Научная статья на тему 'Моделирование процесса профессионально-трудовой социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Моделирование процесса профессионально-трудовой социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВОСПИТАННИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕ 18 ЛЕТ / PROFESSIONAL AND LABOUR SOCIALIZATION / DYNAMIC MODEL / PUPILS WITH HEALTH LIMITED ABILITIES OVER 18 YEARS OLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёнкина Ольга Арнольдовна

Показаны принципы построения динамической модели процесса профессионально-трудовой социализации на основе личностно ориентированного подхода. Данная модель характеризуется совокупностью комплексных педагогических средств, направленных на создание благоприятных условий адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья как важнейшего фактора их жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса профессионально-трудовой социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»

инновации в общем и профессиональном образовании

О.А. АЛЁНКИНА (Волжский)

моделирование процесса профессиональнотрудовой социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Показаны принципы построения динамической модели процесса профессиональнотрудовой социализации на основе личностно ориентированного подхода.

Данная модель характеризуется совокупностью комплексных педагогических средств, направленных на создание благоприятных условий адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья как важнейшего фактора их жизненного самоопределения.

Ключевые слова: профессионально-трудовая социализация, динамическая модель, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья старше 18 лет.

Повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями здоровья при вхождении в социальные институты обеспечивается путем управления процессом социализации со стороны педагогов и родителей. Управление проходит с учетом четырех особенностей: 1) комплексности образовательного подхода; 2) обоснованной меры педагогического влияния с учетом развития и возможностей трудоустройства; 3) сопровождающего контроля со стороны педагогов и родителей; 4) преднамеренности и ведущей роли воспитателя в образовательном процессе трудовой направленности. Инвалидность воспитанника не исключает его из числа полноправных граждан, если он желает быть активным участником и выполнять посильную работу. Законами РФ предписывается поддержка со стороны образовательных, профессиональных, реабилитационных учреждений в содействии социализации названной категории граждан [2].

Непрерывность педагогической социализации, указывает в своей монографии по проблемам социализации А.Н. Свиридов, «обеспечивается за счет преемственности личностного развития по возрастам с полным включением ресурсных возможностей социума» [7]. Необходимо разработать модель деятельности образовательного учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья старше 18 лет.

оригинальную мысль о том, какие идеи могут быть положены в основание моделей социализации, на которых может быть основана деятельность центров трудовой направленности для воспитанников старше 18 лет, развила в монографическом исследовании Н.Ф. Голованова [4]. она обозначила пять моделей социализации [8]. Расположение их нами от социологической до интраиндивидуаль-ной показывает возрастающие возможности социализирующего влияния педагога на воспитанника, а систематизация их по существенным признакам представлена в табл. 1.

для работы с воспитанниками старше 18 лет, по нашему мнению, сочетание интериоризационной и интраиндивиду-альной моделей социализации может быть наиболее благоприятным. оно представляет собой методологическое единство: с одной стороны, развитие личности происходит через интериоризацион-ные процессы (усвоение норм общения, овладение трудовыми операциями, принятием социальных ролей), с другой -эти процессы носят адресный характер благодаря обязательному для центров профессионально -трудовой направлен -ности индивидуальному подходу к каждому воспитаннику.

Сочетание двух моделей открывает перспективные возможности для построения эффективной учебно-профессиональной работы, сочетающей занятия в творческой мастерской с участием в социально значимом производстве. Интегрированная модель представляет собой образец педагоги-

© Алёнкина о.А., 2010

Таблица 1

Модели социализации профессионально-трудовой направленности

Модель социализации Структура социализации Воздействие на воспитанника Роль педагогов, родителей, социальных служб

Социологическая (лат. soci(eta)s - «общество» + .. .логия) Социализация-трансляция культуры от поколения к поколению, охватывающая стихийные, организованные воздействия среды: воспитание, образование, трудовой опыт. Миссия учреждения - минимальное приспособление воспитанников к жизни в социуме Данная модель не обращена к индивидуальности каждого человека, а рассматривает его в ряду общего контингента, на который направлена педагогическая работа профессиональной направленности Внешние показатели относительного благополучия выпускника: элементарные навыки самообслуживания, минимальные профессиональные умения, приемлемое поведение. Степень ответственности невелика, он может приписать себе как заслугу любые положительные сдвиги в развитии, объяснив свою бездеятельность невысокими возможностями воспитанников

