Научная статья на тему 'Моделирование структуры личностных предикторов интенсивности переживания смысложизненного кризиса'

Моделирование структуры личностных предикторов интенсивности переживания смысложизненного кризиса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
291
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / PERSONALITY PREDICTORS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ / PSYCHOLOGICAL MARKERS / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС / LIFE CRISIS / ПЕРЕЖИВАНИЕ / EXPERIENCE / СМЫСЛ ЖИЗНИ / MEANING OF LIFE / DESIGNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нефагина Яна Николаевна

В статье описывается моделирование структуры личностных предикторов интенсивности переживания современным человеком смысложизненного кризиса как процесса, проявляющегося в свойствах, тенденциях и диапазоне индивидуальной активности / реактивности (пассивности). Личностные предикторы объективированы посредством психологических маркеров: смысловой направленности, социально-психологической адаптации, эмоциональных состояний и временной направленности. Эмпирически обоснована согласованность личностных предикторов в форме структурной модели, обусловливающих интенсивность переживания смысложизненного кризиса современным человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE STRUCTURE OF PERSONALITY PREDICTORS OF THE INTENSITY OF LIFE CRISIS EXPERIENCING

The article describes the designing of the structure of personality predictors of the intensity of life crisis experiencing as a process manifested in the features, trends and the range of individual proactivity / responsiveness (passivity). Personality predictors are objectified by means of psychological markers: value orientation, socio-psychological adaptation, emotional states and temporal orientation. The paper proves empirically the consistency of the personal predictors in the form of a structural model, determining the intensity of the experience of life meaning crisis by a modern human.

Текст научной работы на тему «Моделирование структуры личностных предикторов интенсивности переживания смысложизненного кризиса»

УДК 159 Нефагина Яна Николаевна

психолог Свердловской областной психиатрической больницы

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДИКТОРОВ ИНТЕНСИВНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА

Nefagina Yana Nikolayevna

Psychologist, Sverdlovsk Regional Psychiatric Hospital

DESIGNING THE STRUCTURE OF PERSONALITY PREDICTORS OF THE INTENSITY OF LIFE CRISIS EXPERIENCING

Аннотация:

В статье описывается моделирование структуры личностных предикторов интенсивности переживания современным человеком смысложиз-ненного кризиса как процесса, проявляющегося в свойствах, тенденциях и диапазоне индивидуальной активности / реактивности (пассивности). Личностные предикторы объективированы посредством психологических маркеров: смысловой направленности, социально-психологической адаптации, эмоциональных состояний и временной направленности. Эмпирически обоснована согласованность личностных предикторов в форме структурной модели, обусловливающих интенсивность переживания смысложизненного кризиса современным человеком.

Summary:

The article describes the designing of the structure of personality predictors of the intensity of life crisis experiencing as a process manifested in the features, trends and the range of individual proactivity / responsiveness (passivity). Personality predictors are objectified by means of psychological markers: value orientation, socio-psychological adaptation, emotional states and temporal orientation. The paper proves empirically the consistency of the personal predictors in the form of a structural model, determining the intensity of the experience of life meaning crisis by a modern human.

Ключевые слова:

моделирование, личностные предикторы, психологические маркеры, смысложизненный кризис, переживание, смысл жизни.

Keywords:

designing, personality predictors, psychological markers, life crisis, experience, meaning of life.

Актуальность изучения проблемы вклада личностных предикторов в переживание смысложизненного кризиса, в структуру и динамику присутствия человека в мире, моделирования и выявления соответствий личностных предикторов в переживании смысложизненного кризиса определяется требованиями и возможностями современной психологии. Ведущими специалистами и авторами современных научных подходов (О.В. Лукьянов, Д.А. Леонтьев, А. Лэнгле, С. Мадди и др.), принимающими в качестве предмета и метода реляционность - отношения, придающие смысл существованию, отмечается, что в современных условиях проблема объяснения и прогнозирования взаимоотношения человека с миром и жизнью опосредована тенденциями к интенсификации изменений, происходящих в мире, изменений модусов активности и пассивности человека в отношении своего будущего. С одной стороны, человек находится в ситуации открытости к различным возможностям, информационным потокам и техническим средствам, которые призваны помогать ему самореализовываться, но, с другой стороны, современный человек подчинен силам, вовлекающим его в определенные дискурсы, рациональности и идентичности. Особенно остро этот вызов звучит в ситуации переживания смысложизненного кризиса, когда личностные свойства человека обусловливают тенденцию преодоления кризиса посредством трагического выбора: либо через самореализацию, либо через вовлеченность. Но этот выбор не делает человека жизнеспособным, поскольку одно без другого не существует.

