Научная статья на тему 'Моделирование непрерывного гибридного обучения педагогических кадров'

Моделирование непрерывного гибридного обучения педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

В статье доказывается целесообразность использования гибридного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Обосновывается авторская модель непрерывного гибридного обучения педагогических кадров, которая апробируется в институте дополнительного педагогического образования. Выделены и аргументированы конструкты формального, неформального и информального образования. Анализируется целостность инновационной педагогической системы через представленные формы, принципы, средства, методы комбинации очного, дистанционного обучения и самообразования. Актуализируются в модели современные подходы к обучению и педагогические условия ее эффективного функционирования: готовность педагогов к самообучению; информационная культура; IT-компетентность; способность к дистанционному взаимодействию; интегрированное образовательное пространство, мотивирующая среда. Раскрываются преимущества и трудности непрерывного гибридного обучения педагогов. Выделяется главное достоинство нововведения разнообразие возможностей построения индивидуального образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the lifelong hybrid learning of pedagogical cadre

The feasibility of using hybrid training in the system of additional professional education is proved in the article. The author's model of continuous hybrid training of pedagogical staff is substantiated. This model is tested in the Institute for additional pedagogical education. The constructs of formal, non-formal and informal education are identifies and argues by author. The integrity of the innovative educational system through the submitted forms, principles, tools, methods, combination of intramural-distant training and self-education is analyzed. The author actualizes the modern approaches to training and pedagogical conditions of its effective functioning: the willingness of teachers to self-education; information culture; IT competence; the ability to remote interaction; integrated educational space, stimulating environment. The advantages and disadvantages of hybrid continuous training of teachers are revealed. The main advantage of innovations is a variety of opportunities for building an individual educational route.

Текст научной работы на тему «Моделирование непрерывного гибридного обучения педагогических кадров»



àk

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Моделирование непрерывного гибридного обучения педагогических кадров

Т. Б. Волобуева

Modeling the lifelong hybrid learning of pedagogical cadre

T. B. Volobueva

Аннотация. В статье доказывается целесообразность использования гибридного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Обосновывается авторская модель непрерывного гибридного обучения педагогических кадров, которая апробируется в институте дополнительного педагогического образования. Выделены и аргументированы конструкты формального, неформального и информального образования. Анализируется целостность инновационной педагогической системы через представленные формы, принципы, средства, методы комбинации очного, дистанционного обучения и самообразования. Актуализируются в модели современные подходы к обучению и педагогические условия ее эффективного функционирования: готовность педагогов к самообучению; информационная культура; IT-компетентность; способность к дистанционному взаимодействию; интегрированное образовательное пространство, мотивирующая среда. Раскрываются преимущества и трудности непрерывного гибридного обучения педагогов. Выделяется главное достоинство нововведения - разнообразие возможностей построения индивидуального образовательного маршрута.

Abstract. The feasibility of using hybrid training in the system of additional professional education is proved in the article. The author's model of continuous hybrid training of pedagogical staff is substantiated. This model is tested in the Institute for additional pedagogical education. The constructs of formal, non-formal and informal education are identifies and argues by author. The integrity of the innovative educational system through the submitted forms, principles, tools, methods, combination of intramural-distant train-

ing and self-education is analyzed. The author actualizes the modern approaches to training and pedagogical conditions of its effective functioning: the willingness of teachers to self-education; information culture; IT competence; the ability to remote interaction; integrated educational space, stimulating environment. The advantages and disadvantages of hybrid continuous training of teachers are revealed. The main advantage of innovations is a variety of opportunities for building an individual educational route.

Ключевые слова: гибридное обучение, модель, педагог, развитие, информационные технологии, очно-дистанционные курсы, образование.

Keywords: hybrid training, model, teacher, development, information technology, intramural-distant training courses, education.

Одной из перспективных образовательных технологий третьего тысячелетия эксперты называют гибридное обучение. Оно представляет собой сочетание электронного обучения и работы с преподавателем.

Существует несколько трактовок понятия «гибридное обучение» [1; 2], которое переводят еще как смешанное, комбинированное или интегрированное.

