Научная статья на тему 'Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактора обеспечения безопасности их жизнедеятельности'

Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактора обеспечения безопасности их жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODELING OF A PROCESS OF STUDENTS' HEALTH SAVING IN HIGH SCHOOL / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ / ЭТАПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / HEALTH SAVING / LIFE SAFETY / STAGES AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF HEALTH SAVING SKILLS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Д. В., Костенок П. И.

В данной статье представлена модель процесса здоровьесбережения студентов вуза, построенная с учетом понимания здоровьесбережения как одного из факторов, предопределяющих безопасность их жизнедеятельности. Представлены компоненты модели, этапы и педагогические условия формирования умений здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторов Д. В., Костенок П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING OF STUDENTS' HEALTH SAVING PROCESS AS A FACTOR OF THEIR LIFE SAFETY

In this article the model of health saving of Institute students is represented, the model was built according to the conception of health saving as one of the factors, which are predetermine the safety of their life. The components of the model, stages and pedagogical conditions of health saving skills formation are represented.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса здоровьесбережения студентов как фактора обеспечения безопасности их жизнедеятельности»

Процедура агрегирования в процессе разработки методики актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ позволила нам рассмотреть поставленные педагогические задачи в их взаимосвязи и взаимозависимости, основываясь на том понимании, что комплексное их решение должно обеспечивать сохранение эмерджентного свойства системы, отраженной в модели, гарантировать достижимость результата в виде качественных изменений в профессионально-личностном развитии обучающихся. Это повлекло за собой наше обращение к понятию «педагогическая технология», которая рассматривается как внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функционального инварианта педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования [10; 11]. Анализ основных структурных компонентов педагогической технологии (Л.М. Кустов) позволил нам уточнить отдельные технологические аспекты разраба-

Библиографический список

тываемой методики, такие как предмет и содержание деятельности педагога, особенности целеполагания на каждом этапе, содержание и атрибуты деятельности обучающихся, нормы оценки продукта как педагогической, так и профессионально-образовательной деятельности.

Методическое обеспечение процесса актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся составили программы занятий факультативов, ориентированных на реализацию личностно развивающей проектной деятельности с использованием ИКТ, методические материалы для обучающихся, учебно-методическое пособие для педагогов «Проектное обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий в учреждениях профессионального образования» и программа одноименного научно-практического семинара для педагогов, учебно-методический комплекс дисциплины по выбору «Методика проектного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий» для студентов педагогических специальностей.

1. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2003.

2. Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.

3. Дружилов, С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. - 2004. - № 3.

4. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2002.

5. Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления : Психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис. ... д-ра психол. Наук. - М., 2004.

6. Павлова, А.М. Психологические особенности профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004.

7. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник для инж.-пед. спец. - Екатеринбург, 1994.

8. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1999.

9. Новиков, А.М. Методология образования. - М., 2006.

10. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: монография. - Челябинск, 1998.

11. Найн, А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. - Челябинск, 1994.

12. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.

Bibliography

1. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoyj lichnosti. - M., 2003.

2. Artemjeva, T.I. Vzaimosvyazj potencialjnogo i aktualjnogo v razvitii lichnosti // Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. - M., 1981.

3. Druzhilov, S.A. Professionalizm kak realizaciya resursa individualjnogo razvitiya cheloveka // Polzunovskiyj vestnik. - 2004. - № 3.

4. Zeer, Eh.F. Professionaljno-obrazovateljnoe prostranstvo lichnosti. - Ekaterinburg, 2002.

5. Markov, V.N. Lichnostno-professionaljnihyj potencial kadrov upravleniya : Psikhologo-akmeologicheskaya ocenka i optimizaciya: dis. ... d-ra psikhol. Nauk. - M., 2004.

6. Pavlova, A.M. Psikhologicheskie osobennosti professionaljno-lichnostnogo potenciala subjhekta trudovoyj deyateljnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazanj, 2004.

7. Bezrukova, V.S. Pedagogika: uchebnik dlya inzh.-ped. spec. - Ekaterinburg, 1994.

8. Professionaljnaya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuthikhsya po pedagogicheskim specialjnostyam i napravleniyam / pod red. S.Ya. Batihsheva. - M., 1999.

9. Novikov, A.M. Metodologiya obrazovaniya. - M., 2006.

10. Kustov, L.M. Problema sistemogeneza issledovateljskoyj deyateljnosti inzhenera-pedagoga: monografiya. - Chelyabinsk, 1998.

