Научная статья на тему 'Моделирование успешной адаптации начинающих педагогов'

Моделирование успешной адаптации начинающих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / НАЧИНАЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ольга Анатольевна

В статье рассматривается модель успешной адаптации к педагогической деятельности на основе выстраивания индивидуальной траектории и реализации личностно-профессионального становления начинающих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the model of successful adaptation to the teaching activity on the basis of building an individual trajectory and realisation of personal and professional formation of beginner teachers.

Текст научной работы на тему «Моделирование успешной адаптации начинающих педагогов»

О. А. Васильева

МОДЕЛИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и общей психологии Шадринского государственного педагогического института.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, Л. П. Качалова,

В статье рассматривается модель успешной адаптации к педагогической деятельности на основе выстраивания индивидуальной траектории и реализации личностно-профессионального становления начинающих педагогов.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, начинающий учитель, индивидуальная траектория, успешная адаптация, индивидуальная траектория успешной адаптации, индивидуальность, индивидуально-личностный ресурс.

O. Vasil'yeva

MODELING OF BEGINNER TEACHERS' SUCCESSFUL ADAPTATION

The article is devoted to the model of successful adaptation to the teaching activity on the basis of building an individual trajectory and realisation ofpersonal and professional formation of beginner teachers.

Key words: beginner teacher, adaptation, successful adaptation, individual trajectory.

Моделирование успешной адаптации начинающих педагогов

Развитие инновационных процессов в системе образования, дифференциация и вариативность обучения, интеграция формального и неформального образования требует от педагога гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, принятия самостоятельных решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив. Несформированность механизмов осуществления самостоятельного выбора и выработки профессионально грамотных решений вызывает у большинства молодых преподавателей состояние растерянности, которое блокирует их личностный рост, способность личностно-профессионального саморазвития. В обобщенном виде изменения в социуме и современном образовании превосходят динамику личностной готовности педагога к их адаптации. Мы считаем, что система образования должна помочь в этой ситуации преподавателю сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентно-способной, творческой личности, способной адаптироваться к предъявляемым условиям в максимально короткие сроки.

Многообразие аспектов к исследованию адаптации отечественных и зарубежных исследователей порождает различные представления о ней и способах ее решения. Арсенал и набор адаптационных средств и механизмов, предъявляемых образовательными учреждениями, по-разному сказывается на адекватности и скорости адаптации начинающих педагогов, так как зависит от личностных психологических качеств и различных мотивационных стимулов. Сравнительный анализ изученных первоисточников по проблеме педагогической адаптации позволяет выделить ряд комплексных исследований, которые можно объединить в отдельное направление научно-исследовательской работы [1; 2]. В нем адаптация как процесс и адапти-рованность как свойство личности педагога, рассматриваются нами основополагающими в процессе его профессиональной деятельности. В нашем исследовании теоретические

аспекты успешной адаптации начинающих преподавателей мы рассматриваем через призму индивидуальной траектории. Концептуальным подходом, связующим звеном успешной адаптации начинающего педагога как условия становления профессионала и индивидуальной траектории, как пути становления педагогического мастерства может являться разработка модели успешной адаптации преподавателей к педагогической деятельности путем раскрытия и реализации индивидуально-лично стного ре сурса.

В нашем исследовании мы разработали модель успешной адаптации преподавателей к педагогической деятельности как структурно-функциональную по целеполаганию и специфике моделируемого процесса. Это объясняется тем, что структура предпринятого моделируемого процесса представляет собой, с одной стороны, набор эмпирических данных, полученных методом диагностики, наблюдения и статистики, а с другой - теоретические гипотезы относительно природы адаптации и профессионального становления личности, которые включаются в модель с помощью различного рода условий, параметров и зависимостей. Направляющая роль в реализации модели успешной адаптации начинающих педагогов принадлежит целям. Под целями мы будем понимать предполагаемые результаты, ориентированные на максимальное профессиональное и личностное развитие педагога в профессионально-адаптационный период. Интегрирующая цель реализации модели успешной адаптации начинающих педагогов такова: обеспечение успешной адаптации и освоения профессионального опыта начинающих педагогов путем реализации и совершенствования индивидуально-личностного ресурса [3; 4]. Так как профессиональное становление молодых педагогов представляет собой сложный и многофункциональный процесс, то в рамках реализации модели необходимо рассмотрение структуры целеполагания на:

• социальные цели - овладение профессионально-значимыми качествами личности в соответствии с запросами общества; социальные цели соответствуют социальному заказу

ПЕДАГОГИКА

общества и ориентированы на профессиональное развитие начинающего педагога;

• психолого-стимулирующие цели - формирование субьективного и индивидуально-преобразующего профессионального опыта педагога, основанного на актуализации индивидуально-личностного ресурса;

• мотивационные цели - стимулирование мотивации к развитию личностного и профессионального роста педагога в адаптационный период.