Гипотетические основания для решения этой проблемы представлены в современном экзистенциальном и системно-антропологическом подходе, позволяющем в качестве основания взять соответствие, согласованность различных императивов, то есть изучить переход от мира «или-или», к миру «и-и», когда симфонизируются самореализация и вовлеченность в процесс переживания смысложизненного кризиса. Соотношение самореализации и вовлеченности в процессе переживания смысложизненного кризиса характеризует психологическую активность человека, способность активно присутствовать или пассивно быть. Возможности решения этой задачи на сегодняшний день определяются рядом тенденций в развитии психологической науки:

- тенденции к междисциплинарности исследований, направленных на изучение личностных предикторов интенсивности переживания смысложизненного кризиса;

- тенденции к оперированию интегративными личностными предикторами, обусловливающими поведение человека в процессе переживания смысложизненного кризиса.

В прошлом имело место представление о личностных предикторах как о свойствах, отражающих внешние аспекты жизни. Современные подходы актуализируют аспект личностной активности, творчества, личностные предикторы рассматриваются не как факторы влияния на процесс психического отражения, а как вклады в создание жизненного мира. В современном теоретическом поле актуально понимать личностные предикторы как согласованность различных модусов и измерений человеческого присутствия в мире (В.Е. Клочко).

Цель статьи - разработать модель согласования личностных предикторов самореализации и вовлеченности в переживание смысложизненного кризиса, выделить ряд маркеров, позволяющих изучить степень и характер их проявления. Объект исследования - интенсивностью аспекты соотношений и соответствий переживания современным человеком смысложизненного кризиса. Предмет исследования - вклады личностных предикторов «самореализация» и «вовлеченность» в переживание смысложизненного кризиса. Гипотеза - интенсивность переживания смысложизненного кризиса уменьшается в соответствии с тенденцией согласования личностных предикторов самореализации и вовлеченности и увеличивается в связи с тенденцией их рассогласования, доминирования одного из предикторов, уменьшения степени их проявления.

В результате теоретического анализа проблемы соответствия личностных предикторов переживанию смысложизненного кризиса мы выделили три линии в описании личностных характеристик экзистенции - антропоцентрическую (М. Босс, Л. Бинсвангер, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, О.В. Лукьянов, В.В. Летуновский, В.Н. Дружинин и др.), социоцентрическую (В. Франкл, А. Ленглэ, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, И.И. Ильин, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Аббоняно и др.) и персоноцен-трическую (Р. Мэй, И. Ялом, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. В результате выделены основные характеристики личностных предикторов: переживания, время, временность, открытость, озабоченность, аутентичность, трансценденция, решимость, риск, вовлеченность, ответственность, свобода, возможность, темпоральность, пространственность, телесность и т. д. Показатели личностных предикторов обладают характеристикой темпоральности, которая определяется как временная согласованность предикторов в жизни человека, их проявление, что объясняет существование форм осмысленного отношения к собственной жизни во времени (О.В. Лукьянов), в антропоцентрической линии исследования отражено соотношение самореализации и вовлеченности человека в жизнь, в социоцентрическом больше акцент на процессе вовлеченности, а в персоноцентрическом - на самореализации.

Для решения задач моделирования вкладов личностных предикторов в переживание смысложизненного кризиса выделены психологические маркеры: смысловая направленность (смыс-ложизненная ориентация), социальная активность (уровень социальной адаптации), субъективное благополучие (удовлетворенность жизнью), психологическая открытость (временная перспектива). Посредством этих маркеров разработана модель интерпретации опыта переживания смысложизненного кризиса [8; 9].

