Научная статья на тему 'Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета'

Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берестнева О. Г., Муратова Е. А.

Статья посвящена актуальной проблеме моделирования стратегий психологического совладания со стрессовой ситуацией. Построены классификационные и факторные модели, отражающие стили копинг-поведения, характерные для студентов младших курсов технических университетов. Продемонстрирована эффективность применения классификационных моделей для решения задачи исследования особенностей копинг-стратегий как факторов формирования социально-психологической компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета»

УДК 612.821.11.35

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова

Томский политехнический университет E-mail: ogb@rambler.ru; muratova@tpu.ru

Статья посвящена актуальной проблеме моделирования стратегий психологического совладания со стрессовой ситуацией. Построены классификационные и факторные модели, отражающие стили копинг-поведения, характерные для студентов младших курсов технических университетов. Продемонстрирована эффективность применения классификационных моделей для решения задачи исследования особенностей копинг-стратегий как факторов формирования социально-психологической компетентности студентов.

Введение

В последние годы понятие социально-психологической компетентности студентов стало предметом частого обсуждения в отечественной литературе. Однако понимание социально-психологической компетентности различными авторами не является однозначным. Наиболее распространен подход, где социально-психологическая компетентность рассматривается как аналог коммуникативной компетентности: знание правил социального поведения, овладение коммуникативным репертуаром и умение на этой основе взаимодействовать с другими людьми.

Проблема формирования социально-психологической компетентности студентов не может не затрагивать вопросы преодоления стрессовых ситуаций в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности в первые годы обучения в вузе, переживание которых проходит через эмоциональный, поведенческий и когнитивный уровни. Успешную или неуспешную адаптацию определяют конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии [1, 2]. Понятие «копинг» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как сильно напрягающие ресурсы личности [3, 4].

Основной задачей настоящего исследования было выявление особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов технического университета на основе классификационных и факторных моделей. Для построения моделей были использованы результаты экспериментальных исследований, проведенных в Томском политехническом университете и Томском университете систем управления и радиоэлектроники.

Методы исследования и характеристика

экспериментального материала

В проведенном экспериментальном исследовании была использована адаптированная ТЛ. Крюковой [5, 6] методика диагностики стилей психологического совладания (копингов) у подростков Adolescent Coping Scale (Юношеская копинг-шкала) (далее ЮКШ), в которой содержится 18 интегральных стратегий (табл. 1), выявленных австралийскими

психологами у нескольких тысяч подростков. Общая форма ЮКШ выясняет, как индивид справляется с беспокойством и трудностями вообще (обычно) в напряженной, тревожной и неприятной ситуации.

Приведенные в табл. 1 стратегии категоризиро-ваны в три определяющих стиля копинг-поведения:

1) продуктивное совладание: решение проблемы, работа и достижения, позитивный фокус, духовность (¿2, ¿3, ¿14, ¿15);

2) непродуктивный копинг или несовладание: игнорирование, уход в себя, мечты о чуде, отвлечение, активный отдых, разрядка, беспокойство, самообвинение, несовладание (¿4, ¿7, ¿8, ¿9, ¿11, ¿12, ¿13, ¿17, ¿18);

3) социальный копинг - обращение к помощи других: поиск социальной поддержки, друзья, чувство принадлежности, общественные действия, поиск профессиональной помощи (¿1, ¿5, ¿6, ¿10, ¿16).

Таким образом, стиль совладающего поведения - это тенденция человека действовать определенным и последовательным образом в специфических ситуациях, выбирая определенные паттерны социального поведения.

В качестве испытуемых выступали студенты младших курсов в возрасте от 17 до 19 лет Томского политехнического университета и Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Общая выборка составила 343 человека (186 юношей и 159 девушек).

Методы анализа экспериментального материала

Основная цель исследования - построение математических моделей, отражающих стили копинг-по-ведения, характерные для студентов младших курсов технических университетов. Для реализации поставленной цели был проведен кластерный и факторный анализ собранного экспериментального материала, в результате чего были построены классификационные и факторные модели копинг-стратегий.

Кластерный анализ предназначен для разбиения множества объектов на некоторое (заданное или неизвестное) число кластеров на основании некоторого математического критерия качества классификации, характеризуемых каким-либо общим свой-

Таблица 1. Обозначение и описание копинг-стратегий ЮКШ

Название Обозначение Описание

Социальная поддержка 51 Поиски общественной (социальной) поддержки - стремление поделиться своей проблемой с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами.

