Научная статья на тему 'Модернизация и проблемы формирования и реализации казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития'

Модернизация и проблемы формирования и реализации казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2720
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / STEADY ECONOMIC DEVELOPMENT / MODERNIZATION AND ECONOMY DIVERSIFICATION / COMPETITIVENESS / INDUSTRIALLY-INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмаганбетов К. Р.

В статье показаны темпы роста ВВП Казахстана за 1991-2010 годы, выделены основные этапы и проблемы проведения экономических преобразований, модернизации и диверсификации экономики, формирования Казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION AND PROBLEMS OF FORMATION AND REALIZATION OF THE KAZAKHSTAN MODEL OF STEADY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

In article rates of increase of gross national product of Kazakhstan for 1991-2010 are shown, the basic stages and problems of carrying out of economic transformations, modernizations and diversifications of economy, formation of the Kazakhstan model of steady social and economic development are allocated

Текст научной работы на тему «Модернизация и проблемы формирования и реализации казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К.Р. Нурмаганбетов, д-р экон. наук, профессор

Гуманитарно-техническая академия, г. Кокшетау

В статье показаны темпы роста ВВП Казахстана за 1991-2010 годы, выделены основные этапы и проблемы проведения экономических преобразований, модернизации и диверсификации экономики, формирования Казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития

Проведенные рыночные преобразования, осуществленные в Казахстане за почти 20 лет со дня провозглашения независимости, создали предпосылки для решения важнейшей задачи - обеспечения устойчивого экономического развития.

Сегодня можно говорить о казахстанском пути как об уникальной и продуктивной модели развития. Наша страна - одна из самых благополучных среди новых независимых стран. Международные эксперты и лидеры ведущих государств мира признают успешным наш опыт реформ. Мы движемся вперед в соответствии со Стратегией «Казахстан 2030». Именно в этом документе, принятом в 1997году, были четко сформулированы долгосрочные цели государства и определены конкретные пути их достижения. Кроме того, действует целая группа долгосрочных программ развития.

Однако в процессе эволюции молодому государству пришлось пережить немало кризисов, породивших огромные трудности в развитии страны.

Распад бывшего СССР привел к разрыву всех прежних производственно-хозяйственных связей, в результате чего масштабы спада производства и неплатежеспособности предприятий достигли критических величин, разразился экономический и финансовый кризис, нарастала инфляция.

В начале 90-х годов прошлого века произошло сокращение ВВП Казахстана. Так, в 1991 году ВВП Республики сократился по сравнению с 1990 годом на 11%.

Начиная с 1992 года, Республика Казахстан впервые приступила к проведению самостоятельной экономической и финансовой политики. Переход к рынку начался с отпуска цен, осуществленного в январе 1992 года. Либерализация цен во всех республиках бывшего Союза в условиях высокого монополизма и практического отсутствия конкуренции привела к неуправляемому росту цен. Так, после проведения либерализации цен инфляция достигла своего пика в 1992-1994 годах и составила: в

1992 году - 3061%, в 1993 году - 2265% и в 1994 году

- 1258%.

Из-за неплатежей за отгруженную продукцию практически все предприятия государственного

сектора экономики и особенно крупнейшие гиганты промышленности, которые поставляли свою продукцию в Россию и другие республики бывшего Союза, прекратили работу.

Высокая инфляция съела все оборотные средства предприятий, вследствие чего финансовое состояние реального сектора экономики стало критическим.

В этих условиях бюджетная система Республики испытывала серьезные трудности, доходы всех уровней бюджета падали, нарастала кредиторская задолженность бюджета по социальным выплатам. уровень жизни населения резко снизился. Так, ВВП в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 61,4 %, реальная заработная плата - на 69,9%, назначенная пенсия - на 77,3% [1]. Это вызывало социальную напряженность в обществе.

В этих условиях Казахстан должен был начать реформы и вступить в переходную экономику, которая решает три взаимосвязанные и взаимозависимые задачи:

- макроэкономическая стабилизация,

оздоровление экономики и вывод ее из системного кризиса;

- формирование и развитие системы рыночных отношений, институтов и механизмов регулирования экономики.

- переход экономики на траекторию роста.

Период экономических преобразований в

Казахстане можно условно разбить на ряд этапов, каждый из которых имел конкретные цели в области становления государственности и рыночных отношений.

Первый этап(1992-1993годы) - этап начала реформ. Характеризовался началом коренного реформирования экономики до введения собственной валюты.

После объявления независимости в декабре 1991 года Казахстан начал решительно осуществлять структурные реформы, направления которых были заложены в первой президентской «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной в 1992 году[2].

Тактические цели Стратегии нашли отражение в Правительственной программе неотложных мер по

преодолению экономического кризиса и углублению социально-экономических реформ, принятой в начале

1993 года.