Эмпирическое исследование проводилось с 2007 по 2012 гг. В нем приняли участие студенты, получающие высшее очное и заочное образование по гуманитарным специальностям, 2-го и 3-го курса обучения, всего 252 испытуемых в возрасте от 19 до 25 лет. Методики исследования: личностный опросник «Смысложизненный кризис» (К.В. Карпинский), тест «Смысложиз-ненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева), опросник временной перспективы (ZTPI) (Ф. Зимбардо, А. Гонзалес, в адаптации А. Сырцовой), тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), субъективная шкала счастья (С. Любомирски, в адаптации Д.А. Леонтьева), опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, в адаптации А.К. Ос-ницкого), тест «Жизнестойкость» (С.Р. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина), опросник «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле и К. Орглер, в адаптации С.В. Кривцовой, И.Н. Майнина). Обработка полученных результатов исследования осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistica 19.0 и IBM SPSS AMOS 19.0 [10].

В эмпирическом исследовании применялся метод структурного моделирования уравнениями (SEM). Для анализа отбирались только первичные и независимые друг от друга шкалы опросников и тестов, те, которые основаны на своем уникальном наборе вопросов. После группирования и коррекции была сформирована достоверная эмпирическая структура моделирования в правлении двух личностных предикторов (рис. 1).

Состоятельность взаимосвязей в структуре подтвердилась оценками дисперсий, ковариа-ций и регрессивных коэффициентов, которые статистически достоверны (p < 0,01).

Рисунок 1 - Моделирование структуры личностных предикторов: X2 = 35,793; аГ = 29; р = 0,180; КМБЕД = 0,031; ОР1 = 0,995; ОР! = 0,975; ДОР! = 0,944

Примечание: П - «самореализация»; F2 - «вовлеченность»; ОЖ - осознанность жизни; Жст - жизнестойкость; СШС - субъективная шкала счастья; Бд - будущее; ФН - фаталистическое настоящее; ГН -гедонистическое настоящее; Фр - фрустрация; G - экзистенция; Тр - тревожность; Экз - экзистенциаль-ность; Кризис - смысложизненный; сплошная линия стрелки - положительные регрессионные веса (от 0,13 до 0,93), пунктирная линия стрелки - отрицательные регрессионные веса (от -0,24 до -0,64).

В соответствии с установленными взаимосвязями личностные предикторы, эффект их влияния друг на друга составляет 0,60, то есть дисперсия различий между личностным предиктором 1 - «самореализация» и личностным предиктором 2 - «вовлеченность» на 60 % объясняется их влиянием друг на друга. В свою очередь проявление личностного предиктора 2 находится под влиянием существующих индивидуальных характеристик личностного предиктора 1, например осознанности жизни, жизнестойкости, ощущения счастья и ориентации на будущее. Сам кризис характеризуется переживаниями фрустрации, тревожности, ориентацией на гедонистическое и фаталистическое настоящее. Проявление взаимосвязей индивидуальных характеристик предиктора 1 - «самореализация» характеризуется в большей степени умением создавать собственные жизненные цели, которые соотносятся с образом личностного будущего, при этом имеется положительное эмоциональное состояние, включенность в жизненные события и активная позиция в них. То есть происходит конструирование собственной жизненной программы и «наполнение» экзистенции собственными смыслами.

Предиктор 2 обозначен как «вовлеченность», имеет положительные связи с такими индивидуальными характеристиками, как фрустрация (0,82) и тревожность (0,78) эмоционального компонента. Выявленную взаимосвязь можно объяснить тем, что некоторые эмоциональные состояния, с одной стороны, создают ощущение внутреннего дискомфорта, беспокойство и могут стать преградой на пути к достижению реализации личностного смысла собственной жизни, желаний, исполнения собственной экзистенции, но с другой - стимулируют человека «посмотреть» на собственную жизнь, осознать желания, цели. Также в данный предиктор вошли взаимосвязи показателей маркеров - смысловой направленности предиктора 1 - экзистенция (-0,64) и экзистенциальность (-0,57), но в отрицательных связях. Это объясняет то, что экзистенцией наполняется человек через способность эмоционально резонировать (то есть чувственно реагировать) с происходящими жизненными событиями, собственными желаниями, целями, отношениями и т. д. Но при высоком проявлении переживаний она «притупляется», и ощущения собственной жизни, смысла теряются в потоке отрицательных эмоциональных состояний.

