Научная статья на тему 'Моделирование процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования'

Моделирование процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошук Л. А.

Предметом исследования является воспитание основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей. Построение структурно-функциональной модели процесса воспитания основ гражданственности на основе личностно-деятельностного подхода. Создание условий для эффективности работы данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошук Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования»

Библиографический список

Беляева, М.А. Репродуктивное поведение человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: изд-во «Большая Российская энциклопедия». 2002.

Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И.И. Калачевой [и др.]. - Мн.: БелЭн, 2003.

Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей. - М.: Академический проект, 2002.

Лоусон, Т. Социология. А-Я.: Словарь - справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; пер. с англ. К. С.Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 373.2.035

Л.А. Дорошук, соискатель ГОУ ВПО «ШГПИ», г. Шадринск, Т: (352 53) 5-28-07

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предметом исследования является воспитание основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей. Построение структурно-функциональной модели процесса воспитания основ гражданственности на основе личностнодеятельностного подхода. Создание условий для эффективности работы данной системы.

Ключевые слова: модель, моделирование, система воспитания, личностно-деятельностный подход, компоненты, педагогические условия.

Основными принципами политики в области образования, являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Проблема патриотического воспитания очень актуальна. Наблюдается постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государственным и социальным институтам. Поэтому необходимо укрепление системы воспитания патриотизма у современной молодежи.

Патриотическим воспитанием детей должны заниматься не только учреждения дошкольного образования и школа. Большое значение имеет система дополнительного образования, которая основана на таких принципах, как свободный выбор ребенком видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка, единство обучения, воспитания и развития, практикодеятельностная основа образовательного процесса. Именно дополнительное образование детей, организованное в сфере свободного выбора, способно «незаметно», а значит наиболее эффективно сформировать в ребенке такие гражданские качества личности, как правовая культура, патриотизм, межнациональная толерантность.

С учетом специфики и цели нашего исследования мы построили структурно-функциональную модель системы гражданского воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Моделирование - метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности [1, с. 146].

«Под моделью, - пишет В.А. Штофф, - подразумевается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [2, с. 19].

Смешанная модель сочетает в себе те или иные признаки других моделей; объединение двух моделей (структурной и

функциональной) принято называть структурно-

функциональной [2, с. 35].

В исследовании нами выбраны системный и личностнодеятельностный подходы. Достижение высокого уровня гражданского самосознания дошкольника может быть осуществлено только при построении воспитательного процесса как целостной системы, т.е. некоего целого, состоящего из взаимосвязанных между собой элементов. При этом законы, принципы и порядок связи этих элементов образуют внутреннюю структуру системы, а характер взаимодействия ее с окружающими условиями - ее функционированием.

Система (от греч. Бу8Іеша) - это множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство [3, с. 66].

С позиций системного подхода дополнительное образование и воспитательная деятельность педагогов рассматривается как целостная система.

Следующий методологический подход, который мы использовали в исследовании - личностно-деятельностный [3].

Основные положения личностно-деятельностного подхода в решении проблемы воспитания основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования мы можем сформулировать следующим образом:

1) Основная идея личностно-деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности индивида, удовлетворяющей его потребности в саморазвитии, в самореализации.

2) Непременным условием воспитания основ гражданственности у дошкольника в контексте личностнодеятельностного подхода является опора на его собственные силы, на внутреннюю логику его развития.

3) Воспитательный процесс в аспекте личностнодеятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности.

Обоснуем компоненты модели системы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста в деятельности УДОД. Любая деятельность имеет цель, средства, результат. Средствами же в широком смысле выступают содержание, формы и методы. Это дает основание говорить о целе-

вом, содержательном и оценочно-результативном компонентах воспитательного процесса [4].

В модели цель направлена на обеспечение гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста в деятельности УДОД: воспитание в ребенке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине; формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию. Подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную трудовую деятельность на основе необходимых для этого знаний, стимулирующих подрастающее поколение к социальной активности.

Как известно, цель конструируется в задачах. Под задачей мы понимаем реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат, мы выделяем следующие задачи:

• формирование морально-этических знаний и понятий;

• формирование гражданских убеждений; формирование мировоззрения гражданина - патриота России;

• развитие гражданской ответственности в выполнении обязательств; развитие потребности в общечеловеческой социальной самореализации;

• воспитание толерантности;

• утверждение в сознании детей гражданских ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России;

• формирование гражданской и правовой направленности личности, ее активной жизненной позиции: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, коллектива, народа, государства, проявлять гражданскую позицию, руководствуясь мотивами долга, совести, справедливости.

Содержательный компонент гражданского воспитания. Под содержанием воспитания мы понимаем овладение воспитанниками социальным опытом, той его частью, которая используется людьми в повседневной жизни, познавательной, практической и иной социально-значимой деятельности.

Многочисленные исследования проблемы становления личности позволили вычленить основные структурные компоненты, включающие в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности. Они имеют следующие характеристики:

1) понимание и осознание или когнитивный компонент;

2) эмоциональное отношение или оценочноэмоциональный компонент;

3) деятельностное отношение или нравственно-волевой компонент.

Когнитивный компонент - система усвоенных личностью на уровне убеждений, социальных знаний, понятий, суждений, представлений, правил, норм, оценок, ценностей.

На уровне оценочно-эмоциональных (эмоциональный компонент) отношений формируются оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений. Полученные и осознанные знания приобретают личностный смысл, перерастая в систему мотивов и установок. И, наконец, личностный смысл, определяя ценностные ориентации, превращается в нравственно-волевое устремление личности, в потребности, как ведущую форму устремления человека (деятельностный компонент) [5].