Выделено определение М. С. Медведевой, которая называет это системой преподавания, объединяющей в единое целое самообразование, очное и дистанционное обучение, организующей взаимодействие между преподавателями, обучающимися и интерактивными источниками информации, содержащей все элементы учебно-воспитательного процесса (цели, формы и методы, содержание, средства и т. д.) [3, с. 7].

Технология гибридного обучения в классическом виде выглядит таким образом: обучающийся ежедневно получает маршрутный лист (в печатном виде или на телефоне, или на табло), с указанием, что ему предстоит сделать, и садится за компьютер. Если ему нужна помощь, он обращается к преподавателю. Обучающая компьютерная программа фиксирует трудности обучающегося, которые отслеживает педагог по локальной сети.

Каждый учится в своем темпе, управляя программой обучения, но он не сможет перейти на новый уровень, не выполнив успешно задания предыдущего [4].

Так как гибридное обучение позволяет собирать курс из разных частей, то выстраивание индивидуальной траектории становится важным преимуществом такого педагогического процесса.

Институт дополнительного педагогического образования имеет богатый опыт проведения очно-дистанционных курсов повышения

квалификации и межкурсовых Web-мероприятий. (рис. 1).

Ее актуальность обоснована поиском разрешения противоречий между:

- увеличением объема профессиональных знаний и невозможностью освоить их за короткий период курсов повышения квалификации;

- увеличением количества цифровых информационных ресурсов и неготовностью педагогов адаптировать их к своей педагогической практике;

- высоким развивающим потенциалом ИКТ и недостаточным использованием их в образовании взрослых;

- информацией об эффективности гибридного обучения и недостаточной разработанностью его методики.

Сконструирована система непрерывного дополнительного профессионального гибридного обучения педагогических кадров с использованием информационных технологий.

Подсистема электронного обучения

Формальное обучение

Неформальное обучение

Информальное обучение

у Ч

Очно-дистанционные курсы повышения квалификации Web-коллегиум креативной педагогики Электронная библиотека

Очно-дистанционные курсы переподготовки и специализации Виртуальная школа цифровой компетентности: - Массовые открытые опНпе-курсы - Факультатив тьютора - ОпНпе-кейс--тесты Педагогический Web-навигатор профессионального совершенствования и саморазвития

Дополнительное (к высшему) образование по очно-дистанционной форме обучения Виртуальная выставка-презентация «Современное образование» Портал 1Т-компетентного руководителя

Целевые тренинги: «Учителя в опНпе», «Цифровые технологии» и т. д. Центр дистанционной самодиагностики Электронный журнал «Золотые страницы образования»

Корпоративное обучение Интернет конкурсы Виртуальный АРТ-подиум

Рис. 1. Подсистема электронного обучения в модели непрерывного гибридного обучения

педагогических кадров

ЧИППКРО

Теоретико-методологическую основу построения модели непрерывного гибридного обучения педагогических кадров составили труды зарубежных и отечественных исследователей:

- по анализу эффективности педагогических технологий;

- формированию системы непрерывного профессионального образования;

- использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе;

- методике дистанционного и электронного обучения;

- разработке и применению технологии гибридного обучения.

- зарубежным инновациям смешанного обучения.

Адаптация гибридной технологии для повышения квалификации взрослых выглядит таким образом. После всестороннего изучения образовательных потребностей педагогов региона на сайте института вывешивается рекламный проспект курсов повышения квалификации, календарный план очных и Web межкурсовых мероприятий, наполняются электронные ресурсы самообразования.

Педагог сам выстраивает индивидуальную траекторию гибридного обучения на год.

В рамках очно-дистанционных курсов можно выбирать вариативные учебные модули и спецкурсы.

Маршрутный лист составляется и корректируется тоже самостоятельно.

Непрерывное гибридное обучение педагогических кадров обеспечивается синтезом традиционных и Web-технологий в формальном, неформальном и информальном дополнительном профессиональном образовании (см. рис. 2).

Рассмотрим организацию очно-дистанционных курсов повышения квалификации. Неделя очных занятий насыщена практикумами и тренингами, установками на дистанционный этап. Электронное обучение слушателей постоянно совершенствуется. Кроме управляемой самостоятельной работы по материалам учебных модулей, применяются такие индивидуальные методы, как самотестирование, программированные задания (состоит из блоков, прохождение которых требует дать письменный ответ и сразу проверить его правильность), диалоговые компьютерные программы.

