Научная статья на тему 'Модернизация институтов системы бюджетного заказа как фактор повышения транспарентности системы госзакупок'

Модернизация институтов системы бюджетного заказа как фактор повышения транспарентности системы госзакупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / бюджетный заказ / общественные потребности / modernization / state procurement / public requirements

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котельников Владимир Юрьевич

В статье анализируются инструменты институциональной модернизации системы бюджетного заказа в контексте повышения транспарентности для формирования рыночного механизма удовлетворения общественных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the tools of institutional modernization of the state procurement system in the transparency increase context for forming a market mechanism of public requirements satisfaction.

Текст научной работы на тему «Модернизация институтов системы бюджетного заказа как фактор повышения транспарентности системы госзакупок»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТОВ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ЗАКАЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК

КОТЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ,

аспирант кафедры экономической теории, Южный федеральный университет e-mail: itcons@bk.ru

В статье анализируются инструменты институциональной модернизации системы бюджетного заказа в контексте повышения транспарентности для формирования рыночного механизма удовлетворения общественных потребностей.

Ключевые слова: модернизация; бюджетный заказ; общественные потребности.

The author analyzes the tools of institutional modernization of the state

ж.

procurement system in the transparency increase context for forming a market

о

mechanism of public requirements satisfaction.

а;

Keywords: modernization; state procurement; public requirements.

Коды классификатора JEL: B52, H61.

но и роль регулятора рынка бюджетного заказа, обеспечивающего институциональную основу системы, тем самым обеспечивая ее как правовым, финансовым, так и информационным ресурсом. Глубина и

о

ж. ,о

го со о

CP

s £

CP 2

Реформы, связанные со структурными преобразованиями в нашей о

С

стране ведут к цели построения народного хозяйства в соответствии о

с рыночными отношениями. Для создания адекватной экономической модели требуются колоссальные материальные и интеллектуальные

о

I—I

fee

ресурсы. Государство, как основополагающий институт, в данной сфе- и

ре должно выполнять не только административно-командную роль, о

© В.Ю. Котельников, 2011

о о

о

_I

<

ZD О

о см

см .о

скорость данных экономических изменений во многом будут зависеть от государственной концепции развития и возможностей поддержки инвестиционными ресурсами.

Будущее рынка бюджетных заказов, а также его социально-политической функции определяется сегодняшней политикой. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выстраивает новые рыночные отношения, связанные прежде всего с модернизацией и технологическим прогрессом. Именно в соответствии с такой концепцией развития есть возможность построить наиболее транспарентную систему госзаказа на основе насыщенного институционального содержания.

Для дальнейшего теоретического раскрытия предлагаемой концепции проанализируем рынок бюджетных заказов (см. рис. 1).

Следует учитывать, что формирование институтов рынка государственных и муниципальных закупок носит экзогенный характер, поскольку такие институты в основном импортированы.

о

СП

го со

о £

ф

и О

С

О

со

о

I—I

£

=э о

ш СИ

о

о о

О <

СИ

о

Рис. 1. Институты рынка бюджетных заказов

Составлен на основе изучения институциональной инфраструктуры рынка

бюджетных заказов

Разберем содержание каждого из институциональных направлений в отдельности.

Органы государственной власти в системе государственного заказа выступают в основном только как заказчики. При этом наблюдаются случаи ограничения участия поставщиков в проводимых торгах. Пре-

о

жде всего, это связано с высокой степенью коррупциогенности, возможности сговора между участником и заказчиком, а также оппортунистического поведения. Данным аспектам посвящено множество работ. Однако, в целом хотелось бы отметить один интереснейший подход к решению этой проблемы. В экономической теории используется принцип экономико-психологической мотивации. Применительно к государственным закупкам, где со времен создания системы применяются отрицательные стимулы (штрафы, санкции и пр.), можно попробовать использовать положительные стимулы (например, в виде награждения заказчика процентной долей от снижения начальной цены контракта). Такую концепцию разработал профессор В.В. Вольчик. ™

Однако, данная теория, на наш взгляд, требует доработки, т.к. необоснованный сговор и фактическое разделение лотов государственного и муниципального заказов происходит за пределами действия 94 Федерального Закона.

