Научная статья на тему 'Моделирование спроса и предложения услуг добровольного медицинско- го страхования'

Моделирование спроса и предложения услуг добровольного медицинско- го страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / РОССИЙСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / АКТУАРНЫЕ РАСЧЕТЫ / СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СПРОС НА МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE / RUSSIAN LONGITUDINAL MONITORING SURVEY / ACTUARIAL CALCULATIONS / CRITICAL ILLNESS / DEMAND FOR MEDICAL INSURANCE / CREDIBILITY THEORY / DEMAND / THE OFFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трегубова А. А.

В условиях конкуренции среди страховых компаний формирование цивилизованного рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) является актуальной задачей. Статистические методы исследования и моделирования спроса и предложения услуг ДМС позволяют дать количественную оценку соотношения спроса и предложения ДМС и разработать гибкую систему страховых тарифов, учитывающую различия в характеристиках застрахованных лиц, а также региональную и поселенческую специфику.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трегубова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of a competition among the insurance companies formation of the civilized market of voluntary medical insurance is an actual problem. Statistical methods of researching and modelling allow to estimate supply and demand of voluntary medical insurance, to develop the flexible system of the insurance tariffs, considering characteristics of insured persons, regional specificity.

Текст научной работы на тему «Моделирование спроса и предложения услуг добровольного медицинско- го страхования»

© Трегубова А.А.,

ассистент каф. «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» (МСЭ и АР), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Эл. почта: alexandra_a_t@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛУГ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В условиях конкуренции среди страховых компаний формирование цивилизованного рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) является актуальной задачей. Статистические методы исследования и моделирования спроса и предложения услуг ДМС позволяют дать количественную оценку соотношения спроса и предложения ДМС и разработать гибкую систему страховых тарифов, учитывающую различия в характеристиках застрахованных лиц, а также региональную и поселенческую специфику.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование, Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения, актуарные расчеты, смертельно опасные заболевания, спрос на медицинское страхование, теория достоверности, спрос, предложение.

Сохранение и поддержание здоровья нации является главной целью разви-

тия общества. Одним из важнейших инструментов защиты интересов населения в области охраны здоровья во всем мире выступает медицинское страхование, являющееся наиболее социально ориентированным.

Современная система обязательного медицинского страхования в нашей стране обеспечивает лишь минимально необходимые гарантии оказания медицинской помощи, вследствие чего большую популярность среди населения, и особенно среди работодателей, приобрело добровольное медицинское страхование (ДМС), которое предоставляет возможность получения более широкого спектра качественных медицинских услуг на индивидуальном уровне.

При этом на отечественном страховом рынке ДМС еще не достигло должного уровня развития вследствие как недостаточной информированности населения об этом виде медицинских и страховых услуг, так и высокой цены полиса ДМС. В настоящее время российский рынок ДМС характеризуется существенным смещением характеристик его клиентской базы — около 90% премий, собранных по ДМС, приходится на корпоративных клиентов.

В связи с этим актуальной задачей становится формирование цивилизованного рынка ДМС, в основе которого лежат научно обоснованные тарифы, обеспечивающие как безубыточность страховой компании, так и доступность услуг для населения.

Статистические методы исследования и моделирования спроса и предложения услуг ДМС позволяют дать количественную оценку соотношения спроса и предложения ДМС, разработать гибкую систему страховых тарифов, учитывающую различия в характеристиках застрахованных лиц, а также региональную и поселенческую специфику.

Для оценки предложения на рынке ДМС необходимым является изучение и корректировка процесса тарифообразования, формирования перечня предлагаемых услуг, новых программ ДМС.

Продвижение услуг индивидуального ДМС, разработка конкурентоспособных программ ДМС, актуарное обоснование цены предложения, отвечающее спросу на услуги ДМС, значительно затруднены дефицитом необходимой для этого информации. Недостаточность информационного обеспечения приводит к тому, что действующие тарифы ДМС слабо учитывают региональную, поселенческую специфику, характеристики целевых групп населения, что ведет к необоснованному завышению или занижению размера тарифа, понижению конкурентоспо -собности страховой компании.

При существующем на сегодняшний день дефиците данных, необходимых для актуарного обоснования тарифов ДМС, учитывающих как собственную статистику убыточности по группам застрахованных лиц, так и региональную, поселенческую специфику, одной из актуальных задач является расчет для этих целей специальных коэффициентов, корректирующих существующие тарифы.

