Научная статья на тему 'Моделирование коммерциализации продуктовых инноваций'

Моделирование коммерциализации продуктовых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / ЗОНА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / МЕТОДЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / PRODUCT INNOVATIONS / OF COMMERCIALIZATION PROCESS / THE FRONT END / STRATEGIES / COMMERCIALIZATION METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бернштейн М. М.

В статье анализируются модели коммерциализации продуктовых инноваций. Уделено особое внимание характеристикам различных этапов, определены параметры неопределенности начальной стадии процесса коммерциализации. Выявлены типы стратегий коммерциализации, соответствующие методы достижения целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SIMULATION OF PRODUCT INNOVATION COMMERCIALIZATION PROCESSES

The paper analyses product innovation commercialization models and pays special attention to different stages of the innovation process. The paper identifies the uncertainty parameters of the commercialization process at the front end. The commercialization strategies types and the subsequent methods are determined.

Текст научной работы на тему «Моделирование коммерциализации продуктовых инноваций»

- стохастические методы, предполагающие вероятностный характер прогноза. Вероятность получения точного прогноза в данном случае растет с ростом числа эмпирических данных;

- детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей на предприятии стройиндустрии, когда каждому значению факторного признака соответствует определенное значение результативного признака [3].

Комплексное исследование вышеперечисленных современных подходов позволили автору предложить комбинированный метод анализа и оценки производственно-экономического потенциала предприятий стройиндустрии. Необходимость разработки такого метода обусловлена наличием у каждого отдельного базового подхода ряда недостатков и ограничений, которые возможно нейтрализовать при их комплексном использовании.

Для оценки уровня производственно-экономического потенциала строительного предприятия и выработки рекомендаций по его усилению автором предложено использовать матрицу Хинтерхубе-ра [4]. Исходя из определения экономической категории производственно-экономического потенциала как основного механизма строительного предприятия, влияющего на конкурентоспособность, в статье рассмотрены следующие производственные потери [2]:

- потери в результате организации производства (переходный период, мобильность и др.);

- отклонение (разрыв), связанный с технологией (тип производства, парк оборудования, технологическая гибкость и др.);

- оперативное планирование (надежность производства, обеспечение ресурсов, содержание оборудования);

- потери времени, вызванные в трудовом процессе из-за поломок, несчастных случаев, других непредвиденных и чрезвычайных ситуаций;

- ассортимент продукции (жизненный цикл продукции, программа выпуска, потери времени в результате производства брака и др).

Анализируя вышеперечисленные причины, автором выполнена классификация основных факторов, влияющих на повышение производственно-экономического потенциала и устойчивости функционирования строительного предприятия. Определение наиболее значимых факторов и с учетом оценки их относительного веса было выполнено с использованием метода экспертных оценок. Результаты ранжирования представлены в табл. 1.

Таким образом, интегральную величину производственно-экономического потенциала автор предлагает рассматривать в виде факторного пространства, влияющего на уровень устойчивости функционирования предприятия стройиндустрии, которую в общем виде в общем виде можно представить как:

ПЭП (t) =

Х1 Х 2 Х3 Х 4 Х 5 Х6

Алгоритм расчета интегрального показателя производственноэкономического потенциала строительного предприятия представлен на рис.2.

Анализ многочисленных причин отклонения запланированных показателей от достигнутых по объему и качеству строительной продукции позволяют утверждать, что производственно-экономический потенциал в значительной степени формируется и предопределяется на стадии подготовки строительства в процессе проектирования строительных объектов и методов их обеспечения готовыми материалами и конструкциями. Практическое использование сформулированного подхода позволит обеспечить эффективное использование производственно-экономического потенциала на основе интегрирования организационных, экономических и инновационных рычагов воздействия.

Литература:

1. Беспалова, Н. В. Сущность хозяйственного механизма управления в строительстве и повышение эффективности системы управления капитальным строительством / Н. В. Беспалова // Во-логдинские чтения. - 2007. - № 62. - С. 15-19.

2. Коклюгин, А. В. К вопросу об управлении качеством в строительстве с позиций совершенствования структур строительных организаций / А. В. Коклюгин, Л. А. Коклюгина, В. С. Изотов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2008. - № 1. - С. 159-161.

3. Платонов, А. М. Управление рисками в строительстве на основе теории самоорганизации / А. М. Платонов // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2. - С. 81-84.

4. Челомин В.Н. Стратегия развития строительного предприятия: теоретические аспекты, технология разработки. Н. Новгород: ВВАГС, 2007.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ ИННОВАЦИЙ

Бернштейн М.М., соискатель Института Мировой экономики и информатизации

В статье анализируются модели коммерциализации продуктовых инноваций. Уделено особое внимание характеристикам различных этапов, определены параметры неопределенности начальной стадии процесса коммерциализации. Выявлены типы стратегий коммерциализации, соответствующие методы достижения целей.

Ключевые слова: продуктовые инновации, начальный этап коммерциализации, зона неопределенности, методы коммерциализации.

