Научная статья на тему 'Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению Интернет-зависимости'

Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению Интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1993
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТОК / INTERNET / INTERNET ADDICTION / TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завалишина Ольга Валентиновна

В статье рассматривается проблема педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению Интернет-зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING MODEL OF PROCESS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS INCLINED TO THE INTERNET ADDICTION

In the article the problem of pedagogical support of teenagers, inclined to the Internet addiction is discuss

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению Интернет-зависимости»

УДК 37.02

UDC 37.02

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ПРОЯВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

CREATING MODEL OF PROCESS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS INCLINED TO THE INTERNET ADDICTION

Завалишина Ольга Валентиновна соискатель

Курский государственный университет, Курск, Россия

Zavalishina Olga Valentinovna competitor

Kursk State University, Kursk, Russia

В статье рассматривается проблема

In the article the problem of pedagogical support of

педагогической поддержки подростков, склонных teenagers, inclined to the Internet addiction is

Модернизация российского образования ориентирована на активное внедрение в основное образование информационных и Интернет-технологий, обеспечивающих свободный доступ к разнообразным источникам информации, образовательным ресурсам, позволяющим «приблизить» удаленные образовательные порталы и «сократить» расстояния между собеседниками, получить удовольствие от просмотра интересного фильма и «сразиться» на виртуальном игровом поле. Современное школьное образование немыслимо без инноватики, однако, применение Интернет-технологий должно быть обеспечено корректным педагогическим сопровождением, в противном случае их безнадзорное использование школьниками чревато весьма серьезными последствиями -формированием Интернет -зависимости (аддикции).

Явления аддикции, вызванные техническим прогрессом, были обнаружены зарубежными психологами (К. Янг [5, 7], А. Голдберг, М. Орзак), а с распространением услуг Интернета по всему Миру, эта «болезнь» стала явной и в России, более того, ей стали подвергаться школьники.

В настоящее время использование Интернета современными подростками, как правило, сводится к общению в сети и играм в онлайн.

к проявлению Интернет-зависимости

discussed

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ, ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ, ПОДРОСТОК

Keywords: INTERNET, INTERNET ADDICTION, TEENAGER

Бесконтрольное использование Интернета подростками, отсутствие должной цензуры за информацией, размещенной на сайтах, может привести к непредсказуемым изменениям личности каждого учащегося. Возникает угроза отделения виртуальной жизни ребенка от жизни реальной. Вместе с тем возможно и позитивное использование Интернета, что подразумевает интеграцию реального и виртуального миров. Однако увлеченность миром виртуального пространства и не способность противостоять заманчивости глобальной Сети Интернет провоцирует формирование отклоняющегося поведения.

Поскольку Интернет-зависимость является поведенческой зависимостью, мы взяли за основу для анализа когнитивной, мотивационной и поведенческой сферы Интернет-зависимого подростка, представленные С. А. Кулаковым характеристики подростков с

девиантным поведением. В когнитивной сфере наблюдается нарушение построения заключений, наличие «глобальных» выводов, формирование выводов при отсутствии доводов в его поддержку. В поведенческой сфере

- избегания решения проблем, нестабильность отношений с

окружающими, однотипный способ реагирования на фрустрацию и

трудности, отсутствие критической оценки своих действий. В

эмоционально-волевой, мотивационной сферах - эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии; блокировка потребности в защищенности, свободе, принадлежности к значимой группе.

Какие же изменения происходят под воздействием Интернета в обозначенных сферах подростка, склонного к Интернет-зависимости или увлеченного Интернетом? В когнитивной сфере у Интернет-аддикта наблюдаются следующие изменения: усиление механизма рационализации

- интеллектуального оправдания аддикции («все сидят в Интернете»), при этом происходит формирование «магического мышления» (в виде

фантазий о собственном могуществе или всемогуществе Интернета) и «мышления по желанию». Вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям своего аддиктивного мышления. В мотивационной сфере появляется сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции. Мысли и разговоры об объекте аддикции начинают преобладать.

В поведенческой сфере у Интернет-аддикта усиливается защитноагрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.

Постепенно аддиктивная установка приводит к тому, что объект Интернет-зависимости становится целью существования, а нахождение в нем - образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное - прежние моральные ценности, интересы, отношения - перестает быть значимым. Желание быть с объектом настолько преобладает, что подросток способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя изобретательность и упорство. Отсюда ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения.

