Научная статья на тему 'Модернизация фонда школьных зданий на основе территориально-пространственных образовательных моделей (на примере Приднестровской Молдавской республики)'

Модернизация фонда школьных зданий на основе территориально-пространственных образовательных моделей (на примере Приднестровской Молдавской республики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARCHITECTURAL DESIGN / MODERNIZATION / MODEL / SCHOOL BUILDING / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ШКОЛЬНОЕ ЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабаш М.В., Моргун Н.А.

В статье рассмотрены вопросы модернизации фонда школьных зданий на основе территориально-пространственные образовательных моделей. Выявлены три характерные для республики модели, применение которых может способствовать поиску оптимальных решений в проектировании и архитектурной модернизации школьных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization fund school buildings on the basis of territorial spatial educational models (оn the example of the Transnistrian Moldavian Republic)

The paper deals with questions of modernization fund school buildings on the basis of territorial spatial educational models. Revealed three specific models for the country, the use of which can contribute to finding optimal solutions in the design and architectural modernization of school buildings.

Текст научной работы на тему «Модернизация фонда школьных зданий на основе территориально-пространственных образовательных моделей (на примере Приднестровской Молдавской республики)»

Модернизация фонда школьных зданий на основе

территориально-пространственных образовательных моделей (на примере Приднестровской Молдавской республики).

М.В. Барабаш, Н.А. Моргун

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону Академия архитектуры и искусств.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы модернизации фонда школьных зданий на основе территориально-пространственные образовательных моделей. Выявлены три характерные для республики модели, применение которых может способствовать поиску оптимальных решений в проектировании и архитектурной модернизации школьных зданий.

Ключевые слова: архитектурное проектирование, модернизация, модель, школьное здание.

Основываясь на данных анализа строительства и эксплуатации школьных зданий в Российской практике и Приднестровской Молдавской республике (далее ПМР, Приднестровье) сформулированы предложения по модернизации школьной сети с учетом ее перспективного развития и функционирования.

Территориально-пространственное моделирование в ПМР позволяет определить характерные особенности функционирования и типологические характеристики школьных зданий с учетом градостроительных и демографических условий. Сравнение качественных и количественных показателей существующего школьного фонда на основе территориально-пространственных образовательных моделей дает возможность сформировать стратегию развития школьной сети ПМР и определить объем необходимых мероприятий по архитектурной модернизации школьных зданий [1-3].

При формировании территориально-пространственных

образовательных моделей были поставлены следующие задачи: уточнить

характер поселенческой структуры различных районов республики; максимально оптимизировать функционирование уже существующих школьных зданий; обеспечить пешеходную и транспортную доступность учащихся в пределах допустимых норм; оптимизировать использование ресурсов школ на основе их кооперации и интеграции с дополнительным образованием и социально-культурной сферой; обеспечить гибкость функционирования школьной сети с учетом перспективного развития типологических характеристик школьных зданий.

В результате картографического анализа и проведенных авторами расчетов, были выявлены несколько характерных вариантов эффективного построения школьной сети для сельской и городской местности Приднестровья, что позволило исходя из особенностей градостроительных и демографических условий территорий, сформировать три территориально-пространственные образовательные модели сети школьных зданий -автономная, центрическая, метрическая.

Первая территориально-пространственная образовательная модель - автономная, формируется на основе средних школ с малой сетевой нагрузкой, которые обслуживают жителей собственного (автономного) населенного пункта, собственного населенного пункта и жителей 1-2 малых населенных пунктов в радиусе транспортной для учащихся 5-11 классов или пешеходной доступности для учащихся 1-11 классы «рис. 1». Такая модель целесообразна в условиях среднеплотной, крупноселенной поселенческой структуры и предлагается к использованию в демографически стабильных, крупных селах с функционирующей школой, таких административных районах ПМР как Каменский, Рыбницкий и Слободзейский.

ДЛЯ КРУПНЫХ СЕЛ РЕСПУБЛИКИ

СХЕМА КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП

ив I, II к 41 Оупвмвл обр^иопиннм

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

ТИП РАДИУС НАСЕЛЕНИЕ ТЯГОТЕЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО

ДОСТУПНОСТИ ДОСТУПНОСТИ К БАЗОВОМУ НАСЕЛ ПУНКТУ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

№ 45

1-5

Рис. 1 Автономная территориально-пространственная образовательная

Учитывая демографические показатели, градостроительные условия районов и ограничения по вместимости школ, целесообразно применять стратегию горизонтального взаимодействия между школами на основе автономной территориально-пространственной образовательной модели. В дальнейшем можно осуществлять модернизацию функционально-планировочной структуры средних школ, где требуется оптимизация состава учебных и общешкольных помещений.