Структурные реформы были направлены на постепенное создание рыночной экономики, основными элементами которой стали либерализация цен, объявленная в 1992 году; введение национальной валюты в ноябре 1993 года; признание права частной собственности в новой Конституции, принятой в январе 1993 года; Национальная программа приватизации, разработанная в 1993 году.

Второй этап (1993-1997 годы) - этап рыночных преобразований. Начался с введения в ноябре 1993 года национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики.

Этот период характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, относительно стабилизировать валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде

экспортоориентированных отраслей

промышленности.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно- командной системы в рыночную принял необратимый характер на основе важных системных преобразований.

Экономика Казахстана, начиная с 1996 года, вступила в важнейший этап рыночных преобразований. Стали ускоряться темпы проведения приватизации государственной собственности, происходило становление и развитие частного сектора, создавалась конкурентная среда, продолжалась санация, реабилитация и банкротство государственных предприятий, активизировалась деятельность фискальных служб по сбору налогов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, завершилась оптимизация сети и структуры социальной сферы, проводилась коммунальная реформа, осуществлялись реформы в системе государственного аппарата управления

С апреля 1997 года были начаты меры по оптимизации административно-территориального устройства в Республике, определились пути реформирования пенсионной системы, укреплялся и развивался фондовый рынок и другие институты рыночной инфраструктуры, велся активный поиск форм и методов государственного стимулирования малого и среднего бизнеса, развития приоритетных

производств и привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Так, в тот период все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые, несмотря на внешнюю неблагоприятную конъюнктуру, вложили немалые средства в восстановление добычи и переработки руды, производство черных и цветных металлов. Активизировалась и нефтедобыча: обустраивались новые месторождения, возродилась транспортная инфраструктура.

В результате проводимых реформ в республике улучшилась динамика практически всех макроэкономических показателей:

- прирост ВВП составил в 1996 году 0,5%, а 1997 году - 1,7%;

- снизились темпы инфляции с 1258% в 1994 году до 60,3% в 1995 году и 28,7% в 1996 году;

- сократился более чем в 2 раза дефицит бюджета: с 6,8% к ВВП в 1994 году до 2,6% в 1996 году;

- объем промышленного производства увеличился в 1996 году на 1,2%. Прирост обеспечили в основном нефтедобывающая, металлургическая, деревообрабатывающая и некоторые другие отрасли. На промышленных предприятиях зафиксирован наибольший рост реальной заработной платы на 3,9%;

- уровень официально зарегистрированной безработицы на конец декабря 1996 года составил 4,1%;

- в 1996 году было достигнуто положительное сальдо торгового баланса (без учета «челночной» торговли). Объем экспорта превысил объем импорта в

2 раза и составил 5,8 млрд. тенге.

В стране был взят курс на долгосрочное стратегическое планирование, а трансформация страны в одно из самых безопасных, экологически устойчивых государств мира, с динамично развивающейся экономикой, была заложена в Стратегии развития РК до 2030 года, озвученной Президентом Назарбаевым Н.А. в октябре 1997 года[3]. Эта Стратегия дала научно обоснованное видение перспектив, задач и целей, приоритетов и преимуществ развития РК на пути перехода к устойчивому развитию.

В этот период возрождавшаяся экономика перенесла очередной удар в виде негативного влияния азиатского и, в особенности, российского валютнофинансового кризисов, которые вновь привели к серьезному падению объемов производства товаров и услуг. Тем не менее, если в кризисном 1998 году зафиксирован спад на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году -9,8%.

Третий этап (1998 - 2006 годы) - этап обновления. Ознаменован началом реализации планов «Казахстан - 2030», построением модели

посткризисного развития, во многом основанной на

высоких темпах освоения недр с целью существенного повышения доходов казны.

Приоритет отдавался завершению

стабилизационных программ, включавших ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по госрасходам и принятие новых программ: по борьбе с бедностью, строительству и реконструкции автодорог.

Безусловными факторами роста стали Стратегия экономической и национальной безопасности страны, создание Национального фонда и осуществление мегапроекта - «Расцвет Астаны - расцвет Казахстана».

Политика Правительства по совершенствованию структуры экономики, обеспечению ее конкурентоспособности, созданию благоприятного инвестиционного климата, а также увеличению спроса на сырьевые ресурсы обеспечили ежегодные темпы роста ВВП в среднем на 8-10%.

В этот период начинается претворение в жизнь первой отечественной Стратегии индустриальноинновационного развития, рассчитанной на 2003-2015 годы.

Политика диверсификации способствовала достижению цели десяти лет (1997-2007) по удвоению промышленного производства.

Четвертый этап (2007-2009 годы) - этап влияния. Начиная со второй половины 2007 года экономика Казахстана подверглась негативному влиянию финансового и экономического кризиса, развернувшегося в США и других развитых странах мира.