Решение проблемы 52 Фокусирование на решении проблемы - систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения.

Работа, достижения S3 Упорная работа и достижения - добросовестное отношение к (учебе) работе и высокие достижения.

Беспокойство 54 Беспокойство - беспокойство о будущем вообще, и о своем будущем в особенности.

Друзья 55 Ставка на близких друзей - общение с близкими и друзьями и приобретение новых друзей.

Принадлежность 56 Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают другие и действия, нацеленные на получение их одобрения.

Чудо 57 Надежда на чудо - надежды на лучшее, на то, что все само по себе уладится, что случится чудо.

Несовладание 58 Несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния.

Разрядка 59 Разрядка - улучшение самочувствия за счет «выпускания пара», вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, курение, наркотики.

Общественные действия 510 Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем; посещение собраний, действия совместно с другими людьми.

Игнорирование 511 Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы, как будто ее не существует.

Самообвинение 512 Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему.

Уход в себя 513 Уход в себя - замкнутость, не посвящение других людей в свои заботы.

Духовность 514 Поиски духовной опоры - молитвы о помощи и наставлении, чтение священного писания.

Позитивный фокус 515 Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи; напоминание себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддержание бодрости духа.

Профессиональная помощь 516 Обращение за помощью к профессионалу - обсуждение своей проблемы с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Отвлечение 517 Стремление отвлечься и отдохнуть - отвлечение от проблемы, использование таких способов релаксации как чтение книг, телевизор, развлечения в обществе.

Активный отдых 518 Активный отдых - занятия физкультурой и спортом.

ством и представляющих собой естественные скопления объектов. Критерий качества кластеризации выражает стандартную концепцию компактности классов разбиения. Кроме того, узловым моментом в кластерном анализе считается выбор метрики (или меры близости объектов), от которого решающим образом зависит окончательный вариант разбиения объектов на группы при заданном алгоритме разбиения. В каждой конкретной задаче этот выбор производится по-своему, с учетом главных целей исследования, физической и статистической природы используемой информации и т. п. Функционалы качества и конкретные алгоритмы автоматической классификации достаточно полно и подробно рассмотрены в специальной литературе [7].

Наилучшей классификацией будем считать ту (исходя из информационной теории Шеннона), которая наиболее равномерно распределяет исследуемые объекты между классами, т.е. имеет максимальную энтропию:

Н_„ = 1се2 I, (1)

где I - количество кластеров. Энтропия классификации N объектов, разбиваемых на I классов, определяется как

Н = 1см2 N - NX N. 1см2 N., (2)

I=1

где N1 - количество объектов, попавших в /-ый класс (кластер).

Основное предположение факторного анализа формулируется следующим образом: явления в определенной области исследований, несмотря на свою разнородность и изменчивость, могут быть описаны относительно небольшим числом функциональных единиц, параметров или факторов. Факторный анализ не признает произвольных решений о важности тех или иных признаков, не ограничивается утверждением, что изменение одного признака связано или не связано с изменением и направлением другого, а идет дальше, пытаясь определить меру этой связи; не ограничивается сопоставлением изменений, лежащих на поверхности явлений, а стремится обнаружить основные влияния, лежащие в основе этих изменений [7, 8].

На первом этапе в факторном анализе рассчитываются корреляции между всеми исследуемыми признаками, что дает возможность выделить полный и безызбыточный набор признаков путем объединения сильно коррелирующих. Дальнейший анализ полученных корреляций позволяет сформировать факторы, являющиеся линейными комбинациями исходных признаков, вбирающих в себя большую часть общей изменчивости наблюдаемых данных, и тем самым передавать большую часть информации, заключенной в первоначальных наблюдениях.

Основная модель факторного анализа записывается следующей системой равенств:

*,■=Еhfl+е<; 1=l’P; m - p- (3) j=i

То есть полагается, что значения каждого признака х могут быть выражены суммой простых факторов f, количество которых (р) меньше числа исходных признаков (m), и остаточным членом st с дисперсией ст2(е;), действующей только на х, который называют специфическим фактором. Коэффициенты l. называются нагрузкой i-ого признака на j-ый фактор или нагрузкой j-ого фактора на i-ый признак. В самой простой модели факторного анализа считается, что факторы f взаимно независимы и их дисперсии равны единице, а случайные величины е;тоже независимы друг от друга и от какого-либо фактора f

На каждом этапе исследования проводится содержательный анализ полученных результатов. Отсутствие качественной интерпретации на каком-либо из этапов свидетельствует либо о необходимости выбора другого метода анализа, либо о невозможности построения классификации по имеющимся экспериментальным данным.

