МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЭПОХА НАЛОГОВОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Экономика предпринимательства
Автор: А.А. ВАСИЛЕНКО, студент магистратуры 1 курса Школы
экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета
Цель данной работы - доказать важность развития налогового законодательства как основы построения эффективной и процветающей экономики. Также в данной работе отражены результаты всероссийского опроса. Кроме того, в работе производится оценка налоговой системы России как основы экономического роста и развития предпринимательства в стране и даны рекомендации по повышению эффективности (конкурентоспособности) российской налоговой системы.
The purpose of this paper - to prove the importance of the tax laws as a basis for constructing efficient and prosperous economy. Also in this paper presents the results of a nationwide survey. In addition, work is assessed Russia's tax system as a basis for economic growth and development of entrepreneurship in the country, and recommendations to improve the efficiency (competitiveness) of the Russian tax system.
Ключевые слова: налоги, налоговая конкуренция, развитие экономики, инвестиции, предпринимательство, капитал.
Keywords: taxes, tax competition, economic development, investment,
entrepreneurship, capital.
На современном этапе развития цивилизации приоритетом развития стран становится превращение страны в "центр притяжения капитала", иными словами, правительства стремятся создать такие условия, при которых в страну будет приходить иностранный капитал - иностранные инвестиции, а из страны не будет уходить отечественный капитал. Создаются условия, не только привлекающие иностранные компании перерегистрироваться из "родных" юрисдикций в юрисдикцию другой страны, но и стимулирующие отечественные компании не уходить в другие страны.
Основным инструментом создания комфортных экономических условий является удобное налоговое законодательство, которое и является тем самым показателем, по которому оценивают страну иностранные и
отечественные предприниматели, с помощью которого создается удобный инвестиционный климат, привлекается капитал и развивается экономика. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что сегодня одним из важнейших показателей оценки государства должно быть именно развитие налогового законодательства, его простота и понятность, оно должно не обременять, а поддерживать развитие. Иными словами, мы живем во время борьбы за эффективное налоговое законодательство - в "эпоху налоговой конкуренции".
Налоги - особый универсальный инструмент, который способствует наполняемости бюджета для государства, уменьшению социальной несправедливости между самыми обеспеченными и самыми бедными гражданами, препятствует образованию монополий, способствует развитию экономики за счет привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а значит, росту благосостояния граждан.
Стоит выделить в качестве подтверждения вышесказанного, что сегодня такие основные мировые рейтинги, как рейтинг Всемирного Банка Ведение бизнеса («Doing Business»), выделяют как один из важнейших показателей налогообложение, который в свою очередь состоит из ряда таких переменных, как время, налоговая ставка, количество выплат. В рейтинге стран по уровню процветания (The Legatum Prosperity Index Rankings) один из наиболее важных показателей - развитие экономики и развитие предпринимательства, которые не могут развиваться без эффективного инвестиционного климата и "простого и понятного налогообложения", что подтверждается переменными, из которых они состоят (например, стартовые затраты, экономическое окружение предпринимателей и др.). Аналог рейтинга Всемирного Банка Ведение
бизнеса («Doing Business») - Bloomberg Best for doing business, полностью построен на таких переменных, которые невозможны без влияния налогового режима. Например: стоимость создания бизнеса, расходы по ведению бизнеса (включая налогообложение и бухгалтерский учет).
По приведенным выше рейтингам инвесторы не только определяют потенциал страны, но и риски вложения инвестиций в страну. И сегодня правительство России и многих других стран уделяет все больше внимание этим рейтингам, так как они показывают правовое и инвестиционное, а главное, налоговое развитие страны относительно других стран. Конкуренцию за инвесторов и инвестиции, за процветание и экономику можно свести к такому единому термину, как «борьба налоговых юрисдикций» за инвесторов и за развитие экономики.
