Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности'

Моделирование процесса формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕОРЕТИКОПРИКЛАДНАЯ МОДЕЛЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА / EDUCATIONAL SUCCESS / MODELING / THEORETIC-APPLIED MODEL / MODERN LIBERAL ART TECHNOLOGIES / ORGANIZED EDUCATIONAL CONDITIONS / CRITERIA OF EDUCATIONAL SUCCESS MATURITY OF A YOUNGER TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Людмила Борисовна, Худотеплова Елена Николаевна

В статье рассматривается сконструированная авторами теоретико-прикладная модель процесса формирования учебной успешности подростка. Модель позволяет проследить, как логически последовательная система, включающая подготовительно-целевой блок цель, подходы, принципы, содержательно-формирующий блок технологии создания организационно-педагогических условий, результативно-оценочный блок, способна обеспечить процесс формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF FORMATION OF TEENAGER’S EDUCATIONAL SUCCESS DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the theoretic-applied model of formation of teenager’s educational success developed by the authors. The model is a logical system including the preparation and target bloc (aim, approaches, principles), the content and development bloc (technologies of educational conditions building) and the result and evaluation bloc. The suggested model is capable to support the process of teenager’s educational success development during extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности»

УДК 378.048.2

Соколова Людмила Борисовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета

Худотеплова Елена Николаевна

педагог-психолог

Ташлинского политехнического техникума

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Sokolova Lyudmila Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Subdepartment for Education Science of Higher School, Orenburg State Pedagogical University

Khudoteplova Elena Nikolayevna

Educational Psychologist, Tashla Polytechnic College

MODELING OF FORMATION OF TEENAGER’S EDUCATIONAL SUCCESS DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация:

В статье рассматривается сконструированная авторами теоретико-прикладная модель процесса формирования учебной успешности подростка. Модель позволяет проследить, как логически последовательная система, включающая подготовительно-целевой блок - цель, подходы, принципы, содержательно-формирующий блок - технологии создания организационно-педагогических условий, результативно-оценочный блок, способна обеспечить процесс формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

учебная успешность, моделирование, теоретикоприкладная модель, современные гуманитарные технологии, организационно-педагогические условия, критерии сформированности учебной успешности младшего подростка.

Summary:

The article deals with the theoretic-applied model of formation of teenager’s educational success developed by the authors. The model is a logical system including the preparation and target bloc (aim, approaches, principles), the content and development bloc (technologies of educational conditions building) and the result and evaluation bloc. The suggested model is capable to support the process of teenager’s educational success development during extracurricular activities.

Keywords:

educational success, modeling, theoretic-applied model, modern liberal art technologies, organized educational conditions, criteria of educational success maturity of a younger teenager.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Новое содержание образования определяется необходимостью формирования успешности человека в деятельностном и личностном плане.

Вопросам формирования учебной успешности во внеурочной деятельности посвятили свои труды Н.П. Аникеева, Н.И. Болдырев, Л.Ю. Гордин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Но в силу достаточно обобщенного характера и ориентации преимущественно на формальные проявления успешности, в работах данных авторов не раскрывается в достаточной мере содержание организационно-педагогических условий формирования учебной успешности как интегративного качества личности во внеурочной деятельности. По сути, большинство научно-педагогических источников содержат описания технологий и моделей, отвечающих старой системе образования, где качество усвоения знаний, умений и навыков отождествлялось со степенью учебной успешности. Однако на сегодняшний день такое понимание оказывается явно устаревшим в силу потребностей общества в личности нового формата - отвечающей требованиям разносторонней развитости и успешности в самом широком понимании. Успешность в учении - это базис личностной успешности во многих областях жизни. И дело здесь не в полученных знаниях и отметках, а в содержании переживаемых успехов в когнитивном, аффективном и деятельностном планах [1], [2], [3], [4], [5], [6].

Целью разработанной нами модели является создание организационно-педагогических условий для формирование учебной успешности младшего подростка со слабо выраженным познавательным интересом во внеурочной деятельности. Данная цель конкретизирована следующими задачами:

1) формирование учебной успешности через образы успешных людей как образца для подражания;

2) моделирование ситуации успеха;

3) отслеживание развития личного пространства самого подростка и его успехов, что актуализирует ресурс самообразовательной деятельности подростка;

4) развитие положительной мотивации и закрепление ситуации успеха, применение во внеурочной деятельности познавательных задач, гуманитарных технологий.

Безусловно, при создании модели мы учли как отечественный, так и зарубежный научнопедагогический опыт формирования учебной успешности. Вместе с тем мы расширили критерии сформированности учебной успешности и их содержание с учетом специфических требований, предъявляемых к подростку, обучающемуся по стандартам основной школы второго поколения.