A SIMULATION OF PRODUCT INNOVATION COMMERCIALIZATION PROCESSES

Bernstein M., the applicant, Institute of World Economy and Information

The paper analyses product innovation commercialization models and pays special attention to different stages of the innovation process. The paper identifies the uncertainty parameters of the commercialization process at the front end. The commercialization strategies types and the subsequent methods are determined.

Keywords: product innovations, of commercialization process, the front end, strategies, commercialization methods.

Рассматривая инновационное развитие как основное содержание деятельности современных предприятий, следует, тем не менее, отметить некоторые недостатки бизнес - планов такого развития. Как указывают эксперты, хороший бизнес - план инновационного проекта неосуществим без четкого определения коммерциализации продуктовых инноваций [3, 5].

Основываясь на базовых предпосылках инновационной теории, принимаем следующие определения. Коммерциализация - это скоординированный процесс принятия технических и рыночных решений, результатами которого являются действия, ведущие к успешным последовательным преобразованиям форм нового продук-

та/услуги от идеи до продукта, принятого рынком. Коммерциализация продуктовых инноваций является процессом, включающим этапы развития продукта от концепта, посредством опытной разработки и внедрения до принятия конкретным рынком.

Модели коммерциализации, представленные в научных публикациях, обычно делят на две большие категории. В первую очередь, это линейная модель, которую также именуют «процессной». В этих случаях пошагово описывается процесс коммерциализации

и, в некоторых случаях отображаются параллельные потоки дополнительной деятельности, призванной способствовать успеху коммерциализации.

К следующему типу относят так называемые «функциональные» модели, в которых обобщены важнейшие виды деятельности и их взаимодействия. При этом не обязательно деятельность развивается по особо определенному пути.

С некоторыми исключениями, в линейных моделях используются блок - схемы, изображающие последовательные процессы которые могут происходить и циклично, что отображается стрелками в форме «переходов» между блоками (рис. 1). Действительно, инноватор в некоторых случаях возвращается к определенным этапам по несколько раз, совершая итерации до тех пор, пока не достигнет успеха.

Однако следует также заметить, что каждый этап инновационно процесса имеет свои особенности, что также справедливо и для процессов коммерциализации продуктовых инноваций. В данной статье мы особое внимание уделяем начальной стадии процессов коммерциализации, характеризующейся неопределенностью.

Эта неопределенность обусловлена особенностями коммерциализации инноваций. Во-первых, тем, что информация о реакции потребителей на внедрение нового товара проявляется с течением времени, по мере того, как все большее количество товара реализуется на рынке. Во-вторых, в ходе инновационного процесса характеристики продукта меняются (собственно в этом и состоит содержание инноваций). Но необходимость этих изменений больше на начальной стадии. И влияние изменений на решения потребителей также будет большим на начальной стадии, так предпочтения только определяются, еще не сложился стереотип потребления.

Кроме того, необходимо учитывать стоимость изменений продукта. Она возрастает, по мере того, как продукт становится массовым. Таким образом, влияние названных параметров обобщенно могут быть представлены на рис. 2, где графики влияния изменений, их стоимости, объема информации задают специфическую «зону неопределенности» на начальной стадии инновационного процесса.

Эта неопределенность имеет свойства, задаваемые рынком и технологиями, поэтому, два типа неопределенности можно рассматривать отдельно и определить матрицу инновационных стратегий, обусловливаемых данными неопределенностями (рис. 3).

Рыночная неопределенность Высокая Рыночные инновации Радикальные инновации

Низкая Постепенные инновации Технические инновации

Низкая Высокая

Технологическая неопределенность

Рис. 3. Типы стратегий в зависимости от типа неопределенности в начальной зоне.

В зависимости от сочетания уровней неопределенностей, можно выделить инновации: Постепенные, Рыночные, Радикальные, Технические [4].

Постепенные инновации подразумевают небольшие улучшения продукта, расширение продуктовой линии.

Рыночные инновации - это, например, освоение новых рынков уже существующих продуктов.

Радикальные инновации включают в себя диверсификацию проектов, вывод на рынок продуктов с совершенно новыми качествами, формирование новых рынков и т.п.

Технические инновации - предложение новых продуктовых качеств на стабильных рынках, кастомизация продуктов и т.п.

Очевидно, различные стратегии требуют применения различ-

Рис. 1. Блок - схема процесса продуктовой инновации.

процесса

Рис. 2. Оценка влияния изменений на этапах инновационного процесса

Таблица 1. Методы коммерциализации на начальной стадии инновационного процесса

Применение в стратегиях

Область применен ИЯ Метод Постепенн ые инновации Рыночны е инноваци и Радикальн ые инновации Техническ ие инновации

«Этапы- окна» X = = =

«Начального штурма» X X X =

Процесс Проектного планирования X X X X

Матричного структуриров ания = X X X

ТРИЗ X X X

Разработк а концепта Нацеленност и на покупателя -лидера X X X X

Испытани Ускорения информации = X X X

опытного образца Совместного интернет- анализа X X X =

Обозначения: Х - возможно применение с хорошими результатами; х - применение возможно, но затруднено;

= - не применяется. ных методов. Среди наиболее распространенных предлагаются методы: «этапы-окна», метод «начального штурма», проектного планирования, матричного структурирования, ТРИЗ, нацеленности на покупателя - лидера, ускорения информации, совместного интернет-анализа. Области применения данных методов возможности их применения на различных этапах начальной стадии инновационного процесса представлены в табл. 1.

