Научная статья на тему 'Моделирование медиаобраза Омска по данным современной блогосферы'

Моделирование медиаобраза Омска по данным современной блогосферы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
453
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / МЕТОНИМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / БЛОГОСФЕРА / MEDIA IMAGE / METONYMIC MODEL / BLOGOSPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малышева Елена Григорьевна

По данным текстов современной региональной блогосферы («Твиттер» и «Живой Журнал») реконструируется медиаобраз Омска. Выявляются и анализируются частотные метонимические модели, посредством которых в интернет-текстах создается медиаобраз омского региона. Делают­ся выводы об однозначно негативном характере медиобраза Омска и о стереотипизации в текстах блогосферы модели ‘Омск город, который мы поте­ряли’, а также о необходимости изменения стереотипных представлений об Омске с помощью нетривиальных методов информационной политики в ре­гионе и активизации работы в этом направлении официальных омских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Малышева Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of Omsk media image according to modern blogosphere

The article is devoted to the reconstruction of Omsk media image according to the texts of contemporary regional blogosphere (Twitter and LiveJournal). We identify and analyze frequent metonymic model that helps to create media image of the Omsk region in the Internet texts. The author made conclusions about the uniquely negative nature of Omsk media image and stereotype model “Omsk is the city we lost” in the texts of the blogosphere, as well as about the need to change stereotypical attitudes towards Omsk using non-trivial information policy in the region and to intensify work of official Omsk mass media in this area.

Текст научной работы на тему «Моделирование медиаобраза Омска по данным современной блогосферы»

УДК 81'42

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕДИАОБРАЗА ОМСКА ПО ДАННЫМ СОВРЕМЕННОЙ БЛОГОСФЕРЫ*

Е.Г. Малышева

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация: По данным текстов современной региональной блогосферы («Твит-тер» и «Живой Журнал») реконструируется медиаобраз Омска. Выявляются и анализируются частотные метонимические модели, посредством которых в интернет-текстах создается медиаобраз омского региона. Делаются выводы об однозначно негативном характере медиобраза Омска и о стереотипи-зации в текстах блогосферы модели 'Омск - город, который мы потеряли', а также о необходимости изменения стереотипных представлений об Омске с помощью нетривиальных методов информационной политики в регионе и активизации работы в этом направлении официальных омских СМИ.

Ключевые слова: медиаобраз, метонимическая модель, блогосфера. Для цитирования:

Малышева Е.Г. Моделирование медиаобраза Омска по данным современной блогосферы // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 92-106.

Сведения об авторе:

Малышева Елена Григорьевна, доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: malysheva_eg@mail.ru Дата поступления статьи: 15.11.2016

Введение

Существование новых (а теперь уже и новейших] медиа предполагает «не столько отражение окружающей действительности, сколько ее интерпретацию, комментарий и оценку, способствующую созданию оп-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-14-55003 «Медиасфера омского региона: структура, каналы, ценности, новые дискурсивные практики».

© Е.Г. Малышева, 2016

ределенного идеологического фона» [Добросклонская 2008: 13]. Таким образом, пространство Интернета становится своеобразной ареной, где массмедиа формируют образ мира с заданными характеристиками и где в то же время рождается его медиаобраз, т. е. «образоотражение» в сознании интернет-пользователя, оценивающего действительность, представленную в медиаизданиях, этого сформированного СМИ образа мира [Га-линская 2013: 93].

Именно в связи со сказанным выше исследование медиаобраза Омска - фрагмента действительности, «сконструированного» в блогах и мик-роблогах носителей языка и, несомненно, имеющего воздействие на массовое сознание, - нам видится чрезвычайно актуальным. Тем более что образы субъектов России в отражении блогосферы на данный момент изучены явно недостаточно.

Таким образом, целью нашей работы стало выявление когнитивно-языковой специфики медиаобраза города Омска, репрезентированного в блогах LiveJournal («Живой Журнал», далее - ЖЖ] и микроблогах Twitter (далее - Твиттер), а также реконструкция современного медиаобраза Омска и Омской области на основании анализа базовых, доминантных метонимических моделей, характеризующих регион.

Заметим, что у понятия «медиаобраз» были «предшественники». В.Д. Мансурова, например, обратила внимание на журналистскую картину мира как «особое коммуникативное состояние, бытующее не в статике, а в процессе взаимодействия людей по поводу самых разнообразных явлений материальной и духовной жизни» [Мансурова 2003].