Целевые установки предполагают решение следующих задач и способствуют реализации модели успешной адаптации начинающих педагогов в профессиональной деятельности: 1) создание системы профессионального становления начинающих педагогов в адаптационно-профессиональный период; 2) учет индивидуально-личностного ресурса при реализации модели успешной адаптации начинающего педагога; 3) содействие личностному развитию и профессиональному росту начинающих педагогов в адаптационный период профессионального становления; 4) обеспечение продуктивного взаимодействия начинающего педагога и педагогической среды, в которой реализуется моделируемый процесс.

Для исследования проблемы адаптации педагогов в период личностно-профессиональ-ного становления наиболее значимыми для нас явились системный и комплексный подходы. Системный подход является общенаучным методом анализа всех факторов, влияющих на изучаемое педагогическое явление. На его основе раскрытие и сопровождение развития индивидуально-личностного ресурса педагога в адаптационно-профессиональный период предполагает осуществление целого ряда теоретико-методологических процедур, а именно: 1) постановку целевых ориентиров данного процесса, обеспечивающих четкое определение содержания и степени эффективности; 2) выбор теоретико-методологических оснований, которые определяют степень и характер протекания адаптационных процессов преподавателя к педагогической деятельности; 3) обоснование компонентностного состава модели, для раскрытия специфики адаптационного процесса, определения внут-

рисистемных связей и системообразующих факторов, обеспечивающих ее целостность, возможность функционирования и получения запланированных результатов. Комплексный подход занимает концептуальное положение в заявленной модели и объединяет, по нашему мнению, взаимосвязанные и взаимообусловленные предметом исследования личностно-ориентированный, деятельност-ный, антропологический и компетентност-ный подходы.

Структурно-функциональная модель успешной адаптации начинающих педагогов является прогностической, включающей в себя объективно существующие функционально-целевой, содержательный, деятельностный и результативно-оценочный компоненты. Под компонентами мы понимаем составные части, определяющие содержание модели в соответствии с целями и подходами его реализации.

Функционально-целевой компонент обусловливает определение стратегии, принципов, целей и задач реализации модели успешной адаптации начинающих преподавателей к педагогической деятельности.

Содержательный компонент опирается на теорию адаптации и компоненты адаптационно-профессионального становления личности. В ходе анализа педагогической литературы было установлено, что успешная адаптация педагога возможна лишь при включении основных механизмов личностно-професси-онального саморазвития.

Поэтому деятельностный компонент опирается на построение индивидуальной траектории, представляющей комфортную профессионально-развивающую среду для творческого саморазвития и становления педагогического мастерства начинающего специалиста на основе реализации индивидуально-личностного ресурса в адаптационный период.

Оценочно-результативный компонент обусловлен получением опыта конструирования индивидуальной траектории, приводящей к успешной адаптации педагогов к профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, цели, задачи, подходы, принципы заявленной модели направлены на раскрытие и совершенствование индивидуально-личностного ресурса молодого специалиста и видятся нам как деятельность, направленная на создание условий, способствующих успешной адаптации педагога в профессионально-адаптационный период.

Под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность мер, способствующих успешной адаптации начинающих педагогов в профессионально-личностном становлении.

Следуя вышесказанному, в процессе достижения успешной адаптации педагога в профессиональном становлении мы выделяем следующий комплекс педагогических условий: 1) включение педагога в разнообразные формы и виды деятельности, способствующие реали-

зации его идивидуально-личностного ресурса в адаптационно-профессиональный период; 2) создание комфортной профессиональной среды, способствующей мотивации педагога к успешному освоению педагогической профессии; 3) разработку практико-ориентированной программы достижения успешной адаптации педагога в профессиональной деятельности на основе конструирования индивидуальной траектории и реализации индивидуально-личностного ресурса.

Модель можно считать действенной и актуальной, если в ходе ее реализации достигнута поставленная цель, а именно: проектирование индивидуально-образовательной траектории привело к успешной адаптации начинающего преподавателя к педагогической деятельности через реализацию его индивидуально-личностного ресурса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001.

2. Белов С. П., Титов Н. А. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности учителя. Научно-методический журнал «Методика преподавания в школе» № 3. 2001. С. 37-41.

3. Бондаревская Е. В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории. Ростов-на-Дону, 1999. Вып. 1. С. 3-11.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.