Среди интерактивных методов дистанционного этапа особенно популярны групповые дискуссии, электронные конференции, групповые проекты, мозговой штурм, взаимообучение через презентации своего педагогического опыта, кейс-стади. Последний метод пользуется особым успехом, т. к. совместный поиск эффективного выхода из сложных профессиональных ситуаций становится тренажером педагогического мастерства. В банке ситуаций преподаватели собрали остросюжетные случаи, реальные педагогические инциденты, эксцессы, экспертные ситуативные задания (слушатели объединяются в подгруппы и обсуждают ситуацию с разных точек зрения) и даже фрагменты из кинофильмов о школе. Некоторые преподаватели используют в дистанционном обучении ролевые и имитационные игры, педагогические квесты (поиск по подсказкам с преодолением заданий-препятствий).

Ценным преимуществом дистанционного обучения является получение богатого мультимедийного учебно-методического материала: тексты в структурированном виде, в таблицах и схемах, презентации, видео мастер-классов, видеозаписи конкурсных уроков и видеофрагменты тематических мероприятий, учебные видеоклипы, инфографика, анимационные плакаты, предметные ролики и т. п.

Каждый слушатель также вооружается пакетом справочных материалов: электронные учебники и пособия, интерактивные энциклопедии, Е-хрестоматии, навигаторы полезных сайтов, тематические тезаурусы и пр.

Бонусом служат материалы развивающего характера и дидактические кейсы для уроков.

Преподаватели готовы дать личную консультацию по скайпу, по телефону, по электронной почте. Некоторые педагоги предпочитают приезжать в методический день для общения со специалистами института. Для тех слушателей, которым по каким-либо причинам неудобно заниматься в сети, все материалы копируются на их ^В-флеш-накопители, а некоторым (по их просьбе) распечатываются. Каждого педагога сопровождает тьютор, который обеспечивает обратную связь, мотивирует и активизирует обучение, разрешает технические проблемы, поддерживает обучающегося.

Рис. 2. Модель непрерывного гибридного обучения педагогических кадров в системе дополнительного

профессионального образования

Инициативами этого года стали:

- Виртуальный зал славы лучших слушателей. Каждый преподаватель отбирает пять педагогов, наиболее успешно прошедших его учебный модуль, тьютор награждает их виртуальными медалями. Набравшие максимальное число виртуальных знаков отличия, попадают в зал славы.

- Видеозал стажера. Во время стажировки курсант закрепляет обновленные теоретические знания, адаптирует и применяет изученные на очном этапе технологии, приемы, методы в течение 1-2 недель. Каждый стажер должен записать на веб-камеру один свой урок с использованием нововведений и переслать запись тьютору. Уроки будут выложены в интернете, прокомментированы руководителем и предложены для виртуального посещения другим курсантам с последующим обсуждением.

- Web-стенд выпускника. Кроме выпускной работы, которая хранится в учебной части, курсант готовит ее автореферат в виде презентации (5-6 слайдов) и выкладывает на стенде.

Третий очный этап систематизирует и обобщает полученные слушателями знания через семинары, практические занятия, защиту творческих работ и проектов.

В течение года постоянно отслеживается качество курсов повышения квалификации через

входной-выходной контроль, выпускные работы, итоговую аттестацию и анкетирование. Анализ показывает, что организацией и содержанием курсов полностью удовлетворены 98,6% слушателей, что позволяет констатировать высокий профессиональный уровень и широкий диапазон работы коллектива.

После курсов педагог продолжает обучение в подсистеме неформального и информального образования (см. рис. 3) по своему образовательному маршруту.

Ежегодно институт проводит до 500 межкурсовых профильных и около 40 массовых мероприятий, в которых принимают участие педагоги общего образования, а также ученые и методисты вузов-партнеров, в том числе зарубежных. Из традиционных учебно-методических событий по-прежнему пользуются популярностью разноформатные семинары, тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, научно-методические лаборатории, круглые столы и др.

