Б.П. Дзюба, Д.В. Шишацкий
МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ РЕАКЦИЙ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
Разнообразие реакций экономических субъектов различных стран и видов деятельности на одни и те же налоговые реформы свидетельствует о том, что налоговые институты и стереотипы налогового поведения оказывают основное влияние на результаты регулирующих налоговых воздействий государства. Поэтому актуальными являются исследования подходов к оценке налоговых реакций экономических субъектов, учитывающих специфику страны и исследуемых предприятий. В особенности актуальными являются исследования влияния налоговых реакций корпоративных структур, платежи которых являются основными источниками наполнения бюджета.
Исследования налоговых реакций экономических субъектов в Украине осуществлялись в рамках работ по изучению налогового поведения, среди которых следует отметить исследования В.П. Вишневского [4], Т.С. Клебановой [6, 7], Р.Н. Лепы [8], Т.В. Меркуловой [1, 2]. В этих работах были рассмотрены вопросы классификации видов налогового поведения, разработаны модели принятия решений плательщиками налогов, предложены подходы к оценке вероятностей уклонения от налогообложения.
Среди наиболее существенных недостатков вышеупомянутых подходов необходимо отметить, что реакция налоговых субъектов считается одинаковой и независящей от специфики его деятельности, формы собственности и размера предприятия. Поэтому возникает необходимость в разработке таких подходов, которые будут учитывать специфику возникновения налоговых реакций с учетом имеющейся у экономического субъекта информации, а также его возможностей по активной адаптации к налоговым реформам, обусловленным размером и формой собственности.
Целью статьи является разработка модели влияния налоговых реакций корпоративных структур на объем их налоговых платежей.
Налоговые реакции корпоративных структур проявляются в их налоговом поведении, которое может быть следующих типов: активная адаптация с воздействием на законодательные и налоговые органы; активная адаптация с воздействием на потребителей; активная адаптация с воздействием на поставщиков; пассивная адаптация, направленная на уклонение от налогообложения; пассивная адаптация, направленная на расширение; пассивная адаптация, направленная на транснациональное развитие. Каждый тип налогового поведения возникает как реакция на какие-либо изменения в налоговой среде, которые могут быть позитивными или негативными с точки зрения дохода владельцев корпоративной структуры.
При изменении условий налоговой среды это отражается на чистой прибыли владельцев корпоративной структуры, в результате чего меняется налоговое поведение корпоративной структуры. Независимо от особенностей стратегических целей собственников, в любом случае основная задача корпорации - обеспечить неуменьшение имевшегося до изменения налоговой среды уровня прибыли. Причем, в отличие от большинства обычных предприятий, украинские корпоративные структуры имеют возможности для обеспечения неуменьшения прибыли после налоговых реформ. Так как большинство украинских корпораций ориентированы на экспорт своей продукции (металлургической, электроэнергии, машиностроительной сельскохозяйственной и т.п.), они имеют возможность укрывать часть своей прибыли в оффшорах. Конкретные методы обеспечения этой задачи зависят от стратегических целей.
Чистый доход владельцев корпоративной структуры определяется их стремлением к сохранению или увеличению текущей нормы прибыли, имевшейся до изменения налоговой среды. То есть функция оптимизации дохода владельцев корпоративной структуры имеет вид
(1 - - (1 - Г Ж ^ тах^
где Ж - объем реализации продукции корпоративной структуры после изменения налоговой среды;
V 1 - объем реализации продукции корпоративной структуры до изменения налоговой среды;
г - налоговая нагрузка на корпоративную структуру после изменения налоговой среды;
г - налоговая нагрузка на корпоративную структуру до изменения налоговой среды.
При этом возможности по максимизации дохода ограничены имеющимися у корпоративной структуры вариантами налоговых реакций, влияющими на совокупную налоговую нагрузку. На уровне предприятий показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в виде налоговых платежей. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг) [6]
г _ гкь1 кь2 кьз кь4 кь5 кь6
г - г кА1кА2 кА3 кР1 кР2 кР3 '
где г - фактическая налоговая нагрузка на корпоративную структуру после изменения налоговой среды;
г - ожидаемая налоговая нагрузка на корпоративную структуру после изменения налоговой среды без учета налоговой реакции;
кА1 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку активной адаптации с воздействием на законодательные и налоговые органы;
къ2 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку активной адаптации с воз-
А2
действием на потребителей;
к3 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку активной адаптации с воз-
Аз
действием на поставщиков;
кР4 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку пассивной адаптации, на-
Р1
правленной на уклонение от налогообложения;
кР5 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку пассивной адаптации, наР 2
правленной на расширение;
кР6 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку пассивной адаптации, на-
Р3
правленной на транснациональное развитие;
ЬЯ - булевые переменные, определяющие, возникнет (ЬЯ _ 1) или нет (ЬЯ _ 0) соответствующая налоговая реакция.
