Научная статья на тему 'Моделирование нагруженности гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала'

Моделирование нагруженности гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
167
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сидоров С. А.

Разработаны модель и программный пакет Transmission для исследования нагруженности гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала. Данный программный пакет позволяет моделировать нагруженность механизмов трансмиссии на режимах трогания и разгона при различных дорожных сопротивлениях, положениях педали управления двигателем и начальных оборотах коленчатого вала двигателя, различных законах включения фрикционов и некоторых других параметрах, что позволяет выявить степень влияния различных эксплуатационных режимов на нагруженность трансмиссии самосвала. Адекватность разработанного программного обеспечения доказана сравнением экспериментально полученного процесса нагружения ГМТ карьерного самосвала БелАЗ-7555 с результатами моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сидоров С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS LOADING SIMULATION OF HYDRO-MECHANICAL TRANSMISSION OF DUMP TRUCK

The Transmission model and software package to investigate stress loading of a hydromechanical transmission of a dump truck have been developed. The given software package allows to model stress loading of transmission gears in taking-off and acceleration modes at various road resistance, positions of an engine control pedal and initial revolutions of an engine crankshaft, various laws of friction clutch switching and some other parameters that permit to reveal a rate of various operational mode influence on stress loading of a dump truck

Текст научной работы на тему «Моделирование нагруженности гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала»

УДК 629.114

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА

СИДОРОВ С. А.

Белорусский национальный технический университет

Одной из важнейших задач при создании новой и модернизации серийно выпускаемой техники является сокращение сроков разработки, повышение надежности и долговечности. Эксплуатационные испытания, безусловно, -самый достоверный способ оценки долговечности узлов и агрегатов карьерных самосвалов, однако, к сожалению, требующий значительных затрат времени, труда, и, конечно, дорогостоящий.

Один из путей сокращения сроков проектирования - применение современных программных комплексов, позволяющих создать компьютерную модель автомобиля и оценить на-груженность основных его агрегатов.

Белорусским национальным техническим университетом совместно с Белорусским автомобильным заводом проведены расчетноэкспериментальные исследования нагруженно-сти гидромеханической трансмиссии (ГМТ) карьерных самосвалов БелАЗ-7555 и БелАЗ-75473, для чего была разработана программа моделирования реализаций нагруженности гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала Transmission.

Фі

/і bi /2

Мф

bn

МДВ Мш

м»

в)1

Фб

/з Ь,и"

с^Рбі.

е2II г

Ьзт

ф

ез-Ц

е4і

X ф2

Программа Transmission является самостоятельным программным продуктом и не требует специального программного обеспечения для функционирования. Кроме того, она не требует инсталляции (установки на жесткий диск) и может быть запущена с любого носителя.

Схема расчетной динамической системы трансмиссии карьерного самосвала, использованной при разработке программы, представлена на рис. 1.

На схеме /і-/ю - моменты инерции вращающихся деталей; е\-е\\, Ьу-Ьц - податливости и коэффициенты демпфирования упругих звеньев; U\u Uu, U2\, Un, Un, Uyj, Um, Um ~ передаточные числа пар шестерен; MR9 - крутящий момент двигателя; Af„, МТ - моменты на насосном и турбинном колесах ГТ; Мф - момент сцепления колес с опорной поверхностью; Mf - момент сопротивления качению колес автомобиля; Мі - то же подъему автомобиля; Фі-Ф4, ФБ - фрикционы.

Особенностью рассматриваемой расчетной динамической системы считается наличие пяти фрикционных муфт Фь Ф2, Ф3, Ф45 Фб, расчленяющих систему. Включение или выключение

Фз

У,

е5

Ьл\и22 и

VI

еб'У,

b7..WV2

/7 Ьа и ь 9 I* ho I10

kyfofcfK) m

Ц 8 9 Mo 10

e7

Ф4

Рис. 1

любой из них в процессе переключения передач приводит к перестройке структуры и изменению параметров модели с последующим согласованием кинематических и силовых факторов ведущей и ведомой частей. Движение масс динамической системы в каждом фиксированном структурном состоянии описывалось с помощью дифференциальных уравнений Лагранжа 2-го рода. Данная модель позволяет реализовывать:

1. Переключение передач как с разрывом, так и без разрыва потока мощности в любом направлении в соответствии с задаваемым законом переключения передач.

2. Автоматическую блокировку и разблокировку гидротрансформатора в соответствии с задаваемым законом, а также разблокировку при переключении передач.