Интериоризацицп-ная (лат. interio -«внутрь») Социализация представляет собой освоение норм, ценностей, установок, одобряемых обществом и избирательно транслируемых взрослыми, в результате складывается система внутренних регуляторов, привычных норм поведения Прививаются нормы и правила, задаваемые педагогами; предъявляемый ими перечень знаний и навыков должен быть усвоен воспитанниками Об эффективности педагогического труда судят по тому, насколько усвоены предъявляемые требования. При выборе данной модели работы центра профессионально-трудовой направленности обсуждение критериев подбора требований должно проводиться открыто, с привлечением науки, родителей и широкой общественности

Факгиорно-нпппни-туционильния (лат. factor - «делающий, производящий»; inst Социализация, по А.В. Муд-рику, определяется как совокупность действия факторов, которые разделяются на мегафакторы, макрофакторы, мезо-факторы, микрофакторы [6] Результат социализации представляет собой качественное образование, основанное на сочетании организованных (школа) и стихийных (улица) влияний. Результаты могут быть редуцированы несанкционированным вмешательством неблагоприятных факторов Ответственность за результаты труда распределяется между различными институтами социализации. Учитель отвечает за педагогические воздействия, родители - за социализирующую направленность семейного воспитания, органы социальной защиты - за своевременную материальную поддержку, медицинские учреждения - за состояние здоровья и т.д. Педагог выступает инициатором в организации взаимодействия всех служб

Интнреоиоцрсниж-я (англ. interaction - «взаимодействие») Социализация представляет собой освоение норм, ценностей, установок, одобряемых обществом и избирательно транслируемых взрослыми, в результате складывается система внутренних регуляторов, привычных норм поведения Прививаются нормы и правила, задаваемые педагогами; предъявляемый ими перечень знаний и навыков должен быть усвоен воспитанниками Об эффективности пед. труда судят по усвоенным предъявляемым требованиям. В рамках модели возможно манипулирование данными о результатах пед. воздействия. При выборе данной модели обсуждение критериев подбора требований должно проводиться открыто, с привлечением достижений науки, родителей и широкой общественности

ния (лат. intra - «внутри»; individuum - «отдельный человек») Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а проявляется в различных формах самореализации личности, преобразованием среды и себя и строится как деятельностная модель воспитания Социализация выступает как единство двух взаимосвязанных процессов: а) приспособления к внешней среде; б) поддержки творческих проявлений, направленных на преобразование жизни Социализирующее воздействие взрослых направлено на каждого воспитанника. Поскольку у воспитанников реабилитационных центров период социального взросления занимает более длительное время, существует потребность в их опеке и сопровождении на весь период процесса подготовки к самостоятельной трудовой жизни

ческой деятельности, когда на основе диагностики уточняется объем требований, который может быть максимально реализован воспитанником.

Необходимость выбора интегрированной модели деятельности центра объясняется тем, что главная задача учреждения состоит в подготовке трудоспособной

личности. Расширение профессиональных возможностей воспитанников предполагает решение образовательных задач в комплексе, работающем на результативную профессионально-трудовую социализацию. это педагогические задачи: вооружение воспитанников доступными технологическими знаниями по профессиональ-

Таблица 2

модель профессионально-трудовой социализации совершеннолетних воспитанников реабилитационного центра

Критерий Показатель Условия и средства Метод диагностики

Динамика учебно-профессиональных и общесоциальных умений Продвижение в усвоении учебно-профессиональной деятельности и норм социального поведения Организованная работа педколлектива по обеспечению учебных трудовых, социальных умений. Систематизация данных по группам. Сравнение по годам для корректировки учебных программ Мониторинговый комплекс «Дневник индивидуального наблюдения». Статистическая обработка данных по группам воспитанников и годам обучения

Готовность к профессиональному выбору Осведомленность в мире профессий. Выбор сферы труда, адекватный возможностям воспитанников и потребностям местного рынка в рабочей силе Занимательный труд, профпросвеще-ние, профдиагностика, профагитация, профпробы, профконсультация по выбору трудового профиля, основы проф--обучения, углубленное индивидуализированное профобучение Анкета Е.А. Климова. Тест механической понятливости Беннетта. Анкетирование родителей, педагогов и воспитанников. Сравнение данных различных групп

