Научная статья на тему 'Моделирование системы формирования духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков в воспитательной деятельности классного руководителя'

Моделирование системы формирования духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков в воспитательной деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмутдинова Н. X.

В статье представлена авторская интерпретация понятий «духовно-нравственные ценности народа», «воспитание духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков». Автором разработана, экспериментально обоснована и научно апробирована система формирования духовно-нравственных ценностей татарского народа у младших подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's interpretation of the concepts «people's ethical standards» and «teaching people's ethical standards to younger teenagers». The author has worked out, experimentally substantiated and scientifically approved the system of teaching Tatars' ethical standards to younger teenagers in a secondary school

Текст научной работы на тему «Моделирование системы формирования духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков в воспитательной деятельности классного руководителя»

Н. X. Гильмутдинова

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии начального образования Набережночелнинского государственного педагогического института.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. X. Шаймарданов

В статье представлена авторская интерпретация понятий «духовно-нравственные ценности народа», «воспитание духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков». Автором разработана, экспериментально обоснована и научно апробирована система формирования духовно-нравственных ценностей татарского народа у младших подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

The article presents the author’s interpretation of the concepts «people’s ethical standards» and «teaching people’s ethical standards to younger teenagers». The author has worked out, experimentally substantiated and scientifically approved the system of teaching Tatars’ ethical standards to younger teenagers in a secondary school.

Подрастающее поколение живет сегод -ня в условиях интенсивных социально-экономических преобразований общественной жизни, обновления всех ее сторон, расширения гласности, развития демократизации и построения гражданского общества. При этом социокультурная ситуация в обществе сохраняет целый ряд негативных процессов, имеющих влияние на сферу духовной жизни народа, - снижение уровня жизни населения страны, распространения пьянства, наркотиков, проституции, воровства, насилия среди подростков. Отмечается утрата нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства, недостаточное финансирование учреждений образования и культуры.

Ценности личности представляют основное содержание ее духовного мира. Во многом они являются результатом внутреннего духовного осмысления личностью различных областей социального взаимодействия и социальных явлений.

Безусловно, проблема формирования ценностей есть уровень личностных смыслов, их образование и взаимодействие меж-

ду собой необходимо рассматривать как процесс личностного развития. Ценности личности играют роль регулятора субъекта в социальном взаимодействии и с помощью эмоционально-ценностного отношения они отражаются в самосознании личности1. Как отмечал Л. С. Выготский, смысловые образования могут быть в осознава-емой и в неосознаваемой форме2. По мнению А. Н. Леонтьева, понимание смысла требует определенной ступени развития сознания3.

Поскольку ценности являются продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности, то изучение ценностей современных подростков представляет особый интерес для педагогической науки и общества.

При рассмотрении форм существования ценностей - общественные идеалы, предметные образы, модели «должного» (схема 1) можно заметить зависимость последней формы от первой. Во многом именно общественные идеалы определяют ценное -ти современных младших подростков.

Схема 1

Форма существования ценностей

Подросток не пассивный объект собственного ценностного отношения: он может оценивать собственные ценности и проектировать движение к ценностям, имеющим для него важное значение. Выстраивая собственную иерархию ценностей, подросток строит свою конструкцию «Я»-кон-цепции, которая в дальнейшем формирует его индивидуальность и самобытность.

Система ценностей младшего подростка строится на его потребностях, желаниях

и стремлениях, формируя мотивацию деятельности через сознательное обоснование различных действий.

Решение задачи формирования духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков связано с всесторонним, комплексным изучением учебно-воспитательного процесса в целом. Безусловно, мы говорим о том, что учебно-воспитательный процесс в школе обладает многоуровневым строением, множеством элементов

и связей между ними. Эти признаки позволяют определить данный объект как слож-ную систему.

Формирование духовно-нравственных ценностей младших подростков входит в систему образования как одна из важнейших ее подсистем. Кроме того, данная подсистема, в свою очередь, может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы, поскольку представляет собой совокупность элементов и определенную их организацию.

Под системой формирования духовнонравственных ценностей народа у младших подростков мы понимаем упорядоченную совокупность и единство элементов учебновоспитательного процесса, направленных на формирование духовно-нравст-венной культуры младшего подростка, а также знаний и умений, позволяющих успешно решать задачи социализации.

Духовно-нравственные ценности (русских, татар, чуваш, немцев и др.) большинства народов в целом не отличаются друг от друга. Поэтому изучение духовно-нрав-ственных ценностей какого-то отдельного народа позволяет понять не только свой народ, но и другие народы.