Таким образом, в условиях автономной модели предлагается использовать средние школы на 11 классов (1:1:1), 18 классов (1:2:2) и 22 класса (2:2:2) с обратной и возрастающей комплектацией учебных классов соответственно. Следует подчеркнуть, что такая модель применима для малых незначительно удаленных друг от друга населенных пунктов, в которых на базе функционирующего школьного здания целесообразно организовать сельский образовательный центр с домом учителя и классами малой и сверхмалой комплектации или школу с группами детского сада, благодаря чему повысится эффективность функционирования школьных зданий.

модель.

Вторая территориально-пространственная образовательная модель - центрическая, строится на основе взаимодействия, начальных, основных и средних школ, которые обслуживают жителей крупного сельского населенного пункта и жителей тяготеющих сел в радиусе транспортной доступности, образуя, так называемый школьный округ, с радиусом транспортной доступности базовой средней школы «рис. 2». Школьный округ создается решением муниципального органа и районным управлением образования на основе следующих факторов:

-градостроительного, учитывающего транспортную доступность школы для эффективного взаимодействия отдельных образовательных учреждений между собой;

-информационно-коммуникационного, учитывающего наличие и перспективу создания и развития единого учебно-информационного пространства всех школ входящих в эту модель;

-экономического, учитывающего особенности организации, структуры и состояния школьного фонда данного района;

-социального, учитывающего сложившиеся национальные и культурные традиции населения данной территории.

Местоположение базовой школы определяется исходя из условий транспортной доступности, максимального охвата тяготеющих населенных пунктов и обязательной минимальной комплектацией одной параллелью учащихся на I, II и III ступенях образования. Создание базовой школы, предполагает реорганизацию входящих в школьный округ школ населенных пунктов с низкими демографическими показателями, путем их «присоединения» к базовой школе. Базовая школа, по отношению к остальным школам округа, функционально выступает в качестве ресурсного центра и выполняет функции организационно-педагогической и

II Инженерный вестник Дона, №3 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2016/3738

методической поддержки деятельности сетевых школ округа, организации внутри школьного контроля за учебным процессом, организации досуговой и внеурочной деятельности обучающихся всех сетевых школ округа. Таким образом, в данной модели осуществляется стратегия вертикального функционирования школьной сети [4, 5, 6].

Рис. 2 Центрическая территориально-пространственная образовательная

модель.

Центрическую модель целесообразно использовать среди групп сельских населенных пунктов, в которых расположены функционирующие школы и имеются или отсутствуют тяготеющие населенные пункты, где расстояние между селами не превышает 12-16 км, что позволяет организовать подвоз учащихся. Для данной модели актуальна организация сетевых школ разных ступеней образования.

Структура данной модели требует иметь следующие характеристики: местоположение базовой школы определяется исходя из условий транспортной и пешеходной доступности, максимального охвата тяготеющих населенных пунктов; выявление базового населенного пункта и организация в нем средней школы расширенной функциональной комплектации

(дополнительной функциональной нагрузкой для обеспечения полноценных условий внешкольной и досуговой деятельности учащихся), ввиду удаленности районных внешкольных учреждений; формирование школьного округа на основе базового населенного пункта и тяготеющих к нему малых населенных пунктов. В данных градостроительных условиях, радиус действия средних сетевых школ не должна превышать 6-8 км.

Применение центрической модели в условиях модернизации школьной сети предлагается для условий мелкоселенных районов ПМР -Дубоссарском, Григориопольском и Рыбницком при плотной и среднеплотной поселенческой структуре.

Типологической особенностью средних базовых школ в условиях использования центрической территориально-пространственной

образовательной модели является: явно выраженная сетевая функция и малая наполняемость классов на начальной ступени образования, где численность жителей базового населенного пункта составляет до 1500 человек в сочетании со средними демографическими показателями 90 учащихся на 1000 жителей.

В этом случае, основа в модели- средняя базовая школа на 11 классов, размещаемой в населенных пунктах на 1000-1500 жителей, которая является центром школьного округа и приобретает дополнительную функциональную нагрузку в виде методической и консультативной работы для начальных и основных школ, а также внешкольной работы.

В более крупных селах на 1800 - 2500 жителей необходимо строительство средней общеобразовательной школы на 22 класса с организационно-педагогической структурой 2:2:2 и 2:2:3, обслуживающих жителей собственного населенного пункта и тяготеющих сел. Для повышения экономической и педагогической эффективности школ, придания

им статуса школы-комплекса необходима организация на их базе культурно-оздоровительных центров и внешкольных учреждений для близлежащих сел на основе проектирования и строительства нового здания или архитектурно-планировочной модернизации существующего здания.

В условиях повышения демографических показателей плотности населения, на перспективный период развития ПМР необходимо дополнить номенклатуру зданий школ неполной основной школой двухпараллельного комплектования с организационно-педагогической структурой 1:2:0.