Воздействие глобального кризиса на экономику Казахстана обострило ряд проблем, связанных с оставшимися «по наследству» от прошлого несовершенством отраслевой структуры, высокой зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, недостаточным уровнем развития ряда рынков.

В условиях кризиса, когда начались проблемы в сырьевых секторах, проявилась недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов, в стране не нашлось отраслей, способных поддержать экономику.

Более того, проблемы сырьевых отраслей стали распространяться на смежные сектора экономики. В результате произошло значительное падение реального производства, рост числа безработных, снижение реальных доходов населения и ряд других негативных последствий. В этот период проявились недостатки в функционировании финансового сектора и особенно банков второго уровня. Западные банки перестали выдавать дешевые займы отечественным банкам второго уровня, а те, в свою очередь, прекратили кредитовать строительные компании и другие проблемные сферы экономики.

Стало очевидным, что для выхода из кризиса и обеспечения устойчивого экономического развития

страны стало необходимым найти внутренние источники роста.

Для решения этой задачи Правительство Казахстана предприняло ряд антикризисных мер. Основными инструментами противостояния нестабильности стали денежно-кредитное

регулирование и антиинфляционная политики.

Во-первых, было принято решение об ограничении внешних заимствований.

Во-вторых, была оказана вся необходимая помощь - денежная и административная - наиболее пострадавшим сферам: долевому жилищно-

строительному рынку, малому и среднему бизнесу, агропромышленному комплексу.

В-третьих, были предприняты

антиинфляционные меры - обеспечение

продовольственной безопасности и меры экспортноимпортного регулирования.

Существенную роль в стабильном

удовлетворении потребности внутреннего рынка продуктами питании сыграли созданные стабилизационные фонды по социально значимым видам продовольственных товаров:

продовольственной пшенице, рису, растительному и сливочному маслу, сухому молоку.

По тем видам продовольствия, по которым страна себя полностью не обеспечивает, были приняты экономические меры по увеличению их производства, ограничению экспорта, а также созданы условия для ввоза импорта.

В дополнение к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам.

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор, снижение глобального спроса на товары и услуги.

Это потребовало принятия новых

дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.

Правительством РК, Национальным банком и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций уже осенью 2008 года был разработан план совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.

Было принято во внимание, что в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в управлении экономикой страны.

В мире достаточно примеров, когда активное вмешательство государства обеспечивало высокие результаты экономических реформ. Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, говоря о причинах восточноазиатского чуда, особо отмечает

тот факт, что «правительство взяло на себя основную ответственность за осуществление экономического роста».

Для решения проблем в сферах недвижимости, АПК, МСБ, БВУ, реализации инновационных и инфраструктурных проектов были выделены из Нацфонда дополнительные ресурсы в объеме 10 млрд. долларов.

Именно Нацфонд стал той подушкой безопасности, тем реальным инструментом макроэкономического регулирования, который помог нейтрализовать риски в экономике, стал гарантом ее устойчивости.

Кроме того, для стимулирования занятости в регионах и предотвращения массовых увольнений, Главой государства была инициирована «Дорожная карта». Она позволила сохранить в 2009-м безработицу на уровне 2008-го - 6,6%; и создать дополнительно около 400 тыс. рабочих мест. Трудовые ресурсы были перераспределены в сектора, до которых у местных исполнительных органов ранее традиционно «не доходили руки»: инфраструктуру, благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство. Программа «Дорожной карты» была продолжена и в

2010 году.

В 2009-м экономика Казахстана развивалась в условиях низких цен на ресурсы, что привело к заметному снижению деловой активности и спаду производства.

Однако благодаря своевременным

антикризисным мерам удалось не допустить рецессии, сохранить стабильность в стране. Все принятые Правительством обязательства в социальной сфере выполнены в полном объеме: размеры пенсионных выплат и заработная плата бюджетников повышена на 25% в 2009-м, и еще на столько же - в 2010-м году.

Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Работа в этом направлении, наоборот, должна быть активизирована и ускорена.

Пятый этап (2010-2020 годы) - этап восстановления и модернизации. В Послании Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева народу страны «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года подведены итоги предыдущего и определена стратегия нового экономического десятилетия. Посткризисное развитие обозначило новые горизонты, а долгосрочные приоритеты определены в утвержденном Стратегическом плане РК до 2020 года.

В соответствии со Стратегическим планом -2020 главные цели ближайшего экономического десятилетия: развитие отечественной экономики

через посткризисную модернизацию, наращивание человеческого потенциала как главного богатства страны, участие в формировании новой архитектуры

международных отношений и контуров мировой торгово-финансовой системы и обеспечение политики «Казахстанского лидерства» в региональной экономике.

Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе. Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать «азиатскими тиграми», потребовалось 20-30 лет.

Масштабы и сложность задачи ускоренной модернизации объективно требуют высокой степени централизации государственного управления.

Именно государству приходится брать на себе руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни и самому создавать необходимые предпосылки данного процесса - так или иначе стимулировать рост национального бизнеса, формировать экономические и политические институты, правовые нормы, системы образования.

Сегодня главным фактором быстрого

экономического роста Казахстана являются

природные богатства, прежде всего, нефть и газ.

Однако только природные ресурсы нельзя рассматривать в качестве основного источника экономического развития. Ведь Казахстан располагает таким стратегическим фактором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономического роста, как значительный научный и образовательный потенциал. Задействовать его в рыночной экономике можно только через инновации. Без инноваций в современной экономике не решить ни одну коренную задачу. Формирование инновационной экономики является

безальтернативным вариантом развития Казахстана в 21 веке.

В последнее время в стране предприняты широкие меры для развития инновационной деятельности. В республике реализуется Стратегия индустриально-инновационного развития «Казахстан-2015». Принята «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира».

По поручению Президента Правительство разработало Государственную программу

форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (ГП ФИИР)и детальную Карту индустриализации страны. Программа ФИИР логически продолжает все предыдущие программы.

Правительством утверждены главные инструменты ГП ФИИР: План мероприятий

Правительства по реализации программы на 2010-

2014 годы. Схема рационального размещения производственных мощностей до 2015 года, Карта индустриализации и «Дорожная карта бизнеса-2020».

Кроме того, в 2011 году запущена программа модернизации и создания конкурентоспособных предприятий - «Производительность -2020». Эта программа завершает и дополняет комплекс уже существующих программ: «Дорожная карта бизнеса», поддержка экспортеров, привлечения инвестора, посткризисного восстановления (оздоровления) предприятий.

Только в 2010 году, первом году реализации ГП ФИИР, вместо запланированных 144 проектов, введены в эксплуатацию 152 предприятия, на сумму более 800 млрд. тенге, которые обеспечили работой около 24 тысяч казахстанцев. В первом полугодии

2011 года было запущено 75 проектов на сумму 114 млрд. тенге с созданием более 6 тыс. постоянных рабочих мест. В целом за полтора года реализации программы в стране запущено 227 проектов на сумму более 900 млрд. тенге и создано 29 тыс. новых постоянных рабочих мест.

По итогом реализации ГП ФИИР ожидаются к

2014 году рост ВВП на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда в обрабатывающем секторе на 50%, в отдельных секторах экономики - на 100%. Кроме того, планируется доведение к этому же сроку доли несырьевого экспорта до 40% от общего экспорта, снижение энергоемкости ВВП на 10% и увеличение на 10% доли инновационных предприятий из числа действующих.

В Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года, Президент страны привел «один интегрированный показатель прогресса страны. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более 700 долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году».

В Послании обозначены приоритеты ускоренной экономической модернизации - продолжения программы форсированной инновационной индустриализации, а так же социальной модернизации - новой социальной политики.

Президент страны Н.А. Назарбаев поставил перед Правительством задачу по вхождению республики в группу стран с высоким уровнем доходов, доведя размер ВВП на душу населения в

2015 году до 15 тысяч долларов. А для этого

необходимы ежегодные темпы роста экономики на уровне 7%.

Правительство одобрило основные направления социально-экономической политики по обеспечению 7% роста экономики в 2011-2015 годах.

С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

Подписано соглашение об открытии с 1 января

2012 года единого экономического пространства в результате образовался новый огромный рынок, насчитывающий 168 млн. потребителей.

Казахстанский опыт экономического развития, модернизации, накопленный за годы суверенитета, стал основой устойчивости экономики республики и его способности противостоять негативным проявлениям кризиса.

В преддверии 20 - летия независимости можно утверждать о правильности выбранного пути.

Благодаря построению собственной модели устойчивого социально-экономического развития, основанной на эволюционном формировании и открытости экономики, стабильности, развитии малого и среднего бизнеса, Казахстан вошел в число мировых лидеров по темпам роста.

Литература

1. Романов И. В фундаменте успеха - лучшие решения.// Казахстанская правда. 15 декабря 2010.

2. Назарбаев Н.А Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. В книге Избранные произведения в 2 т. ( т.1, с.25-65) -М.:Экономика, 2010.

3. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев (Послание Президента страны народу Казахстана). В кн. Избранные произведения в 2 т. (т.1. с 230-293.) М; Экономика, 2010.

Э 8 (7162) 78-08-91, 8 (7172) 51-05-31

Ключевые слова: устойчивое экономическое развитие, модернизация и диверсификация экономики, конкурентоспособность, индустриальноинновационное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.