Научная статья на тему 'Модернизация оценочных показателей эффективности использования активной части основных средств организаций'

Модернизация оценочных показателей эффективности использования активной части основных средств организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВЫ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетников Леонид Леонидович

Рассмотрены данные, связанные с исследованием методов определения эффективности машин. Определены недостатки методов, связанные с эксплуатацией машин в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетников Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация оценочных показателей эффективности использования активной части основных средств организаций»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246). Экономика. Вып. 33. С. 120-122.

Л. Л. Решетников

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЧАСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассмотрены данные, связанные с исследованием методов определения эффективности машин. Определены недостатки методов, связанные с эксплуатацией машин в рыночных условиях.

Ключевые слова: активы, основные фонды, показатели эффективности и интенсивности использования.

Уровень развития строительной индустрии является одним из важнейших показателей развития страны. Принятие большого количества федеральных целевых программ свидетельствует об активизации экономической деятельности в России, увеличении национального богатства. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает решение важнейших государственных задач (перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития; повышение доступности жилья; развитие нефтегазового комплекса; региональное развитие; дорожное строительство и пр.).

На объемы и темпы строительства значительно влияет уровень механизации работ, поэтому производство строительной и дорожной техники, совершенствование ее эксплуатации должно развиваться опережающими темпами.

В условиях динамично развивающегося рынка, внедрения новых технологий в производственные процессы, статичные модели управления производством становятся неэффективными. Сформировался круг потребителей услуг на механизированные работы, производимые как сравнительно дешевой отечественной, так и дорогой импортной техникой, что отражается на принципах формирования парков машин. Парк машин сократился за десять лет наполовину, количество машин с истекшим сроком службы в отдельных организациях превысило 90 %, более трети техники простаивает без работы.

Серьезную проблему представляет организация обеспечения работоспособности сложной импортной техники, оснащенной системами сервопривода, встроенной диагностики, автоматизированного управления, особенно в случае отсутствия фирменной технической поддержки. Интенсивность появления новых образцов строительных машин постоянно возрастает. Система

технической эксплуатации машин не может оперативно адаптироваться к обслуживанию новой техники.

Необходимы новые подходы в эксплуатации строительных машин, при реализации которых существует потребность проанализировать систему показателей, позволяющих определить эффективность использования машин на различных этапах жизненного цикла.

Стоимость эксплуатации машин, а также ее производные (стоимость машино-часа и себестоимость единицы продукции) являются одной из составляющих удельных и приведенных удельных затрат, которые, в свою очередь, можно рассматривать как основной показатель эффективности использования машин. Стоимость эксплуатации включает несколько десятков показателей ресурсопотребления. Они в условиях рыночной экономики подвергаются периодическому изменению, что делает показатель стоимости неадекватным.

Существует ряд работ, связанный с исследованием методов определения эффективности машин (С. Е. Канторер, Л. М. Боровик, Р. Я. Зельцер, С. Я. Луцкий, М. Д. Спектор, Л. И. Бланк, Ю. К. Гайденко, А. Г. Поршнев, Ю. Ю. Фишхейлер и др.) [4].

В этих работах рассмотрены различные показатели, определяющие эффективность использования строительных машин на различных этапах жизненного цикла. Определены разновидности производительности (конструктивно-расчетная, техническая, эксплуатационная) и влияющие на их значение режимы работы. Представлены математические зависимости определения себестоимости (С ) и трудоемкости (З ) машино-часа эксплуатации машин:

С - + — + С

^«Ч гг, ^ гр т '-'ТЗ!

ТО.Ч ТГОД

где Е0 — единовременные затраты, совершенные до начала эксплуатации машин (затраты на

Модернизацияоценочных показателей эффективности использования.

121

доставку, монтаж-демонтаж, обустройство строительной площадки и т. п.); Точ — общее число часов рабочего времени, затраченное на выполнение данного вила работ на объекте; Г — затраты, исчисляющиеся на год эксплуатации, включающие амортизационные отчисления и капитальный ремонт; Т — число часов ис-

г ' ГОД

пользования машины в течение года; С — те' Т.З

кущие эксплуатационные расходы, приведенные к часу эксплуатации (затраты на зарплату обслуживающего персонала, стоимость энергоносителей, смазочных материалов, затраты на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР), стоимость износа, ремонта и замены сменной оснастки).

