УДК 332.1(470.22) © Курило А.Е.
© Немкович Е.Г
Модернизация экономики Карелии
В статье кратко изложены основные направления модернизационной политики по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Карелия. Рассматриваются меры, осуществляемые органами власти и предпринимательскими структурами, позволяющие эффективно управлять процессами, способствующими социально-экономическому развитию региона.
Региональная экономика, модернизация экономики, инвестиционная деятельность.
Анна Евгеньевна КУРИЛО
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН akurilo@mail.ru
Евгений Григорьевич НЕМКОВИЧ
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник ИЭ КНЦ РАН akurilo@mail.ru
Кризисные явления, охватившие социально-экономическую сферу многих стран, в том числе и Российской Федерации, вынудили регионы России искать адекватные способы противостояния их последствиям и не только методы выживания, но и пути дальнейшего развития. Несмотря на ситуацию, вызванную кризисом, к 2010 году Республика Карелия преодолела трудности социально-экономического характера. Благодаря принятым Правительством республики мерам по обеспечению устойчивого развития экономики удалось не допустить резкого снижения объёмов производства в промышленности. Предотвращены массовые сокращения производственного персонала и обвальное снижение заработной платы, сохранено большинство оказавшихся на
грани закрытия и банкротства предприятий. Была сохранена социальная защищённость населения, стабильность бюджетнофинансовой системы, обеспечена господдержка системообразующих предприятий республики [2]. В результате антикризисной деятельности органов власти наметилась тенденция сокращения в отставании темпов роста промышленного производства по сравнению с уровнем 2008 года.
В то же время кризис показал, что период высоких цен на сырьё, быстрого роста капитализации компаний и доступности кредитных ресурсов подошёл к концу. Стало ясно, что экономика Республики Карелия достигла того уровня, когда для её дальнейшего подъёма недостаточно только мероприятий по структурной реорганизации
производства, регулированию цен монополистов, ужесточению контроля над сбором налогов, законодательной поддержке инвестиций, лоббированию интересов карельских предприятий, приватизации собственности и т. д. Следует переходить на принципиально новый путь развития. В сложившейся ситуации модернизация, заявленная Президентом страны как национальная идея, становится крайне необходимой вещью [3].
В Республике Карелия начата реализация отдельных положений программы развития с учётом специфики и региональных особенностей. Принята и реализуется Программа антикризисных действий Правительства Республики Карелия на 2010 год [4], в которой присутствует большой раздел «Модернизационные меры». В республике понимают модернизацию как процесс реализации комплекса мер, приводящих экономику в соответствие с новейшими современными требованиями и нормами. Другими словами, это процесс, представляющий собой максимально быстрое и возможно полное (с учётом конкретных реалий, региональных исторических традиций и культурно-этнических особенностей) продвижение к намеченной современной базовой модели социальноэкономических отношений. Для Карелии это ещё и залог успешного технологического развития и выхода на новый технологический уровень в стратегической перспективе. Основной целью модернизации экономики республики является создание социально-эффективной модели экономики, которая обеспечит поступательное развитие.
Для этого Правительство Карелии поддерживает модернизацию в отраслевых секторах экономики и создание новых производств на основе инновационных ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение издержек
производства. Оказывается содействие в создании интегрированных бизнес-структур по организации высокоэффективных производств в формате инновационной деятельности, стимулируется разработка стратегических планов развития и бизнес-планов предприятий на краткосрочную и среднесрочную перспективу с учётом приоритетов развития республики.
Приоритетные направления социальноэкономической политики определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и в Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года.
Правительству, выстраивающему систему взаимодействия общества, власти и бизнеса, предстоит найти пути позитивного развития республики. Ранее заявленные приоритеты остаются неизменными: это повышение качества жизни населения, обеспечение устойчивого экономического роста, формирование потенциала будущего развития.
Объективно ограниченные возможности Правительство республики сосредоточивает на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечивающих максимально полное использование как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала населения.