Понятия моделирования, модели используются в жизни и науке достаточно широко. В работах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, В.А. Штоффа, В.Э. Штейнберга эти категории получили научную трактовку, включая понимание цели в соотношении требующих для ее достижения средств. Г.В. Суходольский рассматривает моделирование «как процесс создания иерархии, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [7, с. 23]. С.И. Архангельский видит теоретическое моделирование в роли кодирования, которое «позволяет придавать информации наиболее рациональную форму, обеспечивающую точность и краткость ее выражения, быстроту передачи и переработки, минимальность объема с необходимой широтой значения» [8, с. 49].

В рамках нашего исследования под теоретико-прикладной моделью формирования учебной успешности младшего подростка, со слабо выраженным познавательным интересом, во внеурочной деятельности мы понимаем целостный, открытый педагогический процесс, в котором совокупность подходов, принципов, способов и приемов обучения направлена на формирования учебной успешности организационно-педагогическими условиями, созданными во внеурочной деятельности, а также на развитие подростка как субъекта образовательной деятельности. Разработанная модель опирается на понимание учебной успешности подростка как интегративное качество личности, в котором находят отражение стремление быть успешным в учебной деятельности, принятие учебной успешности как ценности, владение знаниями о понятиях «успех», «успешность», «ситуация успеха», «учебная успешность», владение умениями рефлексии и универсальными учебными действиями.

Содержательные основания модели представлены ресурсами внеурочной деятельности, обобщенно представленными педагогическим потенциалом, активностью и субъектностью учащегося, широким спектром возможностей в применении разнообразных методов, средств и форм работы, а также учетом необходимости формирования ключевых компетентностей и универсальных учебных действия.

Разработанная модель формирования учебной успешности младшего подростка со слабо выраженным познавательным интересом во внеурочной деятельности рассматривается нами с позиций личностного, деятельностного и культурологического подходов и определяющих их принципов. На основе личностно-ориентированного подхода, подразумевающего развитие личности, способной самостоятельно приобретать, переносить и интегрировать знания в процессе повседневной жизни и умеющей делать осознанный и ответственный личностный выбор в результате рефлексии собственной деятельности, мы выделили следующие принципы:

1) принцип личностного развития;

2) принцип связи с жизнью;

3) принцип рефлексии [9], [10].

В составе деятельностного подхода к формированию учебной успешности мы выделяем:

1) принцип практико-ориентированности;

2) принцип самостоятельного выбора;

3) принцип целостности - все условия должны реализовываться в неразрывном единстве и с учетом действующих факторов;

4) принцип деятельности - означает, что на каждом этапе необходимо сформировать комплексную, многоплановую систему видов деятельности, где главным является не отдельно взятая деятельность, а тип взаимодействий, отношений, складывающихся в значимой для обучаемых группе, коллективе [11], [12].

Принципы деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, используемые в организации внеурочной деятельности, помогают сформировать у подростков навыки разрешения проблем, проблемных ситуаций, навыки сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат. Также формируются и навыки самоорганизации и саморегуляции, позволяющие подросткам овладеть функциями выполнения задания: постановка цели, планирование деятельности, поиск необходимых ресурсов,

распределение обязанностей и контроль конечного результата. По содержанию использование данного подхода отражает возможность формирования субъектных свойств личности.

Применение культурологического подхода к формированию учебной успешности подростков во внеурочной деятельности предполагает реализацию принципа культуры (культуросо-образности) как принципа «восхождения» к культуре, вытекающего из закона возвышения потребностей. Принцип «восхождения к культуре» является исходным для культуры педагогической деятельности. Он связан с целью образования человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности по воспроизводству (созданию) культурной среды, со становлением личностного мира путем восхождения от индивидуального опыта к духовно-практическому опыту человечества (Л.Б. Соколова) [13], [14], [15].

В содержание разработанной теоретико-прикладной модели заложено формирование у подростков следующих компетентностей:

1) познавательная компетентность: учебные достижения; умение учиться и оперировать знаниями;

2) личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей и талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний;

3) самообразовательная, познавательная компетентность: ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности;

4) социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; развитие личностных качеств, саморегулирование;

В соответствии с компетентностями, в разработке находит отражение и развитие системы универсальных учебных действий познавательного, регулятивного и личностного характера.

Принципы компетентностного подхода, включенные нами в модель формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности:

1) принцип комплексного формирования компетентностей;

2) принцип вариативности содержания внеурочной деятельности при реализации педагогических условий формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности.