Таким образом, формируется новая культура поведения - поведения в виртуальном пространстве. Ее сущность противоречит реальной человеческой культуре. Задача взрослых - помочь ребенку, школьнику вернуться в реальный мир, отказавшись от «порочной виртуальщины». Формирование культуры всегда сопровождалось запретами - «культура начинается с запретов», - отмечал Ю. Лотман. Но в отношении подростков запреты малоэффективны и всегда вызывают протест. В этом случае весьма эффективен «обходной маневр» А. С. Макаренко.

Следует отметить, что в силу активной информатизации и интернетизации образовательного процесса в школе, - с одной стороны, и отсутствием контроля за пребыванием школьников в виртуальном пространстве Интернета - с другой, а также малой изученностью

последствий влияния Интернета на психику школьников и абсолютной безграмотностью значительной части субъектов образования школьников в этом вопросе, дает основание утверждать о необходимости разработки стратегии и тактики педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом. Для преодоления такого явления как Интернет-зависимость у подростков, каждому учащемуся необходима помощь со стороны педагогов, психологов и их родителей. Но данная помощь должна носить не разовый характер, а систематический. В качестве такой системы мы разработали модель педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом.

Модель - мера, образец, система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы [2, 68]. Создание модели явления - это средство проверки ценности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знаний [2, 69]. Исходя из того факта, что модель должна спрогнозировать цель и ожидаемый результат, содержание и характер деятельности, определить механизмы организации и осуществления деятельности, предполагается создание атмосферы психологического комфорта как условия для саморазвития подростков; осуществление комплекса групповых занятий, на которых подросткам, склонным к развитию Интернет-зависимости будет предоставлена возможность выбора разнообразных видов практической деятельности. Исходя из этого, модель представляет собой реализацию последовательных этапов в процессе внеучебной деятельности, оснащенной комплексом разнообразных педагогических технологий, направленных на решение проблемы педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков.

Данная модель представляет собой единую систему, в которой все компоненты взаимосвязаны. Она состоит из трех блоков: целевого, содержательно-процессуального, оценочно-результативного.

В целевом блоке выделяются: цель, задачи, принципы организации педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом.

Целью организуемого процесса является - педагогическая поддержка подростков, склонных к Интернет-зависимости в условиях современной школы, которая конкретизируется в задачах: - выявление Интернет-зависимости у современных подростков; изучение влияния Интернет-зависимости на когнитивную, поведенческую, мотивационную сферу подростков; осуществление педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости; профилактика Интернет-зависимости в подростковой среде.

Моделирование процесса организации педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков осуществляется на основе следующих принципов:

- Принятия Интернет-зависимого подростка как данности. Он заключается в том, что педагогам, родителям необходимо принять тот факт, что их ученик, ребенок страдает этим видом зависимости и постараться выяснить причины, к этому приведшие и их устранить. Данный принцип основан на отказе от публичной критики и критиканства в адрес подростка, выявлении его положительных качеств и выстраивание взаимодействия с ним, ориентированного на развитие положительного в подростке. Здесь огромную роль должен играть школьный психолог, который должен рассказать родителям и всем заинтересованным лицам о понятии Интернет-зависимости, ее основных причинах, последствиях и способах предупреждения.

- Активной включенности Интернет-зависимых подростков в социально-значимые виды деятельности. Активность участников подразумевает включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников. Без активного участия подростков в мероприятиях невозможно будет достичь главной цели нашего исследования -преодоления Интернет-зависимости, поскольку у них должно произойти «замещение» аддиктивного процесса (пребывания в интернете, социальных сетях и игр в режиме on-lain) социально-ориентированными и социально-значимыми видами деятельности.

- Дифференциации (от лат. различие) предполагает коррекционную работу с Интернет-зависимыми подростками и склонными к зависимости от Интернета, профилактическую работу с подростками, увлеченными Интернетом, информационно-просветителькую работу с подростками, имеющими отклонения в поведении и не имеющими отклонений в поведении. Типологическая дифференциация направлена на организацию коррекционной работы с различными типами Интернет-аддиктов. Возрастная дифференциация учитывается при выборе коррекционных средств в работе с детьми разного возраста. Дифференциация поможет более эффективному преодолению Интернет-зависимости у подростков.

- Коллективного сотрудничества и взаимодействия подразумевает

постоянное совместное общение, взаимодействие всех участников эксперимента, что будет способствовать формированию доверительной обстановки, сплочению учащихся. Сплоченность подразумевает, что участники действуют слаженно, координируя собственные действия с действиями окружающих. (До участников необходимо донести данный принцип и дать возможность попрактиковаться в умении координировать свои действия). Коллективное сотрудничество и взаимодействие способно переориентировать подростка, увлеченного Интернетом, с

узкоэгоистических установок удовлетворения индивидуальных мотивов «побродить по Интернету» на социально значимые способы коммуникации и восстановление отношений дружбы и товарищества.

