Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЮ РАЗВИТИя промышленности региона
ТЕБЛОЕВ Р.А.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет),
декан факультета заочного обучения, профессор, к.т.н., 362021, г. Владикавказ, ул. Космонавта Николаева, д. 44.
Рассмотрены теоретические аспекты формирования имитационной модели устойчивого развития промышленности региона.
Ключевые слова: промышленность; прогнозирование; планирование; имитационная модель; регион; целевая функция; показатель; индикатор
Коды классификатора JEL: R 38, R 58
В современных условиях устойчивое развитие предприятий промышленности является важным фактором экономической политики региона.
Устойчивость состояния предприятий промышленности региона предполагает не только удержание достигнутого состояния в минимально отклоняющихся от установленных параметров, но и ее способность самостоятельно восстанавливать нарушенное равновесие.
Устойчивость указывает в принципе на сохраняющуюся на протяжении длительного времени направленность данного вектора развития. Вместе с тем, устойчивость как характеристика сама по себе ничего не говорит о своем качестве. Устойчивыми могут быть, например, падение показателей, процессы распада, состояние застоя, нисходящее развитие и т.п. Устойчивость - не обязательно неизменность, хотя может включать ее как частный случай. Применительно к промышленности региона устойчивость предполагает малую изменчивость самих изменений, минимальность их колебаний вдоль некоей результирующей и высокое постоянство факта и направленности этих изменений, обеспечивающих выход предприятий на более высокую ступень развития.
Устойчивое развитие промышленности предполагает интегрированное исполнение двух функций: во-первых, управление внутренним состоянием предприятий, во-вторых, гибкое реагирование на изменения внешней среды.
В системе управления устойчивостью развития промышленности особое место занимает моделирование. Разрабатываемые модели, а также прогнозы, программы и планы являются важнейшими инструментами реализации промышленной политики регионов. Анализ содержания основных функций промышленного менеджмента регионов позволяет сделать вывод о том, что подготовка и принятие управленческого решения означает, прежде всего, определение модели, включающей алгоритм, аналитическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления, и разработку мер, обеспечивающих их достижение.
Моделирование устойчивого развития носит комплексный характер и состоит в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды [2].
При моделировании устойчивого развития промышленности региона можно использовать методы стратегического, долгосрочного и оперативного планирования.
Цели устойчивого развития носят преимущественно стратегический характер и поэтому перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а являются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы. Главное отличие моделирования устойчивого развития от долгосрочного планирования - его вариативность, разработка альтернативных версий развития будущего фирмы с выходом на последствия принимаемых решений. Моделированию устойчивого развития промышленных предприятий региона присущи следующие характерные черты:
- устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы;
- ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит её выживание, социально-экономический и технологический прогресс;
- регулярный мониторинг и органическая увязка намеченных целей с объёмом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
- учёт воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние, и разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние, либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;
- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.
Для целей обеспечения устойчивостью промышленных систем предлагается метод формирования целевых функций на основе имитационной модели. Имитационные модели сложных экономических систем достаточно широко применяются для целей исследования поведения многоуровневых объектов [3].
Сформулируем основные принципы и приведем многокритериальные целевые функции имитационной модели планирования объемов производства промышленного комплекса.
1. Управление развитием промышленного комплекса осуществляется на плановой основе и предполагает достижение перспективных целей состояния промышленного комплекса. Основной целью развития промышленного комплекса является достижение необходимых объемов выпуска промышленной продукции для удовлетворения потребности экономики и населения республики. Таким образом, планирование объемов выпуска продукции должно исходить из потребности, достижение которой является целью функционирования промышленного комплекса. Модель, удовлетворяющая данному принципу, выглядит как:
Cs(t’T)=tp(F,t)-ps(Fl’T)] -+ min,
где С - уровень удовлетворения потребности; P(F, t) - потребность в выпуске продукции, зависящая от совокупности факторов F и t; Ps -уровень потребления продукции, соответствующий совокупности факторов F+s и периоду планирования Ts; S - номер уровня, характеризующий величину потребления Ps .
Представленная целевая функция позволяет комплексу выдерживать оптимальную траекторию развития в направлении достижения потребностей P(F, t), несмотря на возможные ее изменения.
