Научная статья на тему 'Моделирование параметров дизелей при работе на режимах внешней скоростной характеристики'

Моделирование параметров дизелей при работе на режимах внешней скоростной характеристики Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
213
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ЦИКЛОВОЙ РАСХОД / НОМИНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / КОЭФФИЦИЕНТ НАПОЛНЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ВОЗДУХА / THE EXTERNAL HIGH SPEED CHARACTERISTIC / CYCLE RATE / NOMINAL MODE / THE FILLING RATIO / EQUIVALENCE RATIO OF THE AIR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шароглазов Борис Александрович, Сафаров Марат Фагитович

В статье на основании анализа экспериментальных данных о характере изменения цикловой подачи топлива при работе дизеля (имеются в виду дизели, топливная аппаратура которых снабжена корректором подачи топлива) по безрегуляторной корректорной ветви ВСХ делается вывод уравнения для оценки численных значений цикловой подачи топлива и других параметров (в частности, часового и удельного эффективного расходов топлива, коэффициента наполнения) в функции частоты вращения коленчатого вала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters modelling for diesel engines working at the external high speed characteristic

In this paper based on the analysis of experimental data on the nature of the changes in the fuel cycle operation of the engine (meaning the diesel engines, fuel injection equipment which is provided with a corrector of fuel) on regulated, corrected branch of external speed characteristic the equation to estimate the numerical values of the fuel cycle and other parameters (in particular, time efficient and specific fuel consumption, the filling ratio) as a function of engine speed are concluded.

Текст научной работы на тему «Моделирование параметров дизелей при работе на режимах внешней скоростной характеристики»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 621.431.73 (07); 629.114.2

Б. А. Шароглазов, М. Ф. Сафаров

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДИЗЕЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ НА РЕЖИМАХ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В статье на основании анализа экспериментальных данных о характере изменения цикловой подачи топлива при работе дизеля (имеются в виду дизели, топливная аппаратура которых снабжена корректором подачи топлива) по безрегуляторной корректорной ветви ВСХ делается вывод уравнения для оценки численных значений цикловой подачи топлива и других параметров (в частности, часового и удельного эффективного расходов топлива, коэффициента наполнения) в функции частоты вращения коленчатого вала. Внешняя скоростная характеристика; цикловой расход; номинальный режим; коэффициент наполнения; коэффициент избытка воздуха

В технической документации на выпускаемые моторостроительной промышленностью двигатели (в частности, поршневые ДВС) сообщаются лишь краткие сведения о численных значениях параметров, характеризующих работу этих машин на режимах полных нагрузок. Чаще всего эти сведения относятся к режимам номинальной мощности и, в очень сокращенной форме, - режиму максимального крутящего момента.

В этой связи необходимо отметить, что при решении ряда практических вопросов применения двигателей (комплектование машиннотранспортных агрегатов, расчетной оценке тяговых характеристик машин, оценке параметров производительности, экономичности и др.) необходима более полная информация о численных значениях их (двигателей) параметров. В первую очередь - на режимах работы с полной нагрузкой. В частности, на режимах корректорной ветви внешней скоростной характеристики (ВСХ).

Сегодня известны работы и методы приближенной оценки значений параметров при работе ДВС по ВСХ, когда в качестве исходных (опорных) параметров принимаются значения показателей при работе двигателя на номинальном режиме, см. например [1-3]. Однако чаще всего эти работы касаются оценки характера изменения эффективной мощности Ые, крутящего момента М и среднего эффективного давления цикла.

Работ, касающихся моделирования экономических параметров, таких как эффективный КПД цикла, цикловой gц, удельный эффектив-

Контактная информация: 8(351)267-94-31

ный gе и часовой От расходы топлива значительно меньше. Чаще всего они носят эмпирический характер. И вследствие этого обстоятельства могут быть распространены на относительно узкий класс двигателей. В статье на основании анализа экспериментальных данных о характере изменения цикловой подачи топлива при работе дизеля (имеются в виду дизели, топливная аппаратура которых снабжена корректором подачи топлива) по безрегулятор-ной корректорной ветви ВСХ делается вывод уравнения для оценки численных значений gц в функции частоты вращения коленчатого вала п.

При этом в качестве исходных могут быть выбраны значения этого параметра ^ц), соответствующие номинальной частоте вращения пн или частоте пм, соответствующей режиму максимального крутящего момента.

Благодаря корректированию, повышению цикловой подачи топлива с ростом нагрузки, обеспечивается устойчивая работа дизеля по безрегуляторной ветви ВСХ в интервале частот вращения от пн до пм (названный интервал частот вращения характерен для мощных колесных и гусеничных тягачей и промышленных тракторов). Увеличение цикловой подачи при этом может составить 10...20 %. И это обстоятельство (повышение gц с увеличением нагрузки) не приводит к ухудшению протекания процессов в камере сгорания двигателя по ряду причин. В частности, на участке положительного кор-реагирования ВСХ с ростом нагрузки (уменьшение частоты вращения коленчатого вала), как правило, повышается коэффициент наполнения цилиндров свежим зарядом, что дает возможность сохранить неизменным, по сравнению

Б. А. Шароглазов, М. Ф. Сафаров • Моделирование параметров дизелей.

