8. Mindzaeva E. V., Pobedonostseva M. G. Mnogourovnevaja sistema mezhpredmetnyh svjazej informatiki // Informatika i obrazovanie. 2011. № 11 (229). S. 78-79.
9. Monahova L. Ju., Monahova A. A. Soderzhanie i instrumentarij podgotovki spetsialistov k analiticheskoj dejatel'nosti // CHelovek i obrazovanie. 2010. № 3. S. 93.
10. Nikitin V. V., Mal'tsdeva S. V., Grekul V. I., Kozyrev O. R. O koncepcii gosudarstvennogo standarta novogo pokolenija po napravleniju «BIZNES-INFORMATIKA» // Biznes-informatika. 2009. № 1(07). S. 3-8.
11. Suhanov M. B. Povyshenie gotovnosti vypusknikov vuzov k komp'juternomu resheniju ekonomi-cheskih zadach matematicheskimi metodami // Informatika i obrazovanie. 2011. № 11 (229). S. 62-64.
12. Toporovskij V. P. Analiticheskaja kompetentnost' pedagoga. M.: Planeta, 2011. 176 s.
Т. Ю. Драницына
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлены подходы моделирования процесса формирования профессиональной компетентности специалистов технического профиля, раскрывается значимость компе-тентностного подхода в образовательной деятельности. Автором разработан алгоритм взаимодействия образовательного учреждения и предприятий в рамках совместной подготовки специалистов.
Ключевые слова: моделирование, компетентностный подход, дифференциация компетенций, профессиональная компетентность.
T. Dranitsyna
MODELING THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS STUDENTS
The paper presents the modeling approach of the development of professional competence of technical specialists, revealing the importance of the competence approach to educational activities. An algorithm for the interaction of educational institutions and enterprises within the framework of joint training has been developed.
Keywords: modeling, competence approach, differentiation of competencies, professional
competence.
Современное социально-экономическое развитие, модернизация российского образования приводят к осознанию необходимости существенного обновления содержания и структуры профессионального образования, к поиску новых подходов в научном осмыслении, в конструировании и организации образовательного процесса, способствующего реализации личности в
профессиональной деятельности и в построении карьеры.
Между тем техническая модернизация производства, внедрение высокотехнологичного оборудования, автоматизированных систем управления создает благоприятные возможности для развития творческого потенциала личности, интеллектуального труда, порождая тем самым новый
тип квалифицированного работника. Специалист широкого профиля, свободно ориентирующийся в смежных областях деятельности, быстро овладевающий новой техникой и новыми видами профессиональной деятельности, способный к само-проектированию, к самореализации, отвечает приоритетным и перспективным запросам инновационной экономики государства.
Важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда в настоящее время является компе-тентностный подход. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения призваны обеспечить трансляцию компетентност-ного подхода, при этом итоговые требования к выпускникам учреждений профессионального образования разного уровня выражены в виде определенных компетенций, которыми должен обладать специалист.
Данные предпосылки и исследования практики подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования показали необходимость раскрытия содержания модели формирования профессиональной компетентности специалистов технического профиля, ориентированной на конечного потребителя. Модель — это искусственно созданный объект в виде схемы, структуры, знаковой системы, который, подобно исследуемому объекту, отображает и воспроизводит структуру, свойства, взаимосвязи в более простом виде. Моделирование предполагает исследования каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их условных образцов, аналогов. Понятие моделирования представлено нами как образец для последующего воспроизведения и управления процессом формирования профессиональной компетентности специалиста технического профиля [3].
В настоящем исследовании образовательный процесс моделируется на основе компетентностного подхода, который позволяет осуществить отбор содержания профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, с требованиями конечного потребителя. Тогда перечень формируемых профессиональных компетенций может быть дифференцирован по запросам работодателей и расширен с целью удовлетворения их требований. Существенным является содержательное определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной профессиональной деятельности, так и для дальнейшего образования. Ключевые компетенции служат фундаментом формирования профессиональной компетентности специалиста, обеспечивающим его профессиональную мобильность на рынке труда. Иначе: ключевые компетенции — это комплекс универсальных компетенций, применимых в различных жизненных и профессиональных ситуациях, в смежных областях деятельности, а профессиональная компетентность — это комплекс теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.
