Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования делинквентного поведения несовершеннолетних'

Моделирование процесса формирования делинквентного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
делинквентное поведение / несовершеннолетние / модель / факторы / причины / условия / наличная ситуация / восприятие / вероятностное прогнозирование / программирование деятельности / мнемические образы-эталоны / delinquent behaviour / juveniles / model / factors / causes / conditions / existing situation / perception / probable forecast / programming the activity / mnemic standard patterns

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

В статье рассмотрены модель формирования делинквентного поведения несовершеннолетних, раскрыта роль внешних, внутренних и ситуативных детерминант его появления. Показано влияние контролирующей функции сознания на формирующий процесс, сформулированы условия, препятствующие появлению делинквентного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling the formation of juvenile delinquent behaviour

The article dwells on the model of forming juvenile delinquent behaviour, reveals the role of external, internal and situational determinants for this behaviour to appear. The author proves the influence of the consciousness’ controlling function on the forming process and sets forth the conditions hindering the delinquent behaviour.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования делинквентного поведения несовершеннолетних»

психология

правонарушающего поведения

УДК 159.9.019.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

М. А. Чуносов

В статье рассмотрены модель формирования делинк-вентного поведения несовершеннолетних, раскрыта роль внешних, внутренних и ситуативных детерминант его появления. Показано влияние контролирующей функции сознания на формирующий процесс, сформулированы условия, препятствующие появлению делинквентного поведения.

Ключевые слова: делинквентное поведение, несовершеннолетние, модель, факторы, причины, условия, наличная ситуация, восприятие, вероятностное прогнозирование, программирование деятельности, мнемические образы-эталоны.

Процессы, которые произошли в обществе в последнее десятилетие, характеризуются обострением старых и возникновением новых общественных проблем. Одна из самых актуальных и социально значимых задач — поиск путей снижения роста правонарушений среди молодежи, повышение эффективности профилактической работы. Необходимость быстрого решения обозначенной задачи обусловлена не только тем, что в стране сохраняется сложная криминогенная обстановка, но и тем, что в сферу организованной преступности втягивается все большее количество несовершеннолетних. Указанная тенденция актуализирует проблему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

По нашему мнению, названный вопрос целесообразно рассматривать с позиции анализа детермина-ционных составляющих. Цель нашей статьи — анализ процесса формирования делинквентного поведения несовершеннолетних как поведения, предшествующего совершению ими правонарушений, на основании чего появляется возможность для обоснования профилактических направлений

Современная психолого-педагогическая наука стоит на позиции гуманизма, декларирует особое отношение к несовершеннолетним, совершившим правонарушения Она старается отделить несовершеннолетних правонарушителей от взрослых, не клеймить их как преступников .

Термин «делинквентное поведение» рассматривается в работах отечественных 1 и зарубежных 2 авторов .

Исследователи высказывают разные точки зрения:

1) «делинквентное поведение» характерно для всех возрастных категорий, воспринимается как синоним «криминального, правонарушающего, преступного, противоправного поведения», «правонарушения»;

2) «делинквентное поведение» должно применяться только к детям, подросткам или несовершеннолетним

Под «делинквентным» мы будем понимать такое поведение, при котором несовершеннолетние совершают «противоправные поступки», имеющие внешние признаки «правонарушений», при этом они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них не наступило состояние юридической «дееспособности» 3 .

Определение понятия «делинквентное поведение» предполагает выделение существенных признаков, которые помогут отличать его от других видов отклоняющегося поведения, констатировать его наличие и динамику у конкретного несовершеннолетнего:

1) делинквентное поведение является поведением, отклоняющимся от правовых законов, применяется для определения противоправного поведения несовершеннолетних в целях отделения их от взрослых «правонарушителей»;

2) делинквентное поведение состоит из делинк-вентных поступков (актов), при этом всегда конкретизировано, т е по внешним признакам делинквентное поведение сходно с конкретными правонарушениями, описанными в законодательстве;

3) признание действий несовершеннолетних как актов делинквентного поведения всегда связано с действиями уполномоченных на принятие правовых норм органов государства. Только органы государственной законодательной власти могут криминализировать определенные поведенческие акты в качестве «правонарушений» Когда на законодательном уровне изымаются (декрими-нализуются) или меняются толкования отдельных статей уголовного и административного законодательства, осуществляется их перевод в категорию деяний, не являющихся правонарушениями

Теоретическое и практическое осмысление проблемы делинквентного поведения у несовершеннолетних ак-

туализирует проблему ее профилактики. Полагаем, что конкретизация профилактических целей должна реали-зовываться в контексте результатов детерминационных процессов

Анализ формирования делинквентного поведения предполагает раскрытие последовательности проявлений его элементов, выявление внутреннего механизма перехода от одной фазы к другой. Изучение какого-либо процесса будет полным и всесторонним, если происходит рассмотрение его интегральной, дифференциальной и динамической характеристик. На возникновение делинквентного поведения влияют различные предпосылки: одни носят кратковременный характер, другие — длительный; одни оказывают непосредственное влияние, другие — опосредствованное 4.

