Научная статья на тему 'Моделирование воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности: социально-философский аспект'

Моделирование воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
408
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / SOCIAL EXPECTATIONS / SOCIAL BEHAVIOR OF A PERSON / REGULATION OF INDIVIDUAL SOCIAL BEHAVIOR / SOCIAL AND CULTURAL DYNAMICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грибов Денис Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению проблематики моделирования воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности в контексте социальнофилософского подхода, трактующего личность как устойчивую систему социально значимых черт в определенной социальной общности. Показано, что проблемная актуализация проявления социальных ожиданий как феномена в контексте воздействия на социальное поведение личности обусловлена тем, что российская социокультурная трансформация происходит в сложных условиях, когда взаимодействие индивида и социума сталкивается с серьезными противоречиями и препятствиями объективного и субъективного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the influence of social expectations on individual social behavior: socio-philosophical aspect

The article considers the problematic of modeling of the influence of social expectations on individual social behavior in the context of socio-philosophical approach, which treats a person as a stable system of socially important characteristics in a particular social community. It is shown that the problem actualization of manifestation of social expectations as a phenomenon in the context of its influence on social behavior of a person is determined by the fact that Russian social and cultural transformation takes place in difficult conditions, when the interaction of an individual and the society is facing serious contradictions and obstacles both objective and subjective.

Текст научной работы на тему «Моделирование воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности: социально-философский аспект»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

УДК 316.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

MODELING OF THE INFLUENCE OF SOCIAL EXPECTATIONS ON INDIVIDUAL SOCIAL BEHAVIOR: SOCIO-PHILOSOPHICAL

ASPECT

Грибов Денис Евгеньевич

Научный сотрудник Южнороссийского филиала Института социологии РАН, заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ, г. Москва,

e-mail: gribov-de@mon.gov.ru

Статья посвящена рассмотрению проблематики моделирования воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности в контексте социально-философского подхода, трактующего личность как устойчивую систему социально значимых черт в определенной социальной общности. Показано, что проблемная актуализация проявления социальных ожиданий как феномена в контексте воздействия на социальное поведение личности обусловлена тем, что российская социокультурная трансформация происходит в сложных условиях,

Gribov Denis E.

Researcher of South of Russia Branch of The Institute of Sociology of Russian Academy of Sciences, Deputy Director of the Department of state policy in the sphere of children and youth's upbringing of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow, e-mail: gribov-de@mon.gov.ru

The article considers the problematic of modeling of the influence of social expectations on individual social behavior in the context of socio-philosophical approach, which treats a person as a stable system of socially important characteristics in a particular social community. It is shown that the problem actualization of manifestation of social expectations as a phenomenon in the context of its influence on social behavior of a person is determined by the fact that Russian social and cultural transformation takes place in difficult conditions, when the interaction of an individual and the

когда взаимодеиствие индивида и социума сталкивается с серьезными противоречиями и препятствиями объективного и субъективного характера.

society is facing serious contradictions and obstacles both objective and subjective.

Ключевые слова: социальные ожидания, социальное поведение личности, регулирование социального поведения личности, социокультурная динамика.

Keywords: social expectations, social behavior of a person, regulation of individual social behavior, social and cultural dynamics.

Проблемная актуализация проявления социальных ожиданий как феномена в контексте воздействия на социальное поведение личности обусловлена тем, что российская социокультурная трансформация происходит в сложных условиях, когда взаимодействие индивида и социума сталкивается с серьезными противоречиями и препятствиями объективного и субъективного характера.

Проблемное поле с его разнообразием сюжетов, связанных с изучением социальных ожиданий в системе регуляции социального поведения личности, постепенно разворачивается и позиционируется в социальном познании, требуя своего социально-философского осмысления в применении к реалиям российского общества.

Моделирование воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности связано с социально-философским подходом, трактующим личность как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих ее как члена общества или определенной социальной общности [1, с. 24].

Смысловое содержание понятия личности определяется деятельностью как специфически человеческим способом существования и развития. Личность, как и человек вообще, есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. В историко-эволюционной парадигме выделяют несколько ипостасей человека, раскрывающих его сущность и существование как личности.