Так, например, в удаленных от базовых сел малых населенных пунктах до 700 жителей, при достаточно благополучной демографической ситуации, следует предусмотреть строительство начальной школы кооперированной с дошкольным учреждением. В малых селах ПМР до 200 жителей, где общая численность учащихся I ступени не будет превышать 12 человек (один малокомплектный разновозрастной класс), возможно строительство начальной школы с домом учителя. При проектировании таких типов школ, следует предусмотреть ряд помещений для совместного использования -административные, хозяйственные, питания, библиотеки и др.

Ввиду удаленности районных внешкольных учреждений, сельские базовые школы необходимо проектировать с расширенным составом учебных и общешкольных помещений для внешкольной и досуговой работы с учениками.

Таким образом, для центрической модели предлагается проектировать начальные школы на 4 класса (1:0:0) с малой и нормативной наполняемостью классов, малокомплектные начальные школы на один класс с домом учителя, неполные средние со структурой1:1:0 и средние школы-комплексы на 20 и 22 класса.

Третья территориально-пространственная образовательная

модель - метрическая, целесообразна для городов республики. Эта модель строится на базе зданий средних общеобразовательных школ, равномерно распределенных в «ткани» города «рис. 3». Такая модель строится в условиях численности населения сел и городов от 12000 до 130000 жителей с достаточно устойчивым школьным фондом и применима в плотной крупноселенной поселенческой структуре Слободзейского района и отдельно взятых городах Бендеры, Тирасполь, Рыбница, Каменка, Григориополь, Слободзея, Днестровск [7].

Особенностью формирования данной модели являются: -сбалансированное распределения школьной сети по отношению к общей инфраструктуре города или района;

-необходимость расширенного состава общешкольных помещений школьного здания в условиях недостаточно развитой инфраструктуры районов города относительно внешкольных учреждений, то есть, отсутствие бассейна, спортивного центра, школ детского творчества, библиотек и др.;

- основу для данной модели составляет средняя общеобразовательная школа с минимальной организационной структурой 2:2:2 и 3:3:3.

Рис. 3 Метрическая территориально-пространственная образовательная

модель.

Таким образом, для данной модели характерна стратегия горизонтального функционального взаимодействия средних школ и централизации функциональной нагрузки одной школы района города. Такая централизация осуществляется путем архитектурно-планировочной модернизации школьного здания за счет расширения общешкольных помещений - спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых [8, 9].

Исходя из вышеизложенного, а также основываясь на анализе результатов, проведенных авторами исследований, статистических данных и градостроительных расчетов территорий ПМР, предлагается сформировать три территориально-пространственные образовательные модели. На этой основе может быть создана информационно-аналитическая база данных, на которую можно опираться при архитектурно-планировочной модернизации школьных зданий, а также при проведении капитального ремонта отдельных зданий школ и реконструкции их функционально-планировочной структуры [10, 11].

Таким образом, оптимизация структуры школьной сети ПМР на основе предложенных территориально-пространственных образовательных моделей потребует совершенствования типов зданий школ в двух основных направлениях: адаптация массовых типов школьных зданий к нынешним потребностям с учетом современных требований к организации среды обучения; проектирование и строительство школ за счет дополнения существующей номенклатуры новыми типами школьных зданий в соответствии с действующими нормами и предлагаемыми региональными требованиями по их проектированию.

Применение предлагаемых трех моделей, на наш взгляд, будет способствовать объективной оценке развития школостроения в ПМР на данном этапе и даст возможность координировать его перспективное

развитие, основываясь на следующих выводах:

1. Построение территориально-пространственных образовательных моделей позволит определить «точки» и характер перспективного школьного строительства каждого района, грамотно распределить финансирование, способы оптимизации и архитектурно-планировочной модернизации, как отдельных зданий, так и школьной сети в целом на примере Приднестровья.

2. В основу центрической и метрической территориально-пространственных образовательных моделей положена стратегия сотрудничества, когда группа взаимозависимых школ дополняют и усиливают функционирование друг друга, а также определяют необходимость архитектурно-планировочной модернизации зданий школ.

3. Территориально-пространственные образовательные модели, позволят оперативно реагировать на возможные демографические изменения в будущем за счет регулирования типологических характеристик школьных зданий, как на примере отдельных районов ПМР, так и в регионах России с аналогичными градостроительными условиями.

4. Использование министерством образования ПМР, предлагаемых авторами моделей, могут значительно расширить номенклатуру типов зданий школ для проектирования - школа-детский сад, малокомплектная школа, школа-комплекс, что позволит более гибко решать проблемы, связанные с реконструкцией, капитальным ремонтом и проектированием новых школьных зданий.