Большинство авторов при описании особенностей детерминации делинквентного поведения использует такие термины, как «фактор», «причина» и «условия». Факторы появления делинквентного поведения являются теми предпосылками, которые оказывают влияние на его формирование, но не порождают его практической реализации — «акта делинквентного поведения». Между делинквентным поведением и факторами, его формирующими, нет жесткой динамической связи. Существование таких связей не сразу и не всегда ведет к де-линквентному поведению, но чем больше будет факторов, тем вероятнее возникновение делинквентного поведения Факторы возникновения делинквентного поведения условно можно разделить на социологические, культурологические, социально-организационные, социально-экономические

Формирование и проявление делинквентного поведения происходит в результате действия «причин», а не «факторов». Основополагающим признаком действия причины является ее способность порождать следствие Причины характеризуются направленностью, необратимостью и необходимостью. Если причина возникает, то при заданных условиях она влечет определенное следствие . Важный признак причины — ее непосредственное влияние на процесс формирования делинквентного поведения, в результате чего последнее трансформируется в средство решения социально-личностных проблем несовершеннолетнего Причины формирования делинквентного поведения нами обобщены в социально-психологическую и социально-педагогическую группы

Причина порождает следствие, однако делинквент-ное поведение может развиться только при наличии конкретных условий, которые являются «благодатной средой» для его возникновения Изменение последних может препятствовать формированию делинквентно-го поведения. Условия определяют лишь внешнюю форму его формирования и реализации . Обстоятельства появления делинквентного поведения всегда личностны и ситуационны

Очевидно, что рассмотренные факторы, причины и условия детерминации делинквентного поведения отражают лишь отдельные стороны процесса формирования, что не позволяет рассматривать представленную

проблему комплексно (с учетом внешних, внутренних и ситуативных детерминант).

Целесообразно проанализировать особенности формирования делинквентного поведения несовершеннолетних с позиции теорий, которые, по нашему мнению, описывают специфику формирования поведения в целом Это теории деятельности (Л . С. Выготский, П. Я . Гальперин, А. Н . Леонтьев, С. Л . Рубинштейн)5 и теории функциональных систем (П . К. Анохин, К. В . Судаков)6.

Анализ положений указанных теорий позволяет утверждать, что формирование поведения является сложным динамическим процессом, который имеет развернутые временные характеристики, определяется индивидуально-психологическими особенностями человека, состоит из четырех основных этапов:

1) оценки наличной ситуации;

2) программирования действий;

3) принятия решения о выборе программы действий;

4) инициации программы действий Прохождение каждого этапа осуществляется при

системном взаимодействии структурно-функциональных компонентов (потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и др ), сопровождается преодолением внутренних конфликтов и внешних препятствий При оценке наличной ситуации анализируются состояния внешней и внутренней среды, актуализируются потребности, формируется абстрактная цель . Данный этап показывает, какой должна быть цель, внешние и внутренние условия ее достижения

Следующий этап — программирование действий — составление необходимой программы деятельности для достижения поставленной цели После разработки программы следует процесс принятия решения, предполагающий конкретизацию цели (в зависимости от имеющейся программы действий) С принятием решения поведение считается сформированным в виде алгоритма целенаправленных действий, реализация которого отражает внешнее наблюдаемое поведение

Положения теорий деятельности и функциональных систем легли в основу выведенных нами модельных построений, иллюстрирующих процесс формирования делинквентного поведения (рис )

В верхней части модели располагается «несовершеннолетний», на которого воздействуют факторы, причины, условия, опосредованно влияющие на процесс формирования делинквентного поведения

Основным элементом, определяющим содержание процесса формирования делинквентного поведения, является этап оценки наличной ситуации, в результате чего актуализируется блок потребностей различной модальности (биологические, социальные и др .).