Динамика профессионально-трудовых умений Продвижение в освоении трудовых операций Адаптация программ профессионального обучения к потребностям воспитанников. Создание авторских разработок углубленного профобуче-ния Экспертная оценка продуктов труда

Функциональность коммуникативно-речевого развития для приобретения знаний, сопутствующих выбранной профессии Сформированные основы ведения профессиональной коммуникации Насыщение занятий профессиональным содержанием (терминология, проф-информирование через тексты тренировочных заданий, диалоги и монологи производственного содержания) Экспертная оценка в системе мониторинга «Дневник индивидуального наблюдения». Статистическая обработка данных по годам обучения

Итоговый результат: трудоустройство и/или продолжение обучения в центре Показатели успешности (высокий, средний, низкий): процент трудоустроенных и продолживших образование Уровень успешности: - высокий - трудоустройство и успешное осуществление в профессиональной деятельности - средний - не всегда успешное трудоустройство, возвращение в центр для получения дополнительной подготовки - низкий - самообслуживание и бытовые навыки, занятость в центре - досуговое времяпровождение Методы диагностики: сбор и систематизация сведений о воспитанниках. Экспертная оценка вновь открывшихся возможностей для трудоустройства с выполнением простейших трудовых операций

ной деятельности; формирование свойств личности, необходимых для осуществления самостоятельной трудовой деятельности; контроль усвоения норм поведения; воспитание культуры труда и эстетического оформления рабочего места.

Выбор и обоснование модели социализации, сочетающей индивидуальное развитие с заданным для освоения объемом необходимого материала, позволили обратиться к созданию динамической модели организации процесса социализации. Моделирование социализирующих средств подготовлено теоретическими предпосылками построения динамической модели усиленной профессионально-трудовой социализации, перечисленными ниже.

Первая предпосылка - авторское понимание термина «социализация», скорректированное в контексте проблем

профессионально-трудовой направленности. это преднамеренность действий педагога с использованием научно обоснованных средств влияния на профессиональную сферу воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, а также мотивации.

Вторая предпосылка - интеграция инте-риоризационной и интраиндивидуальной моделей, т.е. методологическое единство, с одной стороны, направленности педагогической работы на общее развитие личности в социуме, с другой - индивидуального подхода к каждому воспитаннику, выражающему готовность начать самостоятельную работу.

Третья предпосылка - изучение и внедрение приемлемых для российского менталитета профессионально-трудовых технологий из зарубежного опыта: принятие образования как основного средства социа-

лизации (J. Getzels); учет социальных факторов как причин девиаций, так и средств реабилитации (A. Burns); взаимодействие воспитателя с воспитанником, помощь в осознании своих возможностей (S. Greenspan) и т.д.

Четвертая предпосылка - достижения отечественной педагогики - рассматривает труд и профессиональную занятость как важнейшее средство социальной ориентации лиц с различным потенциалом здоровья.

Совокупность социализирующих средств профессионально-трудовой направленности представлена в виде динамической модели поэтапно происходящих и постепенно наслаивающихся друг на друга четырех процессов, способствующих:

• определению сфер приложения усилий педагогами, выявленных по результатам мониторинга состояния учебных, трудовых и социальных умений воспитанников; разработка инновационных форм деятельности;

• формированию готовности воспитанников к сознательному профессиональному выбору при поддержке родителей и инициативной активности педагогов через повышение осведомленности о профессиях;

• организации работы по дополнению профессионально-трудовой подготовки системой занятий, направленных на освоение профессиональных отношений и развитие представлений об эстетике;

• повышению функциональности коммуникативной подготовки в процессе изучения профессиональной терминологии, коммуникаций и др. и тем самым расширению социально-профессионального кругозора.

четыре ведущих процесса профессионально-трудовой социализации выстраиваются по этапам, на каждом из которых группируются основные средства целенаправленной работы педколлектива. Рассматриваются критерии эффективно -сти трудовой социализации, средства обеспечения процесса, диагностические методы выявления эффективности процесса.

четыре этапа профессионально-трудовой социализации раскрывают для педагогов ориентиры учебно-профессиональной деятельности.