Похожий взгляд и у И.В. Рогозиной. В ее понимании существует картина мира журналиста, занимающегося определенным видом деятельности и использующего особые способы обработки информации, и медиакар-тина мира, которая формируется в сознании воспринимающих медиасо-общения индивидов. Кроме того, исследователь разделяет индивидуальную и общечеловеческую картины мира, которые преобразуются под влиянием массмедиа и соотносятся как часть и целое. В соответствии с этой концепцией целостная медиакартина мира рассматривается как результат мыслительной деятельности по моделированию событий и явлений окружающего мира. В итоге формируется такая «модель реальности, которая, с одной стороны, свидетельствует об авторском миропонимании, а с другой - в наиболее общих категориях отражает реальность» [Рогозина 2003: 25].

Проанализированные точки зрения, на наш взгляд, способствовали созданию понятия «медиаобраз». В настоящее время исследователи дают множество определений медиаобраза. Так, Е.Н. Богдан пишет: «Тот образ, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и является выражением общественного сознания в медиапространстве, может быть определен как ме-

диаобраз». При этом исследователь отмечает, что этот медиаобраз - далеко не полная картина реальности, он лишь часть того целостного образа страны, который формируется в сознании россиян спонтанно, под влиянием действительности и совокупных усилий разных сфер человеческой деятельности, не связанных с медиаканалами [Богдан 2007: 64].

А.В. Глаголева, определяя медиаобраз как фрагмент образа социального мира, присутствующего в медиапространстве [Глаголева 2014: 24], замечает, что он обладает вполне выраженной функциональной самостоятельностью, поскольку ориентирован на формирование образа региона в общественном сознании - и вместе с тем ему не тождествен. То есть ме-диаобраз региона - это выраженные в медиапространстве образы региона, созданные средствами массовой информации в сотрудничестве с новыми медиа и разными сферами духовного творчества и отражающие особенности текущего момента действительности.

При этом подчеркивается, что новые медиа актуализируют потоки всех произведений духовной и духовно-практической деятельности, проходящие по каналам печати, телевидения, радиовещания и других массме-диа, выступая тем самым в качестве ведущего звена в процессе создания медиаобразов регионов.

Медиаобраз создают в своих публикациях журналисты и блогеры. Они представляют читателю актуальную, часто противоречивую картину мира, которая с разной степенью адекватности отражает реальное положение дел. Любое событие, произошедшее в городе или области, в интерпретации интернет-пользователя вносит свое дополнение в медиаоб-раз региона.

Сознание блогеров и журналистов является частью общественного сознания; они, как и другие граждане России, наблюдают за реалиями страны и делают собственные выводы. Индивидуальное представление о стране формируется под воздействием общей психологической установки интернет-пользователя, его психического, эмоционального склада как личности. Все это накладывает отпечаток на представления пишущего о стране, интерпретируется, модифицируется под влиянием его творческих способностей и трансформируется в его личную мировоззренческую позицию.

Каждый пользователь Твиттера и ЖЖ вносит свое понимание (интерпретацию] события и в целостный образ региона. Каждый текст содержит тот или иной набор упоминаний местных реалий в индивидуальной интерпретации: авторы комбинируют их по-своему. Таким образом, по содержанию текста мы можем судить не только о событии, которому он посвящен, но и о его авторе, об издании в целом, поскольку коммуникатором выступает целый коллектив, организующий массовый информационный поток. Оказывается, что медиаобраз в большей степени зависит от того, какое представление о них создает коммуникатор [Богдан 2007: 66].

Благодаря тому что новые медиа оперативно отражают многие сферы жизни, аудитория получает возможность ориентироваться в современных быстро меняющихся условиях и реагировать на любые изменения, происходящие в обществе. Это подмечает Е.И. Пронин: «Людям кажется, что они просто "удовлетворяют свое любопытство". Но потом оказывается, что поток сообщений подспудно и непредвиденно изменил их мнения и поведение и породил совершенно новые формы социальной практики» [Пронин 2002].

С помощью новых медиа аудитория впитывает, поглощает, воспринимает медиаобраз социальной общности, в том числе и Омской области, формируемый постами из блогов и микроблогов. Он то подтверждает личное мироощущение, то опровергает его, вступая порой с личным представлением в острое противоречие. Однако под воздействием СМИ и новых медиа и эти представления способны изменяться. Уточнение, подтверждение или отторжение индивидуального образа страны происходит путем сопоставления собственного мнения с мнениями других представителей общества как в межличностном общении, так и в условиях массовой коммуникации, важнейшую роль в которой играет журналистика.

В данной работе мы рассматриваем две относительно новые дискурсивные практики, реализованные на интернет-площадках Твиттер и ЖЖ.