С криминологической точки зрения состояние внешней среды, в которой находится несовершеннолетний, аккумулирует возможности для стимулирования процесса формирования делинквентного поведения На представленной нами модели данное состояние внешней среды отображено дефиницией «потенциально противоправная ситуация»

Потенциально противоправная ситуация

Рис. Модель формирования делинквентного поведения

В результате субъективного восприятия потенциально противоправной ситуации у несовершеннолетнего могут актуализироваться значимые потребности, создаются условия для формирования мотива их удовлетворения криминальной моделью поведения

Рассмотрим динамику процесса восприятия потенциально противоправной ситуации В процессе анализа воспринимаемой информации происходит актуализация предыдущего опыта, т е человек, воспринимая внешнюю среду, распознает ее и классифицирует по различным признакам Воспринятая информация фиксируется в памяти в условных единицах — мнемических «образах-эталонах» 7 . Последние условно делятся на четыре группы:

1) «предметные» образы-эталоны демонстрируют соответствие воспринимаемого предмета, образа или события с информацией, хранящейся в памяти субъекта по принципу «узнал — не узнал»;

2) «гомеостатические» образы-эталоны отображают гомеостатические показатели внутренней среды человека (давление, содержание кислорода в крови, температура тела, частота сердцебиения и т д ), актуализируются в зависимости от внутреннего состояния Если показатели внутреннего состояния не соответствуют сохраненным в памяти критериям гомеостатических образов-эталонов, то человек начинает испытывать биологическую потребность восстановить этот баланс;

3) «социальные» образы-эталоны содержат информацию, имеющую социально-личностный смысл (социальные взгляды человека на мир, свой статус в социуме, стереотипы поведения в отношении различных социальных объектов, референтно-значимые личности и др );

4) «моральные» образы-эталоны, показывающие наличие сформированных нравственных норм и установок поведения (субъективные представления о добре и зле)

Пример: подросток увидел, что продавец оставил без присмотра на прилавке мобильный телефон Данную ситуацию можно классифицировать как потенциально противоправную в силу следующих причин:

1) наличие мобильного телефона, представляющего материальную ценность, что соответствует предметному образу-эталону, хранящемуся в памяти несовершеннолетнего;

2) воспринимается ситуация, в которой продавец оставил мобильный телефон без присмотра;

3) наличие подростка как субъекта восприятия данной ситуации

Предметные образы-эталоны в результате когнитивно-оценочного механизма актуализируют в сознании гомеостатические, социальные и моральные образы-эталоны, заставляя их взаимодействовать друг с другом Информация, заложенная в образах-эталонах, обрабатывается в «механизме вероятностного прогнозирования» 8, вследствие чего возникает предположение о том, каким образом могут измениться актуализированные образы-эталоны под влиянием внешней среды

Рассмотрим другой пример . При восприятии мобильного телефона, который остался без присмотра, подросток представляет себе: если он возьмет телефон,

то может его продать, а полученные деньги потратить на развлечения. Сам факт возникновения у него дополнительных средств способствует повышению его авторитета и статуса в коллективе сверстников, что является значимым для данного возраста

Применительно к указанному примеру в результате взаимодействия социальных и моральных образов-эталонов возникает противоречие между желанием находиться в референтной группе и социальными установками, зафиксированными в памяти (принятые в обществе представления об уважении к закону, старшим, негативное восприятие правонарушения как явления и др . ).

В данной ситуации налицо переживание несовершеннолетним внутриличностного мотивационного конфликта, в котором ситуационные желания (например, следовать групповым нормам) ограничиваются «внутренним цензором» или «контролирующей функцией сознания» .

Наличие внутриличностного конфликта ведет к изменению общих гомеостатических показателей организма несовершеннолетнего, побуждает к деятельности по формированию такой программы поведения, которая позволила бы ему соответствовать общепринятым моральным и внутригрупповым нормам

Важную роль в вероятностном прогнозировании играют эмоции, которые могут дополнять недостаток информации и «окрашивать» ситуацию в тот или иной эмоциональный фон (приятный или неприятный), повышать или снижать субъективную вероятность ответных реакций

Применительно к указанному примеру может наблюдаться несколько вариантов:

1) изменение эмоционального фона отсутствует, что характерно при безразличном отношении к будущим событиям. Эта ситуация отражает затруднения в предвидении последствий реализации программируемых действий в будущем В данном случае вероятность совершения несовершеннолетним акта делинквентного поведения незначительна;

2) при появлении положительных эмоций (эмоция интереса, ожидания удовлетворения потребностей в будущем и др ) вероятность формирования у несовершеннолетнего делинквентного поведения достаточно велика, поскольку отсутствуют внутренние сдерживающие условия, т е несовершеннолетний представляет последствия совершаемых действий однобоко, не учитывая других вариантов развития событий;

3) появление негативных эмоций (тревожность, страх, неуверенность, презрение, отвращение, стыд, застенчивость и др ) как результат переживания внутри-личностного мотивационного конфликта свидетельствует о наличии внутренних сдерживающих факторов Вероятность формирования делинквентного поведения будет низка