По мнению О. Е. Лебедева [2], именно профессиональная компетентность выступает критерием оценки качества образования как интегральная характеристика специалиста, определяющая его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В контексте нашего исследования под профессиональной компетентностью специалистов мы понимаем характеристику личности, выраженную в совокупности знаний, умений и профессионально важных качеств, которые позволяют специали-
сту проявлять готовность к профессиональной деятельности в сфере машиностроительного производства и на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности.
Модель как аналог педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности специалистов технического профиля на компетентностной основе, позволяет целенаправленно реализовать личностное и практикоориентированное обучение на определенном квалификационном уровне профессии или специальности. Спроектированная нами модель содержит три основных компонента:
- целевой, отражающий требования ФГОС к уровню подготовки выпускников и к минимуму результатов образования, а также требования к качеству подготовки студентов с учетом особенностей регионального рынка труда и квалификационных характеристик по определенным профессиям, специальностям;
- содержательный, включающий определенное содержательное наполнение курса дисциплин, профессиональных модулей, дополненных профессиональными компетенциями, дифференцированными по потребностям конкретных потребителей (например, в связи с различной технической оснащенностью производства, сложностью и точностью обрабатываемых деталей и узлов, длительностью изготовления деталей);
- профессионально-деятельностный, направленный на освоение практического опыта (через поэтапное, последовательное, постоянное практическое закрепление материала и отработку умений в условиях реального производства) при выполнении определенного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.
Основу реализации предложенной модели составляет сотрудничество образовательного учреждения и предприятий в сфе-
ре совместной подготовки компетентных специалистов технического профиля [1]. Совместную подготовку целесообразно осуществлять в следующем порядке:
- анализ требований работодателей к уровню подготовки выпускников, изучение особенностей производственных циклов предприятий, выявление функциональных обязанностей работников;
- составление карты сопряжения видов профессиональной деятельности специалиста технического профиля, отраженных во ФГОС, с дополнительными требованиями работодателей;
- разработка учебно-планирующей документации с изменениями и дополнениями, с дифференциацией компетенций по потребностям предприятий;
- согласование с работодателями рабочих учебных планов, программ дисциплин и профессиональных модулей, рабочих учебных программ производственной практики;
- планирование и проведение производственного обучения, производственной практики в условиях реального производства;
- поэтапная оценка качества подготовки студентов работодателями через присвоение квалификационного разряда после каждого года обучения при выполнении обучающимися различного комплекса работ согласно квалификационным требованиям;
- оценка сформированности профессиональной компетентности — защита письменных экзаменационных работ и дипломных проектов на предприятии под председательством ведущих специалистов предприятий.
Результатом сотрудничества является стремление к приему обучающихся и к подготовке специалистов, востребованных на рынке труда, согласно заявкам предприятий, что обеспечит места прохождения практики и гарантирует трудоустройство выпускников по окончании обучения.
Из всего многообразия инновационных образовательных технологий в нашем исследовании используются: проблемные,
игровые, дифференцированные, информационные, модульные, проектные технологии обучения.
Постоянный мониторинг качества образования на предмет соответствия подготовки обучающихся поэтапным ожидаемым результатам позволяет своевременно скорректировать ход образовательного процесса и, в случае необходимости, применить те педагогические технологии, которые помогут наиболее пол-
но раскрыть их способности, усилить мотивацию к обучению.
Компетентность выпускника учреждения профессионального образования, удовлетворяющего не только требованиям ФГОС, но и требованиям регионального рынка труда, позволяющая без переучивания или с минимальной корректировкой профессиональных способностей включиться в производственный процесс, отвечает целевой характеристике профессиональной подготовки специалиста и выступает эталоном качества профессионального обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
3. Ульяшина Н. Н., Осипова И. В. Моделирование процесса подготовки студентов по рабочей профессии // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 1. С. 26-27.
REFERENCES
1. Bajdenko V. I. Vyjavlenie sostava kompetentsij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj etap proektirovanija GOS VPO novogo pokolenija: Metodicheskoe posobie. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006. 72 s.
2. Lebedev O. E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // Shkol'nye tehnologii. 2004. № 5. S. 3-12.
3. Uljashina N. N., Osipova I. V. Modelirovanie protsessa podgotovki studentov po rabochej professii // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. 2009. № 1. S. 26-27.
О. Н. Капустина
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Рассматривается и обосновывается эффективность использования проблемных ситуаций в процессе обучения иностранных студентов профессиональному речевому общению.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, проблемная ситуация, компетентность, коммуникация, затруднение, мыслительная активность.