Для построения корректирующих коэффициентов обоснованным представляется использование моделей теории достоверности, включающей совокупность статистических методов, позволяющих оценить параметр какого-либо объекта или группы объектов с учетом статистического веса ненаблюдаемых факторов. Теория достоверности хорошо известна зарубежным страховщикам, применяется ими при страховании имущества и автостраховании, в отечественной практике страхования эти модели пока не получили должного развития.

Применение доверительных методов позволяет оценить достоверность истории убытков максимально однородных по риску групп застрахованных (тарифных классов) и в соответствии с этим сформировать систему тарифов, учитывающую систематические различия в формировании убытков по группам застрахованных в виде понижающего или повышающего коэффициента к базовому страховому тарифу.

Наиболее адекватным подходом к корректировке тарифов ДМС в соответствии с характеристиками застрахованных (например, пол застрахованного, состояние здоровья, наличие хронического заболевания) является использование модели Бюльмана-Штрауба, применение кото -рой не требует знания закона распределения числа убытков и позволяет получить оценки высокой точности.

Для нахождения оценки поправочного коэффициента к базовому тарифу главной задачей является определение коэффициента доверия %, который выступает в качестве веса, придаваемого параметру, полученного на основе информации, непосредственно относящейся к объекту (группе застрахованных).

Чтобы определить коэффициент доверия, достаточно оценить три структурных параметра на основании статистики убытков группы: математическое ожидание убыточности портфеля, дисперсию математических ожиданий убыточности и математическое ожидание дисперсий убыточности. Принцип работы модели Бюльмана-Штрауба для двух тарифных классов (мужчины и женщины) за два года рассмотрен на условном примере (табл. 1).

Использование модели Бюльмана-Штрауба при формировании тарифной сетки в ДМС, в отличие от других способов определения величины тарифа, позволит страховщику сформировать собственную статистику убыточности по договорам ДМС для различных групп застрахованных, разработать гибкую систему тарифов и привлечь к ДМС большее число клиентов.

Для продвижения услуг ДМС страховщикам необходимо расширять перечень программ страхования, предлагать новые страховые продукты, которые способны заинтересовать потенциальных клиентов. Новым продуктом в области страхования здоровья на российском рынке является страхование на случай возникновения смертельно опасных заболеваний, обычно исключаемых из стандартных программ ДМС.

Таблица 1. Порядок расчета поправочных коэффициентов к тарифам ДМС с использованием модели Бюльмана-Штрауба

№ Показатель Женщины (1=1) Мужчины (1=2)

1 Премия, заработанная в периоде ] по объектам, относящимся к классу 1 (м.), у.д.е. первый год 0=1) 100000 100000

второй год 0=2) 150000 160000

2 Стоимость убытков (с учетом резерва убытков) в периоде ] по объектам, относящимся к классу 1 (Ьн ), у.д.е. первый год 0=1) 40000 39000

второй год 0=2) 70000 65000

3 Уровень убыточности класса 1 в периоде ] (х.) первый год 0=1) 0,40 0,39

второй год 0=2) 0,47 0,41

4 , Объем премии, заработанной за все периоды по классу 1 ( м., ), у.д.е. м., = ум. 7=1 250000 260000

5 1 М-- Уровень убыточности за все периоды по классу 1 (х, ), х., = У — ■ х.. 1=11 0,440 0,400

6 п Общий за два года по двум классам объем собранных премий, у.д.е. м,, = у м, .=1 510000

7 1 м Общий за два года по двум классам уровень убыточности, х,, = 'У-.- ■ х 1=1 м,, 0,420

8 Оценка математического ожидания дисперсий убыточности, V = 1 У У м . • (х. - х )2 п ■ (г -1)£ £ 1 У 1 141,46

9 Оценка дисперсии математических ожиданий убыточности, А = п '{У>^(х, х,,) (п 1) ■V'] (м,,)2 -у(м,)2 ^.=1 * . = 1 0,000245

10 Коэффициент доверия для класса 1, % А ■ , ' А ■ , + V 0,3022 0,3105

11 п 2 Оценка математического ожидания убыточности всего портфеля, М = У~1 ■ х, .=1 2 где 2 =У^ .=1 0,4197

12 Ожидаемая убыточность класса 1 в периоде ]^+1=3, XX+1 = 2. • х,, + (1 - 2.) ■ М 0,4259 0,4136

13 Поправочные коэффициенты для класса \ в периоде ]=!+1=3, X х ки+1 = -^ = 2. ■-!! + (1 -2.) и+ М ' М 1,0146 0,9854

Источник: расчеты автора (данные условные).