Внешне результат влияния сдерживающих факторов может проявляться в виде специфических моделей поведения:

— несовершеннолетний под каким-нибудь предлогом стремится отказаться от совершения правонарушения (например, ссылаясь, что ему срочно надо идти домой);

— деятельность несовершеннолетнего будет парализована (состояние апатии, отсутствие интереса);

— если несовершеннолетний все-таки совершил акт делинквентного поведения, то негативный эмоциональный фон будет сохранен в силу наличия неразрешенного внутриличностного конфликта (состояние «угрызения совести», повышенной тревожности и др )

Иллюстрация данного примера соотносится с выводами американского психоаналитика Д. Абрахамсена, который обосновал формулу правонарушения:

Правонарушение = (преступные намерения + криминогенная ситуация) / заложенные в бессознательном, контролирующие функции «Сверх-Я» 9 .

Благоприятным условием появления правонарушения (в нашем случае делинквентного поведения) выступает наличие криминогенной ситуации (потенциально противоправной ситуации) и преступных намерений (актуализация мотива удовлетворения потребности противоправным способом) при недостаточном развитии контролирующей функции сознания (качественное содержание социальных и моральных образов-эталонов).

Из представленной нами модели видно, что делинк-вентное поведение будет сформировано при наличии потенциально противоправной наличной ситуации, которая актуализирует потребности, детерминирующие процесс программирования деятельности и принятия решения о выборе противоправного способа их удовлетворения, при недостаточной развитости просоциальных и моральных установок, заложенных в контролирующей функции сознания («Сверх-Я»),

Рассмотренная выше модель формирования делинк-вентного поведения позволяет нам сделать определенные выводы

Формирование делинквентного поведения происходит при взаимодействии социологических, культурологических, социально-организационных и социально-экономических факторов; социально-психологических и социально-педагогических причин; личностных и ситуационных условий Комплексное взаимодействие причин, факторов и условий способствует формированию делинквентного поведения, но они не являются жесткими детерминантами, т е их наличие не обязательно может привести к формированию делинквент-ного поведения

Формирование делинквентного поведения является внутренней деятельностью личности, происходит на когнитивном уровне, начинается с восприятия несовершеннолетним потенциально противоправной ситуации и с развития мотива ее удовлетворения, с возникновения противоправной модели поведения

Большинство компонентов, образующих структуру мотива делинквентного поведения, некриминальны, но при принятии решения несовершеннолетним о выборе противоправной модели поведения, направленной на удовлетворение потребности и достижение цели, мотив (как замысел и намерение) приобретает криминальный характер

Основное препятствие на пути формирования де-линквентного поведения — внутриличностный мотива-

ционный конфликт, который проявляется в переживании психического напряжения и в чувстве дискомфорта, что характеризует результат влияния контролирующей функции сознания Для преодоления психического напряжения несовершеннолетнему придется планировать свою деятельность с учетом удовлетворения всех типов потребностей, выделяя из них наиболее значимые. В любом случае несовершеннолетний будет принимать решение относительно выбора модели поведения не импульсивно, а осознанно, причем с некоторой задержкой во времени

Именно увеличение времени на программирование поведения может привести к следующим последствиям: в сознании несовершеннолетнего могут быть актуализированы дополнительные потребности разной модальности, которые усилят внутриличностный мотива-ционный конфликт; существующая ситуация может измениться, после чего ее нельзя будет отнести к потенциально противоправной

Благоприятными условиями для предотвращения формирования делинквентного поведения является качественное содержание компонентов, обеспечивающих реализацию контролирующей функции сознания — наличие в памяти несовершеннолетнего информации, которая позволит провести субъективную категоризацию конструктов внешней среды как противоправных (несовершеннолетний способен узнавать и классифицировать отдельные виды правонарушений); наличие субъективного опыта о последствиях совершения противоправных действий; наличие моральных и социальных установок, способствующих возникновению внутри-личностного конфликта

Полученные нами результаты моделирования процесса формирования делинквентного поведения позволяют использовать их в профилактических целях, что обобщенно сводится к нивелированию внешних факторов и причин, к коррекции социальных условий формирования делинквентного поведения, а также к индивидуально-профилактическому воздействию на несовершеннолетнего в целях усиления контролирующей функции его сознания