Целью Web-коллегиума креативной педагогики является создание условий для самореализации и развития творческого потенциала педагогов, развитие коммуникативных способностей, обеспечение возможности для успешной адаптации педагогов к условиям информационного общества.

Рис. 3. Ключевые ресурсы информального обучения и развития педагогических кадров

Основной технологией работы Web-коллегиума выбрана дистанционная видеоконференция. В его рамках в течение года проводится более 100 Web-мероприятий, среди которых Web-форумы и Web-марафоны, интернет-репетиторы и опНпе-школы и пр. Спикерами вебинаров становятся творческие педагоги, победители и лауреаты профессиональных конкурсов, носители перспективного педагогического опыта. В результате работы Web-коллегиума креативной педагогики формируется база видеозаписей вебинаров, которая насчитывает свыше 300 видеофайлов.

Большая познавательная активность участников фиксируется также в технопарках, школе модератора и школе ремесел. Используя новые формы неформального обучения, сотрудники Института не только повышают профессиональный интерес педагогов и интерактивность занятия, но и продвигают результативные инновации.

Интернет-соревнования и конкурсы педагогического творчества стимулируют потребность в творческом самовыражении и профессиональном развитии педагогов, предоставляют возможность повысить свою значимость, стать

лидером в педагогическом сообществе, получить общественное и государственное признание. В процессе профессиональных состязаний идет интенсивное взаимообучение, накопление опыта, установление новых партнерских связей и инициирование новых проектов.

Институт дополнительного педагогического образования предлагает целую россыпь конкурсов профессионального творчества с использованием киберпространства.

Информальное образование - один из действенных каналов подключения безграничного образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования. Новые ресурсы фокусируются на развитии у педагогов готовности к самообразованию, саморазвитию, продуцированию новых педагогических идей, технологий.

Сайт института стал мощным информационным и образовательным источником для педагогического сообщества региона. Статистика посещаемости сайта ежегодно растет. Наиболее востребованные рубрики: «Государственная итоговая аттестация» и «Уроки гражданственности». Первые позиции рейтинга востребованности занимают разделы «Учебно-

методическое обеспечение к новому учебному году», «Электронные версии авторских программ и учебно-методических материалов», «Основные образовательные программы». Расширилась география пользователей сайта Института: ДНР, ЛНР, Россия, Литва, Беларусь.

Продуктивно работают восемь виртуальных выставок, облачных инсталляций, Web-витрин, Арт-подиум, Педагогический Web-навигатор, электронная библиотека. Расширяется круг участников открытого педагогического сообщества «Растим личность» (ДНР, Россия, США, Германия, Франция, Казахстан, Турция, Испания и др.).

Ценным инструментом развития являются «Центр дистанционной самодиагностики», разработанные и изданные учебно-методические пособия для руководителей, педагогов и обучающихся, новые номера педагогических журналов, предметные Е-хрестоматии.

Модель непрерывного гибридного обучения педагогических кадров института дополнительного педагогического образования строится на принципах доступности, системности, интерактивности, мультимедийности, рефлексивности и витагенности (опоры на жизненный опыт) с использованием современных подходов (системно-деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного, андрагогического) и новейших технологий. Активная инновационная деятельность -еще один отличительный аспект модели. Она отличается комплексностью, социальной направленностью (открытостью и доступностью для потенциальных участников и социальных партнеров) и высоким развивающим потенциалом. Созданы все условия для включения педагогов, методических служб, образовательных организаций в инновационное поле института: от участия в изучении инноваций, апробации нововведений, представления авторского перспективного опыта и его распространения до освоения и реализации новых функций педагогов (консультант, тьютор, фа-силитатор, модератор, коуч и др.).

В процессе внедрения непрерывного гибридного обучения педагогических кадров появились проблемы, которые частично уже преодолены, а именно:

- Традиционные методы не эффективны при электронном обучении.

- В дистанционном обучении нельзя давать тексты лекций. Вся информация должна подаваться структурированными блоками, с использованием таблиц и схем. Учебные материалы должны быть максимально мультимедийными и интерактивными.

- Авторские учебные модули не может вести другой преподаватель, т. к. только разработчик полностью использует потенциал учебной информации, отобранных технологий и методов.

- Надлежит считаться с возрастными страхами использования ИКТ.