- Умения признавать право на ошибку и не судить за нее (О.С. Газман) [1, 59]. Он станет отправной точкой в установлении контакта и взаимопонимания между Интернет-зависимым ребенком и взрослым. Проявление подростком сознательности в преодолении поведенческого недуга позволит ему ощутить себя самостоятельным и сильным, способным оказать себе помощь.

- Сознательности подростков - осознание учащимися важности и необходимости всех проводимых мероприятий, и результатов, к которым они могут прийти при успешном выполнении всех требований.

- интеграции педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков - проявление всеми членами коллектива соучастия, сопереживания, заинтересованности в судьбе товарищей, включение их в организацию совместных дел, направленных на реализацию коллективных интересов, создаст ситуацию успеха, вселит надежду на успех.

- Единства усилий школы, семьи и общественности в педагогической поддержки Интернет-зависимости у подростков определит стратегию и тактику деятельности субъектов воспитания в решении задач и отборе содержания деятельности.

Соблюдение обозначенных принципов даст возможность наиболее эффективно организовывать педагогическую поддержку подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом, осуществить выбор наиболее адекватных форм и методов организации социально-значимой деятельности с учащимися, соблюсти поэтапность педагогической поддержки этой категории подростков, осуществлять эффективное взаимодействие и сотрудничество субъектов организуемого процесса.

Содержательно-процессуальный блок раскрывает этапы организации педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом, методы, формы, механизмы включения их в различные виды социально значимой деятельности, педагогические условия реализации предлагаемой модели.

Нами выделены следующие этапы педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости, с помощью различных видов социально-ориентированной деятельности:

Диагностический этап предполагает проведение опросов, направленных на выявление у подростков склонности к Интернет-

зависимости и увлеченности Интернетом, беседы с родителями,

классными руководителями, педагогами-психологами. Подобная работа позволит выявить подростков группы риска, склонных к Интернет-зависимости и увлекающихся Интернетом. Наиболее приемлемыми

методами поддержки подростков группы риска на этом этапе будут включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности подростков, тестирование.

Организационно-подготовительный этап будет направлен на разработку системы групповых занятий, тренингов коллективных воспитательных дел созидательного характера их организацию и проведение с подростками группы риска, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом. Особое значение для

эффективности планируемой работы имеет отбор социально значимых видов, форм и содержания коллективной деятельности подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом. Методы реализации педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом, будут представлены в единстве упражнения, научения, воспитывающих ситуаций. По мнению В.А. Сластенина, метод упражнения тесно связан с методом приручения. В

основе приучения лежит овладение учащимися преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно-значимой. С помощью метода упражнения подростки смогут получить практический опыт коллективных отношений. При этом важно обратить внимание на то, что данный метод не должен сводиться к механической выучке, как в бихевириостическом направлении психологии.

С помощью метода научения будет происходить процесс изменения поведения подростков на основе опыта, отражающего действия учащихся, и реакции окружения на эти действия.

Метод воспитывающих ситуаций В. А. Сластенин определяет как упражнение в условиях ситуации свободного выбора. С помощью данного метода подросток ставится перед моральным выбором решения из нескольких вариантов: быть честным перед самим собой и другими учащимися, промолчать и получить выгоду от сложившейся ситуации и т.д. Моральный выбор направляет подростка на поиск выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствии с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения [3, 25]. Таким образом, с помощью метода воспитывающих ситуаций подростки смогут лучше понять свои склонности, интересы, особенности своей личности.

Корректирующий этап предполагает организацию и проведение всех коллективных видов деятельности с Интернет-зависимыми подростками созидающего характера и вторичную диагностику предрасположенности к Интернет-зависимости у учащихся. Основной целью коррекции является преодоление Интернет-зависимости у подростков. В коррекционную работу кроме групповой, нами включена индивидуальная коррекция (консультации, беседы). Индивидуальная коррекция с учащимися, которые

имеют Интернет-зависимость, направлена прежде всего на разъяснение опасности такого вида зависимости и ее последствий. Методами включения подростков в социально-ориентированную деятельность на данном этапе являются общественное мнение, осуждение, требование и тестирование. При использовании метода требования обязательным условием является, переход требования из внешнего его восприятия во внутреннюю потребность ребенка предъявлять требование к самому себе, что является возможным только при осознанном отношении учащихся. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию (В. А. Сластенин).