С целью формирования тарифа на случай таких заболеваний по Ростовской области нами была разработана методика уточнения на региональном уровне тарифа на случай возникновения злокачественных новообразований на основе модели Э. Дэш и Д. Гримшоу, согласно которой тариф на единицу страховой суммы для ускоренной выплаты по заболеванию, выплачиваемой в размере 100% по первому диагностированию заболевания или по смерти (в зависимости от того, что произойдет раньше), рассчитывается по формуле:

ах = К + (1 - К) ■ Чх, (1)

где х — возраст застрахованного в годах;

ах — тариф на единицу страховой суммы для лица в возрасте х;

гх — вероятность возникновения заболевания для лица в возрасте х;

кх — доля смертей от этого заболевания в общем числе смертей по любой причине для лица в возрасте х;

Цх — вероятность смерти от любой причины для лица в возрасте х.

Для учета специфики заболеваемости злокачественными новообразованиями в Ростовской области была разработана актуарная методика формирования поправочного коэффициента1.

В таблице 2 и на рисунке 1 представлены рассчитанные ставки при страховании злокачественных новообразований для населения Ростовской области, скорректированные по полу и возрасту.

При расчете тарифов была выявлена следующая закономерность: тарифы для мужчин превышают тарифные ставки для

женщин, тогда как в тарифах стандартного ДМС ставки для женщин, наоборот, выше, чем у мужчин. Такое различие объясняется тем, что вероятность заболевания злокачественными новообразованиями и смерти от них для мужчин выше, чем для женщин.

Разработанная методика позволяет учесть в тарифе региональную специфику заболеваемости и смертности, что особенно важно при выходе страховщика на региональный рынок с предложением такого высокорискового страхового продукта.

забол

число заболевших новообразованиями по Ростовской области на 1000 человек населения за 2006 год число заболевших новообразованиями по России на 1000 человек населения за 2006 год

Таблица 2. Тарифные ставки при страховании злокачественных новообразований для населения Ростовской области

Возраст застрахованного, лет Рассчитанное число заболевших злокачественными заболеваниями по РО, чел. Тарифная ставка, в % от страховой суммы

мужчины женщины мужчины женщины

до 14 42 35 0,16 0,14

15-19 26 25 0,13 0,07

20-39 230 449 0,52 0,20

40-59 2344 2847 1,97 0,85

60 и старше 5484 5532 7,67 5,53

Источник: расчеты автора.

Источник: расчеты автора.

Рис.1. Тарифные ставки при страховании на случай возникновения злокачественных новообразований, скорректированные по полу и возрасту, %

1 Разработано автором.

Оценка спроса на услуги ДМС может быть осуществлена путем выделения основных детерминант потенциального и реального спроса на этот вид страховых услуг. С этой целью были специфицированы две группы моделей.

В первой группе моделей бинарного отклика на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 2005 год в качестве зависимой переменной выступало «частое обращение за медицинской помощью», что позволило косвенно оценить потенциальный спрос на услуги ДМС. Во второй группе моделей на панельных данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 2001-2005 годы, 2004-2005 годы в качестве зависимой переменной выступало «наличие полиса ДМС» (модели представлены в табл. 3-4).

В качестве детерминант в этих двух группах моделей выступали социально-

демографические, экономические характеристики, а также характеристики, описывающие состояние здоровья индивидов.

По результатам интерпретации первой группы моделей было установлено, что потенциальный спрос на услуги ДМС формируют следующие категории лиц: женщины, лица, имеющие проблемы со здоровьем (хронические заболевания сердца, позвоночника, почек и другие), недавно госпитализированные и негативно оценивающие свое здоровье; проживающие в крупных городах; имеющие детей; не занятые трудовой деятельностью, а также лица в возрасте до 20 лет.

На основе интерпретации второй группы моделей были выявлены устойчивые детерминанты реального спроса на услуги ДМС, к которым относятся следующие: уровень дохода, тип занятости, место проживания, наличие хронических заболеваний.