11. Nayjn, A.Ya. Innovacii v pedagogike professionaljnogo obrazovaniya. - Chelyabinsk, 1994.

12. Serikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 378.79

Viktorov D.V., Kostenok P.I. THE MODELING OF STUDENTS' HEALTH SAVING PROCESS AS A FACTOR OF THEIR

LIFE SAFETY In this article the model of health saving of Institute students is represented, the model was built according to the conception of health saving as one of the factors, which are predetermine the safety of their life. The components of the model, stages and pedagogical conditions of health saving skills formation are represented.

Key words: health saving, life safety, modeling of a process of students' health saving in high school, stages and pedagogical conditions of health saving skills formation.

Д.В. Викторов, доц. Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, Е-mail: viktorovdv@yandex.ru; П.И. Костенок, проф. Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, Е-mail: kp1967@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлена модель процесса здоровьесбережения студентов вуза, построенная с учетом понимания здоровьесбережения как одного из факторов, предопределяющих безопасность их жизнедеятельности. Представлены компоненты модели, этапы и педагогические условия формирования умений здоровьесбережения.

Ключевые слова: здоровьесбережение, безопасность жизнедеятельности, моделирование процесса здоровьесбережения студентов в вузе, этапы и педагогические условия формирования умений здоровьесбе-режения.

На фоне ухудшения здоровья студентов адаптация учащихся к обучению идёт медленно, вызывая срыв нервно-психической сферы развитие неврозов и возрастание уровня соматических заболеваний. В настоящее время учеными и практиками констатируются не только отдельные условия, предопределяющие неблагополучное состояние здоровья студентов (окружающая среда, стиль жизни, наследственность, дефицит двигательной активности), но и выделяется целый комплекс соответствующих со-циально-педа-гогических факторов: отсутствие целенаправленной пропаганды и просве-щения в области здоровья и здоровьесбережения личности в высших учебных заведениях (А.С. Белкин); недостаток методик в области обучения и воспитания здоровьесбережению, приемлемых для студентов (В.И. Загвязинский); недостаточное внимание к формированию потребностей, мотивации и установок на здоровый образ жизни у молодёжи в учебных заведениях вообще и в вузах в частности (Б.Г. Ананьев); слабая разработанность критериев и показателей в области оценки уровня сформированности умений здоровьесбережения студентов (С.С. Коровин); крайне слабая ориентированность на формирование и развитие личност-но значимых качеств студентов, их разнообразных способностей и склонностей, ориентированных на поддержание и укрепление здоровья (Л.И. Лубышева).

Необходимо отметить, что недостаточный уровень здоровья у молодых инженеров является причиной 24 - 37% всех ошибок, задержек в работе, аварий и остановок оборудования. Вот почему здоровьесбережению посредством реализации различных форм просвещения, обучения, воспитания и создания предпосылок в усвоении и практическом использовании здоровьесберега-ющих знаний и умений придается большое значение и в области безопасности жизнедеятельности. Значительную роль в этом призвано сыграть высшее профессиональное образование.

Характерное для современной науки в целом взаимодействие и взаимопроникновение её различных отраслей, усиление комплексности исследований и тому подобные тенденции все больше приводят к формированию общенаучных форм и методов научного познания. Эти формы и методы не ограничиваются рамками одной отрасли науки, а, по сути, являются междисциплинарными. Иначе говоря, рассматривая проб-лему здо-ровьесбережения, специалисты разного профиля находят собственные аспекты деятельности, результаты которой образуют единое целое [1].

В физическом воспитании необходимость не только комплексного, но и концептуального подхода к исследованиям объективно появляется в том случае, если перед исследователями встает проблема создания системы оздоровления учащихся и студентов. И, как правило, основанный на различных методологических подходах и критериях существующий ряд способов и возможностей сберечь и укрепить собственное здоровье сводится к концептуальной модели определённого поведения.

В педагогике понятие «концепция» используется достаточно широко, при этом выделяются два основных уровня его применения. Первый связан с толкованием концепции как определенной системы взглядов на цели, задачи, содержание образовательных программ, второй - с ее трактовкой как системы взглядов насущность, содержание и организацию учебного процесса, содержание конкретных методик, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых.

Стоит сказать, что исследователи давно используют моделирование как метод научного познания. Данный метод позволяет получить знание об исследуемом объекте или явлении не путём его непосредственного изучения, а путём изучения его аналога [2-4]. В нашем случае требуется создание такой модели, в которой сообщение студентам информации о здоровье и здо-ровьесбережении сочетается с формированием у них способности к выбору действий, поступков и ценностей в рамках концепции безопасности жизнедеятельности, способности принимать и выполнять решения, к оценке этих действий, поступков и их результатов по критерию здорового образа.