В республике намечены и реализуются следующие модернизационные меры:
• диверсификация экономики и экспорта, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств (в т.ч. привлечение инвестиций, реализация проектов, направленных на углублённую переработку сырья, использование информационно-коммуникационных технологий);
• содействие инновационным направлениям развития;
• развитие высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики (в том числе связи, транспортной системы, повышение эффективности энергетического комплекса, в частности за счёт энергосбережения);
• повышение эффективности бюджетной сферы и использования государственного имущества (реформирование бюджетной сети, повышение эффективности государственных закупок и бюджетных расходов, совершенствование системы облигационного займа Республики Карелия, развитие страхования государственного имущества).
Эти меры рассредоточены по различным программам и мероприятиям, которые реализуются в республике.
Правительство Республики Карелия последовательно реализует Основные направления инвестиционной политики на 2007 — 2010 годы, что позволяет расширить инвестиционный потенциал региона и развивать энергетическую и транспортную инфраструктуру, жилищное строительство и социальную сферу. В республике упорядочен процесс взаимодействия органов исполнительной власти с инвесторами. Разработаны документы, определяющие порядок прохождения согласовательных, регистрационных и разрешительных процедур при рассмотрении проектов, установлен порядок сопровождения и ведётся перечень инвестиционных проектов на территории.
Подписано соглашение о сотрудничестве с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», предусматривающее совместную разработку схем финансирования инвестиционных проектов, реализация которых планируется на территории республики. Чтобы компенсировать потерю денежных потоков, вызванную кризисом, и обеспечить приток инвестиций в экономику, проводится работа по восстановлению в полном объёме системы
долгосрочного кредитования с оптимизацией процентных ставок и залогового порога по инвестиционным кредитам. Предполагается, что тесное взаимовыгодное сотрудничество с инвесторами позволит увеличить общий объём инвестиций в основной капитал Республики Карелия в 2010 году до 18,2 млрд. рублей.
В результате принимаемых мер планируется привлечь более 3,4 млрд. рублей федеральных капиталовложений за счёт федеральных инвестиционных программ, федерального субсидирования и средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В рамках достигнутых договорённостей с государственной корпорацией «Росатом» Правительство Республики Карелия окажет содействие ЗАО «ПетрозаводскМаш» в реализации инновационного портфеля заказов для атомной промышленности, в организации серийного выпуска современной лесозаготовительной техники в ООО «Онежский тракторный завод». Для расширения взаимодействия между Правительством и ведущими предприятиями республики подписаны соглашения о взаимодействии в преодолении последствий влияния финансового кризиса и о социальном партнёрстве. Осуществляются меры государственного стимулирования инвестиционной деятельности: действуют 16 соглашений о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования, объём инвестиций по проектам составляет 7,2 млрд. рублей.
Правительство Республики Карелия провело большую работу с федеральными органами исполнительной власти по вопросам отсрочки введения в 2010 году повышенных ставок таможенных пошлин на круглые необработанные лесоматериалы, особенно из лиственной древесины. Принято решение о сохранении в 2010 году на уровне 2008 года ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные материалы. Эта мера является очень важной и своевременной для лесозаготовителей
республики. При этом Правительство реализует последовательную политику, направленную на постепенное сокращение объёмов экспорта необработанной древесины и модернизацию производства для её переработки на территории республики.
Проводится целенаправленная системная работа по оказанию государственной поддержки инвесторам в реализации инвестиционных проектов через внедрение современных финансовых механизмов. Правительство республики предоставляет гарантии и выдаёт поручительства по кредитам, привлечённым для реализации инвестиционных проектов, субъектам малого и среднего предпринимательства. Предоставляются также субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлечённым для реализации инвестиционных проектов. Для решения задачи повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства учреждён Гарантийный фонд Республики Карелия. С целью участия в программе Фонда по предоставлению поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства отобрано 6 банков, заключен 21 договор-поручительство на общую сумму 18,7 млн. рублей.
Большое внимание уделяется популяризации инновационной деятельности, формированию инновационного мышления в студенческой, научной и производственной сферах. Уже созданы «1Т-парк» Петрозаводского государственного университета, Карельский центр трансфера технологий и инноваций при Карельском научном центре Российской академии наук, Бизнес-инкубатор Республики Карелия, функционируют несколько инновационно-активных предприятий.