На п е р в о м этапе - ориентационно-мотивирующем - происходит изучение особенностей воспитанников. осуществляется определение темпа освоения учебного материала, дается прогноз успешности, ведется апробация средств профинформирования.

На втором этапе - организационно-активизирующем - продолжается системный мониторинг учебно-профессиональных достижений, профориентационные средства становятся разнообразными. Применяются возможности дополнительного образования: знакомство с технологиями прикладного творчества, художественного оформления бытовой среды.

На третьем этапе - деятельностно-моделирующем - мониторинговые исследования смещаются в сторону ключевых показателей профессионально-трудовой социализации. Индивидуальную форму приобретают профориентационные средства, которые кроме задач информирования носят характер исследования профессиональных возможностей воспитанников и соотнесения их с возможными сферами трудовой деятельности. Система дополнительных занятий служит накоплению опыта в области художественно-эстетического творчества: лепка, вышивка и т.д. особенность этапа состоит в усилении профессиональной направленности занятий коммуникативного типа, включенных в процесс изготовления продуктов прикладного труда, что приближает занятия к реальностям трудовой занятости.

На четвертом, продуктивно-деятельностном, - мониторинг учебных и социальных процессов происходит в контексте прогноза профессиональной состоятельности. Ведется учет качества выполнения трудовых операций. Проводятся проф-пробы и их анализ. дополнительное образование осуществляется по запросам воспитанников. Большая нагрузка в плане профессионально-трудовой социализации ложится на углубленное изучение содержания профессии [1].

Таким образом, практическая реализация модели реабилитационного центра может происходить благодаря системе средств профессионально-трудовой социализации, которая предусматривает:

1) индивидуализацию процесса учебнопрофессиональной подготовки с помо-

щью системного мониторинга, позволяющую сравнивать и выявлять положительные результаты в освоении учебнопрофессиональных программ, отслеживать динамику профессиональной социализации [6]. Необходимо создавать условия, при которых воспитанник будет работать с отдачей и чувствовать себя успешным;

2) профориентационную работу - усиление профессиональной направленности содержания учебных, воспитательных мероприятий; по результатам исследований эта работа должна проводиться с учетом полоролевой дифференциации, т.е. для юношей и девушек отдельно;

3) дополнительное образование эстетико-художественного типа через систему творческой работы, она направлена на повышение качества производительного труда и успешного трудоустройства в будущем;

4) интеграцию производственного и коммуникативного содержания учебнопрофессиональной деятельности; требуется разработка индивидуального подхода к развитию трудовых навыков, обеспечивающих эффективное продвижение воспитанников в освоении профессиональных знаний путем включения в программу дополнительных сведений правовой и коммуникативно-деловой направленности.

литература

1. Алёнкина О.А., Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья. М. : Глобус, 2009.

2. Бгажнокова И.М. Коррекционная педагогика // Обучение, воспитание и обучение детей с тяжелыми формами физического и психического недоразвития. М., 2005.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

4. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. № 5. С. 42 - 48.

5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1990.

6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М. : ACADEMIA, 1999.

7. Свиридов А.П. Педагогический потенциал социализации. Барнаул : БГПУ, 2004.

8. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М. : Сфера, 2005.

Modeling of professional and labour socialization process for people with health limited abilities

There are shown the principles of building a dynamic model of professional and labour socialization process on the basis of personality-oriented approach. This model is characterized by the whole range of pedagogical methods directed at creating favourable adaptation conditions for graduating students with health limited abilities as an important factor of their self-determination.

Key words: professional and labour socialization, dynamic model, pupils with health limited abilities over 18 years old.

А.А. БОБЫЛЕВА (Оренбург)

технология социальнопедагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника

Рассматривается сущность социальнопедагогического сопровождения как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируются принципы и условия организации социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника, а также направления деятельности субъектов педагогического сопровождения по развитию гуманистической ориентации школьника, ее формы и методы.

Ключевые слова: гуманистическая ориентация, социально-педагогическая поддержка.

Социально-экономические и политические процессы, переживаемые российским обществом на современном этапе, послужили толчком к изменениям во многих других сферах человеческой жизни, в первую очередь в сфере образования. Тра-

© Бобылева А.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.