Структура разработанной теоретико-прикладной модели представлена следующими взаимосвязанными блоками: подготовительно-целевым, содержательно-формирующий, результативно-оценочным. Их основными компонентами является социальный заказ, цель, задачи, педагогические технологии, методы, формы, средства, критерии и уровни сформированности, взаимосвязь которых делает процесс формирования учебной успешности во внеурочной деятельности более целостным и эффективным.

Подготовительно-целевой блок теоретико-прикладной модели обеспечивает формирование учебной успешности через умение поставить цель, определение задачи как результата, которого должен достичь подросток во внеурочной деятельности и перенести данный полученный опыт успешности в урочную деятельность.

Содержательно-формирующий блок теоретико-прикладной модели формирования учебной успешности младшего подростка, со слабо выраженным познавательным интересом во неурочной деятельности включает содержательную часть - организационно-педагогические условия, созданные во внеурочной деятельности, которые способны смоделировать ситуацию успеха для каждого подростка, с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Прежде всего это:

1) педагог, подготовленный к научно-методическому сопровождению процесса формирования учебной успешности подростка;

2) содержание внеурочной деятельности, включающее образы успешных людей, моделирование ситуации успеха, отслеживание развитие личного пространства самого подростка и его успехов, что актуализирует ресурс самообразовательной деятельности подростка, развитие положительной мотивации и закрепление ситуации успеха, включение во внеурочную деятельность познавательных задач: продуктивных, креативных;

3) применение во внеурочной деятельности гуманитарных технологий.

При создании модели проектирования содержания образования во внеурочной деятельности мы выяснили, что должно являться результатом и какими личностными качествами должен обладать выпускник школы. В результате обработки полученной информации и интерпретации данных, нами был сформулирован социальный заказ на выпускника общеобразовательной школы. Итак, выпускник - это носитель и транслятор культуры, конкурентоспособный, обладающий базовыми компетенциями.

Реализация предлагаемой модели предполагает определенную этапность.

Первый этап - подготовительно-целевой. На данном этапе производился отбор диагностического инструментария с целью измерения исходного уровня сформированности учебной успешности подростка, а также разработка целей, задач, содержания опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе, содержательно-формирующем, мы реализовывали разработанную модель, включающую совокупность интегративных технологий, которые были отобраны в ходе опытно-экспериментальной работы, а также различные формы и методы работы. Модель отражена в разработанных методических рекомендациях для учителей школ, педагогов дополнительного образования «Как сформировать учебную успешность во внеурочной деятельности».

Разработанная нами модель помогает построить внеурочную деятельность так, что у подростка формируются ярко выраженные мотивы учебной успешности, устойчивый интерес к учебной успешности, который проявляется в ряде признаков:

1) в стремлении быть успешным в учебной деятельности;

2) в осознании учебной успешности как ценности и стремлении к самообразованию;

3) в обладании глубокими и прочными знаниями о сущности, содержании учебной успешности и способах ее достижения;

4) в формирующемся творческом подходе к применению знаний при решении учебных задач;

5) в овладении умением осуществлять самоанализ, самооценку и рефлексию своей деятельности;

6) в аргументированности собственного алгоритма деятельности;

7) в овладении знаниями о ключевых компетентностях;

8) в способностях ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения данных целей, способностях к самостоятельному осуществлению деятельности учения и контролю и оценке ее результатов;

9) в богатом опыте проявления компетентностей в разнообразных ситуациях;

10) в постоянном участии во внеурочной деятельности с регулярным проживанием ситуаций успеха и закреплением внутренней позиции успешного человека;

11) в способности провести самоанализ своей деятельности и выделить как отрицательные, так и положительные моменты.

Педагоги могут конструировать внеурочный процесс при помощи создания своих вариантов наглядных пособий, подбора методов и приемов деятельности, организовывать различные виды внеурочной деятельности, последовательно вводить во внеурочную деятельность разнообразные организационные формы, отвечающие возрастным потребностям учащихся, а также оценивать результат деятельности через развитие личного пространства самого подростка и его успехов.

Одним из главных условий формирования учебной успешности младших подростков во внеурочной деятельности является педагог и его психолого-педагогическая грамотность, готовность к осуществлению деятельности по формированию успешности подростков в процессе внеурочной деятельности. В соответствии с данным условием рассматриваются педагогическая этика, стиль преподавания, уровень субъективного контроля, личные и профессиональные установки, профессионально значимые личностные качества учителя, принципы общения учителя с подростком, принципы общения учителя с родителями подростка и, конечно, аспекты сохранения психологического и физиологического здоровья через систему рекомендаций по снятию эмоционального напряжения. Данные особенности труда и личности педагога совокупно отражают систему педагогического ресурса. Только педагог, обладающий психолого-педагогической грамотностью и умением быть успешным, способен смоделировать ситуацию успеха и помочь подростку прожить данную ситуацию во внеурочной деятельности и закрепить ее, интегрируя ее в собственный учебный процесс.