Правоту этого мнения подтверждают примеры процветания таких стран и отдельных экономик, как Сингапур, Швейцария, Кипр, Мальта,
Нидерланды, специальные административные районы КНР - Гонконг и Макао и многие другие. Именно данные государства занимают лидирующие позиции в общепризнанных мировых рейтингах, привлекая тем самым в свою экономику инвесторов и инвестиции, создавая благоприятные налоговые режимы, обеспечивают стабильность и рост экономики в своих странах.
Главным трендом времени, по мнению автора, следует обозначить то, что государство осознает всю важность создания эффективной (конкурентоспособной) налоговой системы, стремится реформировать её, определяет ключевые показатели оценки реформ, а также видит в этом залог успеха для создания удобных налоговых условий для ведения бизнеса и привлечения капитала, а также развития экономики регионов и городов.
Эффективную налоговую систему можно построить именно модернизацией законодательства, и если законодательство станет более эффективным, то тем самым будет создан благоприятный инвестиционный климат, сразу будет отмечен рост предпринимательства, будут создаваться новые рабочие места и даже целые производства, расти экономика и благосостояние граждан. Поэтому современная экономика требует от государства не многомиллиардных вложений в модернизацию производств, а лишь упрощение законодательства - модернизацию налоговой системы, создания условий для эффективной работы. Именно таким образом нынешние процветающие страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, превратились в мировые центры притяжения капитала.
Цель данной работы - оценить налоговую систему России как основу экономического роста и развития предпринимательства в стране, а также дать рекомендации по повышению её эффективности (конкурентоспособности). В рамках данной работы был проведен всероссийский социологический опрос, в котором приняли участие 210 человек, представивших как ведущие университеты России, так и различные компании из разных регионов страны. Результаты опубликованы на сайте "Российского налогового портала http://taxpravo.ru/" [6].
Как показал опрос, основная масса опрошенных считают, что после предыдущих налоговых реформ в Российском законодательстве много неясных "двойственных" моментов (52%). В том, что реформа в целом прошла эффективно, но остались "белые пятна" в законодательстве, считают 23% опрошенных. Остальная часть респондентов считает, что изменения "поверхностными"(13%) и безрезультатными (6%). И только 2% опрошенных уверены, что реформа прошла эффективно.
При этом можно выделить факторы, влияющие на развитие налогового законодательства и на все проводимые реформы в целом:
• высокая офшоризация экономики [1];
• высокая ставка рефинансирования - 8,25 % (ключевая ставка - 7%)"[2], (к примеру, в Евросоюзе - 0,25%), что ведет к удорожанию кредитов;
• постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка (по результатам анкетирования, проведенного Торгово-промышленной палатой, в нынешнем году 70% представителей бизнеса считают нынешний уровень налоговой нагрузки чрезмерно высоким [3], а в ежегодном обзоре международной аудиторской компании PWC было отмечено, что в России общая налоговая ставка составляет 50,7% [4]);
• отсутствие стабильности в налоговом законодательстве (постоянно вносимые в законодательство изменения, которые не дают возможности просчитывать риски в долгосрочной перспективе).
• высокая коррупционная составляющая (согласно индексу восприятия коррупции среди 177-ти стран мира в 2013 году Россия находится на 127 месте [5]);
• сложность понимания законодательства, что заставляет предпринимателей прибегать к помощи юристов и налоговых консультантов;
• наличие теневой экономики.
По результатам упомянутого опроса, 70% респондентов отмечают, что налоги в нашей стране несправедливые, а эффективность органов ФНС оценивают на 3 (по пятибалльной шкале). 79% опрошенных уверены, что российская налоговая система не способствует развитию предпринимательства. 41% респондентов затруднились предсказывать будущие налоговые реформы, что является крайне отрицательным показателем государственной политики в сфере реформирования налогового законодательства.
При этом, рассуждая о заимствовании опыта других стран, 69% респондентов уверены в необходимости выборочного заимствования, 26% -в необходимости полного заимствования опыта, а 5% - в отсутствии такой необходимости.