При s = 1 имеется первый уровень удовлетворения потребности, который отражается точкой С (t, TJ,
или
min,
Таким же образом определяются последующие значения Cs (t, Ts).
Кривая развития промышленного комплекса при различных значениях s представлена на рис. 1.
Рис. 1. Траектория развития промышленного комплекса
2. Планирование объемов выпуска продукции должно осуществляться пропорционально в соответствии со степенью удовлетворения потребности по каждому виду продукции для соответствующего планового периода. Это означает, что всякому плановому периоду должен соответствовать заданный уровень выпуска продукции и степень удовлетворения потребности, отражаемое моделью
Н,-Ь/Н=(Н,+1-Ь,+)/Н,+)
где I - вид продукции (работы, услуги); Ш и Ы- нормативный и фактический уровни потребления >ой продукции (работы, услуги) на душу населения в республике.
В данной модели величина Н -Ь означает степень недопотребления >го вида продукции (работы, услуги) на душу населения.
Величина (н 1- Ь-1)/ Н 1) показывает степень относительного недопотребления.
Содержательное значение данной модели - обеспечение равенства степеней относительного недопотребления по видам продукции (работ, услуг).
3. При разработке плана выпуска продукции должны быть учтены рациональные нормы использова-
ния привлекаемых ресурсов, которые влияют на себестоимость продукции и эффективность использования ресурсов. +
п
где Yis - показатель предпочтительности продукции, удовлетворяющей условию X ^ = 1; К - нормативные коэффициенты, учитывающие расстояние между нормативом и исходным уровнем; (р+ ,Т ) - степень
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
относительного удовлетворения потребностей; к + - совокупность факторов; s - номер уровня потребле-
1 ¡Г
ния.
4. План выпуска продукции должен быть сбалансирован в каждом плановом периоде с учетом имеющихся ресурсов. Это требование может быть выполнено путем пошаговой процедуре расчета значений Ьи (Р., , Т) и потребности в инвестициях ^и) при изменении степени удовлетворения потребности в пределах
Ж „( К Т) * Ж „( К + ,Т) * 1-
Значение (Б+,, Т), соответствующее сбалансированному объему инвестиций I в модели получается методом наискорейшего спуска с переменным шагом. Расчет выполняется до обеспечения неравенства вида п
6.-1'. *8.
1=1
где 55 заранее заданная ошибка прогнозирования объема инвестирования Qs.
Модели планирования объемов производства продукции промышленного комплекса в соответствии с разработанными имитационными целевыми функциями обеспечивают реализацию метода программноцелевого планирования процессами развития промышленного комплекса.
Как правило, количественные величины, определяющие плановые и реальные результаты деятельности промышленного комплекса, носят вероятностный характер. Для сглаживания непредвиденных затрат, которые могут привести предприятия промышленного комплекса в зону неустойчивого режима работы, следует создавать компенсационные механизмы. Одним из вариантов такого механизма, который следует предусматривать в процессе планирования мероприятий развития промышленного комплекса, является формирование резервных средств.
В целом устойчивая работа промышленного комплекса (УРпк) связана с достижением объема выручки (В), превышающего обязательные платежи, и описывается следующим требованием
ур»к=вь^ тлР+пли+ота+в+ плк+пл*)+ср;5 я>
где ПЛр - плата за ресурсы, производство и реализацию; ПЛн - платежи налоговые; ОТа - отчисления амортизационные; Вз - выплата заработной платы; ПЛк - плата за кредиты; ПЛд - платежи обязательные другие; СРр - средства резервные; 5в - ошибка прогнозирования объемов выручки в планах (программах) развития; 5зп - ошибка прогнозирования затрат и платежей в планах (программах) развития.
Средства резервные (СРр) рассчитываются с учетом коэффициента запаса (Кз) к плановой сумме средств (СРп) на соответствующий период
СРР=К*СР„>
где Кз - отношение суммы средств на непредвиденные случаи (Сн) к плановой сумме средств (СРп) на соответствующий период
К, = С„'СР„
В случае отсутствия средств резервных возможно нарушение режима (ритма) производства, стоимость потерь (СТпр) которого можно исчислить по общей формуле:
К3 = СН!СРП
где Пп - прямые потери; Кп - косвенные потери; Дп - дополнительные потери.
В стоимость потерь входят потери от простоев оборудования и работников, потери в ходе технологических операций, передвижения и хранения продукции и т.п., которые могут быть рассчитаны по известным соответствующим формулам.