Практики конструирования медиаобраза в блогах и микроблогах имеют много общего с дискурсивными традициями художественной литературы и практиками исторического дискурса, который рассказывает о событиях, происходящих в прошлом. Интернет-пользователи специфично выбирают информационные поводы. Чаще всего постоянными характеристиками текстов блогеров становятся релевантность и непредсказуемость. Событие, о котором пишет пользователь Твиттера и ЖЖ, обычно имеет общественную значимость, и в то же время автор проявляет к нему личный интерес. Очень часто внимание уделяется сенсациям.

Для изучения медиаобраза Омска и Омской области в данной работе используется методика анализа сообщений из блогов и микроблогов, ориентированная на выявление реалий региона, которые могли быть использованы авторами в текстах, когда они описывали происходящее событие. Рассказывая о происшествиях, блогеры вольно или невольно создают не только образ события, но и образ города. В настоящем исследовании анализируются все публикации с хэштегом и поисковым запросом «Омск» за пять лет (2010-2015 гг.].

Методика реконструкции медиаобраза Омска по данным блогов ЖЖ и Твиттера включает несколько этапов:

а] анализ репрезентированных в текстах ЖЖ и Твиттера территориальных, климатических, природных характеристик региона;

б] анализ репрезентированных в текстах ЖЖ и Твиттера временных характеристик - прошлого, настоящего и будущего региона;

в] анализ объективации в текстах блогов отношения авторов к событиям, происходящим в регионе, к реалиям общественно-политической жизни и экономического устройства региона и России в целом;

г] наконец, реконструкция базовых метонимических моделей, в которых «Омск» выступает в качестве означаемого и посредством которых моделируется медиаобраз региона в текстах ЖЖ и Твиттера.

Под метонимической моделью в данной работе понимается двух-компонентная когнитивная структура, организованная по типу простого общеутвердительного (или частноутвердительного] атрибутивного логического суждения - это Р», есть (суть] Р»), где отношения между концептом-означаемым и концептом-означающим, «субъектом» р] и «предикатом» (Р), могут быть охарактеризованы как отношения тождества (эквивалентности], перекрещивания (частичного тождества] или субординации (подчинения объема понятий].

Метонимические модели обладают следующими характеристиками:

• это абстрактные структуры, с помощью которых моделируются те или иные предметные референтные области;

• в этих структурах (или моделях] отражается взаимосвязь разного рода понятий, посредством которых описываются моделируемые области;

• эти структуры репрезентируют причинно-следственные связи между понятиями;

• метонимические модели двухкомпонентны; при этом левая часть -означаемое - это всегда тема, осмысливаемое, интерпретируемое понятие той или иной степени обобщения; правая часть - означающее - «называет» направление, «указывает» на сферу интерпретации означаемого и «задает» способы языкового воплощения, развертывания означаемого в речи.

Примечательно, что некоторые из анализируемых далее моделей, например 'Омск - город-пень', представляют собой метонимию с «метафорической прокладкой», где означающий компонент содержит метафорическое осмысление означаемого, хотя в целом модель не является метафорой.

Разумеется, мы осознаем, что фрагмент региональной картины мира, представленный в Твиттер- и ЖЖ-коммуникациях, может отличаться от медиаобраза Омска и Омской области, который конструируется в большинстве печатных, радийных и телевизионных СМИ региона.

Однако очевидно, что «болевые точки» медиаобраза совпадают в разных типах дискурсов. Так, ранее мы замечали: «Серьезность этой проблемы (создание депрессивного медиаобраза Омска. - Е. М.] подчеркивается тем, что региональные СМИ разного типа, в том числе телевизионные, посвящают свои тексты разных жанров, радио- и телепрограммы проблеме "миграции" образованной молодежи из Омска прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. Популярный среди молодежи онлайн-журнал "Класс" даже открыл постоянную рубрику - интервью с уже бывшими молодыми

омичами под общим "говорящим" названием "Поуехавшие". Среди основных причин такой миграции называют как раз политическую, экономическую и культурную непривлекательность региона» [Малышева 2014: 56].

Медиаобраз Омска по данным региональной блогосферы: два этапа в жизни региона

Рассказывая о городе и области, блогеры различают два временных отрезка. Первый - период «правления» Леонида Полежаева, длившийся с 1991 по 2012 г., второй - «управление» регионом Виктором Назаровым, начавшееся в 2012 г.

Если сравнить между собой два экс-губернатора Омской области, то можно сделать следующий вывод: «Полежаев - правил, а Назаров - управлял»1 (@LikaFischer].