Общая структурная модель личностных предикторов интенсивности переживания смысло-жизненного кризиса модифицирована в три варианта. По методике К.В. Карпинского мы установили уровень переживания кризиса [11]. В первом кластере (группе) (36,5 %) присутствует осознание и реализация собственного смысла жизни. Во втором кластере (группе) (49,2 %) имеется неопределенность в собственном смысле жизни. В третьем кластере (группе) (14,2 %) он отсутствует, проживается ощущение бессмысленности собственной жизни.

Проявление структуры личностных предикторов в структуре у группы с низким уровнем переживания смысложизненного кризиса (рис. 2) в отличие от двух других характеризуется положительными связями в показателях «самореализация» в маркерах смысловой направленности -осознанность жизни (0,73), вовлеченность в жизнь (0,66), эмоциональной - ощущение счастья (0,43) и временной направленности в ориентации на будущее (0,36).

Рисунок 2 - Моделирование структуры личностных предикторов у группы с низким уровнем переживания смысложизненного кризиса: X2 = 25,622; df = 25; p = 0,428; RMSEA = 0,017; CFI = 0,998; GFI = 0,946; AGFI = 0,882

Примечание: П - «самореализация»; F2 - «вовлеченность»; ОЖ - осознанность жизни; В - вовлеченность в жизнь; СШС - субъективная шкала счастья; Бд - будущее; ФН - фаталистическое настоящее; ГН - гедонистическое настоящее; Фр - фрустрация; G - экзистенция; Тр - тревожность; Экз - экзистенци-альность; Кризис - смысложизненный; сплошная линия стрелки - положительные регрессионные веса (от 0,26 до 0,81), пунктирная линия стрелки - отрицательные регрессионные веса (от -0,22 до -0,77).

При этом имеется отрицательная связь в предикторе «вовлеченность» в маркере временной направленности - фаталистического (-0,77) и гедонистического настоящего (-0,32), предиктора 2 - «вовлеченности». При наличии существующих связей человек активно самореализуется в жизни, включается в нее больше эмоционально, через эмоциональную открытость, она же и способствует решительности, поэтому ощущается «полнота» жизни, счастье, что подтверждается связью субъективного ощущения счастья с экзистенцией (0,26).

Но также выявленная связь выступает проявлением ранимости, что подтверждается отрицательной связью вовлеченности в жизнь с экзистенцией (-0,34), это характеризует неспособность проявить личностное участие в жизненном процессе, быть «вовлеченным» в собственную жизнь, человек не может найти свой смысл. Также это возможно из-за отсутствия свободного пространства, когда высокая требовательность или, например, чувство долга не позволяют спонтанно творить, жить, как хочется, тогда свой смысл трансформируется в другого. Проявленные связи характеризуют поведение человека как замещающий механизм в личностной беззащитности, нет внутренней позиции, она компенсируется за счет чьих-то возможностей. При наличии данных связей в структуре можно наблюдать следующий образ жизни: активное погружение в переживания других людей, полная идентификация с ними, желание «помогать всем, изменить все к лучшему», альтруизм во спасение, когда человек активно включается в жизнь другого, стратегия зависимого поведения, имеющая либо пассивную, либо активную тенденцию, занятие позиции пропагандиста, защитника.

Проявление личностных предикторов у группы со средним уровнем переживания смысложизненного кризиса (рис. 3), в отличие от модели с низким, имеет как положительные, так и отрицательные связи в достаточном количестве.