Таблица 3. Результаты оценивания бинарной логистической регрессии (зависимая переменная — «частое1 обращение за медицинской помощью»)

№ Независимые переменные Коэффициент в Стандартная ошибка Коэффициент отношения шансов (odds ratio)

1 2 3 4 5

1 Пол (женский)2

мужской -0,275* 0,156 0,759

2 Наличие детей 0,483** 0,223 1,622

3 Занятость трудовой деятельностью -0,626** 0,252 0,534

4 Наличие полиса ДМС 0,442 0,297 1,557

5 Наличие проблем со здоровьем 0,674*** 0,144 1,962

6 Госпитализация за последние три месяца 1,692*** 0,197 5,431

7 Хроническое заболевание сердца 0,474*** 0,180 1,607

8 Хроническое заболевание легких 0,381 0,242 1,463

9 Хроническое заболевание печени -0,064 0,205 0,937

10 Хроническое заболевание почек 0,374* 0,194 1,454

11 Хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта -0,037 0,167 0,963

12 Хроническое заболевание позвоночника 0,357** 0,161 1,429

13 Другие хронические заболевания 0,728*** 0,137 2,071

14 Тип поселения (сельский населенный пункт)

областной центр 0,702*** 0,187 2,018

город 0,518*** 0,195 1,680

поселок городского типа -0,011 0,324 0,988

15 Брачный статус (не состоит в зарегистрированном браке)

состоит в зарегистрированном браке | -0,033 | 0,142 | 0,967

16 Образование (ниже среднего общего)

1 Под частым обращением за медицинской помощью понимаем обращения к врачу один или несколько раз в месяц, соответственно не часто — более редкие обращения за медицинской помощью.

2 В скобках указан эталон (контрольная группа).

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среднее общее 0,065 0,225 1,067

среднее профессиональное -0,384 0,250 0,681

высшее -0,115 0,276 0,891

17 Самооценка состояния здоровья (состояние среднее)

очень хорошее 0,188 0,744 1,207

хорошее -0,542*** 0,199 0,581

плохое 0,904*** 0,180 2,471

очень плохое 2,168*** 0,422 8,741

18 Профессиональная группа (разнорабочие)

законодатели, крупные чиновники, управляющие 0,083 0,393 1,087

профессионалы с высшим образованием -0,121 0,320 0,885

профессионалы со средним специальным образованием 0,096 0,291 1,101

служащие конторские 0,289 0,343 1,336

занятые в сфере обслуживания -0,243 0,317 0,783

ремесленники -0,826** 0,366 0,437

промышленные рабочие -0,530* 0,321 0,588

19 Доход1 (1-й квартиль)

2-й квартиль 0,152 0,173 1,164

3-й квартиль -0,124 0,209 ,882

4-й квартиль 0,169 0,218 1,185

20 Возраст (40-44 года)

До 20 0,864* 0,524 2,373

20-24 0,454 0,327 1,574

25-29 0,230 0,272 1,258

30-34 -0,016 0,266 0,984

35-39 -0,165 0,282 0,847

45-49 -0,231 0,251 0,793

50-54 -0,120 0,249 0,886

55-60 -0,583** 0,256 0,557

LR статистика (тест отношения правдоподобия) Log likelihood (логарифмическая функция правдоподобия) Pseudo R2 513,12 -911,007 0,2197

Коэф )фициенты значимы на уровне значимости: *-G,1, **-G,G5, ***-G,G1.

Таблица 4. Результаты оценивания детерминант спроса на услуги ДМС с помощью панельной бинарной логистической регрессии со случайными эффектами (зависимая переменная — «наличие полиса дМс»)

№ Независимые переменные Модель 1 Модель 2

Коэффициент в Стандартная ошибка Коэффициент в Стандартная ошибка

1 2 3 4 5 6

1 Пол(женский)

мужской 0,206 0,237 0,1593 0,259

2 Наличие детей - - -0,623* 0,325

3 Занятость трудовой деятельностью 1,428*** 0,374 1,357** 0,568

4 Частота обращений за медицинской помощью - - 0,638* 0,353

5 Наличие проблем со здоровьем 0,002 0,160 0,173 0,209

6 Госпитализация за последние три месяца 0,530* 0,318 -0,108 0,476

7 Хроническое заболевание сердца -0,353 0,318 0,302 0,372

8 Хроническое заболевание легких 0,371 0,457 -0,199 0,529

1 Любые денежные поступления за последние 30 дней, включая зарплату, пенсии, премии, прибыли, по-

собия, материальную помощь, случайные заработки и другие денежные поступления в рублях.