Интеграция науки, промышленности и бизнеса на основе механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансфера перспективных
наукоёмких разработок и технологий будет осуществляться через сайт рынка инноваций, «научные десанты» на предприятия, обеспечение информацией предприятий через органы исполнительной власти на территории республики.
В порядке перехода к инновационной экономике Правительством Республики Карелия предполагается реализация следующих мероприятий, направленных на модернизацию экономики и развитие элементов инновационной структуры:
• разработка Основных направлений инвестиционной и инновационной политики до 2020 года;
• оказание государственной поддержки при реконструкции и технологической модернизации действующих предприятий;
• создание благоприятных условий для новых производств, организованных на основе современных ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности продукции;
• содействие в подготовке профессиональных кадров для инновационной сферы, в том числе из среды разработчиков конкурентоспособных изделий и технологий;
• содействие в продвижении продукции инновационных предприятий в другие регионы страны;
• разработка механизма привлечения отечественных и зарубежных инвесторов (в т.ч. венчурных фирм) в инновационные проекты;
• организация совместных научнопрактических и информационно-познавательных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, деловых игр) для работников государственных и муниципальных структур, разработчиков новых изделий и технологий;
• разработка долгосрочной региональной программы по развитию инновационной деятельности в Республике Карелия;
• участие в работах по приоритетным направлениям дальнейшего развития, названным Президентом страны [1] (энергоэффективность, новые виды топлива, ядерная энергетика, информационные и космические технологии, здравоохранение и производство лекарств). По ряду из них республика имеет серьёзные разработки и достижения.
Уже разработана и реализуется Региональная программа по энергосбережению на период до 2012 года. Её основу составляет система энергосберегающих мероприятий, позволяющих охватить все основные сферы жизнедеятельности республики, а также обеспечить комплексный подход к повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере. Создана рабочая группа по разработке долгосрочной программы развития электросетевого комплекса Республики Карелия на период 2010 — 2015 годов. В рамках данной программы будут решаться вопросы о реконструкции распределительных сетей и подстанций с целью выполнения вышеуказанных задач. Осуществляется реализация энергосберегающих проектов и мероприятий на энергоёмких предприятиях горноперерабатывающей, металлургической и машиностроительной отраслей.
Выполнение антикризисной программы в 2009 году показало, что требуется повышение эффективности бюджетной сферы и использования государственного имущества. Это, в свою очередь, означает, что предстоит реформировать бюджетную сеть, повышать эффективность государственных закупок и бюджетных расходов, совершенствовать систему облигационного займа Республики Карелия, развивать страхование государственного имущества.
В условиях адаптации бюджета Республики Карелия к сокращению доходов произошли изменения и структуры его расходов. В качестве основных приоритетов расходования средств бюджета на 2010 год определены: безусловное выполнение
социальных обязательств государства перед гражданами, своевременная оплата труда работников бюджетной сферы, финансирование мероприятий, связанных с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне и 90-летием со дня образования Республики Карелия; оплата коммунальных услуг, оказанных бюджетным учреждениям; бюджетные трансферты местным бюджетам; реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда.
Состояние доходов бюджета в 2010 году потребует концентрации финансовых ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений с учётом отраслевых особенностей, повышения эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.
В результате активного участия Правительства в деятельности ведущих предприятий республики наметилось оживление экономики, и в процессе модернизации ставится задача сохранить все положительные тенденции и оказывать всевозможную государственную поддержку с участием финансовых структур. С этой целью Правительство активизирует работу с предприятиями основных отраслей экономики по наращиванию темпов производства важнейших видов продукции, оптимизации затрат, сохранению социальной стабильности в трудовых коллективах. Около трехсот ключевых для экономики республики предприятий включены в федеральный перечень системообразующих компаний. Правительство Республики Карелия совместно с собственниками предприятий отслеживает ситуацию на этих предприятиях и оперативно устраняет возникающие проблемы.