Во-первых, это понимание человека как многомерного существа, которое проявляется одновременно в качестве участника историко-эволюционного процесса, носителя социальных ролей и программ со-циотипичного поведения, субъекта выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и себя. Во-вторых, человек как пристрастное диалогичное полидеятельностное существо, содержание которого порождается, преобразуется и отстаивается в существовании. В-третьих, человек как субъект свободной ответственной целенаправленной поведенческой деятельности, выступающий как ценность в восприятии других инди-

видов, в том числе и самого себя, и обладающий относительно автономной устойчивой системой индивидуальных качеств, характеризующих его неповторимость в меняющемся социальном мире [2, с. 12].

Личность выступает не только как референтная (соотносительная) система, опосредующая взаимоотношения человека и социума при помощи норм и ролей, но и как самореферентная система, стремящаяся к самореализации и творчеству.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Исследователь выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути [3].

Поведение - это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательно-стью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Субъектом социального поведения могут быть конкретные личности, организованные группы и коллективы, а также неорганизованные, стихийные групповые образования. Субъектная активность человека проявляется в произвольности его действий, поступков, поведения, деятельности, а также в субъективности психических образов и личного отношения к миру вещей и людей, к самому себе.

Иначе говоря, проявляя субъектную активность, личность последовательно реализует свое поведение в отношении как социума, так и самой себя. И в том, и в другом случае речь идет о социальном поведении, поскольку в нем задействованы выработанные человечеством формы человеческого действия в отношении других людей либо самого себя как человеческого (социального) существа. Таким образом, как субъект, личность устанавливает отношения с социальным миром (к

социальному миру) и в немалой степени преобразует себя саму, расширяя поле своих отношений и изменяя их [4, с. 6].

Моделирование воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности базируется на понимании структуры социального поведения, куда обычно включают поведенческий акт - единичное проявление деятельности, ее элемент; социальные действия - действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения; поступок - это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением; деяние - совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Интересы общества заставляют его предъявлять к человеку определенные требования. Объективное совпадение интересов общества с интересами индивида дает основание для превращения требования общества к индивиду в его требования к самому себе. Так возникает чувство долга. Человек теперь сам стремится к тому, чего требует от него общество. В этом контексте особый интерес представляют идеи гуманистической идеологии [7].

Говоря о мотивациях, ученые выделяют макромотивы к достижению первичных ценностей, определяющие направление и характер социальной деятельности индивидов: мотивация к достижению социальных ценностей; мотивация к достижению творческой самореализации как первичной ценности; мотивация к сохранению жизненных ресурсов как первичной ценности; мотивация к передаче наследникам (потомкам) возможностей доступа к вышеперечисленным первичным ценностям [5, с. 13].

Можно выделить три группы социальных первичных ценностей, инстинктивное стремление к обладанию которыми так или иначе присуще всем индивидам и в значительной степени определяет вектор их социальной деятельности. Доступ к обладанию этими ценностями является основой социального статуса индивида.

1. Материально-физиологические (пища, комфорт, секс и т. д.) и интеллектуально-эстетические потребности (искусство, литература, музыка, познание мира, информация). Следует отметить, что первая категория этих потребностей - общая для всех живых существ, вторая делает человека уникальным.

2. Потребность во власти и свободе. Стремление одних индивидов подчинять своей власти других неизбежно сталкивается с потребностью индивидов быть свободными от чьей бы то ни было вла-

сти. Реализация воли к власти и воплощение стремления к свободе в обществе неразрывно связаны.

3. Потребность в престиже (стремление к уважению, признанию заслуг со стороны окружающих) [5].

В том, что касается социальных ожиданий, то они могут быть представлены как элемент общественного мнения, обладая его свойствами. Отражая общественную ситуацию, основываясь на существующих социальных, политических, экономических и духовных условиях, социальные ожидания одновременно определяют направления социальных изменений и, таким образом, содержат элемент будущего. Источниками ожиданий выступают знания и суждения, которые, как долговременные образования, обычно коренятся в культуре и традициях, передаваясь посредством коллективной памяти, языка, коммуникации.