Положительные взаимосвязи установлены у смысложизненного кризиса в предикторе 1 -«самореализация» с показателями смысловой направленности - осознанностью жизни (0,50) и социально-психологической адаптации - жизнестойкостью (0,90), эмоциональной направленности - ощущением счастья (0,56), отрицательные - с будущим (-0,35). Также показатели предиктора 2 - «вовлеченность» в эмоциональной направленности положительно связаны с тревожностью (0,86), но отрицательно со смысловой направленностью - экзистенцией (-0,66) и экзистен-циальностью (-0,80). Наличие отрицательных и положительных связей в двух факторах в свою очередь характеризует, что в поведении человека синхронно проявляется «самореализация» и «вовлеченность» в собственную жизнь. Человек проживает собственную жизнь с ориентацией на ощущения, чувства и реализует свои цели в реальных действиях. Поведенческие позиции являются автономными, осознаются через собственные возможности, человеку важно понимать свои желания, знать, как самому можно их достичь. Преобладающие автономные стратегии - индивидуализм, самостоятельность, создание, ассертивность, решительность, существует синхронность активных и пассивных тенденций в поведении.

Рисунок 3 - Моделирование структуры личностных предикторов у группы со средним уровнем переживания смысложизненного кризиса: X2 = 24,336; df = 21; p = 0,277; RMSEA = 0,036; CFI = 0,993; GFI = 0,964; AGFI = 0,904

Примечание: П - «самореализация»; F2 - «вовлеченность»; ОЖ - осознанность жизни; Жст - жизнестойкость; СШС - субъективная шкала счастья; Бд - будущее; ФН - фаталистическое настоящее; ГН -гедонистическое настоящее; G - экзистенция; Тр - тревожность; Экз - экзистенциальность; Кризис - смыс-ложизненный; сплошная линия стрелки - положительные регрессионные веса (от 0,22 до 0,90), пунктирная линия стрелки - отрицательные регрессионные веса (от 0,11 до -0,87).

Среди взаимосвязей личностных предикторов в структуре у группы с высоким уровнем выраженности смысложизненного кризиса (рис. 4) преобладают отрицательные связи в смысловой направленности предиктора 1 - «самореализация»: вовлеченность в жизнь (-0,73), осознанность жизни (-0,85), а также в предикторе 2 - «вовлеченность» в маркере временной направленности -гедонистическое настоящее (-0,43), эмоциональной - тревожность (-0,60) и смысловой - экзистенция (-0,56), экзистенциальность (-0,56).

Рисунок 4 - Моделирование структуры личностных предикторов в группе с высоким уровнем переживания смысложизненного кризиса:

X2 = 84, 687; df = 20; p = 0,00; RMSEA = 0,304; CFI = 0,855; GFI = 0,769; AGFI = 0,364

Примечание: П - «самореализация»; F2 - «вовлеченность»; ОЖ - осознанность жизни; В - вовлеченность в жизнь; СШС - субъективная шкала счастья; Бд - будущее; ФН - фаталистическое настоящее; ГН - гедонистическое настоящее; Фр - фрустрация; G - экзистенция; Тр - тревожность; Экз - экзистенциальность; Кризис - смысложизненный; сплошная линия стрелки - положительные регрессионные веса (от 0,02 до 0,69), пунктирная линия стрелки - отрицательные регрессионные веса (от -0,12 до -0,85).

Установлена положительная связь предиктора 1 временной направленности ресурсов - с будущим (0,47) и предиктора 2 - фаталистическим настоящим (0,33). Связь будущего с вовлеченностью (0,40) выступает в роли фантазий, иллюзий, забвения, ухода в ту жизнь, которая когда-то будет, ее нужно только подождать. Потеря ощущения осознаваемости и понимания собственной жизни, поглощенность будущим, искаженность чувства времени, то есть субъективное восприятие времени изменено. Положительная связь субъективной шкалы счастья с экзистенцией (0,10) аналогична структуре экзистенции с низким уровнем смысложизненного кризиса, то есть положительные эмоции в настоящем создают чувство осмысленности всей жизни. Это определяется умением