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5 6

9 Хроническое заболевание печени -0,451 0,342 -0,865* 0,450

10 Хроническое заболевание почек 0,041 0,307 0,311 0,375

11 Хроническое заболевание желудочнокишечного тракта 0,188 0,229 0,117 0,285

12 Хроническое заболевание позвоночника 0,290 0,227 0,143 0,281

13 Другие хронические заболевания 0,388** 0,184 0,487** 0,245

14 Тип поселения (сельский населенный пункт)

областной центр 0,718** 0,338 0,485 0,341

город 0,903** 0,356 0,804** 0,359

поселок городского типа 0,024 0,593 -0,176 0,600

15 Брачный статус (не состоит в зарегистрированном браке)

состоит в зарегистрированном браке 0,333 0,224 0,810*** 0,257

16 Самооценка состояния здоровья (состояние с реднее)

очень хорошее - - -0,062 0,895

хорошее - - 0,012 0,217

плохое - - -0,241 0,507

очень плохое - - -0,067 1,474

17 Профессиональная группа (разнорабочие)

Военнослужащие - - 0,691 1,119

законодатели, крупные чиновники, управляющие — — -0,443 0,599

профессионалы с высшим образованием — — 0,560 0,462

профессионалы со средним специальным образованием 0,141 0,461

служащие конторские - - 1,363*** 0,527

занятые в сфере обслуживания — — 0,352 0,507

квалифицированные работники с/х и рыбной промышленности -33,140 7937757

Ремесленники - - -0,039 0,479

промышленные рабочие - - 0,380 0,452

18 Доход (1-й квартиль)

2-й квартиль 0,320 0,278 0,272 0,386

3-й квартиль 0,830*** 0,275 1,767*** 0,381

4-й квартиль 1,512*** 0,282 2,717*** 0,389

19 Возраст (40-44 года)

до 20 -0,260 1,327 -34,051 5668359

20-24 0,697* 0,425 -0,103 0,502

25-29 0,387 0,343 -0,333 0,411

30-34 0,217 0,328 -0,023 0,387

35-39 0,491 0,302 0,238 0,393

45-49 0,313 0,293 -0,492 0,404

50-54 -0,198 0,344 0,061 0,418

55-60 0,262 0,410 0,191 0,438

20 Год (2001) (2004)

2002 -0,059 0,204 - -

2003 0,096 0,201 - -

2004 -0,032 0,208 - -

2005 0,359* 0,201 0,289* 0,151

LR статистика (тест отношения правдоподобия) Тест Вальда Log likelihood (логарифмическая функция правдоподобия) 148,64 -1359,1869 141,13 -1190,0035

Коэффициенты значимы на уровне значимости: *-0,1, **-0,05, ***-0,01.

В это же время самооценка здоровья, пол и возраст индивида в этой группе моделей не оказывали статистически значимого влияния на вероятность приобретения полиса ДМС.

Полученные результаты свидетельствуют о слабой развитости индивидуального ДМС как самостоятельно выбираемого способа защиты здоровья и указывают на необходимость изменения стратегии продвижения услуг ДМС с корпоративного на индивидуальный уровень.

Анализ реального и потенциального спроса на услуги ДМС позволил выделить целевую группу потребителей индивидуального ДМС с учетом их заинтересованности в таком виде страховых услуг и частоты обращения за медицинской помощью.

Целевой группой при продвижении услуг индивидуального ДМС на страховой рынок являются занятые трудовой деятельностью мужчины, сельские жители, привлечение к страхованию которых позволит диверсифицировать портфель договоров страхования в соответствии с частотой обращения за медицинской помощью, а также снизить стоимость полиса ДМС.

Проведенный анализ выявил несоответствие структуры и объемов спроса и предложения на рынке ДМС. Со стороны спроса на услуги ДМС на сегодняшний

день отмечается обусловленность этого спроса включением ДМС в социальный пакет работника, вследствие чего со стороны предложения имеет место завышение тарифов ДМС, направленность страхования на узкий сегмент рынка, отсутствие разнообразных программ страхования и внятной стратегии продвижения полисов ДМС среди «здорового» населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страховым компаниям необходимо, прежде всего, направить свои усилия на привлечение к ДМС различных групп клиентов, в том числе являющихся более активными потребителями медицинских услуг. А также необходимо расширять перечень страхуемых заболеваний, предлагать новые страховые программы (например, страхование на случай смертельно опасных заболеваний).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мак Т. Математика рискового страхования / Пер. с нем. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

2. Whitney, A.W. (1918): The theory of experience rating. Proceedings of the Casualty Actuarial Society 4, 274-292.

3. Credibility Theory. Ragnar Nor-berg, Department of Statistics, London School of Economics, London WC2A 2AE, United Kingdom.

4. Dash, A., Grimshaw, D. Dread Disease Cover. An Actuarial Perspective. Presented to Staple Inn Actuarial Society, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.