1 Белов В. Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технологии : дис . ... д-ра психол . наук. СПб ., 2010 . 434 с . ; Галагузова Ю. А. Социальная педагогика : учеб . пособие. М. , 2006. 416 с. ; Еникеев М. И. Энциклопедия . Общая и социальная психология . М . , 2002. 560 с . ; Змановская Е. В. Де-виантология: Психология отклоняющегося поведения : учеб . пособие . М. , 2004. 288 с . ; Пристанская О. В. Делинквент-ность: правовое и криминологическое понятие // Журнал российского права. 1999. № 56 . С. 73-81 ; Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии) : дис . ... д-ра психол. наук. М . , 2007. 368 с .; Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков . СПб ., 2010. 256 с . ; Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб . пособие. М., 2007. 185 с. ; Хомич А. В. Психология девиантного поведения : учеб пособие Ростов н/Д, 2006 140 с . ; Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков М , 2005 336 с

2 Блэкборн Р. Психология криминального поведения . СПб . , 2003. 496 с. ; Bundura A. Social learning theory of identificatory processes // Handbook of socialization. Chicago, 1988. P. 213-262 ; Blau A. Child Behavior Disorders and Delinquency // The Problem of Delinquency, ed. by Sh . Glueck. Boston, 1959. 421 p. ; Schick A. Effektive Gewaltprävention: evaluierte und praxiserprobte Konzepte für Schulen Göttingen . Göttingen, 2010. 175 р .

3 Чуносов В. А. Теоретический анализ категории «делинк-вентное поведение» // Вестник академии знаний. 2013 . № 4. С 154-159.

4 Белкин А. С. Отклонение в поведении школьников : учеб . пособие. Свердловск, 1973. 138 с. ; Белов В. Г., Дмитриев М. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков . СПб . , 2010 . 316 с. ; Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. Ростов н/Д, 2006. 224 с. ; Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств

и других отклонений . СПб . , 2004. 520 с .; Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : дис .... д-ра психол . наук. СПб . , 2006. 429 с .; Ильин Е. П. Мотивация и мотивы . СПб . , 2000. 512 с . ; Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб . пособие. М. , 2001. 160 с.

5 Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М. , 1996. 512 с.; Гальперин П. Я. Введение в психологию . М. , 1976. 150 с . ; Леонтьев А. Н. Деятельность . Сознание . Личность . М. , 1977. 245 с .; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. , 1957. 328 с .

6 Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем: избранные труды / под ред. К. В. Судакова. М. , 1996. 400 с. ; Нормальная физиология : курс физиологии функциональных систем / под ред . К. В . Судакова. М . , 1999. 718 с .

7 Бочарова С. П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. Тернополь, 1996. 351с.

8 Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям . М. , 1978. 112 с .

9 Саламатина И. И. Указ . соч .

УДК 343.3

ЭКСТРЕМИЗМ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИЦЕЙСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

О. А. Бойко, А. Е. Юрицин

Рассматривается текущая оперативная обстановка по линии борьбы с экстремизмом. Анализируются и прогнозируются темпы роста преступлений экстремистской направленности. Выясняются причины экстремистской деятельности. Уточняются психологическая структура экстремизма и психологический облик современного преступника-экстремиста. Выявляются организационные и правовые основы деятельности полиции по противодействию экстремизму. Делаются выводы о своевременности и целесообразности междисциплинарного изучения преступной деятельности экстремистов.

Ключевые слова: криминогенный характер, угроза, страх, массовый психоз, негативные процессы, мотивы, психологический портрет, уровень агрессии, экстремизм, терроризм, полиция, меры административного принуждения.

Проявления экстремизма разнообразны — от возбуждения гражданской вражды (ненависти) до функционирования незаконных вооруженных формирований, которые нацелены на нарушение территориальной целостности и изменение конституционного строя Российской Федерации В соответствии с п 43 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 1 деятельность экстремистских организаций и пропаганда экстремистской идеологии признаны одними из основных угроз государственной и общественной безопасности Как отметил в своем ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент РФ В В Путин, «мы обязаны жестко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие Это историческая основа нашего общества и российской государственности» 2 .

Изучение криминологических, психологических и административных аспектов противодействия экстремизму представляет научный и практический интерес Комплексный междисциплинарный подход позволит выяснить детерминанты экстремистской деятельности, уточнить психологический характер экстремизма и облик современного экстремиста, рассмотреть административно-правовые основы деятельности полиции по профилактике экстремистским проявлениям и по борьбе с ними, структуру центральных и местных органов полиции, противодействующих экстремизму

Что является побудителем, толкающим людей на совершение экстремистских преступлений? Отвечая на этот вопрос, обратимся к анализу текущей оперативной обстановки на территории Российской Федерации по линии противодействия экстремизму. За последние пять лет

1400 т-

1200

1000

800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0----1---1---1---1---1

2011 2012 2013 2014 2015

□ Преступления экстремистской направленности

Рис. 1. Динамика преступлений экстремистской направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.