Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования творческих компетенций студентов в олимпиадном движении'

Моделирование процесса формирования творческих компетенций студентов в олимпиадном движении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ОЛИМПИАДА / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE COMPETENCE / OLYMPIAD MOVEMENT OF STUDENTS / OLYMPIAD / MODEL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Иванович

Выявлены пути интенсификации творческой подготовки в вузе, дано понятие олимпиадного движения как новой формы организации обучения. Описаны этапы формирования творческих компетенций, приведены основные результаты моделирования процесса формирования творческих компетенций в олимпиадном движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of formation of creative competences of the students in the Olympiad movement

The ways of intensification of creative preparation in high school is identified, given the concept of Olympiad movement as a new form of training. Stages of formation of creative competences are described, the main results of modeling of process of formation of creative competences of Olympiad movement are given.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования творческих компетенций студентов в олимпиадном движении»

®

УДК 378.1 ББК Ч481.21

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ

А.И. Попов

Выявлены пути интенсификации творческой подготовки в вузе, дано понятие олимпиадно-го движения как новой формы организации обучения. Описаны этапы формирования творческих компетенций, приведены основные результаты моделирования процесса формирования творческих компетенций в олимпиадном движении.

Ключевые слова: творческие компетенции, олимпиадное движение студентов, олимпиада, модель профессиональной подготовки, учебный процесс.

Подготовка технической элиты для формирующейся инновационной экономики страны требует использования в системе высшего образования новых форм и методов организации обучения. На основе проведенного анализа социального заказа и существующих тенденций в системе высшего профессионального образования, и с учетом того, что одним из эффективных способов формирования творческих компетенций студентов в вузе является олимпиадное движение (понимаемое как развитие на качественно новом уровне студенческих олимпиад) [1; 3], нами определена следующая совокупность основных путей интенсификации процесса подготовки в техническом вузе специалиста, готового к инновационной деятельности:

- моделирование процесса формирования творческих компетенций специалиста на основе развития его креативности посредством

о олимпиадного движения с учетом возможности экстремального внешнего воздействия;

- внедрение в учебный процесс технологий о активного обучения, направленных на подготов-^ ку специалистов высокой квалификации, на раз© витие коллективных и индивидуальных навыков

творческой работы, в том числе и в экстремальных ситуациях;

- организация эффективного учебного процесса на основе сочетания деятельности в команде и соревнования в процессе участия в олимпиадном движении;

- создание особого образовательного пространства в рамках олимпиадной креативной образовательной среды, ориентированного на личность обучающегося и побуждающего обучающихся к более продуктивной индивидуальной и коллективной познавательной и творческой деятельности, к систематизации и углублению имеющихся знаний, к формированию потребности в непрерывном самообразовании;

- определение содержания обучения, предоставляемого в дополнение к основному, определяемому Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС); корректировка содержания образования в сторону наполнения его профессиональным контекстом, отражение в учебной деятельности профессиональных проблемных ситуаций;

- разработка методики организации учебного процесса на основе принципов внутренней творческой мотивированности и мотивацион-ной готовности аудитории, стимулирующей процесс творческого саморазвития личности;

- разработка методического обеспечения, способствующего плавному переходу

обучающихся к решению творческих профессиональных задач;

- создание условий для самообразования педагогов, занимающихся проблемами подготовки творческих специалистов (при необходимости переподготовка кадров).

Олимпиадное движение - это комбинированная форма организации обучения в вузе, определяющая характер согласованной деятельности всех участников образовательного процесса в основных взаимосвязанных компонентах (олимпиадах, обеспечивающих инициацию интеллектуальной активности; занятиях в олимпи-адной микрогруппе; самообразовании в единой олимпиадной информационной сети; олимпиадах как модели деятельности в условиях неопределенности и конкурентной борьбы) [2], и обеспечивающая появление нового свойства образовательной системы (которое не было присуще его составляющим) - более эффективное формирование творческих компетенций. Использованное устоявшееся в обыденной речи словосочетание, - «олимпиадное движение» - кроме педагогического имеет и социологический контекст, так как творческое развитие студентов переходит от элитарности к массовости через вовлечение в учебно-профессиональное творчество большего в процентном отношении числа обучающихся через предоставление им возможности определения характеристик траектории саморазвития в олимпиадном движении.

Формирование творческих компетенций в олимпиадном движении включает насколько этапов:

1. Этап инициации (олимпиада), во время которого обучающиеся, обладающие необходимыми природными задатками, соответствующим уровнем профессиональной подготовки, нацеленностью на получение конкурентоспособного образования, переходят на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.

