Научная статья на тему 'Модернизация муниципальной системы образования Новосибирска'

Модернизация муниципальной системы образования Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SERVICES / MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанова Светлана Алексеевна

Концепция модернизации муниципальной системы образования это совокупность основных идей, определяющих пути развития системы образования города. Образовательная деятельность в городе направлена на формирование единого, открытого, личностно ориентированного образовательного пространства. В статье рассматриваются позитивные тенденции в развитии сферы муниципального образования, общие проблемы в системе образования, основные преобразования, которые необходимо провести для обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования. Деятельность органов управления муниципальной системой образования также нуждается в совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифанова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF NOVOSIBIRSK MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM

Conception of municipal educational system modernization is a complex of ideas determining the ways of educational system development. Educational activity is directed to formation the united, opened and personality-oriented space. There are considered the positive tendencies in development, problems and transformations that are necessary to do. The activity of bodies of municipal educational system needs also to be perfect.

Текст научной работы на тему «Модернизация муниципальной системы образования Новосибирска»

№ 1 - 2008 г.

08.00.00 экономические науки УДК 37.014.3 (571.14)

МОДЕРНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКА

С. А. Лифанова

Сибирский университет потребительской кооперации (г. Новосибирск)

Концепция модернизации муниципальной системы образования - это совокупность основных идей, определяющих пути развития системы образования города. Образовательная деятельность в городе направлена на формирование единого, открытого, личностно ориентированного образовательного пространства. В статье рассматриваются позитивные тенденции в развитии сферы муниципального образования, общие проблемы в системе образования, основные преобразования, которые необходимо провести для обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования. Деятельность органов управления муниципальной системой образования также нуждается в совершенствовании.

Ключевые слова: развитие образовательных услуг, муниципальная система образования

В третье тысячелетие человечество вступает в стремительно меняющейся международной обстановке. Наиболее ярко характеризует динамику изменения мирового сообщества термин «глобализация», подразумевающий укрупнение, объединение наиболее влиятельных национальных структур на «родовой основе». Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что к таким структурам относится образование.

Уже наступил тот «момент истины», когда жизненно важно определить задачи образовательного процесса на ближайшие годы и просчитать варианты наиболее эффективного его развития на отдаленную перспективу.

На сегодняшний день развитие образовательных услуг тесно связано с таким понятием как «модернизация», ведь данная система растет, развивается и требует все больших дополнений и инноваций.

Уже завершилась реализация Программы основных направлений развития системы образования г. Новосибирска на 2001-2003 годы, определявшей стратегию развития муниципальной системы образования до 2003 года.

В результате сформировано единое открытое личностно-ориентированное пространство, созданы условия для дальнейшего развития муниципальной образовательной системы.

Рядом принятых Правительством Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации нормативных правовых актов определены современные направления

развития системы образования.

В связи с этим возникла необходимость создания Концепции модернизации муниципальной системы образования города, которая бы определила цель, основные задачи, идеи, ценности, принципы развития муниципального образования.

Концепция модернизации муниципальной системы образования - это совокупность основных идей, определяющих пути развития системы образования города. Она построена с учетом Стратегического плана устойчивого развития г. Новосибирска и является политико-правовым, культурно-педагогическим, стратегическим документом.

Современное состояние муниципальной системы образования Новосибирска характеризуется разнообразием типов и видов образовательных учреждений, формированием демократических основ их деятельности, развитием частного сектора на рынке образовательных услуг, предоставлением образовательным учреждениям хозяйственной самостоятельности.

За прошедшие 5 лет при отсутствии государственного стандарта была преодолена опасность потери качества образования, обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучающихся.

Образовательная деятельность в городе направлена на формирование единого, открытого, личностно ориентированного образовательного пространства, которое включает в себя 534 муниципальных учреждения различных типов и видов, 60 ведомственных дошкольных учреждений, 47 негосударственных образовательных учреждений.