Я _ 16.
Налоговая реакция корпоративной структуры реализуется в виде мероприятий налогового поведения, возможность которых ограничена имеющимися ресурсами, которые могут быть как традиционными - финансовыми, кадровыми, материальными, так и нетрадиционными, определяющими принципиальную вероятность конкретных определенных действий, например: наличие свободных рынков при расширении или транснациональном развитии; степень эластичности спроса при активной адаптации с воздействием на потребителей или поставщиков и т.п.
Ограничения по возможностям реализации налогового поведения корпоративной структуры имеют вид
X Ъл2 < А,, * _ ,
Я_1 2_1
где - количество ресурсов * -го типа, необходимых для реализации Я-го типа налогового поведения;
А- наличие у корпоративной структуры ресурсов w -го типа; ZR - количество мероприятий R-го типа налогового поведения.
Помимо непосредственно налоговой нагрузки, налоговые реакции оказывают влияние на объем реализации и затраты корпоративной структуры. Влияние мероприятий налогового поведения на объем реализации продукции корпоративной структуры имеет вид
V = уу-Л ^22 ¿А 3 <4 Лр 2 ^6,
где - темпы роста соответствующего рынка;
ЛА - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку активной адаптации с воз-
А1
действием на законодательные и налоговые органы;
ЛА - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации активной адаптации с воздей-
А 2
ствием на потребителей;
ЛА - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации активной адаптации с воздей-
"3
Аз
ствием на поставщиков;
йь„4 - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации пассивной адаптации, направленной на уклонение от налогообложения;
ЛР5 - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации пассивной адаптации, направ-
Р 2
ленной на расширение;
ЛР6 - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации пассивной адаптации, направ-
Р 3
ленной на транснациональное развитие.
Также мероприятия налогового планирования оказывают влияние на затраты корпоративной структуры
С = й ЧХ ЧЪА
где С( - затраты корпоративной структуры после изменения налоговой среды; а - средневзвешенные темпы роста рынков ресурсов;
аА1 - коэффициент влияния на ожидаемую налоговую нагрузку активной адаптации с воз-
А1
действием на законодательные и налоговые органы;
-Ъ
Ч2 - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации активной адаптации с воздействием на потребителей;
аЪ 33 - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации активной адаптации с воздей-
ствием на поставщиков;
ь
аР4 - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации пассивной адаптации, направленной на уклонение от налогообложения;
- коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации пассивной адаптации, направ-
ленной на расширение;
ар - коэффициент влияния на ожидаемый объем реализации пассивной адаптации, направ-
^Р з
ленной на транснациональное развитие.
В результате решения вышеприведенной задачи оптимизации дохода владельцев корпоративной структуры может быть найден ожидаемый объем реализации и затрат, что позволит спрогнозировать основные налоговые платежи.
Выводы. Разработан научно-методический подход к оценке влияния налоговых реакций корпоративных структур на объем их налоговых платежей, в основе которого лежит модель оптимизации корпоративной структуры своих налоговых платежей после изменения налоговой
среды. Дальнейшие исследования позволят уточнить механизмы расчета коэффициентов влияния различных типов налоговых реакций на ключевые показатели функционирования корпоративной структуры.
Литература
1. Вишневский В. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика / В. Вишневский, А. Веткин // Вопросы экономики. - 2004. - №2. - С. 96-108.
2. Ястребова А.С. Критерии и методология управления налогообложением в современных условиях развития Украины / А.С. Ястребова // БiзнесIнформ. - 2007. - № 10(1). -С. 76-78.
3. Клебанова Т.С. Оптимизация налоговой нагрузки предприятия на основе системно-динамического моделирования: моногр. / Т.С. Клебанова // Налогообложение: проблемы науки и практики. - 2007. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2007. -C. 254-270.
4. Клебанова Т.С. Моделювання податкового навантаження пщприемства в умовах транс-формацшно! еконо мжи: моногр. / Т.С. Клебанова, Г.С. Ястребова. - Х.: ВД «1НЖЕК». - 2009. - 268 с.
5. Лепа Н.Н. Классификационная структура налогового поведения предприятий и варианты их налогового реагирования / Н.Н. Лепа, А.Ф. Дасив // Науковий вшник Черншвського державного шституту економши i управлшня. - Чернипв: ЧД1ЕУ, 2009. - №3(4). - С.42-52.
6. Jackson G.S. Lessons for tax planners / G.S. Jackson // The CPA Journal, August, 2010. - P.
52-55.
Представлена в редакцию 28.02.2011 г.