стали избираться исключительно по партийным спискам.

Реформирование политической системы России продолжилось в годы правления Д. А. Медведева. В 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев подписал законопроект «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы», по которому срок полномочий Президента увеличился до шести лет, а Государственной думы - до пяти лет. По оценке Д. А. Медведева, демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысок. Результатом проводимой в последние годы политики является стабилизация экономической ситуации, преодоление центробежных тенденций в обществе. Вместе с тем «террористические атаки на Россию продолжаются. Жители республик Северного Кавказа просто не знают покоя. Гибнут военные и работники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие, мирные люди» [5].

Северо-Кавказский регион в настоящее время является наиболее уязвимым регионом с точки зрения национальной безопасности России. Именно поэтому произошло выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа Президента РФ Д. А. Медведева 19 января 2010 г. [6]. Создание Северо-Кавказского федерального округа имело под собой несколько причин: низкая заработная плата, высокий уровень коррупции, отстающая модернизация промышленности и сельского хозяйства. Все это в конечном итоге может отрицательно сказаться на развитии социальных, межэтнических отношений как в этом регионе, так и за его пределами.

Назначение руководителем региона Александра Хлопонина вызвало положительную реакцию со стороны глав северокавказских республик. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назвал полпреда на Кавказе и вицепремьера Правительства РФ «опытным управленцем и ярким борцом с коррупцией». «Назначение такого управленца, как Хлопонин, еще раз свидетельствует о том, что федеральный центр выбрал стратегию социальноэкономического развития региона», - процитировал слова Евкурова его пресс-секретарь Калой Ахильгов. Евкуров отметил, что это назначение «подтверждает... необходимость развития региона» [7].

Модернизация региона невозможна без развития высшего и среднего образования. Сейчас во многих республиках происходит открытие новых школ, что должно повысить доступность образования для населения. Для развития высшего образования на Северном Кавказе правительство предполагает открытие нового федерального университета, который будет находиться в Ставрополе; основой для него станут пять вузов города. Это должно уменьшить отток местного населения в вузы городов Москвы и Санкт-

Петербурга для получения образования. Также это должно положительно повлиять на динамику безработицы: вновь открывшийся университет создаст новые места для преподавателей. Вследствие уменьшения безработицы снизится уровень социальной напряженности в регионе.

Сейчас многое делается для повышения уровня экономической привлекательности региона. В ходе визита в Пятигорск в 2010 г. премьер-министр России принял решение о снятии ограничений на ввоз и оформление импортной продукции в Чеченскую Республику. Также принимаются меры по «адаптации тех, кто взял оружие, но не совершил преступление». Им предлагаются возврат к мирной жизни, амнистия за незначительные преступления. При этом предполагаются жесткие меры к людям, которые совершают теракты и не желают сложить оружие. «За установление факта терроризма, то есть взрывов, убийств... на мой взгляд, можно было бы говорить о введении смертной казни», - сказал Хлопонин журналистам [8]. Все эти меры направлены прежде всего на нормализацию обстановки в регионе, повышение безопасности.

С целью повышения безопасности региона и проведения более активной и адресной социальной политики полпред президента в СевероКавказском федеральном округе предложил создать программу по привлечению русскоязычного населения в республики округа. «Мы стремимся усилить присутствие русскоязычного населения на территории республик», -сказал Хлопонин на встрече с журналистами 16 декабря 2011 г. [9]. Значительные шаги сделаны для восстановления разрушенного боевыми действиями хозяйства. Уровень коррупции в регионе значительно снизился. В. В. Путин отметил, что глава Чечни Рамзан Кадыров восстанавливает республику, при этом «коррупционная составляющая минимальна» [10].

Произошло изменение статусов глав северокавказских республик, упразднен сам институт президентства, президенты региона по инициативе главы Чечни Рамзана Кадырова обратились в Госдуму с предложением переименовать свои должности. Рамзан Кадыров обсудил эту идею с президентами Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым, Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым и Дагестана Магомедсаламом Магомедовым и заручился их поддержкой. «Мы исходим из того, что в России только руководитель страны должен называться президентом», - пояснил Кадыров [11].