Институты информации в основном рассматриваются как посредники, получающие вознаграждение за распространение информации. Но в данном случае мы рассмотрим информационную систему, используемую в сфере государственных закупок, ведь она является неотъемлемой частью рынка бюджетных заказов. До 2011 г. информация в том или ином виде размещалась посредством 100 различных сайтов ^

(83 региональных и десятков вспомогательных), т.е. она была асимметрично расположенной на экономическом пространстве России. На ° сегодняшний день в системе госзаказа Российской Федерации начал функционировать единый официальный сайт по размещению информации для государственных и муниципальных нужд1. Однако, данную положительную норму исследователи уже начали трактовать как негативную. «Эллия Голдрат в «Цели» использовал понятие пропускной способности и ее минимального размера как самое узкое место, срав-

го со о

сх £

.а и О СХ

О

I—I

_I

^

ш

о

О О

1 См.: Ч. 1 Ст. 16 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»

о

_I

<

г

!Э О

о

го со о сх

О

I—I !< _I

из ш

о

о о

нивая его с бутылочным горлом» (Голдратт). Выяснилось, что сайт госзакупок как раз явился тем самым «узким» местом. То есть поток информации может скопиться, если узкое отверстие не пропускает достаточное количество информации. И как следствие, здесь может быть потеря контроля над размещением заказа и срыв проведения возможных аукционов и конкурсов. Таким образом, нужно искать более совершенную форму развития информационного направления рынка бюджетных заказов.

Электронные площадки представляют собой сайты, на которых размещается информация исключительно об аукционах. Фактически, аукционы и проводятся на площадках. Положительными моментами системы электронных площадок являются разделение заявки на участие в торгах на две части, и сокрытие и неразглашение информации об участниках размещения заказа. Однако площадки вместе взятые представляют очень крупных лоббистов на всех уровнях власти, и в случае их некорректной работы есть возможность уйти от ответствен-

о ности.

о

% Специализированным организациям сейчас требуется «второе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дыхание». После очередной реформы, когда оплату проведения торгов спецорганизации поставщиком, сменили на новую форму отношений «заказчик — спецорг», этот рынок частично поредел. з Спецорганизации переориентировались в основном, на консалтин-

^ говые услуги в сфере размещения заказа.

о

Центры подготовки специалистов в области государственного заказа уже на протяжении десяти лет осуществляют их обучение. Однако обеспечение кадрами и трудовыми ресурсами региональных экономик еще не окончено. Более того, квалифицированных и компетентных специалистов категорически не хватает.

Институты инфорсмента в современной России практически не рао ботают. Защита контракта может быть утеряна при первой встрече с

_I

судебными инстанциями. Однако с периода 90-х гг. в этой сфере мы о достигли куда больших успехов, чем страны СНГ.

Хотелось бы также отметить, что это далеко не исчерпывающий анализ рынка бюджетных заказов. В последнее время все чаще говорят о новой составляющей данного рынка. Безусловно, в качестве важнейшего направления выделяется Федеральная контрактная система как новый институт механизма бюджетных закупок, а также «переход к бюджетированию, ориентированному на результат, как инструменту повышения эффективности использования бюджетных средств» (Воропаева 2010, 21).

Появление конкурсного механизма размещения государственного заказа в период перехода от плановой экономики к рыночной, привело к возникновению новых институтов: поставщиков государственного заказа, профессиональных консультантов и др. Глобализация и современное развитие техники также вносит свою лепту. Все это составляет институциональное окружение рынка государственных закупок, кото- >2

рое в свою очередь нужно приспосабливать к рыночной экономике, а •

также постоянно вести мониторинг и анализ с выработкой предложе- ^

ний, ибо главная и конечная цель государственного заказа состоит в §

формировании рыночного механизма удовлетворения общественных *

^ к

потребностей через систему государственных закупок. А для нормаль- |

го

ного функционирования данная система должна обладать высокой сте- ^

пенью транспарентности, что в свою очередь обеспечивается, на наш взгляд, оценкой особенностей институциональной структуры рынка государственных закупок России и разработкой модели модернизации институционального механизма управления системой государственных закупок.

о

£

CP

и о

CP а о со

О

I—I

fee

_I

ZD

i-D

ЛИТЕРАТУРА ^

о

I—I

Федеральный Закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении за- о казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го- S

сударственных и муниципальных нужд в ред 01.01.2011 г.». о

Белокрылова О. С. Модернизация институционального механизма го- z

сударственных закупок в регионе. (http://www.hse.ru/ic6/report06.doc). о

Вольчик В.В. (2009). Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственного заказа в России // TERRA ECONOMICUS. Т. 7. № 4. 44-50.

Воропаева С.В. (2010). Институциональная модернизация рынка бюджетных заказов: принципы, инструменты, направления / Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук. Ростов-

н/Д.

Голдратт Э. Цель. (http://globalbooki.ru/business/).

о

о о т

го со о

СР

s £

СР

и о

СР а о со

О

I—I

fec

_I

ZD из

ш dl О

О О

О

_I

<

dl ZD О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.