81

с режимом номинальной нагрузки, численное значение коэффициента избытка воздуха, а в отдельных случаях даже повысить его, несмотря на увеличивающуюся цикловую подачу топлива.

Действительно, массовый часовой расход топлива определяется записью:

От = 60—gц или От = С ■ gц ■ п, х

где постоянная С = 120/т, т - коэффициент такт-ности двигателя.

Для цикловой подачи свежего заряда (воздуха), пользуясь понятием коэффициента избытка воздуха, можно записать

,?цв =Ли -Р0 Ук ,

где - коэффициент наполнения, р0 - плотность свежего заряда, Ук - рабочий объем цилиндра.

Коэффициент избытка воздуха определяется соотношением

а = gвц /(Т0 ■ gц ),

в котором Т0 - теоретически необходимое количество воздуха в кг для сжигания килограмма топлива.

Таким образом, из записанных соотношений имеем:

Пи-р0 Ук = а Т0 ■ gц.

Если допустить, что на рассматриваемом участке ВСХ коэффициент избытка воздуха сохраняется неизменным, то из полученного следует

g ц = С1 ■Ли,

где

С = Р ■ — ■ Т

М К0 0 •

а

Стало быть, повышение цикловой подачи с точки зрения наполнения цилиндров свежим зарядом и обеспечения подаваемого в цилиндр топлива достаточным количеством окислителя (воздуха) является оправданным.

Характер изменения цикловой подачи топлива при работе дизелей типа ЧН 15/20,5 и Ч 13/14 по безрегуляторной ветви ВСХ иллюстрируется рис. 1. Линия изменения gц имеет параболический характер. Это для текущего изменения цикловой подачи позволяет записать:

или для изменения частоты вращения от пн до

пм'.

gцш £цн Фи Им)

2

б

Рис. 1. Изменение цикловой подачи топлива при работе двигателей на режимах ВСХ: а - для двигателей типа ЧН 15/20,5 (пн =

= 1250 мин-1; Мен = 132 кВт; Отн = 28 кг/ч); б - для двигателей типа Ч 13/14 (пн = 2100 мин-1; Мен = 177 кВт; Отн = 45 кг/ч)

Приведенная запись при известных параметрах, характеризующих показатели двигателя на номинальном режиме (или режиме максимального крутящего момента),- сведения о них могут быть почерпнуты из паспортных данных по двигателям (при проектировании ДВС - из результатов теплового расчета), - делает возможным определение численного значения коэффициента а, т. е. а = —g^нг.

(пн - пм )

Таким образом, для текущей величины цикловой подачи имеем

gцм gцн

gц = gц

= gц

■ (п - пм ) .

Agц = а(п - пм)2

(пн - пм )

При известных конструктивных параметрах двигателя знание цикловых подач топлива позволяет определить массовые часовые, а также и удельные расходы топлива.

а

Для примера на рис. 2 приведены ВСХ упомянутых дизелей, рассчитанные с использованием полученного соотношения для gц.

б

Рис. 2. Изменение основных показателей двигателей при работе по ВСХ: а - для двигателей типа ЧН15/20,5; б - для двигателей типа Ч13/14

Еще раз отметим, что в качестве опорных параметров выбраны показатели двигателя при работе на номинальном режиме (текущие значения мощностей расчетным путем вычислялись по соотношениям, приводимым в [3]). Точ-

ками на рисунке отмечены численные значения параметров, полученных в результате эксперимента.

ВЫВОДЫ

Сопоставление полученных результатов, а также проверка достоверности полученного уравнения для gц на других двигателях, позволяют отметить, что уравнение может быть использовано при моделировании таких параметров как От, gе, в расчетных исследованиях

на стадии проектирования и доводки двигателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дизели. Справочник / Б. П. Байков [и др.]. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд.), 1977. 480 с.

2. Теория двигателей внутреннего сгорания. Под ред. проф., д-ра техн. наук Н. Х. Дьяченко. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд.), 1974. 552 с.

3. Шароглазов Б. А., Фарафонтов М. Ф., Клементьев В. В. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчет процессов: Учеб. / Под ред. засл. деят. науки РФ Б. А. Шароглазова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. 382 с.

ОБ АВТОРАХ

Шароглазов Борис Александрович, проф. каф. двигателей внутр. сгорания Южно-Уральск. гос. унта. Дипл. инженер (ССХИ, мехфак, 1962). Д-р техн. наук по тепл. двигателям (МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1979), засл. деятель науки РФ (1999). Иссл. в обл. защиты двигателей от тепл. и механ. перегрузок.

Сафаров Марат Фагитович, асп. той же каф. Дипл. инженер (ЮУрГУ, 2009). Иссл. в обл. моделирования параметров поршневых ДВС.

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.