«Эпоху Назарова» порой называют «оттепелью», намекая, что на смену жесткому и авторитарному стилю правления экс-губернатора Леонида Полежаева пришла демократия (@TatyanaShpak].

Отзывы интернет-пользователей об Омске разных «эпох» существенно различаются. Проанализировав 1 000 сообщений с поисковым запросом «Полежаев и Омск» в Твиттере и ЖЖ, мы можем реконструировать медиаобразы региона в «полежаевский» и «назаровский» периоды, выявить их сходства и различия, а также сделать выводы, насколько эффективной была политика вышеуказанных управленцев. Так, в мае 2012 г. закончилась так называемая «эпоха Полежаева»: прежний губернатор правил в регионе дольше, чем кто бы то ни было в России, - 21 год. За это время в регионе произошло множество событий и преобразований, привлекших внимание местных блогеров. В начале 2000-х гг. в ЖЖ-дискурсе появились сообщения, оценивающие омские реалии при действующем губернаторе. Что касается Твиттера, то поисковый запрос по тегу «Полежаев» указывает на то, что первое упоминание о Леониде Константиновиче в микро-блогах произошло в начале 2009 г., спустя два с половиной года с момента основания социальной сети.

Свободная оценка сложившейся ситуации все больше и больше начинает привлекать внимание омичей, практически каждый участник ЖЖ-и Твиттер-коммуникации старается внести свой вклад в формирование медиаобраза региона.

Именно в это время в текстах, репрезентированных в интернет-дискурсе, стали формироваться различные метонимические модели, характеризующие регион. Самыми первыми были метонимические модели 'Омск -спортивная столица' и 'Омск - театральная столица'. Особенно омичи не скупились на выражение позитивных эмоций после значительных спортивных побед команд «Авангард» и «Омичка», подчеркивая вклад губер-

1 Орфография, пунктуация и грамматика блогов сохранены.

натора в эти достижения и оценивая тот факт, что именно сфера спорта и театра выгодно выделяет Омск на фоне других городов России.

Голкипер - это, однако, половина команды, остальная половина -везение и чуть-чуть Полежаев (@6ташп^е9].

Омский губернатор Леонид Полежаев поддерживает народный хоккей (@от^к_е].

Омские ястребы - лучшие хоккеисты в России (@franzsomsk].

Омск снова на вершине спортивного олимпа (@likafischer].

Полежаев сказал про билеты на хоккей, и я вспомнила, что мне надо купить билеты в театр (@ryzhykspring].

И все-таки Омск - театральная столица России. Актерское мастерство у нас на очень высоком уровне (Lerka_Voodoo).

В это время активные блогеры ЖЖ начинают размещать сообщения, рассказывающие о проблемах города. Больше всего волнует блогеров тема потерянного Омска. В Сети появляются многочисленные посты с заголовками «Город, который мы потеряли», «Нефтяники, которые мы потеряли», «Город-сад, который мы потеряли» и под. В доказательство приведенных тезисов авторы публикуют снимки города во времена Советского Союза, проекты по расширению дорожных связок, строительные чертежи. Именно из блогов омичи - пользователи Интернета начинают узнавать о множестве архитектурных построек, существовавших в 1970-е гг. и исчезнувших к настоящему моменту. Сопоставление благоприятной картины чистого, просторного, зеленого, незахламленного города с красивыми зданиями в прошлом и настоящего серого, грязного Омска вызвало множество откликов в ЖЖ-дискурсе. Данную тему подхватывают пользователи Твиттера, и она становится одной из самых частотных в микроблогах:

А сколько красивых зданий было в 70-е... Вот куда это все исчезло? Кому они покоя не давали? (@franzsomsk].

Сперва архитектуру уничтожили, теперь еще и до деревьев добрались (@LikaFischer).

Куда делся город-сад?! (@LerkaVoodoo).

Когда-то сын у меня спросит: «Папа, а Омск есть?». И я отвечу: «Нет, сынок, это фантастика» (@Vlad_mihalich].

Другая метонимическая модель с отрицательным аксиологическим модусом, которую репрезентируют омские блогеры, актуализирует плохую экологическую ситуацию в городе. Недовольны горожане как действующим нефтезаводом, который усиливает риск возникновения онкологических заболеваний, так и кремниевым заводом, строительство которого запланировано в ближайшем будущем. Активность, которую проявили «твиттеряне» и субъекты ЖЖ-дискурса, сподвигла горожан несколько раз приходить на митинги, целью которых было выражение протеста по поводу постройки предприятия. Именно внимание блогеров к

данной проблеме и информирование горожан о существующей угрозе стало причиной того, что строительство завода перенесли за пределы региона.