Разнообразные процедуры кластерного и факторного анализа входят в состав практически всех современных пакетов прикладных программ для статистической обработки многомерных данных. В контексте данной работы для анализа экспериментального материала использовались прикладные статистические пакеты Statgraphics и Statistica.

Кластерный анализ копинг-стратегий

На первом этапе исследования психологического совладания был проведен кластерный анализ 18 стратегий (табл. 1), на базе прикладного статистического пакета Statgraphics. В качестве метода кластеризации был выбран метод Ward (направлен на объединение близко расположенных кластеров, и является наилучшим с точки зрения чувствительности к зашумле-нию и способности к восстановлению структуры данных) при этом были использованы метрики CityBlock и Squared Euclidean. Качество полученных классификаций оценивалось по величине энтропии, вычисленной по формуле (2). В табл. 2 представлены значения энтропии полученных кластеризаций.

Таблица 2. Кластеризация 18 стратегий ЮКШ (метод Ward)

Используемая метрика 1 кластер 2 кластер 3 кластер

Squared Euclidean Я S5, S6, S14, S15, S17, S18 S2, S3, S10, S16 S4, S7, S8, S9, S11, S12, S13

City Block Я S5, S6, S14, S15, S17, S18 S2, S3, S10, S16 S4, S7, S8, S9, S11, S12, S13

Базовые копинг-стили ЮКШ Я S5, S6, S10, S16 S2, S3, S14, S15 S4, S7, S8, S9, S11, S12, S13, S17, S18

Стиль Социальный Совлада- ние Несовладание

Приведенные данные в табл. 2 демонстрируют различие базовых копинг-стилей от полученных авторами.

На рисунке изображена дендрограмма (графическое представление структуры кластеров) для 18 стратегий, построенная при использовании метода Ward и метрики City-Block.

1

Г Ь. Г 1

Рисунок. Дендрограмма 18 копинг-стратегий (метод Ward, метрика City Block)

Анализ дендрограммы демонстрирует внутреннюю структуру выделенных кластеров, вследствие чего была осуществлена дальнейшая кластеризация 18 стратегий с выделением 4 кластеров. Состав

1 и 2 кластера не изменился, а 3 кластер, названный нами «копинг несовладания», распался на 2 подгруппы копинг-стратегий.

Что же касается «социального копинга», то первоначально в один кластер были объединены стратегии, носящие социальную направленность и потребность в помощи со стороны: ¿1, S5, S6, S14, S15, S17 и S18. На рисунке хорошо просматривается внутреннее строение «социального копинга». С этой целью была осуществлена дальнейшая кластеризация 18 стратегий с выделением 5 кластеров вместо 4, но этот шаг не дал никакого эффекта. Состав стратегий поменялся, и не представлял интерес со стороны исследователей. Тогда была осуществлена кластеризация только среди стратегий, вошедших в «социальный копинг». Было выделено

2 кластера. В первый кластер вошли стратегии S1, S14 и S15, во второй кластер вошли стратегии S5, S6, S17 и S18.

Ниже представлена табл. 3 с результатами произведенных кластеризаций с указанием энтропии полученной классификации и максимально возможной для определенного количества кластеров.

Таблица 3. Результаты вычисления энтропии выделенных кластеров

Разбиение Энтропия Максимальная энтропия

Базовые стили ЮКШ 0,75 1,58

3 кластера 1,34 1,58

4 кластера 1,71 2,00

5 кластеров 1,98 2,32

Таким образом, применение кластерного анализа позволило выявить 5 специфических особенностей копинг-поведения у студентов технических вузов. Ниже представлена таблица со сводной ин-

формацией по выделенным четырем и пяти интегральным стратегиям («социальный копинг» разбит на два кластера), табл. 4.