Исходя из вышесказанного, мы предприняли попытку разработать и обосновать концептуальную модель процесса здоровь-есбережения студентов в вузе. При этом рассмотрение модели в контексте концепции безопасности жизнедеятельности предполагает понимание и реализацию идеи о том, что:

- с одной стороны, эффективное здоровьесбережение является фактором, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности обучаемых;

- с другой, - само здоровьесбережение как процесс должно быть относительно безопасным, то есть указанная концепция

может быть методологической основой исследований, посвященных вопросам здоровья человека.

Разработанная нами концептуальная модель содержит три блока: целевой, содержательно-организационный и оценочно-результативный.

Каждый из приведённых блоков, по сути, представляет собой отдельную подсистему безопасности жизнедеятельности, взаимозависимую с другими блоками, и включает в себя составные компоненты, общая совокупность связей между которыми определяет структуру системы непрерывного процесса здоровь-есбережения студентов.

Целевой блок. Целенаправленная педагогическая деятельность в рамках безопасности жизнедеятельности формирует непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности - здоровьесбережения и способов его достижения.

Содержательно-организационный блок. Наличие определённого содержания обеспечивает реализацию поставленных целей. Учитывая, что в основе процесса здоровьесбережения лежит целенаправленная деятельность личности, которая всегда имеет предметный характер, а также является формой проявления активного отношения к окружающему миру, рассматриваемый процесс может быть раскрыт через содержание данной деятельности, протекающей поэтапно. На каждом из этапов происходят конкретные преобразования, каждому этапу свойственны определённые процедуры, ко-торые включают в себя исследовательский компонент, организационную деятельность, разработку и реализацию конкретных технологий. Их различное сочетание составляет конкретную целостность, индивидуальность системы и позволяет человеку в различной степени осуществлять здо-ровьесберегающую функцию, а, в конечном счете, поддерживать различный уровень жизнеспособности и безопасной жизнедеятельности.

Нельзя не отметить, что реализация каждого из этапов здо-ровьесбережения зави-сит, в том числе, и от сформированности у студентов соответствующих умений; при этом последние не могут быть сформированы заранее, а только в самом процессе здоровьесбережения.

Первым этапом здоровьесбережения в вузе (а соответственно и процесса формирования у студентов соответствующих умений) является созерцательный этап. Он предполагает:

- проведение с обучаемыми лекций, бесед, визуальный просмотр различного рода учебно-методических материалов и т.п.;

- соблюдение комплекса санитарно-гигиенических требований, направленных на укрепление у студентов собственного здоровья;

- строгий учёт функциональных и соматических показателей организма студентов, отслеживание сведений о состоянии их здоровья и физической подготовленности;

- разработку обоснованных рекомендаций по здоровьесбе-режению на всей траектории процесса обучения.

Второй этап - познавательный, позволяющий целенаправленно теоретически и частично практически (на элементарном уровне) строить безопасную здоровьесбере-гающую деятельность и соотносить её с ценностными ориентациями и идеалами. Этап предполагает реализацию новых способов познания резервных возможностей организма, индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса и использования этих знаний в профессиональной деятельности. Характеризуется сформиро-ванностью знаний о безопасном поведении и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья, которые обнаруживают себя в гипотетичности результатов здоровьесбережения.

Третий этап - действенный, способствующий возникновению у студентов желания самостоятельно осуществлять безопасную деятельность, необходимую для сохранения здоровья. Этап связан с признанием здоровья обучаемых высшей педагогической ценностью, ориентацией целей традиционного образовательного процесса на укрепление, сохранение здоровьесберегающе-го потенциала студентов. Кроме того, он отражает уровень сфор-мированности мотивационной сферы будущего специалиста и включает в себя мотивы, связанные:

- с осознанием необходимости в поддержании и укреплении здоровья;

- с потребностью получения соответствующих знаний и их обновления;

- с убеждённостью в необходимости создания собственной программы здоровья.

Это состояние «преддеятельности», согласия субъекта сделать что-либо, своеобразная направленность «активно настроенной личности на проявление своей активности» [5], которая имеет здоровьесберегающий характер и является фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Четвёртый этап - творческий, стимулирующий процессы самопознания, самоконтроля и саморазвития, реализации здо-ровьесбережения с учётом вероятного и же-лаемого изменения в жизнедеятельности. На данном этапе студенты уже владеют системой базовых и специальных знаний и умений здоровьесбе-режения, творчески применяют их на практике.