В ходе опроса респондентам было предложено выделить 3 основные отрицательные тенденции в реформировании российского законодательства в сфере налогов и сборов. Результаты опроса:
• 43% отметили увеличение коррупционной составляющей;
• 42% отметили увеличение налоговой нагрузки;
• 39% отметили, что налоговое законодательство постоянно усложняется;
• 30% отметили необходимость обращаться к помощи налоговых консультантов, профессиональных юристов;
• 20% отметили увеличение штрафных санкций;
• 8% отметили, что никаких отрицательных изменений не произошло;
• 6% отметили другие отрицательные тенденции.
Тем не менее, несмотря на все проблемы в российском законодательстве, в налоговом законодательстве отмечаются тенденции к его улучшению, а именно:
• развивается электронный документооборот;
• стимулируется предпринимательство;
• разрабатываются и утверждаются дорожные карты и другие документы, связанные с развитием налоговой политики и экономики в целом, которые дают возможность более четко прогнозировать риски ведения экономической деятельности.
В ходе опроса респондентам было предложено выделить 3 основные положительные тенденции развития налогового законодательства в сфере налогов и сборов. Результаты опроса:
• 52% отметили развитие электронного правительства и электронного документооборота;
• 31% отметили развитие досудебного урегулирования налоговых споров;
• 25% отметили, что никаких положительных изменений не произошло;
• 17% отметили системное упрощение налогового законодательства;
• 7% отметили снижение необходимости обращаться к помощи налоговых консультантов, профессиональных юристов;
• 7% отметили снижение налоговой нагрузки;
• 6% отметили другие положительные тенденции.
Любые реформы проходят с изменениями, которые не всегда воспринимаются положительно. В социологическом опросе автором предложен ряд мер по реформированию налогового законодательства. Респондентам было предложено оценить и выделить 3 наиболее важные меры. Результаты опроса:
• 60% - за упрощение режимов (больше льгот малому и среднему бизнесу);
• 51% - за приведение к единым нормам бухгалтерский и налоговый учёт;
• 47% - за прозрачность распределения налогов, чтобы налогоплательщики точно знали, в какой бюджет и на что тратиться тот или иной налог;
• 41% - за более простое изложение налогового законодательства, не требующего специальных знаний для его понимания;
• 30% - за поощрение добросовестных налогоплательщиков различными льготами;
• 24% - за снижение налогов и взносов;
• 23% - за налоговые каникулы для предприятий отдельных отраслей;
• 18% - за разработку специальных режимов для компаний различных отраслей;
• 6% - за уменьшение государственного контроля;
• 3% - иное.
Как свидетельствуют результаты опроса, наиболее необходимыми изменениями оказались изменения в действующем законодательстве, а именно упрощение режимов малому и среднему бизнесу - "двигателю" экономик во многих странах, простоты изложения налогового законодательства, прозрачности их распределения, единство норм бухгалтерского и налогового учета, снижение налоговой нагрузки, поощрение добросовестных налогоплательщиков, налоговые каникулы.
И если государство прислушается к требованию времени и приведет в соответствие налоговое законодательство, то в России упростится ведение бизнеса, повысится эффективность (конкурентоспособность) налогового законодательства, государство получит эффективный инструмент для развития экономики и сможет превратить Россию в "мировой центр притяжения капитала".
Список литературы
1. Триллион из тихой гавани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.rg.ru/2013/11/15/kapital-site.html.
2. Центральный банк Российской федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru.
3. Две трети предпринимателей недовольны уровнем налоговой нагрузки //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/biznes-site-anons.html.
4. Paying taxes 2013 The Global Picture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. pwc .co. za/en/publications/paying-taxes. j html.
5. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции - информация об исследовании // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info.
6. Результаты Всероссийского социологического опроса на тему «Изучение мнения о проблемах и перспективах развития налогового законодательства в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345551 -
rezultatyi vserossiyskogo sotsiologicheskogo oprosa na temu izuchenie m neniya o problemah i perspektivah razvitiya nalogovogo zakonodatelstva v rossii.
7. Methodology The Legatum Prosperity Index [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.prosperity.com/#!/methodology.
8. Methodology Bloomberg Best for doing business [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bloomberg.com/visual-data/best-and-worst/best-for-doing-business-countries.