В качестве наиболее значимой ценности во многих народах провозглашается отношение народа к семье. Именно в семье устанавливается жизненный уклад, традиции, обычаи, обряды, праздники, которые направлены на воспроизведение духовности, культуры, самобытности народа, его характер. Для семейного воспитания характерно формирование таких ценностей, как уважение к предкам, знание своей родословной, чувство родства, фамильная честь4.

Народная педагогика выработала в течение многих веков свои собственные средства формирования духовно-нравственных ценностей, среди которых наиболее мощным является труд. Через формирование уважения к труду, делая акцент на его значение в жизни человека, воспитываются в подрастающем поколении трудолюбие:

дети получают трудовые навыки, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Великая народная мудрость заключается в том, что дети трудятся с малых лет: у каждого ребенка в семье, с учетом его возраста, есть свои постоянные трудовые обязанности.

Характерной чертой народной педагогики (в том числе и Республики Татарстан) является значимость и ценность родителей, старших, матери и отца. При этом татарская народная педагогика предъявляет свои требования к родителям и старшим в семье, для того чтобы они могли стать нравственным примером для своих детей. Во многом духовно насыщенные отношения супругов, нравственно окрашенные взаимоотношения родителей и детей гуманизируют отношения семьи, позволяют обрести душевное равновесие подрастающему поколению и вознести семью, гуманизм и вежливость в ранг ценности.

Адекватное исследование систем предполагает использование системного подхода, одним из ведущих, стержневых методов изучения которого является метод моделирования.

Системообразующим же началом, ядром разрабатываемой модели служат: понятия о «духовно-нравственных ценностей народа», «духовно-нравственных ценностей гражданина»; цель организации системы формирования духовно-нравственных ценностей младших подростков (схема 2).

Цель направлена на формирование духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков, и ее невозможно рассматривать в отрыве от духовно-нравственной культуры и духовно-нравственного воспитания. Цель конкретизируется в задачах воспитания: приобщить младших подростков к национально-духовным традициям и ценностям своего народа; обеспечить духовно-нравственное воспитание младших подростков, приобщение их к ценностям своей страны и своего народа; изучить историю, культуру, фольклора, природно-

Схема 2

Модель системы формирования духовно-нравственных ценностей

экологическое своеобразие России, Татарстана, г. Набережные Челны; воспитывать уважение к нравственным нормам, понимать и творить добро, различать безнравственные проявления в современных явлениях и действиях окружающего мира; формировать основы миропонимания, используя средства народной педагогики и традиционную систему ценностей; развивать активное культурное сознание и нравственное поведение младших подростков; содействовать формированию целостной картины мира младших подростков; воспитывать гражданственность, патриотизм, культуру межнационального общения, любовь к Родине, семье и согражданам; содействовать формированию нравственной, эстетической, правовой культуры младших подростков; воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны и государства, формировать чувства ответственности перед Родиной, народом и готовности к ее защите.

Содержательной основой формирова-ния духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков являются народная педагогика и национально-духовные традиции.

Методы реализации системы формирования духовно-нравственных ценностей -

наглядные (экскурсии, встречи, выставки, просмотр слайдов, видеофильмов и т. п.), словесные (беседы, лекции, круглые столы, обсуждения и т. п.), практические (выставки, конкурсы, организация деятельности в доме для престарелых, обычаи, обряды, традиции и т. п.).

Основные принципы модели системы формирования: приоритет общечеловеческих ценностей, ставящий на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное творческое развитие личности, необходимость воспитания личного достоинства, гражданственности; гуманизм - признание самоценности личности, создание условий для гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы; приро-досообразность - отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды; ин-тегративность и целостность содержательных компонентов образования; деятельнорефлексивный принцип, направленный на развитие культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных действий и поведения, установление связей и причин; принцип учета социальных движений в регионе, исполь-

37 1

зование национально-регионального компонента в школьном образовании, его возможностей, традиций, обычаев в социализации и воспитании личности.

Программа формирования духовнонравственных ценностей младших подростков включает в себя направления деятель -ности с родителями с помощью программы тренингов, с педагогическим коллективом элективного курса, с младшими подростками посредством специально организованной деятельности. Формирование духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков происходило посредством активного включения детей в различные виды воспитательной деятельности классного руководителя.