Кроме того, в структуре содержательно-организационного блока нами выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективное здоровьесбережение:

а) формирование у студентов отношения к здоровью как основополагающей ценности безопасной жизнедеятельности;

б) реализация интегративного спецкурса, преемственность в содержании которого определяется взаимосвязанностью и преемственностью различных видов здоровьесберегающей деятельности (учебно-познавательной - профессионально-подготовительной - консультативно-обучающей);

в) активизация практической деятельности обучаемых на основе мультимедийной информации соответствующего характера;

г) создание педагогических ситуаций, инициирующих принятие субъектом решений прогностического и оценочного характера.

Оценочно-результативный блок. Появление в модели этого блока объясняется необходимостью диагностики процесса здо-ровьесбережения студентов и сформирован-ности у них соответствующих умений.

Мы предлагаем включить в его состав:

1) критерии здоровьесбережения, а именно:

- ориентацию студентов на ценности здоровья и здоровьес-бережения;

- комплекс здоровьесберегающих знаний и умений, а также знаний о безопасности жизнедеятельности в целом;

Библиографический список

- формируемые (в том числе и педагогическим путем) свойства человека, посредством которых организм человека обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды по отношению к среде внешней: мобилизуемость (ее развитие невозможно без сформированности системы здоровьесберегающих знаний и умений, а также знаний о безопасности жизнедеятельности в целом); интенционность, адаптируемость и восстанавливаемость (предопределяются направленностью студента на здоровый образ жизни и реализацией самостоятельной физической активности); развиваемость, возникновение определённых сдвигов (как в положительную сторону, так и в отрицательную), ведущих к качественным изменениям в здоровье;

2) уровни сформированности вышеуказанных знаний, умений, свойств: высокий (преобразующий), средний (принимающий) и низкий (зависимый).

На базе Южно-Уральского государственного университета данная модель реализуется с 2009 года посредством внедрения в учебный процесс по физическому воспитанию вышеобоз-наченных педагогических условий. Результаты эксперимента положительные.

Таким образом, сущность общей концептуальной идеи здо-ровьесбережения студентов как фактора обеспечения безопасности их жизнедеятельности заключается в следующем:

- во-первых, активизация процесса здоровьесбережения студентов не только обеспечивает позитивные сдвиги в состоянии их здоровья, но и, в конечном счете, способствует безопасности их жизнедеятельности;

- а, во-вторых, концепция безопасности жизнедеятельности может рассматриваться в качестве методологической основы разработки новой модели образования, предполагающей здоро-вьесбережение человека, формирование ответственной позиции человека за своё здоровье как субъекта общественного взаимодействия, переориентации ценностей здоровья с утилитарно-потребительских по отношению к здоровью на здоровьеориентиро-ванные.

1. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска: учебное пособие. - Тюмень, 2008.

2. Колбанов, В.В. Современные педагогические проблемы валеологии // Здоровье и образование: мат-лы второй Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 1997.

3. Казначеев, В.П. Лекции по валеологии // Валеология, 1996. - № 4.

4. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. - Новосибирск, 1996.

5. Ермакова, М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2008.

Bibliography

1. Zagvyazinskiyj, V.I. Prakticheskaya metodologiya pedagogicheskogo poiska: uchebnoe posobie. - Tyumenj, 2008.

2. Kolbanov, V.V. Sovremennihe pedagogicheskie problemih valeologii // Zdorovje i obrazovanie: mat-lih vtoroyj Vseros. nauch.-prakt. konf. -SPb., 1997.

3. Kaznacheev, V.P. Lekcii po valeologii // Valeologiya, 1996. - № 4.

4. Thedrina, A.G. Ontogenez i teoriya zdorovjya: metodologicheskie aspektih. - Novosibirsk, 1996.

5. Ermakova, M.A. Formirovanie individualjnogo opihta zdorovjesberezheniya u uchathikhsya v obrazovateljnoyj srede shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 378.147

Chernysheva M.V. OPTIMIZATION OF RELATION BETWEEN TRADITIONAL AND INTERACTIVE FORMS OF STUDIES

AT BACHELORS TRAINING IN VOCATIONAL EDUCATION. The optimization of ratio between traditional and interactive forms of studies as pedagogical condition of realization model bachelor training in vocational education to pedagogical management is considered in this article.

Key words: interactive forms of training, ratio between traditional and interactive forms of studies, optimization, threshold level of formation of pedagogical management competence.

М.В. Чернышева, аспирантка ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», Челябинск, E-mail: imc74211@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрена оптимизация соотношения традиционных и интерактивных форм проведения занятий как педагогическое условие реализации модели подготовки бакалавров профессионального обучения к педагогическому управлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: интерактивные формы проведения занятий, соотношение традиционных и интерактивных форм проведения занятий, оптимизация, пороговый уровень сформированности компетенции педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.