Литература

1. Барабаш М.В. Проблемы архитектуры школьного фонда Приднестровья в современных условиях / М.В. Барабаш // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. / М.: АР-Консалт. - 2013. - часть 5. - С. 9 - 11.

2. Белая Е.Н. Проблемы обеспечения общеобразовательных школ качественными условиями обучения / Е. Н. Белая // Инженерный вестник Дона. - 2012. - №1 -URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/675

3. Барабаш М.В. Особенности архитектурного формирования школьного фонда в Приднестровье / Н. А. Моргун, М. В. Барабаш, Н. М. Евтушенко-Мулукаева // Архитектура и искусство в контексте культуры: сб. материалов международной научно-практической конференции / Ростов-на-Дону: ААИ ЮФУ. 2014 - С. 153 - 156.

4. Абанкина И.В. Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования образовательных учреждений, интегрирующих различные виды, уровни и формы образовательной и социально-культурной деятельности / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, А.И. Вавилов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. - 140 с.

5. Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2008 гг. // Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.

6. Скрипова Н.Е. Теоретические основы модернизации начальной школы в обновленном сельском социуме / Н.Е. Скрипова // Научное обеспечение квалификации кадров. - №2. - 2009. URL: cyberleninka.ra/artide/n/teoreticheskie-osnovy-modernizatsii-nachalnoy-shkoly-v-obnovlennom-selskom-sotsiume

7. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской республики - 2013: Статистический сборник (за 2008-2012 гг.) / Государственная служба статистики Приднестровской Молдавской республики - Тирасполь, 2013 - 190 с.

8. Better learning by design Лучшие школьные проекты / интерактивный журнал. - 2014. - URL: pubs.royle.com/publication/?i=226171

9. Architecture of Schools: The New Learning Environments. Mark Dudek. Architectural Press. / ISBN 0750635851, 9780750635851. - 2000.- 238 p.

10. Isakova S.A. Morgun N.A. Evtushenko-Mulukaeva N.M. Space-Planning Modernization Methods for Educational Buildings of the Southern Federal University / Scopus, Middle-East Journal of Scientific Research. Vol. 17 (10). 2013. Pp. 1412-1418.

11. Россинская М.В. Проблемы реализации концепции устойчивого развития на региональном уровне / М. В. Россинская, М. В. Бугаева // Инженерный вестник Дона. - 2010. - №4 - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/271

References

1. Barabash M.V. Problemy arkhitektury shkol'nogo fonda Pridnestrov'ya v sovremennykh usloviyakh. M.: [Problems of school fund Transnistria architecture in modern conditions] AR-Konsalt. 2013. chast' 5. pp. 9-1.

2. Belaya E.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/675

3. Morgun N.A, Barabash M.V., Evtushenko-Mulukaeva N.M. Osobennosti arkhitekturnogo formirovaniya shkol'nogo fonda v Pridnestrov'e. Rostov-na-Donu: AAI YuFU. 2014. pp. 153-156.

4. Abankina I.V., Abankina T.V., Vavilov A.I. Rekomendatsii po normativno-pravovomu obespecheniyu sozdaniya i funktsionirovaniya obrazovatel'nykh uchrezhdenii, integriruyushchikh razlichnye vidy, urovni i formy obrazovatel'noi i sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti. [Recommendations on Regulatory support the establishment and operation of educational institutions, integrating different types, levels and forms of education and socio-cultural activities] M.: GU-VShE, 2006. 140 p.

5. Abankina, T.V. Razvitie seti obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii v regionakh: rezul'taty realizatsii prioritetnogo natsional'nogo proekta "Obrazovanie" v 2007-2008 gg. 2009. №2. pp.5-17.

6. Skripova N.E. Teoreticheskie osnovy modernizatsii nachal'noi shkoly v obnovlennom sel'skom sotsiume. №2. 2009. URL: cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-modernizatsii-nachalnoy-shkoly-v-obnovlennom-selskom-sotsiume (data obrashcheniya 28.02.2016).

7. Statisticheskii ezhegodnik Pridnestrovskoi Moldavskoi respubliki 2013: Statisticheskii sbornik (za 2008-2012 gg.). [Statistical Yearbook (for 2008-2012)]. Tiraspol', 2013. 190 p.

8. Better learning by design Лучшие школьные проекты. 2014. URL: pubs.royle.com/publication/?i=226171

9. Architecture of Schools: The New Learning Environments. Mark Dudek. Architectural Press. ISBN 0750635851, 9780750635851. 2000. 238 p.

10. Isakova S.A. Morgun N.A. Evtushenko-Mulukaeva N.M. Space-Planning Modernization Methods for Educational Buildings of the Southern Federal University. Vol. 17 (10). 2013. Pp. 1412-1418.

11. Rossinskaya M.V., Bugaeva M.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2010. №4 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.