- На случай длительного отключения электричества или слабой скорости интернета у отдельных слушателей, нужно иметь учебно-методический пакет с материалами как на бумажных носителях, так и на электронных. При этом использовать альтернативные способы коммуникации.

- Преподавательский состав института дополнительного профессионального образования должен постоянно проходить учебу по разработке и организации гибридного обучения.

- Необходима специальная подготовка тьюторов с систематической супервизией.

Результативность описанной модели подтверждается отслеживаем качества освоения новой информации, уровнем использования новых методов и технологий в педагогической практике, динамикой образовательных инициатив. Гибридное обучение объединяет преимущества обеих форм организации учебного процесса, задействует современные коммуникационные техники, позволяет создать комфортную учебно-развивающую среду, усилить персонификацию педагогического процесса [5]. Анализ анкетирования педагогов (5824 респондента) указал их приоритеты в оценке эффективности смешанного профессионального усовершенствования:

- выстраивание индивидуальной траектории обучения (76%);

- увеличение объема получаемых знаний (72%);

- расширение и углубление профессионально значимых компетенций (68%);

- современная интерпретация личностно ориентированного обучения (64%);

- гибкость обучения (60%);

ЧИППКРО

- многообразие методов педагогического воздействия (58%);

- поисково-исследовательские задания (56%);

- более рациональное использование времени (54%).

Таким образом, разработанная модель непрерывного гибридного обучения педагогических кадров имеет реальные преимущества и перспективу дальнейшего развития, носит развивающий характер и особенно ценна богатыми и разноплановыми возможностями конструирования индивидуальных образовательных маршрутов. Основными ее достоинствами являются также синтез самых эффективных методик электронного, традиционного и самостоятельного обучения, преемственность содержания формального и неформального образования, постоянное насыщение информального образовательного пространства, углубление персонификации педагогического влияния, развивающий тьюторинг, использование богатых возможностей современных информационно-коммуникативных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Словарик учителя XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newtonew.com/ 8сЬооШю1юпагу4еасЬег^-йииге (дата обращения: 11.12.2017).

2. Рубцов Г. И. Смешанное обучение: анализ: трактовок понятия [Электронный ресурс] / Г. И. Рубцов, Н. В. Панич. - Режим доступа: Шр8: //cyberleninka.rU/article/n/smeshannoe -оЬисЬеше-апаНЕЧгакоуок-ропуайуа (дата обращения: 11.12.2017).

3. Медведева М. С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Медведева. - Нижний Новгород, 2005. - 30 с.

4. Сергеев А. Г. Введение в электронное обучение: монография / А. Г. Сергеев, И. Е. Жигалов, В. В. Баландина. - Владимир : Изд-во ВлГу, 2012. - 180 с.

5. Blended Learning Today. Designing in the New Learning Architecture [ Электронный ресурс] // The Oxford Group. - Режим доступа: http://www.oxford-group.com/pdf/blended-learning-today-2014.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

References:

1. Glossary of the teacher of the XXI century [Slovarik uchitelja XXI veka] [Web resource], access mode: https://newtonew.com/school/dicti-onary-teacher-of-future (accessed date: 12/11/2017).

2. Rubtsov G. I., Panich N. V. Mixed training: analysis: interpretations of the concept [Sme-shannoe obuchenie: analiz: traktovok ponjatija] [Web resource], access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-analiz-traktovok-ponyatiya (accessed date: 12/11/2017).

3. Medvedev M. S. Formation of readiness of future teachers to work in conditions of mixed teaching: abstract of dissertation of Candidate of Pedagogy Sciences [Formirovanie gotovnosti bu-dushhih uchitelej k rabote v uslovijah sme-shannogo obuchenija: avtoref. dis. kand. ped. nauk], Nizhny Novgorod, 2005. 30 p.

4. Sergeev A. G., Zhigalov, I. E., Balan-dina V. V. Introduction to e-learning: monograph [Vvedenie v jelektronnoe obuchenie: monografija], 2012.180 p.

5. Blended Learning Today. Designing in the New Learning Architecture // The Oxford Group [Web resource], access mode: http://www.oxford-group.com/pdf/blended-learning-today-2014.pdf (accessed date: 12/11/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.