Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования мультикультурной компетенции студентов среднего специального учебного заведения в условиях новых стандартов'

Моделирование процесса формирования мультикультурной компетенции студентов среднего специального учебного заведения в условиях новых стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ПОДХОДЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / DEVELOPMENT MODEL / MULTICULTURAL COMPETENCES / THEORETICAL-AND-METHODOLOGICAL APPROACHES / AXIOLOGICAL APPROACH / MULTICULTURAL APPROACH / SYSTEM APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH / CONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Инга Валентиновна

В статье раскрывается теоретико-методологические подходы к формированию мультикультурной компетенции студентов средних специальных учебных заведений, выделяются необходимые условия моделирования этого процесса. Кратко описана авторская модель формирования мультикультурной компетенции студентов в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the process of multicultural competence development of vocational college students in the light of new educatiobal standards

The paper reveales the theoretical and methodological approaches to the development of multicultural competence of vocational college students. The necessary conditions for modeling the learning process are disclosed

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования мультикультурной компетенции студентов среднего специального учебного заведения в условиях новых стандартов»

И. В. Турчина

(Астрахань)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

В статье раскрывается теоретико-методологические подходы к формированию мультикуль-турной компетенции студентов средних специальных учебных заведений, выделяются необходимые условия моделирования этого процесса. Кратко описана авторская модель формирования мультикультурной компетенции студентов в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам

Современное общество - это общество множественности этнических культур, что позволяет говорить о его мультикультурности. В таких условиях для полноценного профессионального функционирования специалистам необходимо обладать мультикультурной компетенцией.

Мультикультурная компетенция в педагогических исследованиях рассматриваются в следующих аспектах:

- как толерантность к иноязычной культуре (Р. Р. Бикитеева, Н. В. Янкина, А. Н. Писаренко и др.] [6, 7];

- как диалог культур (Т. В. Поштарева) [8];

- как способ преодоления социальной несправедливости и готовности к взаимодействию с представителями разных этнокультур (А. А. Джалалова] [9].

В утверждённых государственных образовательных стандартах нового поколения для среднего профессионального образования введена обязательная общая компетенция (ОК-6), предусматривающая работу в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями [5]. Профессиональная деятельность выпускника ссуза осуществляется в многонациональных коллективах. Для реализации требований стандарта необходимо формировать мульти-культурные компетенции, обеспечивающие получение образования каждой этнической общностью путём системного изменения среды так, чтобы она была адекватна ее интересам и не входила в противоречие с законом [2].

Однако в настоящее время в педагогической практике ссузов отсутствует направлен-

ность на формирование у специалиста со средним профессиональным образованием способности в своей будущей деятельности к взаимопониманию и взаимодействию с представителями различных этносов, в связи с чем актуализируются разработки научно-методических основ, эффективных методов, средств и технологий, позволяющих сформировать мультикультурную компетентность студента ссуза.

Нами определена сущность мультикультурной компетенции выпускника ссуза как совокупность личностных возможностей специалиста со средним профессиональным образованием, обусловливающих способность самостоятельно выявить связь между этнической ситуацией и профессиональными муль-тикультурными ценностями и знаниями, применить способы эффективного решения межкультурных ситуаций профессионального и личностного характера на практике.

В структуре мультикультурной компетенции исследователи выделяют:

- поликультурную профессиональную грамотность (когнитивный опыт];

- мультикультурные способности в профессиональной сфере (креативный опыт];

- интеркультурную направленность на профессиональную деятельность (мотивационно-ценностные отношения] и

- межкультурную профессиональную деятельность (опыт деятельности].

Анализ феномена мультикультурной компетенции позволил выделить ее основные функции:

- культуросозидательную - восприятие будущим специалистом со средним профес-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

81

сиональным образованием различных ментальностей, отражённых в этнокультурах, историческом опыте этноса, что является базой для организации жизнедеятельности каждого субъекта профессионального муль-тикультурного социума;

- ценностную - трансляцию ценностных представлений различных этнокультур в преобразующую деятельность по обновлению профессиональной культуры;

- интеграционную - сохранение самобытности отдельных культур и единства государства в условиях мультикультурности с помощью законов и норм, регулирующих социальные и профессиональные отношения между людьми.

Проблемы подготовки специалистов в профессиональном образовании наиболее успешно решаются средствами моделирования, так как это требует системного подхода как к исследованию профессиональной деятельности, так и к формированию содержания образования и обучения.

Моделирование мультикультурной компетенции студентов ссузов при обучении социально-гуманитарным дисциплинам рассматривается как проект развития межкультур-ной профессиональной деятельности, в которой представлены структурные компоненты, функциональные связи, содержательные составляющие и технологии организации процесса и его результат [1, 2].