Целью данного этапа будет не только развитие духа творчества и состязательности, но и сохранение мотивации к дальнейшей деятельности. Организаторам олимпиад необходимо соблюсти баланс между высокой сложностью и творческим характером задач (что обеспечивает познавательную мотивацию), их профессиональной направленностью (соответственно этапу профессионального становления), и посильностью

для обучающегося, наличием у него как необходимых знаний по изучаемой дисциплине, так и умений организовать свою творческую деятельность. Проводимые нами опросы показали, что значительное количество студентов, которых привлекли к вузовскому туру предметных олимпиад средствами административного ресурса (зачеты, экзамены) не включились в дальнейшем в олим-пиадное движение и другие формы организации творческой работы именно по причине полного провала на олимпиаде, так как уровень их знаний и умений решать творческие задачи полностью не соответствовал необходимому для решения задач. На данном этапе необходимо уделить большее внимание двум моментам:

- подбору олимпиадных задач; составленный комплект должен удовлетворять и требованию объективной оценки креативности и наличием возможности выполнять творческие задания студентами с различным уровнем подготовки;

- организации проверки, разбору и апелляции по задачам, так как понимание студентом объективности оценки его знаний (пусть даже эта оценка негативная, но обоснованная) позволяет ему после олимпиады провести качественно этап рефлексии, выявить слабые места в своей подготовке к творческой деятельности и самому спроектировать траекторию личностного развития с использованием других компонентов олимпиадного движения.

2. Развивающий этап, включающий деятельность в олимпиадных микрогруппах, единой информационной олимпиадной сети, творческое саморазвитие и позволяющий формировать в большей степени креативный, организаторский, педагогический компоненты кластера творческих компетенций и в меньшей степени ресурсный компонент [5].

Интеллектуальная активность студента, проявленная во время олимпиады, должна найти свое развитие в указанных видах деятельности, при этом обучающийся сам выбирает формы творческой деятельности, их интенсивность, соотношение коллективной и индивидуальной работы, содержание обучения. Задача преподавателя - создать для обучающегося все условия и ориентировать его в море информации о способах организации творческой деятельности.

3. В олимпиадном движении меняется роль олимпиад. Соревновательный этап (олимпи-

ады и конкурсы по специальности), во время которого формируется дух состязательности и развиваются творческие способности студента в условиях неопределенности и конкурентной борьбы, направлен в основном на ресурсный и организаторский компоненты творческих компетенций и в меньшей мере на креативный [5]. Поскольку для одних обучающихся олимпиада будет первым этапом их творческой деятельности в вузе, а для других - очередной тренировкой (моделью конкурентной борьбы в профессиональной сфере), то при реализации олимпиадного движения как формы организации обучения необходимо учесть этот момент. И, прежде всего, комплект задач на олимпиаде должен быть достаточно широк: в него необходимо включать как задания, посильные большинству (для сохранения познавательной мотивации), так и задания, решение которых требует максимального напряжения интеллектуальных и физических сил, с которым смогут справиться за отведенное время лишь отдельные студенты. Наличие таких задач, которые в принципе по силам участникам олимпиады (но лишь в спокойной комфортной обстановке), заставляет их продолжить исследование проблемной ситуации после олимпиады, а значит, даст импульс к дальнейшему творческому саморазвитию.

4. Этап творческого взаимодействия с остальными студентами учебного заведения (не участвующими активно в олимпиадном движении), происходящий параллельно с развивающим и соревновательным этапом, направленный на формирование педагогического компонента олим-пиадного движения и частично организаторского [5], и обеспечивающий, с одной стороны, эффект фацилитации, увеличение уровня творческих компетенций всех обучающихся, и, с другой стороны, корректирующий образовательную траекторию самого участника олимпиадного движения. Задача преподавателя, организующего образовательный процесс согласно рабочему учебному плану с основным контингентом студентов, использовать знания и навыки участников олимпиад. Это, прежде всего, различного рода проектные технологии обучения, когда студенты-олим-пиадники становятся во главе малых коллективов студентов для выполнения учебного проекта, выполнения и защиты лабораторных исследований, организации обсуждения проблемы в интерактивном режиме. Использование творческого

потенциала таких студентов, диффузия приобретенных ими знаний на других членов студенческого коллектива повышает качество всего процесса образования. При этом обучающиеся, для которых профессиональные знания уже актуализированы, видят возможности использования творческих способностей личности специалиста для решения профессиональных задач и карьерного роста на примере участников олимпиадного движения, сами включаются в него в том объеме, который необходим им на данном этапе профессионального становления.

5. В олимпиадном движении очень важно не остановиться в своем развитии, не «зациклиться» только на решении абстрактных задач и жажде победы в псевдопрофессиональном соревновании. Поэтому для достижения высокого уровня сформированности творческих компетенций необходимо создать условия для своевременного перехода к научной (фундаментальные исследования) или научно-практической профессиональной деятельности в вузе. Данный этап технологии предполагает в том числе и возврат в олим-пиадное движение, но уже в качестве составителя олимпиадных задач (то есть будут и дальше развиваться креативный и педагогический компоненты творческих компетенций).