Дадим Омску будущее! Придем на митинг против строительства кремниевого завода! (@Vlad_mihaHch).

Чистый воздух как едкий дым - совершенно не пригоден для дыхания. Именно так думают власти, когда разрешают строительство очередного завода (@antonovrrr).

Я хочу жить! Прийти к губернатору и сказать это (@mariaferra).

Подчеркнем, что блогеры, с одной стороны, напрямую называют «виновников» экологических проблем в Омске и постоянно к ним апеллируют, с другой - осознают необходимость проявления своей активной гражданской позиции, и не в виртуальном пространстве Интернета, а в реальной жизни (Придем на митинг...).

Также Омский интернет-дискурс в это время полон весьма негативных по тональности сообщений, посвященных многолетней проблеме города - строительству метрополитена. Горожане справедливо недовольны тем, что строительство «подземки», начавшееся еще в 1992 г., до сих пор не окончено: «Город, где нет метро, зато есть метромост» - наиболее частотная характеристика Омска блогерами. Как написал в своем твитте-ре @ОтЛашп (за этим никнеймом скрывается известный омский блогер и активный общественный деятель Игорь Федоров), что делать с омским метро, не знает толком пока никто, добавляя, что Омское метро в транспортной стратегии РФ до 2030 отсутствует!

Ситуация с омским метрополитеном порождает в блогосфере и экспликацию прямых обвинений субъектов власти в сложившейся ситуации и в коррупции вообще, и ироничные сообщения, основанные на языковой игре с прецедентными феноменами:

Вот Полежаев денег-то нагрёб на этом метришке, теперь сидит поди на даче своей и ржёт над нами, неудачниками... (@AuditorSS).

Омск выбрал себе в мэры человека, который 20 лет строит метро и не построил ни одной станции (@max_katz).

10 января 1863 года в Лондоне открылось #метро. Через 80 лет родился главный метростроитель всех времён и народов #Полежаев (@BVMelnikov).

2 сентября 2011 г. городская власть открыла вестибюль станции омского метро «Библиотека им. Пушкина» для пешеходов в качестве подземного перехода. Твиттер- и ЖЖ-пользователи, так же как и журналисты омских СМИ, представили это событие в иронической тональности:

Накануне выборов в Омске появилась первая станция метро, спустя 20 лет после начала строительства...; Ни в коем случае не голосуйте за Полежаева, иначе следующая станция появится тоже не раньше, чем через 20 лет! (@ivanovvv71).

Вот незадача! Вход есть. Выход есть. Знак тоже. А метро нет. Это Омск, детка (@jane_chyikina].

С тех пор как Леонид Полежаев подал в отставку и к власти пришел Виктор Назаров, пользователи Твиттер- и ЖЖ-коммуникаций с нетерпением ждали больших перемен в городе. Несмотря на то что имя нового губернатора мало кому было знакомо, блогеры оценивали его назначение и первые впечатления о нем положительно, надеясь, что новый управленец решит все существующие проблемы. При этом уход губернатора Л.К. Полежаева комментируется в терминах свержен, что имплицитно подчеркивает представление о бывшем хозяине региона как о единолично «царствовавшей» особе (см. об этом подробнее в: [Малышева 2009]]:

Настало время перемен. Надеюсь. Полежаев свержен. Время улыбнуться новому губернатору ((@franzsomsk].

Назаров, в отличие от Полежаева, хотя бы улыбается искренне. Это не может не радовать (@lizzy89_01].

Твиттер-коммуникация того периода жизни региона наполнена ожиданиями и надеждами. Новый губернатор кажется микроблогерам активным, открытым и многообещающим человеком. Существенную роль в этом сыграло то, что Виктор Назаров завел свою страничку в социальной сети «Инстаграм», зайдя на которую любой интернет-пользователь мог посмотреть, чем занимается управленец в тот или иной момент. Таким образом, по словам самого губернатора, он стал намного ближе к народу:

Назарова назвали более открытым губернатором, чем Полежаев (@^от^к].

Назаров хочет разбить в центре Омска новый парк (@max_yurk).

Назаров пообещал следовать заветам Путина и строить детсады (@FederalPress).

Губернатор Виктор Назаров заявил о том, что при создании соответствующей инфраструктуры Омск может замахнуться на проведение Олимпиады (@ilya_shepelin].

Назаров взял под контроль омские долгостройки (@makubasov).

Очевидно, что блогеры на первом этапе правления нового губернатора, с одной стороны, подчеркивают его масштабные планы, которые позволят гордиться жителю региона своей малой родиной (замахнуться на Олимпиду], а с другой - отмечают стремление нового главы делать «малое и полезное», что облегчит жизнь многих (детсады, парки, долгострой].