Важным элементом планов и программ развития промышленного комплекса является мониторинг их показателей в ходе реализации мероприятий. Цель мониторинга - это сопоставление по периодам плана (программы) запланированных и фактически достигнутых уровней показателей. В этой связи является необходимой разработка системы индикаторов и показателей, оценивающих уровень развития и степень выполнения мероприятий совершенствования всего промышленного комплекса или отдельных его объектов.
Индикаторы выступают как запланированные количественные уровни программно-целевых мероприятий, которые предстоит достигнуть по этапам временного горизонта развития [1]. Фактическое состояние мероприятия в количественном измерении рассматривается как показатель, который был получен в результате осуществления мероприятия.
Индикативное планирование в программно-целевом управлении развитием промышленного комплекса состоит из двух блоков:
1. блока индикаторов {И5, И2, ... Ип};
2. блока показателей - фактических достигнутых уровней реализации мероприятий {П5, П2, ... Пп}
При этом в процессе реализации мероприятий развития промышленного комплекса следует стремиться к положению
п, ^ к • п ^ И; • •• п ^ и .
1 1’ 2 V п п
Система индикаторов оценки развития промышленного комплекса может включать следующие их группы:
1. показатели мероприятий развития промышленного комплекса;
2. показатели изменения объемов производства промышленного комплекса;
3. показатели состояния бюджета развития промышленного комплекса субъекта РФ;
4. показатели состояния налогов в результате развития промышленного комплекса;
5. показатели доходов работников, занятых в промышленном комплексе;
6. показатели уровня занятости в промышленном комплексе;
7. показатели инвестиционной деятельности в промышленном комплексе;
8. показатели развития состава и инфраструктуры промышленного комплекса;
9. показатели эффективности мероприятий развития промышленного комплекса;
Использование предлагаемой модели и показателей развития промышленности позволяет определять
симптомы, причины возникновения кризиса и способы его нейтрализации. Вместе с тем устойчивое развитие предприятий промышленности связано не только с конкретными показателями, которые отслеживаются статистикой и отчетностью предприятия. Успех функционирования предприятия в большей части зависит от «нечетких показателей», отражающих социальные, имиджевые и другие аспекты, существенно влияющих на экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кобелев Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем. М.: Дело, 2003.
2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Под ред. Т.Г. Морозовой и А.В. Пискулькина. М.: ЮНИТИ.1999.
3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ПОНАМАРЕНКО С.А.
Администрация г. Шахты, мэр, кандидат экономических наук, 346500, г. Ростовская обл., г. Шахты, ул. Советская, 158, к. 101.
Статья представляет обзор проектов административной реформы в г. Шахты, одним из которых является единственный в своем роде проект «Зелёный коридор», который стал прочной основой для создания одного из первых в области многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) г. Шахты в 2007г..
Ключевые слова: административная реформа; многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; «Зеленый коридор»; «электронная очередь»
Коды классификатора JEL: H 52, H 75
Город Шахты лидирует в реализации административной реформы РФ в Ростовской области. Первой среди российских органов местного самоуправления администрация г. Шахты внедрила в свою деятельность систему менеджмента качества (СМК) и прошла процедуру сертификации на соответствие международным требованиям. В итоге, в 2006 году СМК администрации г. Шахты признана соответствующей международному стандарту ИСО 9001:2000 «в отношении оказания муниципальных услуг».
В 2007 году сертификацию прошли все отраслевые (функциональные) подразделения администрации и городская Дума г. Шахты. Политика в области качества администрации города Шахты однозначно определила стратегический курс на обеспечение устойчивого развития муниципального образования и непрерывное повышение качества жизни шахтинцев.
Реализуя принцип ориентации на потребителя, в 2006 году администрация г. Шахты провела инновационную, не имеющую аналогов, работу по применению процессно-системного подхода для установления порядка ускоренного прохождения документов при предоставлении муниципальных услуг и получившую название «Зелёный коридор», с дальнейшим формированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В проект «Зеленый коридор», в первую очередь, были включены процессы согласования и оформления документов для утверждения проекта границ и предоставления земельных участков. Выбор был обусловлен следующими факторами:
- наибольшее количество обращений граждан;
- отсутствие контрольного срока и длительность оформления документов заявителя;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2