В системе подготовки будущего специалиста олимпиадное движение как форма организации обучения выполняет несколько функций, которые явно способствуют формированию творческих компетенций:

1. Адаптивная функция проявляется в том, что обучающийся включается в творческий коллективный процесс по разрешению производственной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные моменты профессиональной деятельности.

2. Целевая функция определяет специфику поведения и профессиональной деятельности, задает вектор творческого саморазвития специалиста.

3. Обучающая функция состоит в дополнении и обогащении основной теоретической подготовки согласно ФГОС ВПО во время участия в олимпиадах, создает условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков, приобретения способностей, которые в незначительной степени формируются традиционными технологиями обучения.

4. Воспитывающая функция проявляется в том, что к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие коллектива олимпиад-ной микрогруппы, коллективов-участников олим-пиадного движения других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды через решение региональных проблем, и, прежде всего, через самоисследование и самовоспитание.

5. Рефлексивная функция предполагает анализ участниками олимпиадного движения собственной теоретической подготовки, возможность проверки и корректировки в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, в условиях неопределенности и жесткого цейтнота времени.

В образовательном процессе олимпиад-ное движение, основанное на саморазвитии обучающегося, представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, предполагающую формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении (быстром и без психологической деформации) в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося в условиях олимпиадной креативной образовательной среды [4].

В результате исследования нами разработана модель формирования творческих компетенций специалиста на основе развития его креативности посредством олимпиадного движения (см. рисунок), структура которой имеет следующие системные характеристики:

1. На методологическом уровне включает концептуальные положения, отражающие цели профессионального обучения как основы формирования готовности к инновационной деятельности и личностного саморазвития, научные факты, аспекты обучения посредством олимпиадного движения, интегрированную педагогическую систему обучения.

2. На теоретическом уровне представлена педагогическая технология профессионального обучения, нацеленная на формирование творческих компетенций специалиста.

В качестве основного компонента педагогической технологии профессионального обучения выступает результат работы, под которым

подразумевается высокий уровень развития креативности и сформированности творческих компетенций выпускников учебных заведений.

Согласно разработанной модели формирования творческих компетенций, мы сформулировали требования к построению учебно-воспитательного процесса посредством олимпиадно-го движения как формы организации обучения:

1. Развитие творческого мышления происходит в условиях подлинной свободы действий и поступков личности в рамках особого образовательного микросоциума - олимпиад-ной микрогруппы.

2. Построение учебного процесса базируется на осуществлении принципов: содержательных, системных, организационно-методических.

3. Содержание обучения, опирающееся на требования ФГОС, сформированный банк олимпиадных задач и требования к элитному конкурентоспособному специалисту, должны отражать будущую профессиональную деятельность обучающихся во всей ее сложности и многообразии.

4. Совмещение положений теории обучения в сотрудничестве и обучения в соревновании в рамках указанного образовательного пространства позволяет формировать качества личности обучающегося, способствующие плавному вхождению его в творческую профессиональную деятельность, в том числе и в условиях неопределенности и экстремальных внешних воздействиях.

5. Средствами организации профессиональной подготовки современного специалиста к овладению творческими компетенциями выступает формирование олимпиадной креативной образовательной среды, включающей олимпи-адные микрогруппы, проведение олимпиад с использованием современных информационных технологий и возможностей глобальных сетей.

Результаты моделирования формирования творческих компетенций студентов в олимпиад-ном движении использованы при организации образовательной деятельности в Тамбовском государственном техническом университете, а также в более 20 вузов России и Беларуси. Студенты, подготовленные с использованием предложенной формы организации обучения, показали высокий уровень готовности к творческой инновационной деятельности, более конкурентоспособны на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов, А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадно-го движения по учебным дисциплинам в вузе : монография / А. И. Попов, Н. П. Пучков. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 212 с.

2. Попов, А. И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой подготовки / А. И. Попов // Инновационная деятельность. - 2012. - №№ 1 (19). - С. 89-94.

3. Попов, А. И. От студенческих олимпиад - к олимпиадному движению / А. И. Попов

// «Alma mater» (Вестник высшей школы). -2012. - №»2. - С. 13-16.

4. Попов, А. И. Создание олимпиадного движения как самостоятельной формы организации творческой подготовки студентов / А. И. Попов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2011. - N° 9 (88). -С. 52-60.

5. Попов, А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография / А. И. Попов. -Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с.

MODELING OF FORMATION OF CREATIVE COMPETENCES OF THE STUDENTS IN THE OLYMPIAD MOVEMENT

A.I. Popov

The ways of intensification of creative preparation in high school is identified, given the concept of Olympiad movement as a new form of training. Stages of formation of creative competences are described, the main results of modeling of process of formation of creative competences of Olympiad movement are given.

Key words: creative competence, Olympiad movement of students, Olympiad, model training, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.