Таблица 4. Статистика для выделенных 4 и 5 интегральных стратегий

№ кластера Стратегии Час- тота % № кластера Стратегии Часто- та %

1 Я S5, S6, S14, S15, S17, S18 83 24 1 S1, S14, S15 42 12

2 S2, S3, S10, S16 186 54 2 S5, S6 , S17, S18 78 23

3 S4, S11, S12, S13 57 17 3 S2, S3, S10, S16 164 48

4 S7, S8, S9 17 5 4 S4, S11, S12, S13 49 14

5 S7, S8, S9 10 3

Табл. 4 демонстрирует эффективность выделенных интегральных стратегий. При этом разбиение «социального копинга» на 2 кластера позволило отнести к нему 35 % студентов, а в случае одного кластера «социального копинга» - 24 % студента.

Кластерный анализ разделил продуктивный стиль на два субполюса. Первый субполюс: «активное проблемно-ориентированное совладание», который включает действия субъекта как по анализу трудной ситуации и поиску средств ее преодоления, так и по повышению собственной самоэффективности через достижения в ведущем виде деятельности и конструктивные формы привлечения опыта других людей к решению возникшей проблемы. Второй субполюс: «опора на внутренние ресурсы в терминах единства «духа и тела»» (чувство надежды, которое трансформируется в веру в высшие божественные силы; оптимистическую жизненную позицию; физическое здоровье как важнейшая предпосылка дальнейших усилий по решению проблемы).

Очевидно, эти два субполюса выделились неслучайно: по сути дела, это стратегии совладания для разных типов ситуаций. Первый субполюс характеризует объективно разрешимые ситуации, второй - объективно неразрешимые (смерть близкого человека, развод, невозвратные материальные потери в связи со стихийным бедствием и т.д.). Для объективно неразрешимых ситуаций проблемноориентированный копинг вряд ли эффективен. Более эффективной совладающей стратегией в этих случаях, видимо, является выход за пределы ситуации в область позитивной категоризации произошедшего. Однако если проблема разрешима, то данную стратегию - если она оказывается единственной - следует признать неэффективной.

С целью подтверждения достоверности полученных результатов исследования была построена факторная модель стилей копинг-поведения студентов.

Факторная модель стилей копинг-поведения

На втором этапе исследования психологического совладания была построена факторная модель стилей копинг-поведения студентов по общей выборке (343 человека) на базе прикладного статистического пакета Б^ййка. Этапы построения факторной модели подробно изложены в [8-11]. Для выделения факторов использовался метод главных компонент с дальнейшим Уапшах-вращением. Согласно графику собственных значений главных компонент по имеющейся совокупности значений выделено 5 факторов, чьи собственные значения больше 1 (критерий остановки факторизации). На 5 факторов приходится 58 % общей дисперсии, из которых 21 % забирает на себя 1 фактор (табл. 5).

В табл. 5 представлены результаты факторизации и вращения (т.н. 1у - нагрузкиу-ого фактора на /-ый признак согласно формуле (1)), в которой отмечены цветом нагрузки ¡¡р вес которых больше 0,4. Это нагрузки с относительно большим весом [9].

Анализируя структуру выделенных факторов, можно отметить, во-первых, полученные факторы не соответствуют трем авторским стилям совлада-ния (что подтверждает результаты кластерного анализа) и, во-вторых, состав стратегий в выделенных факторах неоднозначен с точки зрения содержательной интерпретации.

Таблица 5. Значения факторных нагрузок (весов переменных)

Копинг-стратегии (неза- Фактор Фактор Фактор Фактор Фактор

висимые переменные) 1 2 3 4 5

Б1 0,37 0,27 0,28 -0,52 0,28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б2 -0,11 -0,14 0,78 -0,02 0,14

Б3 0,04 -0,31 0,63 0,19 0,09

Б4 0,18 0,40 0,61 0,00 -0,05

Б5 0,74 0,05 0,13 -0,22 0,10

Б6 0,63 0,32 0,35 -0,11 -0,01

Б7 0,46 0,64 -0,01 -0,09 0,07

Б8 0,01 0,77 -0,13 0,05 0,04

Б9 0,07 0,67 -0,04 -0,14 0,01

Б10 -0,08 0,14 0,22 -0,03 0,66

Б11 -0,16 0,56 -0,04 0,31 0,20

Б12 0,19 0,52 0,25 0,34 -0,02

Б13 0,03 0,14 0,15 0,86 0,02

Б14 0,26 0,28 -0,08 -0,18 0,42

Б15 0,28 -0,12 0,00 0,09 0,63

Б16 -0,47 0,08 0,46 -0,13 0,47

Б17 0,81 0,13 -0,12 0,02 0,01

Б18 0,63 -0,13 -0,14 0,27 0,26

Фактор 1 может быть обозначен как «Социо-тропия». Однако содержательно сюда не вписывается стратегия активный отдых £18, которая входит в этот фактор с большим весом (0,63).