Именно во время правления Виктора Назарова в ЖЖ- и Твиттер-дискурсах начинается активное обсуждение Омска, его прошлого, настоящего и будущего. Блогеры активно рассказывают своим читателям о существующих в городе проблемах, произошедших и планируемых событиях и выражают свое отношение к происходящему. Как раз в это время формируется множество метонимических моделей, характеризующих современное состояние региона, на основе которых мы реконструируем

современный медиаобраз Омска и Омской области, созданный в блого-сфере.

Как показывает наше исследование, вопреки ожиданиям омичей, с приходом к власти нового управленца ситуация в городе значительно ухудшилась. К существующим проблемам добавились и новые. Больше всего волновало омичей то, что, несмотря на понижение зарплат, в регионе растут цены на проезд, и то, что никто больше не спонсирует хоккейный клуб «Авангард», сделавший Омск спортивной столицей России.

Истинно говорю вам: еще будете вспоминать время дедушки #Полежаев'а со светлой ностальгией, ведь все познается в сравнении!.. (@ШсЬг_КогЬ).

Полежаев ушел - Авангарду кирдык. Все давно об этом говорили. Новый губернатор как-то не горит желанием помогать клубу... (@OmskFun).

Полежаев ушел - #Авангард сдох! (@GrakovNe).

Полежаев никогда бы не допустил повышение проезда до 20 рублей!!!! Даже мысли бы об этом не допустил! (@шипае).

Ко всем негативно окрашенным метонимическим моделям, которые частотно эксплицировались блогерами во время правления Леонида Полежаева, добавились и новые. К концу 2015 г. в Твиттер- и ЖЖ-комму-никациях Омск и Омская область были представлены в основном как неблагоприятный для проживания регион.

О справедливости данного утверждения свидетельствует система частотных метонимических моделей, выявленных нами в результате анализа текстов блогосферы:

'Омск - бывший город-сад, ставший городом-пнем';

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Омск - город-смерть';

'Омск - город-помойка';

'Омск - город без дорог';

'Омск - город, где никогда не будет метро';

'Омск - город плохих архитектурных проектов';

'Омск - город-призрак';

'Омск - город-безысходность';

'Омск - город недовольных людей'.

Проанализируем подробнее языковую экспликацию наиболее показательных моделей.

Метонимические модели 'Омск - город-призрак', 'Омск - город-безысходность'

Наиболее частотно в омской блогосфере Омск позиционируется как 'Город, которого нет', или 'Город-призрак'.

Из Омска постепенно все уезжают. Здесь не строится ничего нового. Здесь постепенно все прогнивает. Здесь происходит постоянная рег-

рессия - именно такие выводы можно сделать о городе, почитав Твиттер и ЖЖ.

Одним из многочисленных доказательств служит популярный твит пользователя с никнеймом @Glam_evil:

Омск отдалился на максимально возможное расстояние от

всех сибирских и уральских городов и теперь медитирует в одиночестве где-то посреди России.

Может, как раз это послужило поводом того, что многие интернет-пользователи из других городов часто спрашивают:

Омск - это миф? Вы правда были в Омске? Вот-вот, никто не был (ЕМт_ОЙ).

Для того чтобы точнее передать существующую в городе ситуацию, блогеры используют в своих текстах развернутые метафоры с негативной семантикой:

Из Омска нужно сделать город-музей русской безысходности, этакий заповедник трэша для туристов (@nuclearinverno).

«Предметом интереса» в Омске является, по мнению автора блога, русская безысходность, невозможность и нежелание что-то менять. По мнению «твиттерян», единственное, что может увидеть в городе турист или любой местный житель, - трэш, мрак и обреченность.

Итак, огромное количество негативных сообщений формирует весьма депрессивную картину. Массовое представление адресантов Твиттера и ЖЖ таково: Омск - это регион, в котором раньше было лучше, чем сейчас, город, из которого нужно уезжать. Словом, город-безысходность. Подтверждают этот вывод следующие тексты с использованием экспрессивно-эмоциональных выразительных средств - эпитетов, метафор, сравнений, языковой игры - с однозначно отрицательной коннотацией:

Бедный Омск. Был хороший город с прекрасной перспективой, а что стало? А что станет!!! (@IlyaYashin).

Все новости про губернатора и мэра воспринимаются как что-то фоновое. Они там чего-то мутят, совещаются, а на улицах как был омск, так и есть (@fd00ch).

Ж/д вокзал Омска, самый красивый из тех, что я видел. Видимо, чтобы покидать Омск было еще радостней (@nuclearinverno).