В муниципальную систему образования входят 225 общеобразовательных учреждений, 55 учреждений дополнительного образования, 12 детских домов, 217 дошкольных образовательных учреждений, 10 межшкольных учебных комбинатов, 15 специализированных коррекционных школ и школ-интернатов. За последние годы были созданы образовательные учреждения различных видов: 12 лицеев, 12 гимназий, 10 общеобразовательных учреждений «начальная школа-сад», 20 школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Система образования города сумела сохранить в переходный период ядро управленческих и педагогических кадров, основные фонды, управляемость системы.

Были созданы службы и учреждения, обеспечивающие органы управления необходимыми ресурсами для принятия оптимальных управленческих решений: городской Центр развития образования, городской Центр образования и здоровья «Магистр», отдел лицензирования и аттестации. Управление муниципальной системой образования приобретает государственнообщественный характер. Завершена работа по формированию в учреждениях образования попечительских советов. Разрабатываются современные модели и методы управления муниципальным образованием. Меняются целевые ориентиры, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Все большее количество образовательных учреждений переходят на самостоятельный баланс, активно привлекают внебюджетные средства.

В последние годы в развитии сферы муниципального образования наблюдаются следующие позитивные тенденции:

• образование играет все большую роль в процессе становления и гуманизации новых общественно-экономических отношений и соответствующих им жизненных установок и ориентиров. Современные выпускники отличаются динамизмом, предприимчивостью, коммуникабельностью, наличием практических знаний, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;

• постепенно формируется система муниципальной поддержки одаренных детей, формируется система грантов и именных стипендий мэра Новосибирска;

• растут объемы финансирования муниципального образования, его доля в бюджете города

постоянно увеличивается;

• развивается система социальной и правовой защиты всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей;

• растет число педагогов и педагогических коллективов, работающих по инновационным технологиям, имеющих собственные программы и концепции развития.

В то же время в системе образования можно выделить общие проблемы:

• все более остро встает задача «омоложения» педагогических кадров;

• финансирование системы образования не в полной мере удовлетворяет потребности развития;

• медленно идет процесс обновления содержания образования, сохраняется предметная перегруженность;

• недостаточно активно развиваются инновационные процессы и экспериментальная работа;

• не в полной мере реализуется принцип доступности получения качественного образования отдельными категориями детей, в том числе детьми-инвалидами, детьми с отклонениями в развитии;

• органами управления образованием недостаточно реализуются современные подходы к повышению качества образования.

Цель Концепции модернизации муниципальной системы образования Новосибирска на 2004-2010 годы - создание механизма устойчивого развития муниципальной системы образования. Для достижения указанной цели предстоит решить ряд основных задач:

• обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

• повышение качества общего, дошкольного и дополнительного образования;

• повышение эффективности кадрового обеспечения образования;

• модернизация организационно-экономических механизмов системы образования;

• повышение эффективности управления образованием;

• нормативное правовое обеспечение модернизации образования.

Успешное решение перечисленных задач возможно при политической, правовой и социальноэкономической поддержке модернизации образования на всех уровнях; активном включении в процесс модернизации всех участников образовательного процесса и общественности, а также эффективном и гармоничном «встраивании» общего образования в интегрированную систему непрерывного образования.

Для обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования необходимо:

• обеспечить равный образовательный старт для всех категорий обучающихся;

• ввести нормативы в области образования на основании государственных стандартов;

• создать систему учета детей дошкольного и школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений;

• обеспечить психолого-педагогическое и методическое сопровождение системы экстерната и семейного образования;

• обеспечить участие образовательных учреждений в едином государственном экзамене;

• создать справочно-информационную службу по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям;

• изучить образовательные запросы населения, перспективные направления развития образования;

• рационализировать сеть муниципальных образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями города;

• отработать модель «горизонтального построения» школ: формирование самостоятельных начальных школ, профильных школ, системы гимназического и лицейского образования;

• совершенствовать работу вечерних (сменных) школ;

• разработать систему социально-педагогической поддержки одаренных детей;

• разработать методические рекомендации организации образовательного процесса общеобразовательных учреждений для отдельных категорий детей;

• разработать и внедрить новые учебные планы, учебные программы, интегрированные курсы, педагогические технологии для различных форм обучения детей;

• внедрять систему дистанционного образования;

• разработать нормативно-правовую документацию по защите детей-сирот.