На основании вышеизложенного можно сделать обнадеживающий прогноз относительно стабилизации и политической модернизации в России в целом и Северо-Кавказском регионе в частности. В послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев озвучил планы по масштабной реформе политической системы, предложив вернуться к прямым выборам губернаторов и изменить систему парламентских выборов. «Сегодня на новом этапе развития государства, поддерживая ту инициативу, с которой выступил Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы», - заявил Д. А. Медведев. Реакция со стороны представителей регионов была положительная: полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, вице-премьер Александр Хлопонин отметил, что возвращение принципа избрания глав субъектов прямым голосованием востребовано на Северном Кавказе.

Глава государства также сделал ряд предложений, касающихся изменения системы парламентских выборов и регистрации кандидатов в президенты. В частности, Медведев предложил отменить необходимость собирать

подписи для участия в выборах в Госдуму и в региональные законодательные органы.

Кроме того, глава государства назвал целесообразным изменение системы выборов в парламент и введение пропорционального представительства по 225 округам. Эта мера, как он отметил, позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Медведев также предложил сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах президента России, до 300 тыс. для самовыдвиженцев и до 100 тыс. для кандидатов от непарламентских партий.

Реформа политической системы в будущем может коснуться и деятельности избирательных комиссий: президент предложил изменить порядок формирования ЦИК и региональных избирательных комиссий. По его словам, представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено, партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости. «Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их», - сказал Медведев [12].

Федеральный центр видит важность принципиально нового подхода к взаимодействию между субъектами федерации и федеральным центром, построению открытого диалога с обществом. Нежелание видеть и решать государственные, общественные проблемы приводило в разные годы нашей истории к драматическим событиям. Можно надеяться, что современная российская власть не допустит тех ошибок и политическая система России и дальше продолжит развиваться в духе демократии и плюрализма. При этом трудно не заметить повышенное внимание к Северному Кавказу, желание улучшить социально-экономическое положение региона. Гармоничное развитие региона в составе Российской Федерации должно послужить улучшению социальноэкономического положения, повышению безопасности и достижению целей модернизации политической системы нашей страны.

Список литературы

1. Изергина, Н. И. Современные подходы к модернизации постсоветской России / Н. И. Изергина // Россия в глобальном мире. - 2011. - № 9. - С. 142-146.

2. Политический словарь. - иКЬ: http://www.slovarus.ru

3. Российская газета. - иКЬ: http://www.rg.ru/2000/05/14/okruga-dok-site-dok.html

4. Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина. - иКЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. «Россия, вперед!». - иКЬ: http://www.aif.ru/society/article/29406

6. Указом Президента образован новый федеральный округ. - иКЬ: http://www. kremlin.ru/acts/6666

7. С созданием нового федерального округа Северный Кавказ приобретает особый статус в России. - иКЬ: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164427/

8. Хлопонин решил истребить весь Северный Кавказ? - иЯЬ: http://kavkaz.ge/ 2011/12/17/xloponin-reshil-istrebit-ves-severnyj-kavkaz/

9. Хлопонин хочет заселить Северный Кавказ русскоязычным населением. - иКЬ: http://kavkaz.ge/2011/12/17/xloponin-xochet-zaselit-severnyj-kavkaz-russkoyazychnym-naseleniem/

10. Путин: коррупционная составляющая в Чечне минимальна. - иКЬ: http:// kavkaz.ge/2011/12/17/putin-korrupcionnaya-sostavlyayushhaya-v-chechne-minimalna/

11. Кавказские республики договорились оставить в России только одного президента. - иКЬ: http://lenta.ru/news/2010/08/13/nopresidents/

12. Медведев наметил контуры новой политической системы России. - иЯЬ: http://www.ria.ru/politics/20111222/523319027.html

аспирант, Мордовский государственный Postgraduate student, Mordovia State

E-mail: [email protected]

УДК 321.01 Абрамов, Р. Н.

Модернизация политической системы России / Р. Н. Абрамов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 55-60.

Абрамов Руслан Николаевич

Abramov Ruslan Nikolaevich

университет им. Н. П. Огарева (г. Саранск)

University named after N. P. Ogaryov (Saransk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.