В республике имеется также перечень 1148 предприятий республиканского значения, которым Правительство РК оказывает
меры государственной поддержки и содействие в получении помощи из федерального бюджета. Одной из таких мер является возможность получения государственного заказа, что позволяет предприятию иметь гарантированное финансирование и сохранить свою деятельность. Правительство будет принимать и меры по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики. Общая сумма налоговых льгот для него в 2010 году составит 600 млн. рублей. В целях создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках и рынках услуг будет доработана и утверждена программа развития конкуренции в Республике Карелия.
Важная роль в привлечении финансовых ресурсов в экономику отводится банковскому сектору республики. В настоящее время на её территории выполняется Программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая ОАО «Российский банк развития» совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации. В рамках этой программы предоставляются кредиты организациям инфраструктуры, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2010 году планируется расширение числа участников программы и увеличение количества банков-партнёров.
Активизации инвестиционного процесса способствует также привлечение ресурсов страховых организаций через создание в республике развитой системы страхования. В 2010 году продолжит работу рабочая группа по взаимодействию органов исполнительной власти Республики Карелия и страховых компаний в области страхования, Комиссия по развитию рынка финансовых услуг в Республике Карелия.
Работая во взаимодействии с предпринимателями, Правительство республики уделяет внимание и оказывает государственную поддержку всем предприятиям, имеющим планы развития на средне-
срочную перспективу, обладающим необходимым опытом управления хозяйственными активами, осознающим социальную ответственность бизнеса.
При поддержке Правительства РК в 2010 году будет реализован инвестиционный проект компании ООО «АКС-Холдинг» «Строительство свиноводческого комплекса на 12 тыс. голов в год», который будет производить 1,1 тыс. тонн свинины. В 2010 году планируется начать строительство молочнотоварной фермы на 800 голов с доильномолочным блоком в ООО «Агрофирма «Тукса» Олонецкого района. Для поддержки агропромышленного комплекса будет инвестировано 214 млн. рублей. Они будут направлены на сохранение и дальнейшее развитие молочного животноводства, птицеводства и звероводства.
Для стабилизации ситуации в лесном комплексе, создания предпосылок для устойчивой работы и последующего развития Правительство республики принимает меры государственной поддержки предприятий, имеющих реальные планы посткризисного развития, обладающих необходимым опытом по управлению лесопромышленными активами и реализующих осознанную социальную ответственность в лесных поселках.
Правительство Республики Карелия, последовательно решая задачу увеличения объёмов глубокой переработки древесины, оказывает государственную поддержку инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты по переработке древесины. В настоящее время уже реализованы или находятся в процессе реализации крупные инвестиционные проекты по реконструкции ОАО «Кондопога» и ООО «Медвежьегорский ЛПХ», проекты развития ОАО «Карелия ДСП» и ЗАО «Соло-менский лесозавод», проект строительства деревообрабатывающего предприятия ООО «Сетлес» в п. Импилахти.
Одновременно формируются государственные заказы на продукцию глубокой
переработки древесины и принимаются меры по обеспечению этих производств сырьём путём передачи участков лесного фонда в аренду. Совместно с Рослесхо-зом выстраивается система государственного финансирования строительства лесных дорог в республике. В настоящее время совместно с арендаторами лесных участков (ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «ЛХК «Кареллеспром») проводится работа по подготовке требуемой документации.
Несмотря на сложное финансовое состояние предприятий, продолжается проведение мероприятий по привлечению инвестиций в лесную отрасль, модернизации и техническому перевооружению предприятий, в том числе включение проектов Республики Карелия в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Два инвестиционных проекта — «Белый медведь» Сегежского ЦБК и «Организация заготовки леса и его переработка в условиях долгосрочной аренды лесов ООО «Костомукшская строительная компания» — уже включены Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в этот перечень. Получено финансирование и осуществляется контроль за ходом реализации этих проектов. Ведётся работа с ООО «ДОК «Калевала», ООО «Сведвуд Карелия» и другими предприятиями, планирующими реализовать свои проекты, которые могут быть признаны приоритетными в области освоения лесов и включены в государственный перечень приоритетных проектов.