Фактор 2 «Препятственно-доминантное реагирование» как вариант непродуктивного копинга (трудная ситуация на фоне отказа от ее разрешения вызывает набор неконструктивных эмоциональ-

ных переживаний в виде веры в чудесное избавление от проблемы; отчаяния и склонностью заглушать его алкоголем, курением; обвинением себя за возникновение трудной ситуации).

Фактор 3, казалось бы, можно обозначить как «Продуктивный копинг», однако в его состав с высоким весом входит стратегия Беспокойство £4 (0,61). Данное обстоятельство можно объяснить следующим образом. Во-первых, известно, что использование проблемно-ориентированного ко-пинга в объективно неподдающейся контролю ситуации оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы личности, что сопровождается ростом тревоги в виде чувства беспокойства. Во-вторых, такая связь стратегий может объясняться культурной спецификой российской выборки, а также спецификой проблем данного возраста, а именно, в условиях современной социально-экономической нестабильности в стране юноши и девушки с активной жизненной и профессиональной позицией испытывают беспокойство перед объективно неопределенным и угрожающим их интересам будущим.

Фактор 4 «Уход в себя» характеризует частную стратегию совладания, сочетающуюся с отказом от социальной поддержки.

Фактор 5 амбивалентен, поскольку в его состав входят альтернативные стратегии: активные формы социального копинга (общественные действия и поиск профессиональной помощи) и опора на внутренние ресурсы как проявление продуктивного копинга.

Таким образом, можно сделать вывод, что процедура факторизации данных не подтвердила концептуальную валидность опросника ЮКШ. Во-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 43-48.

2. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. -Т. 18. - № 5. - С. 20-29.

3. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. - N.Y., 1984.

- 445 р.

4. Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, в университете, на работе // Иностранная психология.

- 1999. - № 11. - С. 19-27.

5. Крюкова Т.Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения у современной молодежи // Психология на рубеже веков / Ред. Е.Е. Сапогова. - Тула: Изд-во Тульского гос. ун-та, 2000. -С. 98-100.

6. Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения //

первых, три исходных стиля не были обнаружены, напротив, сложилось впечатление, что таких «стилей» больше, чем три (данный факт подтверждают результаты кластерного анализа). Во-вторых, применительно к российской выборке можно говорить о содержательных изменениях понятий «продуктивный копинг» и «непродуктивный копинг». В целом, с помощью факторного анализа не возможно сделать выводы о том, какие именно способы совладания с трудной ситуацией выявляются посредством опросника ЮКШ.

Заключение

Полученные классификационные и факторные модели позволили выявить гендерные особенности психологического совладания у студентов младших курсов. Анализ структуры копинг-стратегий на основе построенных моделей показал необходимость выделения не трех (как предложено авторами [1, 2]), а как минимум четырех стилей копинг-поведения. Прогнозируя профили копинг-стратегий, можно помочь молодым людям лучше осознать, какие стратегии им действительно стоит развивать, а от каких отказаться. Это может, в свою очередь, привести к изменениям в реальном социальном поведении в направлении, определяемом самим субъектом.

Результаты исследований легли в основу: 1) разработки программ психологической поддержки студентов младших курсов, имеющих проблемы личностной адаптации, 2) организации профилактической антистрессовой терапии для иногородних студентов.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 03-06-80128.

Психология и практика: Сб. научных трудов / Отв. ред.

B.А. Соловьева. - Кострома: Издательство КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - С. 70-82.

7. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 1974. - 200 с.

8. Окунь Я. Факторный анализ. - М.: Статистика, 1974. - 198 с.

9. Берестнева О.Г, Марухина О.В. Методы многомерного анализа данных в задачах оценки качества образования // Радиоэлектроника. Информатика. Управление. - 2002. - № 1. -

C. 15-26.

10. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах: Статистические расчеты. Построение графиков и диаграмм. Анализ данных. - СПб.: Питер, 1997. - 240 с.

11. Берестнева О.Г., Муратова Е.А., Уразаев А.М. Компьютерный анализ данных. - Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - 204 с.

12. Берестнева О.Г., Лебедев А.Н., Муратова Е.А. Компьютерная психодиагностика. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.