В целях решения задачи обновления содержания образования необходима реализация следующих основополагающих компонентов:

1. Разработка базового уровня требований и ожидаемых результатов для всех ступеней общего образования с учетом специфики.

2. Проведение экспериментальной проверки и апробации разных подходов к формированию нового содержания образования.

3. Формирование системы экспертизы и отбора учебников, учебных пособий, учебнодидактических комплектов, отвечающих разработанным требованиям и ожидаемым результатам.

4. Работа образовательных учреждений в эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования.

5. Формирование нового содержания общего образования и новых моделей учебной деятельности.

6. Совершенствование содержания и педагогических технологий по иностранным языкам.

7. Разработка программно-методического комплекта по новосибирсковедению.

8. Разработка программно-методического комплекта, обеспечивающего увеличение занятий физической культурой.

9. Отработка модели профильной школы.

10.Расширение форм профессионального взаимодействия муниципального и негосударственного секторов образования.

11.Создание системы мониторинга здоровья, качества образования.

12.Развитие форм открытого образования на всех уровнях.

13.Реализация проекта «Школьная библиотека и медиатека».

14.Внедрение новых моделей школ, форм оценки и аттестации деятельности обучающихся.

Получение качественно новых результатов дальнейшей информатизации всего образовательного пространства города связано с изменением технологий организации учебного процесса; развитием у каждого учащегося собственной образовательной траектории; формированием навыков работы в информационной среде; организацией эффективного управления образовательной системой на основе информационных и коммуникационных технологий; совершенствованием форм и методов подготовки учителя к осуществлению профессиональной деятельности в условиях информатизации учебного процесса; созданием организационной структуры внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процессы (приложение); созданием модели инновационного образовательного учреждения, оснащенного современным техническим и программно-методическим комплексом.

В целях создания безопасного образовательного пространства необходимы:

• консолидация усилий органов образования и здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, комитетов по делам молодежи, по физическому воспитанию и спорту, а также других служб и ведомств, ответственных за обеспечение жизни и здоровья детей;

• совершенствование форм взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений с органами государственной власти;

• совершенствование научно-методических основ единой образовательной политики формирования здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства;

• создание пакета информационно-аналитической, учебно-методической документации для повышения квалификации работников образования, медицинских работников образовательных учреждений, работников детских учреждений социальной защиты в области формирования здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства;

• разработка и совершенствование действующих образовательно-оздоровительных технологий в учреждениях образования, обеспечение качества их реализации, оценки эффективности; разработка единых критериев эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса;

• укрепление материально-технической базы учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования;

• развитие системы психолого-медико-педагогического консультирования;

• внедрение современных технологий организации профилактических медицинских осмотров;

• создание системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации участников формирования здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства;

• создание целостной системы реабилитации детей.

В целях совершенствования и развития системы воспитания необходимо:

• обеспечить единство и разнообразие воспитательного пространства, взаимодействие государственного, общественного и семейного воспитания;

• обеспечить соответствие содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

• создать эффективную систему профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

• укрепить материально-техническое состояние учреждений дополнительного образования детей;

• создать условия для участия обучающихся в управлении образовательным учреждением;

• сформировать единую систему подготовки и переподготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений;

• отработать модели и механизмы взаимодействия образовательных учреждений с детскими общественными организациями;

• на основе межведомственного взаимодействия создать открытую систему дополнительного образования;

• оптимизировать работу по интеграции общего и дополнительного образования;

• развивать сеть поликультурных центров для детей разных этнических групп на базе учреждений дополнительного образования;

• предусмотреть в учебных планах образовательных учреждений изучение курсов, направленных на социализацию личности.

Решение проблемы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров возможно силами факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Областного центра информационных технологий, городского Центра развития образования, районных методических служб.