Омск - это кладбище надежд (Reveroff).

Омск - город, удобный для жизни. Жить в Омске гораздо удобнее, чем с ножом в ноге, например (@dashatmhn).

Омский тлен нетленен (@nuclearinverno).

Омск представляет собой безысходность в чистом виде, а покинуть - значит совершить исход (@nuclearinverno).

Чтение текстов таких блогов формирует у адресатов когнитивный стереотип, что Омск является «регионом-декадентом», совершенно не пригодным для жизни и саморазвития. Устойчивость этого стереотипа под-

держивают реалии Омска: плохо развитая инфраструктура, низкий уровень зарплат и отсутствие благоприятных условий для ведения бизнеса.

Метонимическая модель 'Омск - город недовольных людей'

В связи с тем, что омичи постоянно критикуют свой город и большинство сообщений, посвященных Омску, носит экспрессивно-депрессивный характер, у адресата складывается впечатление, что Омск - это город вечно чем-то недовольных людей. Этот факт подмечает не только читательская аудитория, но и сами участники Твиттер- и ЖЖ-коммуникации:

Настоящий омич должен что-то ненавидеть: собачников, пешеходов, автомобилистов, овуляшек, полицейских, правительство и т.п. (@elizarovk].

Он омич, это всё объясняет (@Reveroff).

Вот что за люди живут в Омске? Никакого уважения ни к себе, ни к окружающим (@Lerka_Voodoo).

Ты говоришь "Всего доброго" омичам так, как будто смерти желаешь (@lestrange).

Омск - хороший город, просто люди плохие - И люди забыли про это (@cpddma).

Типичные представления блогеров о жителях Омска репрезентированы в лексемах быдло, зомбаки и под., подчеркивающих маргинальный характер населения города, при том что себя к таковым блогеры не причисляют:

В городе Омске - нашествие зомбаков. Их много, они стоят через каждые метров 300 (@AntonRudnev].

Омичи, но вы же не ради буфета в театры приходите?

(@ezavyalova).

В Омской области обострилась проблема бешенства

Подводя краткие итоги анализа омской блогосферы, подчеркнем, что, по нашим наблюдениям, с приходом к власти Виктора Назарова и Вячеслава Двораковского в Омске почти ничего не поменялось. К старым, «вечным» проблемам Омска добавились новые, оставившие свой отпечаток на формировании медиаобраза в Твиттер- и ЖЖ-дискурсе. С каждым годом инфраструктура города становится менее развитой, условия проживания в регионе оставляют желать лучшего. Количество желающих покинуть Омск с каждым днем растет, что отражают публикации в Твиттере и ЖЖ.

Несмотря на то что к новому губернатору омичи сначала отнеслись весьма положительно и сегодня он является избранным губернатором, недовольство политикой Назарова - частотная тема публикаций в блогах:

Губернатор Назаров за год рискует наделать ошибок, равных преступлениям, больше, чем Полежаев за десять лет. Сам одумается или нет? (@РоНЮт^к].

К большому сожалению, реконструируя современный медиаобраз Омска, мы не обнаружили ни одной позитивной метонимической модели, связанной с Омской областью. Как считают участники Твиттер- и ЖЖ-коммуникаций, не так давно существовавшие метонимические модели 'Омск - город-сад', 'Омск - спортивная столица', 'Омск - театральная столица', характеризующие Омск с позитивной стороны, перестали быть актуальными.

Заметим, что, к сожалению, не в официальных СМИ, а именно в бло-госфере сегодня отражена стереотипная точка зрения массового адресата, в том числе молодежи, на политическую, социальную, психологическую ситуацию в Омске и Омской области. И это обстоятельство лишний раз подчеркивает необходимость ведения грамотной и активной информационной политики в регионе, а также необходимость срочной корректировки медиаобраза региона современными и нетривиальными средствами. На наш взгляд, серьезные просчеты по формированию позитивного медиаобраза региона допущены как раз теми, кто отвечает за информационную политику в регионе и работает в официальных СМИ, во многом утративших доверие во времена «информационных войн» между городом и областью.

И все-таки подчеркнем: несмотря на то что метонимическая модель 'Омск - город-безысходность' является доминантной и даже стереотипной не только в омской, но и в российской блогосфере, она не вполне соответствует реальному положению дел в регионе. Медиаобраз Омска и Омской области, представленный в блогах и микроблогах, не полноценно отражает региональную картину мира, а всего лишь является одним из её фрагментов, представленных в новых медиа.