Результатами формирования духовнонравственных ценностей народа у младших подростков должны стать: потребность в сохранении духовно-нравственных ценностей; система знаний о духовно-нравственных ценностях, умение поддерживать свои духовно-нравственные ценности; направленность на сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей народа. Духовные ценности представляют собой резуль-

тат творчества, поднимающий личность младшего подростка на новый уровень понимания мироустройства или эмоционального восприятия себя самого и своего окружения.

Хорошо отлаженная модель при проецировании ее в реальный воспитательный процесс служит неким эталоном, образцом, позволяющим обнаружить пробелы, имеющиеся в сложившейся системе формирования духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков (схема 3).

Модель системы формирования духовно-нравственных ценностей младших подростков внедрялась нами в течение 2 лет. В эксперименте участвовали 134 учащихся 6-х классов (основная группа) и столько же учащихся контрольной группы. Всего 268 учащихся МОУ СОШ № 3 г. Набережные Челны, Мелекесская средняя общеобразовательная школа и Биклянская средняя общеобразовательная школа Тукаевского района РТ.

Выбор шестых классов обусловлен тем, что этот возраст в возрастной периодиза-ции относится к младшему подростковому возрасту.

Схема 3

Базовые компоненты духовно-нравственных ценностей гражданина РФ

В процессе решения задач эксперимента на основе изучения психологической литературы нами были подобраны соответствующие методики для диагностирования развития духовно-нравственных ценностей народа у младших подростков:

1. Методика оценки сформированное™ понятий и представлений о нравственных качествах.

2. Диагностическая методика «Шкала совестливости».

3. Тест изучения ценностных установок (методика М. Рокича).

В результате проведения эксперимента нами получены следующие результаты. Оценка сформированное™ понятий о духовно-нравственных качествах испытуемых показала (рис. 1), что после эксперимента в основной группе у младших подростков представления о нравственных качествах стали более адекватными, хотя еще остаются недостаточно четкими и полными. В контрольной группе к этому времени больше всего у младших подростков изменились представления о зле.

добро справедливость безволие безответс твенность

2,5

1 ,5

0,5

□ до эксп.осн.группа ипосле эксп.осн.группа

□ до эксп.контр.группа

□ после эксп.контр.группа

Рис. 1. Среднегрупповые значения сформирован мости понятий о нравственных качествах младших

подростков (в баллах)

Проверка различий представлений младших подростков основной и контрольной группы с помощью /-критерия Стьюдента выявила достоверность различий по изучаемому параметру (для а = 0,95).

Исследование по методике «Шкала совестливости» показало (рис. 2), что до эксперимента в основной группе у младших подростков преобладал низкий уровень

совестливости, ответственности, добросовестности, стойкости моральных принципов (45%).

В результате проведенного экспериментального исследования этот показатель понизился (17%) и доминирующим в группе стал средний уровень совестливости (53%). В контрольной группе произошли лишь небольшие изменения за этот период.

6 0 5 0 4 0 3 0 2 0 1 0 0

осн.гр . I контр.гр

до эксперимента

осн.гр. I контр.гр

после эксперимента

□ низкий уровень ■ средний уровень

□ высокий уровень

Рис. 2. Динамика изменений понятий по шкале совестливости младших подростков, %

Достоверно подтверждаются с помощью /-критерия Стьюдента значимые различия после эксперимента представлений о нравственных качествах основной и контрольной группой (для а = 0,95); результаты младших подростков основной группы до и после эксперимента по изученному параметру достоверно подтверждаются (для а = 0,95); достоверность различий контрольной группы до и после эксперимента по изученному параметру не подтверждается.

Проведенный нами тест изучения ценностных установок (методика М. Рокича) выявил (табл. 1), что в основной группе в рейтинг предпочитаемых терминальных ценностей вошли активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насы-

щенность жизни), интересная работа, здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенство). В контрольной группе в рейтинг терминальных ценностей вошли здоровье (физическое и психическое), интересная работа, наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), счастливая семейная жизнь. Такие терминальные ценности, как здоровье (физическое и психическое) и интересная работа, оказались в числе значимых в обеих группах.