Технологии организации внеурочной деятельности, способствующие формированию учебной успешности подростков, предлагаются как конкретные приемы и средства развития успешности подростков, повышения уровня рефлексии, уверенности в себе, а также целостного развития личности. Основными предлагаемыми технологиями и средствами можно назвать: обучение в сотрудничестве, диалоговые методы, метод проектирования, самопрезентации, «портфолио», техники и средства развития критического мышления и психологического сопровождения личностного развития. Технологические аспекты рекомендаций призваны помочь подростку поверить в свои силы, прожить и закрепить ситуацию успеха, понять, что успех - это прежде всего огромный, постоянный труд над собой, это дорога, ведущая к успеху в жизни вообще.

Еще одним условием реализации предлагаемой модели является применение гуманитарных технологий и познавательных задач. Гуманитарные технологии призваны решать задачи по повышению потенциала образовательной среды, ориентируя подростка на обучение в сотрудничестве, организации групповых проблемных дискуссий, проектирование и организации диалогической формы занятий и построения на этой основе различных систем взаимодействия [16].

Целесообразно отметить, что совокупность описанных условий позволяет обеспечить процесс формирования учебной успешности младшего подростка со слабо выраженным познавательным интересом во внеурочной деятельности по трем направлениям:

- со стороны личного примера успешного педагога, реализующего собственный педагогический ресурс;

- со стороны подростка, включенного во внеурочную деятельность и проявляющего в ней личностную заинтересованность и активность;

- со стороны реализуемых технологий, приемов и средств, обеспечивающих интеграцию качеств учебной успешности подростка во внеурочной и урочной деятельности.

Содержательно-формирующий этап реализуется посредством частично-поискового, исследовательского и проблемного методов через общественно-полезные и культурные практики, проектно-исследовательскую работу, экскурсии и прочие формы организации внеурочной деятельности.

На третьем этапе, результативно-оценочном, подразумевающем проверку уровня сформированное™ учебной успешности подростка, отслеживалась динамика результатов констатирующего и формирующего эксперимента и интерпретация результатов. Диагностика учебной успешности подростков при первом констатирующем срезе и оценке эффективности реализованных организационно-педагогических условий проводилась с использованием специально подобранных и разработанных методик, отвечающих содержанию мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-рефлексивного критериев сформированности учебной успешности.

Предлагаемая нами теоретико-прикладная модель отличается гибкостью и вариативностью, что позволяет быстро реагировать на изменения в обществе, на изменения требований к учащемуся основной школы, а также позволяет обеспечить эффективное формирование учебной успешности подростка во внеурочной деятельности различных видов.

На рис. 1 мы представляем в обобщенном и схематичном виде предлагаемую теоретикоприкладную модель формирования учебной успешности младшего подростка со слабо выраженным познавательным интересом во внеурочной деятельности.

Рисунок 1 - Теоретико-прикладная модель процесса формирования учебной успешности

подростка во внеурочной деятельности

Ссылки:

1. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9-й классы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2005. 24 с.

'Нчігаигзїґ отнь'

2. Евладова Е. Внеурочная деятельность в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Просвещение. Общественные науки. Издание для учителя. 2012. 23 июля [Электронный ресурс]. 11Р1_: 1"|Нр://8ос1а!паик1.ги/?р=900 (дата обращения: 11.08.2012).

3. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть // Школьный психолог. 2004. № 45. С. 27-30.

4. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983. 223 с.

5. Монахов В.М., Никулина Е.В., Майнагашева Е.Б. Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися

образовательного стандарта? // Школьные технологии. 2002. № 1. С. 35-46.

6. Смирнова Л.В. Генезис феномена «ситуации успеха» в истории отечественной педагогики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 20 с.

7. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л., 1976. С. 120.

8. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. 200 с.

9. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989. С. 110-134.

10. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования : монография. Ростов н/Д., 2000. 354 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1980. 246 с.

12. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. 352 с.

13. Соколова Л.Б. К проблеме организации понимающего взаимодействия школьника с миром культуры // Вестник ЧГПУ. 2009. № 11. С. 145-151.

14. Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности. Оренбург, 1995. 120 с.

15. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург, 2002. 299 с.

16. Герасимова Т.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ-компетентность современного учителя // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011 [Электронный ресурс]. 11Р1_: МНр:/^е8Йуа1.1зер1ет-ber.ru/articles/592048/ (дата обращения: 12.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.