Моделирование формирования мульти-культурной компетенции студентов ссузов при обучении социально-гуманитарным дисциплинам предполагает определение методологических основ исследуемого процесса, к которым мы относим следующие исходные положения:

- взаимодействие между субъектами мультикультурного пространства должно строиться на основе сотрудничества, развития межличностных контактов в профессиональной деятельности студентов ссузов, формирования образцов профессионального поведения в мультикультурном обществе;

- будущая межкультурная профессиональная деятельность студента ссуза предполагает способность выявлять и реализовывать возможности интегрирования знаний из различных областей, что обусловливает системное представление о культурной и языковой ситуации, ликвидирует затруднения в профессиональной оценке состояния мульти-культурной среды;

- отношения к представителям различных этнокультур строятся на основе открытости, уважения взглядов, готовности к диалогу, соблюдении законов собственной культуры, учета мультикультурной обусловленности поведения [4].

Ведущими методологическими основаниями исследования формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов являются следующие подходы:

- ценностно-ориентировочный, предполагающий понимание роли морально-этических и этнокультурных норм в жизнедеятельности общества;

- мультикультурный, отражающий значение межнациональной коммуникации, правовой, профессионально-этической и речевой культуры;

- деятельностный, ориентированный на организацию содержательно-информационного взаимодействия студентов ссуза, формирование в учебной деятельности активной личности специалиста, осуществляющего сотрудничество и межнациональное взаимодействие;

- средовый подход, предусматривающий развитие активной позиции студентов ссузов в условиях межэтнической среды.

При формировании мультикультурной компетенции студентов ссузов в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам особое внимание необходимо обращать на следующие факторы развития личности в мультикультурном обществе: характер миграционных процессов, междисциплинарную основу мультикультурности, потребности в профессиональных знаниях и умениях в работе с этносами [3].

Нами построена модель формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам и проанализированы исходные позиции, предъявляемые государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки студентов ссуза.

Основой разработки этой модели является осмысление целей профессиональной подготовки, обусловленных социальным заказом и изложенных в государственном стандарте, а также в квалификационных характеристиках. Задачами модели являются формирование интеркультурной профессиональной направленности, поликультурной грамотности и

готовности к межкультурной деятельности студента ссуза.

Анализ стандартов третьего поколения среднего профессионального образования показал важность реализации профессионально-прикладной направленности базовой подготовки в области гуманитарного и социально-экономического цикла («Основы философии», «История», «Иностранный язык»] в сфере развития мультикультурной компетенции студентов ссузов. Нами разработан и включен в учебный план образовательный модуль «Мультикультурная коммуникация в профессиональной среде», реализующий основные идеи, заложенные в авторской модели.

Формирование мультикультурной компетенции студентов ссузов при обучении социально-гуманитарным дисциплинам включает этапы:

1] мотивационно-установочный;

2] профессионально-формирующий;

3] продуктивно-результативный.

На каждом этапе учитываются целевые аспекты формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов.

Мотивационно-установочный этап направлен на выработку положительной мотивации профессиональной деятельности в мультикультурной среде, на информирование студентов ссузов об особенностях мультикультурности современного общества.

Профессионально-формирующий этап является определяющим в развитии мульти-культурной компетенции студентов ссузов и включает систему программных средств и технологий, ориентированных на формирование у студентов способности к профессиональной деятельности в мультикультурном обществе. На этом этапе реализуется образовательный модуль, посредством которого студент ссуза приобретает опыт проявления мультикультурной компетенции в ситуациях профессиональной коммуникации, при этом происходит расширение представления о различиях в этнокультурах, выработка профессиональных знаний и умений по организации межэтнического взаимодействия.

Продуктивно-результативный этап предполагает мониторинг эффективности формирования мультикультурной компетенции студента ссуза при обучении социально-гуманитарным дисциплинам и позволяет по результатам деятельности судить о положительной динамике рассматриваемого процесса.

Исследование показало, что процесс формирования мультикультурной компетенции студента ссуза осуществляется на междисциплинарно-интегративном уровне в виде динамичной педагогической системы, открытой для становления специалиста со средним специальным образованием как творческой личности, владеющей мультикультурной компетенцией.

Литература

1. Миронова Г. В. Организация мультикультурного образовательного пространства педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2006.

2. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: монография. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001.

3. Палаткина Г. В., Янкина Л. В., Кузнецова Р. Х., Лукьяненко Е. А., Батарчук Д. С. Педагогика толерантности: учебное пособие / . -Астрахань : Издат. дом «Астраханский университет», 2008.

4. Татур Ю. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060604 Лабораторная диагностика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm578-1.pdf

6. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08. -Оренбург, 2006. - 360 с.

7. Бикитеева Р. Р. Формирование межкультурной компетентности студента: личностно-смысловой аспект : дис. ... канд. пед. наук :13.00.01. - Оренбург, 2007. - 188 с.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

83

8. Поштарева Т. В. Форсирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Владикавказ, 2009. - 383 с.

9. Джалалова А. А. Мультикультурная компетентность русскоязычных учителей в образовательной среде Эстонии : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Санкт-Петербург, 2009. - 228 с.

10. Палаткина Г. В., Турчина И. В. Критерии и уровни сформированное™ мультикультурной компетенции студентов ссузов II Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 5.

- С. 97-102.

11. Потапова И. А. Характеристика компетентности мультикультурной личности II Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. - С. 108-114.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.