Таблица 1

Рейтинг терминальных ценностных предпочтений младших подростков после эксперимента

Терминальные ценности Ранг осн. гр. Ранг контр. гр

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 1,7 10

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) 8,9 11,1

Здоровье (физическое и психическое) 3,3 8,3

Интересная работа 2,5 8,4

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 11,7 8,9

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 6,7 9,8

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 3,3 8,7

Наличие хороших и верных друзей 10,4 7,7

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 15,7 9,9

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора) 15,2 9,3

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 8,4 5,8

Развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенство) 6,1 10,5

Развлечения (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) 13,7 13

Свобода (самостоятельность, независимость в поступках и действиях) 14,7 11,1

Счастливая семейная жизнь 12,7 8

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 12,7 10,2

Творчество (возможность творческой деятельности) 12,5 11

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 12,6 9,3

Среди непредпочитаемых терминальных ценностей основной группы выявлены -общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), познание (возможность расширения

своего образования, кругозора), свобода (самостоятельность, независимость в поступках и действиях), развлечения (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени), счастливая се-

мейная жизнь, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

В контрольной группе среди непредпо-читаемых терминальных ценностей выявлены - развлечения (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени), свобода (самостоятельность, независимость в поступках и действиях), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), творчество (возможность творческой деятельности), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, родственников, знакомых, друзей, всего народа, человечества в целом), развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенство).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди непредпочитаемых терминальных ценностей одинаковыми в обеих группах оказались - развлечения (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени), свобода (самостоятельность, независимость в поступках и

действиях), счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

В основной группе в рейтинг предпочитаемых инструментальных ценностей вошли жизнерадостность (чувство юмора), чуткость (заботливость), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (чистоплотность - умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), воспитанность (хорошие манеры). В контрольную же группу вошли рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), аккуратность (чистоплотность -умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения), непримиримость к недостаткам в себе и в других, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг инструментальных ценностных предпочтений младших подростков после эксперимента

Инструментальные ценности Ранг осн. гр. Ранг контр. гр

Аккуратность (чистоплотность - умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) 6,6 5,9

Воспитанность (хорошие манеры) 6,8 8,5

Высокие запросы (высокие требования в жизни и высокие притязания) 10,1 11,1

Жизнерадостность (чувство юмора) 5,3 10,7

Исполнительность (дисциплинированность) 6,6 9,4

Независимость (способностьдействовать самостоятельно, решительно) 10,9 8,3

Непримиримость к недостаткам в себе и в других 10,9 8,2

Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 9,1 10

Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 9,6 11

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 12,4 5,3

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 8,4 11,1

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 12,5 11,1

Отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 13,6 12,4

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) 6,3 7,5

Честность (правдивость, искренность) 10,3 11,3

Чуткость (заботливость) 6,2 12,2

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 13,8 8,4

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 10,2 8,3

Итак, обе подростковые группы одинаково относятся к таким инструментальным ценностям, как воспитанность (хорошие манеры) и терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения), - эти ценности вошли в число предпочитаемых.

В число менее предпочитаемых инструментальных ценностей основной группы вошли широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов), рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) и непримиримость к недостаткам в себе и в других.

В контрольной группе в числе более не-предпочитаемых оказались отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), чуткость (заботливость), честность (правдивость, искрен-

ность), смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) и ответственность (чувство долга, умение держать слово).

То есть в число непредпочитаемых в подростковых группах вошли смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов и отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

Диагностика уровней сформированно-сти духовно-нравственных ценностей у младших подростков до и после эксперимента выявила (рис. 3), что в контрольной группе произошло лишь незначительное изменение уровня сформированности духовно-нравственных ценностей. Характерно, что в основной группе после эксперимента уровень сформированное™ духовнонравственных ценностей существенно изменился: в два раза меньше стало в группе подростков с низким уровнем духовно-нрав -ственных ценностей (21%), и также более чем в два раза больше стало младших подростков с высоким уровнем сформированное™ духовно-нравственных ценностей.

7 0 6 0 5 0 4 0 3 0 2 0 1 0 0

ЯШ

до эксперимента

!осле эксперимента

□ низкий ур .

■ средний ур .

^высокий ур .

Рис. 3. Распределение уровней сформированности духовно-нравственных ценностей младших

подростков,%

Достоверность различий основной группы до и после эксперимента по изученному параметру с помощью /-критерия Стьюдента подтверждается (для а = 0,95); различия контрольной группы до и после эксперимента по изученному параметру с помощью /-критерия Стьюдента достоверно не подтверждается (для а = 0,95).

Таким образом, разработанная нами модель системы формирования духовнонравственных ценностей младших подростков позволила за два года конструктивно изменить духовно-нравственные ценности младших подростков, что обосновывает эффективность предложенной нами модели системы формирования духовно-нравственных ценностей младших подростков.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005.

2Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.

3 Столин В. В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Московского ун-та. Сер. XIV. Психология, 1982. № 3.

4 Шаймарданов P. X., Сибгатуллин Р. Г. Татарская народная педагогика. Казань: Дом печати, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.