Социальные ожидания могут рассматриваться в следующих ракурсах: а) социальное конструирование ожиданий как процесс формирования объективной реальности из комплекса знаний о функциональной норме и отклонении; б) описание и объяснение структур мышления, участвующих в конструировании и функционировании социальных ожиданий; в) социальные ожидания как динамичная конструкция, природа которой отличается двойственным характером.

Социальные ожидания во многом определяют смысл и траектории поведения личности. Реальная действительность, отраженная через социальные ожидания, детерминирует целеполагающую деятельность и поведенческие коннотации личности. В силу этого социальные ожидания участвуют в регулировании действий людей и социальных групп.

Таким образом, социальные ожидания понимаются как совокупность влияющих на социальное поведение требований (элементов знания, социальных установок, убеждений, намерений, предписаний) общества и надежд (притязаний, апелляций, социальных представлений) индивида в отношении общества в контексте ценностно-нормативной регуляции.

Социальные ожидания являют собой социально-психологическую и социокультурную реальность, формирующую некие эталонные (идеальные) образы на основе стереотипов ожиданий, включающих требования и надежды социальных субъектов (индивидов, социальных групп, социальных сообществ) к другим социальным субъектам в пространстве повседневной деятельности.

Ю.Г. Волков пишет о том, что индивид согласует свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира [6, с. 404]. Исходя из этого, выстраивая модель, мы

считаем целесообразным выделить коллективные и индивидуальные социальные ожидания. Коллективные - это социальные ожидания в целом, отраженные в общественном мнении группы или всего общества. Применимо к подобным коллективным социальным ожиданиям важную роль играет социальный контроль как механизм регуляции социального поведения личности. Средствами социального контроля выступают социальные санкции. Индивидуальные ожидания - это социальные представления индивида в комплексе притязаний к обществу, рассчитанные на признание его социального статуса.

Социальные представления в данном случае выполняют три основные функции: функцию инструмента познания, адаптационную и функцию регуляции поведения. Традиционно выделяется и три компонента социального представления: информация (сумма знаний об объекте), поле представления (ядро и периферия социального представления) и установка (эмоциональный компонент представления).

ТЛ С С

В чем значение социальных ожиданий как доминантной характеристики общественного сознания и социального поведения в контексте культуры? Во-первых, феномен социальных ожиданий отражает роль субъективного фактора, когда личность не просто влияет на окружающий мир, но и активно участвует в его конструировании. Во-вторых, социальные ожидания обретают статус объективированной субъектно-сти, когда умозаключения, жизненные ощущения, ценностные ориентации и установки людей все больше становятся самодовлеющей социально-творящей силой.

В целом социальные ожидания выступают как компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе, обычно неформализованные, а также как система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Членам группы (общества), занимающим ту или иную социальную позицию, выполняющим ту или иную роль, другие взаимодействующие с ними представители группы предъявляют принятые в данной группе требования, касающиеся форм социального поведения, отношений, установок и т.п.

Тем самым модель воздействия социальных ожиданий на социальное поведение личности тесно связана с социальной реальностью, культурой, ценностями, что прочно вписывает данный феномен в предметное поле социальной философии.

Литература

1. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности. Ростов н/Д., 2010.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности : учеб. пособие. Саратов, 2009.

5. Эйдман И.В. Прорыв в будущее. Социология интернет-революции. М., 2007.

6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечи-пуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000.

7. Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М., 2006.

References

1. Kolesnikova G.I. Sotsial'nyi mekhanizm manipuliatsii soznaniem lichnosti. Rostov n/D., 2010.

2. Asmolov A.G. Psikhologiia lichnosti: kulMurno-istoricheskoe ponimanie razvitiia cheloveka. 3-e izd., ispr. i dop. M., 2007.

3. Abul'khanova-Slavskaia K.A. Strate-giia zhizni. M., 1991.

4. Shamionov R.M. Psikhologiia sotsial'nogo povedeniia lichnosti : ucheb. posobie. Saratov, 2009.

5. Eidman I.V. Proryv v budushchee. Sotsiologiia internet-revoliutsii. M., 2007.

6. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.I., Ne-chipurenko V.N., Popov A.V. Sociologiya. M., 2000.

7. Volkov Yu.G. Gumanisticheskaya ideologiya i formirovanie rossiyskoi iden-tichnosti. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.