быть участвующим в собственной жизни, вовлеченность положительно связана с субъективной шкалой счастья (0,69). Установленные связи характеризуют активный поиск смысла жизни в социальной среде, в будущем, в том, что придаст смысл жизни, послужит компенсацией негативных внутренних переживаний и непонимания собственного назначения. Преобладает бессмысленность, внутренняя пустота, поэтому за счет внешней среды человек пытается приобрести цели в жизни, интерес в ней. В данной структуре можно наблюдать проявление таких позиций человека: «куда все - туда и я», «все так - и я так», «если они будут так - значит так и нужно», «а что я могу сделать», то есть ориентация на других людей, на мистику, выбор авторитарного партнера, друга, заполнение пустоты алкоголем, играми, субкультурой, путешествиями, трудоголизмом и т. п. Доминируют чувства долга, вины, страха, безразличия, но повышена чувствительность в отношении собственных проблем, притупляется эмпатия. Стратегия зависимого поведения - от конформизма, приспособления до цинизма, негативизма, конфликтности, оппозиции, в зависимости от выбранного авторитета, то есть либо пассивная, либо активная тенденция в поведении.

В соответствии с первой структурой, где смысложизненный кризис характеризуется наименьшим уровнем выраженности, установлено, что показатели предиктора - «самореализация» влияют на личностный предиктор - «вовлеченность» следующим образом: чем больше проявляется показателей предиктора 1, тем меньше уровень выраженности смысложизненного кризиса. Величина эффекта составляет 0,48, общая дисперсия равна 48 %, что и подтверждает данный факт. Во второй структуре, где смысложизненный кризис имеет средний уровень выраженности, очевидно влияние личностного предиктора - «самореализация», которое в свою очередь определяет проявление личностного предиктора - «вовлеченность». Величина эффекта составляет 0,76, то есть общая дисперсия особенностей проявления показателей - «вовлеченность» смысложизненного кризиса на 76 % объясняется проявлением показателей личностного предиктора - «самореализация» при вхождении в него, также влияющих на проявление среднего уровня выраженности смысложизненного кризиса. В третьей структуре с высоким уровнем выраженности смысложизненного кризиса наибольшее количество положительных связей установлено у кризиса с временной направленностью, при этом показатели предикторов - «самореализация» и «вовлеченность» не находят очевидного проявления, величина эффекта составляет 0,62, общая дисперсия - 62 %, что объясняет влияние на проявление высокого уровня кризиса установленных показателей.

Итак, моделирование структуры личностных предикторов при различном уровне интенсивности переживания смысложизненного кризиса имеет различную тенденцию проявления, что объясняет активное / пассивное индивидуальное поведение человека, проживающего кризис. Так, при низком уровне интенсивности кризиса доминирует смысловая направленность, положительные эмоциональные состояния и социально-психологическая адаптация; при высокой интенсивности доминируют отрицательные переживания аффективной и временной направленности; при средней интенсивности переживания кризиса существует проявление всех направлений психологических маркеров. Результаты исследования могут быть использованы в консультативной, психокоррекционной и тренинговой работе психологов, педагогов при решении вопросов самоопределения личностного смысла жизни, реализации собственных выборов, в построении индивидуального жизненного пути с временной перспективой. Диагностика установленной структуры личностных предикторов интенсивности переживания смысложизненного кризиса позволит психологу составить более точный психологический анамнез респондента, учащегося, выбрать эффективную технологию взаимодействия.

Ссылки:

1. Знаков В.В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 2. С. 28-38.

2. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса : монография. Гродно, 2008. 108 с.

3. Кружкова О.В., Нефагина Я.Н. Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 147-151. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/8/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kruzhkova-nefagina.pdf (дата обращения: 29.10.2015).

4. Лукьянов О.В. Принципы транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 59-66.

5. Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Там же. 2008. № 29. С. 41-46.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М., 2007. 511 с.

7. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология : учеб. пособие. Минск, 2004. 239 с.

8. Кружкова О.В., Нефагина Я.Н. Указ. соч.

9. Лукьянов О.В. Принципы транстемпоральности ...

10. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2013. 416 с.

11. Карпинский К.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.