Конечно, сегодня весьма сложно (хотя и возможно) изменить стереотипный вектор оценивания действий власти по изменению ситуации в регионе, сложно привлечь внимание массового омского адресата, в том числе Интернет-пользователя и блогера, к позитивным реалиям омской действительности. Но начинать эту работу надо немедленно, иначе «город, который мы потеряли» действительно станет «городом-призраком».

Список литературы

Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2007. 219 с.

Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблемы его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. № 11 (160). С. 91-94. Глаголева А.В. «Чужое слово» в заголовках газетных текстов: дискредитация имиджа: дис. ... канд. филол. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 2014. 182 с. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. 203 с.

Малышева Е.Г. «Город мертв»: концентрация негативного в медиаобразе Омска // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 50-59.

Малышева Е.Г. Концепт 'Губернатор' в региональном массово-информационном дискурсе (на материале текстов радийных и телевизионных СМИ Омской области) // Политическая лингвистика. 2009. Вып. 2 (28). С. 76-86.

Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности: дис. ... д-ра филос. наук. Барнаул, 2003. 275 с.

Пронин Е.И. Психологические проблемы современной журналистики // Проблемы медиапсихологии / сост. Е.Е. Пронина. М.: РИП-холдинг, 2002. URL: http:// evartist.narod.ru/text7/39.htm (дата обращения: 15.05.2015).

Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул: АГУ, 2003. 430 с.

References

Bogdan, E.N. (2007), Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidatsii obshchestva: struk-turno-funktsional 'nye kharakteristiki [Media image of Russia as a way to consolidate society: structural and functional characteristics], Dissertation, Moscow, MGU publ., 219 p.

Dobrosklonskaya, T.G. (2008), Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI [Media linguistics: a systematic approach to the study of media language], Moscow, 203 p.

Galinskaya, T.N. (2013), Media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics. Vestnik of the Orenburg State University, No. 11 (160), pp. 91-94. (in Russian)

Glagoleva, A.V. (2014), "Chuzhoe slovo" v zagolovkakh gazetnykh tekstov: diskredita-tsiya imidzha ["Foreign words" in newspaper headlines: image discreditation], Dissertation, Moscow, The Peoples' Friendship University of Russia publ., 182 p.

Malysheva, E.G. (2014), "City of the dead": the concentration of negative mediaimage of Omsk. Communication Studies, No. 2. pp. 50-59. (in Russian)

Malysheva, E.G. (2009), Concept 'governor' in regional mass-informational discourse (based on the material of radio and TV texts from the mass media of Omsk Region). Political linguistics, Iss. 2 (28), pp. 76-86. (in Russian)

Mansurova, V.D. (2003), Zhurnalistskaya kartina mira kak tip sotsiokul'turnoi real'nosti [Journalistic picture of the world as a type of social and cultural reality], Dissertation, Barnaul, 275 p.

Pronin, E.I. (2002) Psikhologicheskie problemy sovremennoi zhurnalistiki [Psychological problems of modern journalism]. Pronina E.E. (Comp.) Problemy mediapsik-hologii [Mediapsychology' problems], Moscow, RIP-kholding publ., available at: http://evartist.narod.ru/text7/39.htm (access date: May 15, 2015).

Rogozina, I.V. (2003), Media-kartina mira: kognitivno-semioticheskii aspekt [Media picture of the world: cognitive and semiotic aspect], Dissertation, Barnaul, AGU publ., 430 p.

MODELING OF OMSK MEDIA IMAGE ACCORDING TO MODERN BLOGOSPHERE

E.G. Malysheva

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: The article is devoted to the reconstruction of Omsk media image according to the texts of contemporary regional blogosphere (Twitter and LiveJournal). We identify and analyze frequent metonymic model that helps to create media image of the Omsk region in the Internet texts. The author made conclusions about the uniquely negative nature of Omsk media image and stereotype model "Omsk is the city we lost" in the texts of the blogosphere, as well as about the need to change stereotypical attitudes towards Omsk using non-trivial information policy in the region and to intensify work of official Omsk mass media in this area.

Key words: media image, metonymic model, blogosphere. For citation:

Malysheva, E.G. (2016), Modeling of Omsk media image according to modern blogosphere. Communication Studies, No. 4 (10), pp. 92-106. (in Russian)

About the author:

Malysheva Elena Grigoryevna, Prof., Head of the Chair of Journalism and Media Linguistics

Corresponding author:

Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: malysheva_eg@mail.ru

Acknowledgements:

The publication was prepared within the framework of a research project supported by the Russian Foundation for Humanities No. 16-14-55003 "Media sphere of Omsk region: structure, channels, values, new discursive practices"

Received: November 15, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.