3. Движение самосвала по дороге переменного профиля с различным коэффициентом сцепления и ограничениями скорости движения на отдельных участках по условию безопасности движения.

Численное интегрирование дифференциальных уравнений математической модели трансмиссии осуществлялось с использованием метода Рунге - Кутта 4-го порядка.

Программа реализована на языке программирования Object Pascal в интегрированной среде программирования Delphi 5,0 и состоит из пяти компонентов: головной программы Transmission, файлов исходных данных Data (параметры динамической модели), DVS (характеристики двигателя и регулятора), Low (характеристики фрикционов и законы изменения давления во фрикционах) и Road (характеристики макропрофиля дороги и режимов движения).

Русскоязычный интерфейс программного пакета, одно из окон которого представлено на рис. 2, интуитивно понятен и не вызывает неоднозначного толкования назначения его элементов. Кроме того, при наведении указателя мыши на любой элемент рядом с ним появляется подсказка о назначении этого элемента или пункта.

Критерием оценки точности значений параметров имитационной модели может служить

совпадение результатов моделирования с записью реального процесса. В этом случае проверяются как правильность математического и алгоритмического описания, так точность ее реализации на ЭВМ. Поэтому с целью оценки достоверности разработанной имитационной модели проводилось сравнение экспериментально полученного процесса нагружения ГМТ карьерного самосвала БелАЗ-7555 с результатами моделирования.

|Выберите Файл исходных данных

Демпфирование ’ 1

Параметры задачи

М & Н А % В ✓

Параметры ГМП \ Параметры ДВС

| Моменты инераии | , Жесткясти

Степень нажатия педали подачи топливе, ^ ' : — “Г*; .....

I Врем» счета; с 10.0000 1-ая передача 0 Ш 4-ая передала |0 [%|

; Шаг счета, с 10,0000 . 2-ая передача - Шаг печати, с |0,0000 |^] і 5 3-я» передача 0 0 И И 5-аялередача Ю - 6-ая передача" J6 Jg] :

, Начальные'эславня“““““- ■- - ІІ1І Коэффициент трения ~~ “"-7--

; Частота вращения вала ДВС. об/мин [0.0 М: динамовский |о

; Рэдиу; качениякояеса, м 0,00 И ; , статический |0

- Начальная скорость автомобиля, км/ч 0.0 ш\ • кдаФФиииенг |д ' ; аппроксимации *

Результат" ~~ ’jl - ггги.

Имя файла резу/гьтзгс* | „,. - :

Рис. 2

Как видно из результатов сравнения, представленных на рис. 3, параметры процесса нагружения, полученные в ходе эксперимента, несколько отличаются от соответствующих параметров, полученных моделированием на ЭВМ. Это объясняется рядом допущений, имеющих место при разработке модели.

Здесь Мзи - крутящий момент на карданном валу привода заднего моста; птип ~ частота вращения карданного вала привода ГМП; пт -то же заднего моста.

Параметры с индексом «эксп» относятся к экспериментально полученным данным, а с индексом «мод» - к моделированным на ЭВМ.

Таким образом, помимо качественной идентичности, сопоставляемые осциллограммы имеют однородный характер, что свидетельствует об адекватности разработанной модели реальным условиям нагружения.

Программа опробована и используется в работе бюро гидромеханических передач Белорусского автомобильного завода.

Рис. 3. Осциллограмма процесса трогания и разгона самосвала на подъеме

ВЫВОДЫ

1. Разработанная модель учитывает характеристики агрегатов карьерного самосвала, управляющих воздействий водителя и дороги и позволяет исследовать влияние этих факторов на нагруженность трансмиссии.

2. Разработанный программный пакет позволяет с большой достоверностью оценить нагруженность гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала еще на стадии проектирования, что существенно снизит сроки разработки и повысит конкурентоспособность отечественной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарасик В. П. Математическое моделирование технических систем. - Мн.: Дизайн ПРО, 2004. - 640 с.

2. Сидоров С. А. Моделирование гидромеханической трансмиссии карьерного самосвала и определение ее на-груженности // Конструирование и эксплуатация автомобилей: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Руктешеля. - Мн.: УП «Технопринт», 2001. - Вып. 7. - С. 10-14.

3. Сидоров С. А., Руктешель О. С. Моделирование переходных процессов в трансмиссии карьерного самосвала с гидромеханической коробкой передач // Новые математические методы и компьютерные технологии в проектировании, производстве и научных исследованиях: Тез. докл. науч. конф., Гомель, 13-18 марта, 2000 г. / Гомель, ГГУ. - 2000. - С. 97-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.