Органы управления образованием должны обеспечить развитие открытой городской системы методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических и управленческих кадров и создание положений о целевой контрактной переподготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последовательное наращивание финансового обеспечения отрасли образования, определение принципов и системы финансирования - задачи, для решения которых необходимо:

• внедрение механизма многоканального финансирования;

• постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию образования с учетом введения государственных образовательных стандартов;

• формирование бюджета системы образования с учетом нормативов бюджетной обеспеченности на одного учащегося, воспитанника, дошкольника в зависимости от типа и вида учреждения;

• развитие межбюджетных отношений;

• дальнейшее развитие сети платных услуг в учреждениях образования;

• приведение процедуры привлечения спонсорской, благотворительной помощи, добровольных пожертвований в соответствие с действующим законодательством;

• достижение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений;

• обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

• осуществление перевода учреждений образования на казначейскую систему исполнения бюджета, отработка модели финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;

• проведение структурно-функциональной реорганизации централизованных бухгалтерий, усиление экономической составляющей их деятельности;

• оснащение планово-экономических и бухгалтерских служб образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением;

• организация системы специализированной подготовки финансово-хозяйственных менеджеров для образовательных учреждений, с последующей их сертификацией;

• проведение систематической экономической и правовой учебы руководителей и хозяйственно-экономического персонала образовательных учреждений.

Структура управления муниципальной системой образования должна продолжить совершенствование практики межведомственного взаимодействия, практики включения в управление представителей родительской общественности, попечительских советов, осуществление принципа государственно-общественного управления образованием. Деятельность органов управления муниципальной системой образования должна обеспечить проведение единой государственной политики в области образования; создание системы непрерывного образования; создание и финансирование программ и проектов развития образования; проведение аттестации и экспертизы подведомственных учреждений; взаимодействие с органами городского самоуправления, а также:

• контроль за результатами образовательной деятельности, материально-техническим обеспечением процессов внутри образовательной системы;

• осуществление выбора прогрессивных направлений развития муниципальной системы образования на основе концептуальных представлений об инновационной деятельности и экспериментальной работе;

• изменение ориентиров подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов;

• объединение представителей всех ведомств социальной сферы в решении задач построения единых технологий развития и социализации детей, сохранения их здоровья, создания безопасного образовательного пространства;

• осуществление договорных отношений на основе разграничения компетенций и полномочий между управлением образованием мэрии, органами управления образования администраций районов города и образовательными учреждениями;

• дальнейшее совершенствование социообразовательного пространства города;

• разработку совместно с органами управления образованием субъекта Федерации схему распределения функционала и «зон ответственности» всех уровней управления;

• совершенствование многоуровневой государственно-общественной системы управления образованием, организационных правовых норм попечительских советов, деятельности городских служб, обеспечивающих функции контроля.

В 2004-2006 годах на муниципальном уровне было необходимо разработать и принять

нормативно-правовые акты, которые будут решать вопросы:

• адресной социальной помощи различным категориям детей;

• поддержки педагогических кадров;

• развития сети городских экспериментальных площадок;

• новых организационно-экономических механизмов в системе образования;

• целевой контрактной подготовки педагогических кадров;

• организационно-правового оформления взаимоотношений муниципальных образовательных учреждений и учредителя на договорной основе;

• соблюдения образовательными учреждениями города санитарно-гигиенических и противопожарных норм и правил для обеспечения сохранности здоровья и жизни детей;

• новых организационно-экономических механизмов в системе образования;

• организации профильного обучения в г. Новосибирске;

• совершенствования деятельности городской аттестационной службы;

• государственно-общественного управления в системе образования.

В период 2007-2010 годов следует обеспечить реальное исполнение принятых решений, скорректировать нормативную правовую деятельность управления образованием в соответствии с вновь возникающими проблемами и задачами.

К основным ожидаемым результатам реализации Концепции модернизации муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004-2010 годы можно отнести:

• доступность всех видов и форм образовательных услуг для всех категорий обучающихся;

• повышение качества образовательного процесса и результатов образования и воспитания;

• эффективное использование возможностей социально-экономического, культурного и интеллектуального потенциала Новосибирска в развитии муниципальной системы образования;

• оптимизацию управления муниципальной системой образования;

• совершенствование материально-технической базы системы образования города;

• формирование эффективного единого воспитательного пространства города;

• создание эффективного финансово-экономического механизма в системе образования.