Затраты труда рабочих, приходящиеся на машино-час работы машины, определены по формуле (человеко-час)

о _ 0 пр + °км ' ^ пб +Зм.д + т + т т омч _ гг1 + траб + тр.о * Тпс,

т о.ч

где Зпр — затраты труда рабочих на погрузку и разгрузку машин; Зкм — затраты труда на транспортирование машины на 1 км; Ьпб — расстояние перебазирования, км; Змд — затраты труда на монтаж и демонтаж машины; Зраб — затраты труда рабочих, занятых управлением машиной; Кпс — отношение запланированной часовой выработки к сменной выработке машины.

Себестоимость и трудоемкость единицы продукции определяется как частное от деления Смч и Змч на объем продукции, вырабатываемой машиной за час работы.

Для сравнения вариантов механизации применен показатель приведенных удельных затрат (Пзу), обеспечивающий соизмерение себестоимости работ и капитальных вложений на их выполнение, который определен по формуле

Пзу _ Сед + К уд * Ен,

где С — себестоимость единицы работ (продукции); Куд — удельные капитальные вложения; Ен — нормативный коэффициент эффективности (Ен = 0,12).

Возникает определенная проблема — приведенные удельные затраты как мера эффективности теряют свою объективность. Во-первых, цены на машины утратили свою стабильность, имеют тенденцию к увеличению (с незначительными сезонными колебаниями). При этом в приведенных удельных затратах они учитываются дважды: при определении амортизационных отчислений в составе себестоимости продукции

и при определении удельных капитальных вложений. Во-вторых, стал неясным смысл и значение отраслевого коэффициента эффективности капитальных вложений, который в условиях командно-распределительной экономики отрасли согласовывали с Госпланом СССР (его величину трактовали как обратную окупаемости капитальных вложений) [2].

В условиях рыночной экономики нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений трактуется как банковская ставка рефинансирования.

В отечественной нормативной документации существует попытка перехода в условиях рыночной экономики к более точным методам определения стоимости эксплуатации машин по сравнению с приблизительным индексным методом [3]. Однако указания не полностью адаптированы к методам определения эксплуатационных расходов на технику и издержек владения, которые используются в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в официальной отечественной методике определения стоимости эксплуатации машин до настоящего времени отсутствуют затраты, связанные с налогообложением и страхованием, которые в абсолютном исчислении не столь велики, но согласно отечественному налоговому законодательству должны быть включены в смету затрат.

Срок службы машин оптимизируется по выбранному критерию эффективности и должен устанавливаться с учетом как физического, так и морального износа первого и второго рода. Моральный износ первого рода означает закономерное относительное удешевление машин. Однако вследствие инфляции цен строительная техника не дешевеет, а дорожает. Моральный износ второго рода связан с созданием более эффективной техники, вступающей в конкуренцию с эксплуатируемой, ранее выпущенной и освоенной техникой. Темпы морального износа техники непрерывно возрастают. Так, по имеющимся оценкам, период морального износа новой техники с начала XX в. сокращается вдвое примерно каждые 20 лет. Если в первом двадцатилетии XX в. длительность этого периода оценивалась в 40-45 лет, то по большинству современных производств 3-5 лет [1]. Ярковыраженный моральный износ отечественной техники второго рода проявился при появлении на рынке надежных и производительных импортных машин. С развитием сети сервисного обслуживания

122

Л. Л. Решетников

сложной зарубежной техники, стабилизацией экономического положения в стране предпочтительность импортных машин возрастет.

Необходима корректировка показателей, определяющих эффективность использования машин на различных этапах жизненного цикла, ибо эта информация является неотъемлемым компонентом решения важных вопросов: определение целесообразного срока эксплуатации машин (в основном с экономической точки зрения); влияние повышения надежности и работоспособности машин на эффективность функционирования парков машин; влияние на стоимость эксплуатации машин роста цен на оборудование, эксплуатационные материалы и комплектующие; совершенствование амортизационной политики, как наиболее эффективного рычага управления основными производственными фондами организаций и интенсификации использования их парков и др.

Список литературы

1. Ковалев, А. П. Экономическое обеспечение надежности машин / А. П. Ковалев, В. И. Кантор, А. Б. Можаев. М. : Машиностроение. 1991. 240 с.

2. Рубайлов, А. В. Снижение лизинговых платежей в строительстве / А. В. Рубайлов, В. А. Ша-менко // Механизация строительства. 2005. № 10. С. 2-6.

3. Тимофеев, Н. Д. О новых подходах при разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин / Н. Д. Тимофеев // Механизация строительства. 2000. № 9. С. 9-11.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 08.02.1998 г. № 16-ФЗ.

5. Конвенция УНИДРУА по международному лизингу (международной финансовой аренде оборудования) от 28.05.1988 г. // Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства / колл. авт.; под ред. С. А. Смирнова. М. : ДеКА, 1999. С. 143, 149-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.