В горнопромышленном комплексе республики в 2010 году будут введены в строй три новых современных предприятия по выпуску щебня, построен стационарный дробильно-сортировочный комплекс ООО «КарелТрансНеруд» в Пит-кярантском районе и продолжена работа по строительству 2-й очереди дробильносортировочного завода и причала ООО «Гранитная гора».
Дальнейшее развитие территории республики во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства в сельских и городских поселениях. Этот сектор экономики может содействовать расширению базы экономического роста региона. Поэтому Правительство республики проводит политику создания максимально благоприятных условий для ведения предпринимательства через осуществление мероприятий республиканской программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года». Эта программа в целом предусматривает количественное увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства в поселениях.
Вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно этот сектор экономики быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создаёт новые рабочие места и позволяет смягчить последствия различных негативных явлений. В 2010 году в республике снижена стоимость арендной платы для субъектов малого предпринимательства, введено субсидирование оплаты процентов по инвестиционным кредитам, Бизнес-инкубатор получит 2,9 млн. рублей для поддержки своей деятельности.
Меры, принятые как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Республики Карелия, позволили сгладить негативные тенденции в экономике республики, связанные с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. К концу 2009 года благодаря общим усилиям наметилась положительная динамика по ряду показателей. Начавшееся оживление экономики сопровождается замедлением роста инфляции и повышением цен на экспортируемые товары, предполагается восстановление инвестиционного и потребительского спроса. Рост объёмов производства и увеличение загрузки простаивавших производственных мощностей,
в свою очередь, повысили уровень занятости населения и снизили напряжённость в социальной сфере. Но эти позитивные тенденции носят пока неустойчивый характер. На одних предприятиях наблюдается рост объёмов производства, на других — их падение; возникают задержки заработной платы.
Устойчивость республиканской экономики в значительной степени снижают также зависимость от конъюнктуры мировых цен на экспортируемую продукцию, сужение внутреннего спроса, проблемы долгосрочного кредитования. Однако в реально создавшихся условиях 2010 года продолжится реализация антикризисных мер, способствующих поддержанию оживления экономики. Особое внимание будет уделяться вопросам безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем моногородов.
Ожидается возобновление роста инвестиций ранее приостановленных проектов, участия республики в реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Увеличение инвестиционного и внешнего спроса будет способствовать восстановлению объёмов промышленной продукции. По сравнению с прошлым годом предполагается увеличение объёмов добычи полезных ископаемых, лесозаготовок,
выпуска продукции деревообработки и целлюлозно-бумажного производства.
Снижение инфляции позволит сохранить уровень реально располагаемых денежных доходов населения и стабилизировать ситуацию на потребительском рынке. За счёт восстановления объёмов производства предусматривается сокращение уровня безработицы до 3,3%. С учётом действия неблагоприятных факторов валовой региональный продукт в 2010 году в сопоставимых ценах сохранится на уровне 2009 года.
Правительство республики рассматривает 2010 год как год создания условий для модернизации экономики и развития человеческого капитала [5]. С целью решения поставленных Президентом страны задач по модернизации экономики внесены изменения в Стратегию социальноэкономического развития Республики Карелия до 2020 года. Разрабатываются новая среднесрочная программа социально-экономического развития Республики Карелия, программы в сфере развития туризма, лесного комплекса, образования, здравоохранения.
Эффективная реализация антикризисных и модернизационных мер, выполнение республиканских отраслевых программ и инновационных проектов позволят контролировать ситуацию и позитивно управлять социально-экономическим развитием республики.
Литература
1. Медведев, Д. Россия, вперёд! [Электронный ресурс] / Д. Медведев. — Режим доступа: http://www. aif.ru/politic/article/29406
2. Овсянникова, Н. Не только личные итоги / Н. Овсянникова // Карелия. — 2010. — №42. — 22 апр.
3. Послание Президента Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (12.11.2009) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979
4. Программа антикризисных действий Правительства Республики Карелия на 2010 год // Карелия. — 2010. - №43. - 24 апр.
5. Стабильность экономики — основа социальных гарантий: доклад премьер-министра Правительства РК П.В. Чернова // Карелия. — 2010. — №30. — 25 марта.