На первом этапе реализации концепции итогом совместной деятельности исполнительной и представительной властей, педагогических коллективов и родительской общественности должно стать создание эффективного механизма модернизации образования города, в результате чего произойдет:

• обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля его качества;

• разгрузка содержания общего образования, ориентация его на потребности личности и современной жизни;

• создание базы для введения профильного обучения на старшей ступени школы;

• переход на единый государственный экзамен;

• формирование сети образовательных учреждений, обеспечивающей равные возможности получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами;

• создание системы психолого-медико-педагогической помощи детям;

• совершенствование процедуры аттестации и контроля качества образования;

• увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования;

• переход образовательных учреждений на казначейскую систему финансирования;

• создание структуры по внедрению информационных технологий в образовательный и управленческий процесс.

На втором этапе будут в полном объеме реализованы меры, которые проходили на первом этапе апробацию и экспериментальную проверку, усовершенствована работа по обновлению содержания образования, его организации, структуры управления и финансирования.

Г лавным итогом этого периода станет:

• обеспечение в полном объеме государственных гарантий доступности качественного образования для всех категорий детей;

• сформированность эффективного единого образовательного пространства города, как социокультурной среды развития личности и повышение качества образования;

• достижение качественно нового уровня содержания образования;

• создание межведомственной системы дополнительного образования, механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе;

• завершение в основном процесса информатизации образования, широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

• реализация принципа безопасности образовательного пространства для всех участников образовательного процесса;

• осуществление целенаправленного заказа на качественную подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров;

• оптимальность системы управления городским образованием, формирование единого управленческого пространства;

• реальность участия всех общественных, муниципальных, государственных, частных структур в процессе управления образованием;

• многоканальное финансирование системы образования;

• развитость материально-технической базы системы образования города.

В конце сентября 2006 года в Новосибирске прошел III Международный симпозиум, темой которого стала «Глобализация и роль вузов в развитии международного сотрудничества».

Выводы и рекомендации докладов, авторами которых являлись руководители и ведущие специалисты вузов, основаны на материалах ретроспективного анализа международных связей всех учреждений на протяжении нескольких последних лет. Особый интерес вызвали выступления зарубежных гостей. В ходе оживленной дискуссии по докладам очередной раз доказано -проблемы, которые ставит глобализация перед образовательными учреждениями стран-участников симпозиума как в институциональном, так и в экономическом и технологическом аспектах, довольно близки. А значит, подходы к их решению могут быть взаимоприемлемы независимо от того для каких отраслей готовит вуз специалистов, будь то железнодорожный университет, педагогический, медицинский или классический.

Участниками симпозиума был сделан вывод, что международное сотрудничество, прежде всего с вузами Японии, Республики Корея и Корейской Народно-Демократической Республики успешно развивается. Однако пока не до конца востребованным остается научно-образовательный потенциал именно в сфере международных образовательных услуг. Поправить положение, безусловно, поможет сложившаяся форма обмена мнениями по актуальным проблемам в виде проведения ежегодных симпозиумов.

По итогам симпозиума были выработаны решения, направленные на увеличение эффективности использования научно-образовательного потенциала вузов-участников международного сотрудничества, прежде всего в сфере международных образовательных услуг. Для их реализации будет разработана стратегическая программа развития экспорта образовательных услуг на период до 2010 года, а также международный комплексный научно-исследовательский проект, результаты которого будут представлены на очередном симпозиуме. Создание новых систем и развивающиеся тенденции развития образовательных услуг открывают перед Новосибирской областью широкие перспективы в данном направлении. Это значит, что в ближайшие годы нас ждет качественный

подъем уровня образования. Вероятно, что при этом департаменту образования придётся столкнуться с некоторыми проблемами, но уже сегодня ведется тщательная интенсивная работа по их решению. Необходимо надеяться, что реализация существующих проектов приведёт нашу систему образования к высоким результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.