С помощью метода общественного мнения психолог или педагог может влиять на мировоззрение учащихся, их интересы, мотивацию. В данной работе важно соблюдение чувства меры по предъявлению требований к подросткам. К.Д. Ушинский отмечал: «Приучите дитя сначала повиноваться легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если прививаемые вами привычки не будут укореняться и вы лишитесь помощи этой великой воспитательной силы» [4, 397].

Использование метода осуждения педагогом-психологом должно быть очень осторожным целенаправленным, так как подростки очень настороженно и порой негативно относятся к любой критике. Учащиеся могут выразить свое несогласие с поведением или точкой зрения своих товарищей, при этом основным условием является обоснование своей позиции.

Используя метод тестирования, производится вторичная диагностика наличия склонности у учащихся к Интернет-зависимости.

Таким образом, каждый этап педагогической поддержки Интернет-зависимых и увлеченных Интернетом подростков наполняется определенным содержанием деятельности подростков и реализуется при помощи системы методов, адекватных возрастным, индивидуальным и типологическим характеристикам Интернет-зависимых и увлеченных Интернетом подростков.

К механизмам организации и осуществления педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков на организационноподготовительном этапе относятся: запрет, блокирование, замещение, проекция и информация. Использование механизма «блокирование» необходимо осуществлять с особой осторожностью, так как подростковой возраст характеризуется «стремлением идти наперекор» (особенно данная особенность отмечается у учащихся 6-8 классов). Поэтому, как только окружающими будет резко отвергаться Интернет и его значимость, у подростка возникнет большее желание его использовать. Данный механизм более эффективен в работе с учащимися 9-10 классов и колледжа. Механизм «запрета» можно реализовывать через систему морализирования по поводу того, что Интернет-аддикция - пагубное явление, несущее за собой социально-психологическую дезадаптацию. Механизм «запрета» также требует осторожности и учета не только возрастных, но и индивидуальных особенностей учащихся. С помощью механизма «замещения» возможно вовлечение подростков в различные виды социально-ориентированной деятельности, таким образом «перенаправив их энергию» от увлеченности Интернетом на продуктивную деятельность. Механизм информации включает рассказы, беседы о вреде чрезмерного увлечения Интернетом; о последствиях, которые несет развивающаяся Интернет-аддикция и о малой

разработанности путей ее предотвращения. Совместно с информационным механизмом должен сработать механизм «проекции», когда подростки, поучаствовав в беседах, должны спроецировать на себя проявления и последствия Интернет-зависимости; и попытаться самостоятельно сделать вывод о пагубном влиянии Интернета при чрезмерном его использовании. Данный механизм в полном объеме лучше осуществлять со старшеклассниками и учащимися колледжа для более эффективного его использования. Это связано с возрастными психологическими особенностями данной категории учащихся.

На корректирующем этапе используются следующие механизмы: игнорирование, интеграция (соединение виртуального мира и реального), сопровождение, пропаганда здорового образа жизни, защита, помощь, содействие, взаимодействие. Игнорирование - «избегание» Интернета, то есть учащиеся стараются не пользоваться возможностями сети для ослабления зависимости. Механизм интеграции - соединение виртуального мира и реального [Д. Сулер], то есть учащиеся должны рассказывать о своей «виртуальной» жизни своим родителям, друзьям; встречаться в реальной жизни со своими «виртуальными друзьями». Таким образом, произойдет включение Интернет-зависимых подростков в реальную жизнь, что поможет им в преодолении их недуга. Данный механизм лучше использовать при индивидуальной работе с подростками, после выяснения всех сопутствующих причин Интернет-зависимости. Механизм «сопровождения» используется при проведении тренингов, различных групповых и коллективных дел, таким образом, ведущий помогает подросткам преодолеть свое пагубное пристрастие к Интернету. К пропаганде здорового образа жизни относится проведение работы по развитию альтернативных привычек: занятия различными видами спорта, регулярный режим питания, сна и бодрствования.

Механизм «помощи» направлен на создание условий, при которых подросток получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи состоит в том, что ребенок многое может сделать сам, если будет активен в решении своей проблемы; просто нужно помочь ему в этом убедиться. Помощь помогает ребенку восстановить ощущение собственной значимости.