Для реализации предлагаемого содержания необходимо наличие процессуально-развивающего блока, который включает в себя ряд принципов, условий и этапов работы. Структурно-функциональная модель воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования основывается на следующих принципах.

Включенные в модель принципы определяют специфику организации гражданского воспитания в деятельности УДОД.

1. Принцип включения воспитанников в опыт гражданского действия.

2. Принцип единства гражданского и моральнонравственного воспитания.

3. Принцип приоритетности групповых форм работы.

4. Принцип гуманистической направленности гражданского воспитания.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Принцип актуализации и самоактуализации норм и правил гражданского поведения.

7. Принцип субъектности, равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

8. Принцип выбора, вариативности и многообразия социально и личностно значимой деятельности в процессе гражданского воспитания.

9. Принцип творчества и успеха.

10. Единство форм гражданского воспитания в системе дошкольного образования и УДОД.

Анализ изучаемой проблемы позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в опытно-экспериментальной работе:

1) программно-методическое сопровождение процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста;

2) создание среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника;

3) создание банка произведений художественногражданского содержания;

4) включение в игровую деятельность гражданского содержания;

5) приобщение к наследию родного края.

Работа с детьми реализуется в четырех содержательных блоках.

Первый содержательный блок - «Права гражданина», второй содержательный блок - «Юные патриоты», третий содержательный блок - «Люди разных национальностей», четвертый - «Обязанности».

Каждый блок должен воспитывать определенные нравственные качества личности, такие, как любовь к Родине, преданность, сочувствие, сопереживание, уважение к другим людям, ответственность, долг, способствующие формированию у дошкольников гражданственности. При переходе из одного блока в другой эти качества расширяются и дополняются новым содержанием, в результате чего происходит более четкое осмысление детьми элементов гражданственности.

В процессе реализации предложенной нами структурнофункциональной модели воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования мы намерены использовать такие формы работы, как занятия, игры, экскурсии, развлечения, праздники, гражданские акции.

Совокупность методов и приемов, влияние которых может благотворно сказываться на воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, представлена: наблюдением, анализом, сравнением, беседой, объяснением, чтением художественной литературы и др.

Средства воспитания - это те процессы, явления, ситуации, предметы и виды деятельности, которые используются в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Следующим является оценочно-результативный блок, который отражает предполагаемый итог работы по данной модели - это сформированность основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Любая система успешно работает при определенных педагогических условиях.

Условия - внешние и внутренние обстоятельства, благоприятствующие или препятствующие действию факторов развития, например: готовность к деятельности, стимулирующая среда, материально-техническая и ресурсная обеспеченность др. Часто понятие «условия» трактуется широко, и тогда к ним относят причины, факторы развития, технологии, методики, средства обучения, воспитания и развития, управленческое сопровождение и др. [6].

Педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие достижение в образовательном процессе. В философской науке категория «условие» трактуется как:

- среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления;

- обстановка, в которой что-нибудь происходит;

- данные требования, из которых стоит исходить.

По мнению В.А. Андреева, педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей [7].

Для внедрения спроектированной нами теоретической модели требуется разработка педагогических условий эффективности воспитательного процесса по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве УДОД. Успешность выделения условий зависит от четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут.

Отдельные, случайно выбранные условия не могут существенно повлиять на эффективность того или иного педагогического явления, поэтому необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс условий, учитывающий развертывание основных педагогических процессов. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Выделяются необходимые и достаточные педагогические условия.

Необходимые условия эффективного функционирования какой-либо системы - это условия, без которых она не может работать в полной мере.

Библиографический список

Достаточные условия - это условия, которых достаточно для ее нормальной работы [7, с. 165].

Необходимость условий должна следовать из анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы учреждения дополнительного образования, путей построения авторской системы и результатов констатирующего этапа эксперимента. Невозможность получения желаемых результатов без обеспечения предлагаемых условий будет означать их необходимость для эффективности системы.

Достаточность выводится из результатов опытноэкспериментальной работы. Если данные срезов, проведенных в ходе эксперимента, отражают стабильный качественный рост формируемых свойств (знаний, умений, навыков, компетентностей, качеств личности и т.д.) и значительное превосходство обучающихся той экспериментальной группы, в которой осуществлялись все условия, над обучающимися остальных групп и в особенности контрольной группы, то можно сделать вывод об эффективном функционировании исследуемого явления, следовательно, предложенные условия достаточны.

Анализ изучаемой проблемы позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в опытно-экспериментальной работе:

1. программно-методическое сопровождение процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста;

2. создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника;

3. создание банка произведений художественногражданского содержания;

4. включение в игровую деятельность гражданского содержания;

5. информационно-гражданственное насыщение детей посредством экскурсионно-краеведческой работы.

Итак, предложенная нами структурно-функциональная модель воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования включает в себя ряд блоков, каждый из которых, по нашему мнению, будет ценным и необходимым в достижении поставленной цели.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Штофф, В.А. Моделирование и философия. - М-Л., «Наука», 1966.

3. Круглова, Л.Ю. Модернизация профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования на основе интегративноразвивающего подхода: монография. - М.: «Полицентр», 2006.

4. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. - М.: Наука, 1980.

5. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. - Екатеринбург, 2000.

6. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: изд. центр «Академия», 2008.

7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: изд-во КГУ, 1996. - Кн. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: изд-во Центр ВЛА-ДОС, 2006.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК З78

И. С. Карасова, д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике ЧГПУ, г. Челябинск,

Е-mail: karasovais@cspu.ru; Е.А. Леонова, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой информатики и методики преподавания информатики ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: leonova@cspu.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В работе описана структура и содержание модульно-рейтинговой системы оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике, которая является базисом инновационного подхода в выборе статистических методов для определения результативности всех видов деятельности студента-практиканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.