Использования механизма «содействия» становится возможным после того, как подростки избавятся от своих реальных или мнимых страхов. С помощью содействия инициируется процессы рефлексии у школьников, что поможет им осознать свое пристрастие к Интернету. На практике трудно провести грань между содействием и взаимодействием, но механизм «взаимодействия» необходимо применять, когда у подростка уже на достаточном уровне развита потребность в самостоятельном разрешении проблемы.

Эффективность реализации педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом будет обеспечена при соблюдении комплекса педагогических условий в совокупности:

социально-средовых (создание микросоциального пространства, наполненного средствами, стимулирующими формирование мотивации подростков; моделирование игровой среды разнообразными игровыми атрибутами; педагогическая поддержка традиционной детской игры);

содержательно-организационных (использование педагогического потенциала коллективных игр в воспитательной работе современной школы, системы коллективных творческих дел; использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности; сочетание игровых средств с традиционными дидактическими методами и формами осуществления учебновоспитательного процесса и так далее);

субъектно-личностных (актуализация потенциальных возможностей подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом, в ходе организации коллективной игры традиционными средствами, а так же педагогов и родителей, включенных в процесс или организацию игры; формирование и развитие у подростков, склонных к Интернет-зависимости и увлеченных Интернетом, таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность, способность к традиционной коммуникации, организации совместной деятельности, свободной от Интернет; освоение педагогами и родителями навыков организации коллективной игровой деятельности детей, способов и опыта индивидуальной и групповой рефлексии традиционного игрового взаимодействия; развитие способности взрослых участников традиционной детской игры к предвидению ее результатов).

В оценочно-результативный блок входят критерии и показатели результативности педагогической поддержки подростков, склонных к Интернет- зависимости и увлеченных Интернетом. С помощью совокупности критериев и показателей мы сможем оценить целесообразность выбора принципов организации педагогической поддержки данной категории учащихся, методов, форм, механизмов и условий реализации разработанной нами модели.

Критериями выступают сферы личности подростка: когнитивная, мотивационная, поведенческая.

Когнитивный показатель нашей модели имеет следующее наполнение: у подростков должно вырабатываться умение критически мыслить, рассуждать, осознанно вырабатывать жизненную позицию, отстаивать свою точку зрения, осознанное представление о понятии Интернет-зависимости и ее негативных последствиях. Так как для Интернет-аддиктов часто характерно «зацикливание» на своем увлечении (они могут поддерживать беседу только на темы, связанные с использованием Интернета).

Мотивационный показатель является центральным, так как без мотивации участников эксперимента невозможно будет проведение эффективной психолого-педагогической поддержки Интернет-зависимых школьников. В отечественной психологии и педагогики нет однозначной трактовки и характеристики мотивации. С.Л. Рубинштейн определяет мотив как любое побуждение к деятельности. В.Н. Мясищев как внутреннее отношение к субъекту действия. Таким образом, мотив всегда является обоснованием, определением принятого решения. Поэтому насколько у учащихся будет сформирована мотивация к участию в эксперименте от этого во многом зависит успех данной деятельности.

В мотивационный критерий входит: проявление социально-

приемлемых эмоций, интересов; наличие навыков эмоционального контакта Интернет-аддиктов друг с другом, понимание учащимися своей мотивационной привязанности к Интернету. Для подростков, склонных к зависимости и имеющих Интернет-зависимость характерной причиной выхода в сеть является уход от учебных, семейных проблем или желание заглушить чувство беспомощности, вины, тревоги и подавленности.

Поведенческий критерий характеризуется проявлением в различных видах социально-приемлемой деятельности следующих качеств: эмпатии, взаимовыручки, честности; умением конструктивными способами решать возникающие конфликты и контролировать свои эмоции.

Данный критерий позволит наблюдать, как изменилось поведение участников эксперимента, какие качества личности стали преобладать в них, смогли ли учащиеся работать в коллективе, который объединен единой целью.

Все вышеперечисленные критерии позволяют судить о результативности педагогической поддержки Интернет-зависимых

школьников.

В ходе реализации моделируемого процесса ожидается сдерживание нарастающей увлеченности подростков Интернетом и ослабление тенденции формирования у них Интернет-зависимости.

Список литературы

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема /Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995. - Вып.3. С. 59-60.

2. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания / Н.И. Монахов. - М., 1981.

3. Сластенин В.А., Колесникова И.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесникова. - М.: Академия, 2006. 282 с.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М., 1990.

5. Young K. Caught in the net: how to recognize the sings of Internet addiction - and a winning strategy for recovery. P. 248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.