Ниже приводятся обобщенные описания методов, перечисленных в табл.1. Метод «Этапы - окна» ^а§е^а!е) основан на предположении о том, что после каждого этапа открывается «окно возможностей» перехода к следующему этапу, однако такое окно может не открыться, если не выполнены условия или не достигнуты цели предшествующего этапа (рис. 4).

Метод «Начального штурма» особое внимание уделяет мероприятиям, проводимым на самом старте процесса коммерциализации инновационного продукта. В этом случае инноваторы стараются выявить и решить максимально большое количество возможных проблем в самом начале проекта. Главная задача заключается в сокращении временной протяженности начальной зоны неопределенности.

С этой целью, например, в автомобильных компаниях проводятся краш-тесты, позволяющие выявить многие скрытые дефекты. Кроме того, используется информация по предшествующим проектам и, таким образом, знания передаются от одного инновационного проекта к другому.

Проектное планирование является элементом всякого метода коммерциализации инновационного продукта, однако метод «Проектного планирования» выделен особо, так как в этом случае спецификой является тщательная проработка самой идеи и технологических особенностей, потребительских свойств продукта до этапа экспериментального производства. Затруднения могут быть вызваны тем, что до появления продукта в физической форме часть информации о его свойствах может быть скрыта, она проявится только в ходе испытаний. Поэтому планирование с особой степенью тщательности может относиться к продуктам особого типа, а также больше к процессам разработки и производства: организационная структура, график работ, реперные/контрольные точки, сетевые диаграммы, коммуникации и т.п. [3].

Метод матричного структурирования (Design Structure Matrix) был разработан в пользующемся международным признанием Мас-

Рис. 4. Блок - схема метода «этапы - окна» начальной стадии инновационного процесса.

Рис. 5. Оценка влияния изменений на этапах инновационного процесса

сачусетском технологическом институте (MIT) и основан он на том предположении, что в процессе разработки и коммерциализации технически сложных продуктов неизбежно возникают потребности в средствах обратной связи, обеспечивающих возможности вернуться к определенной точке/этапу разработки. Матричная структура проекта простого уровня представляет собой матрицу, в строках которой находятся задачи проекта, и в столбах матрицы расположены задачи в том же количестве и порядке. С помощью матричного структурирования становится наглядно видно, результаты решений каких предшествующих задач должны обеспечить решений рассматриваемой задачи.

Метод ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), на самом деле, представляющий собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники, зародился и развивался в СССР с 1946 г. [1, 2]. К основным функциям ТРИЗ относят: решение изобретательских задач любой сложности и направленности; прогнозирование развития технических систем; пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления); совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

В 1980-90-х гг. ТРИЗ приобрел популярность в США как Теория изобретательского решения задач (Theory of Inventive Problem Solving - TIPS). Рекомендации этой теории были воплощены в компьютерных программных решениях: Invention Machine

TechOptimizer - машина изобретений; Ideation International Innovation WorkBench - международная программа генерации инновационных идей. Данные разработки используют такие компании, как Дженерал Моторз, Форд, Джонсон и Джонсон, Проктер энд Гэмбл и др.

Для того, чтобы лучше уяснить существо метода «Нацеленности на покупателя - лидера», рассмотрим модель влияния изменений число потребителей на этапах инновационного процесса с течением времени от начала формирования идеи продукта до полного освоения рынка. Практика показывает, что на начальном этапе, когда опытные партии продукта в первый раз выходят на рынок, лишь немногие покупатели идут на риск покупки. Очевидно, прежде всего, речь идет о сложных товарах, так называемых «товарах доверия» (credence goods).

Таких покупателей называют покупателями-лидерами. Именно они создают то самое доверие, которое необходимо завоевать товару, чтобы успешно продаваться в больших объемах. Завоевание доверия, самый ответственный этап процесса коммерциализации, продолжается до момента времени T - момента, с которого начинается лавинообразный рост спроса на инновационный продукт, завоевавший популярность.

Характеристики этапов процесса коммерциализации с учетом эффекта покупателей - лидеров показаны на рис. 5. Можно заметить, что в период начального этапа (от начала до момента времени T ) число потребителей продукта растет медленно: покупате-

ли не рискуют брать продукт с неизвестными им характеристиками, они еще не доверяют производителям в достаточной степени. И только по мере распространения информации и продукте, о его новых качествах, по мере приобретения опыта покупателями первой волны, их количество начинает расти. Причем, в случае положительного опыта, этот рост становится экспоненциальным.

Задачи и методы работы групп экспертов различают до и после момента времени Т . До этого момента определяются альтернативные варианты рыночного тренда, специфицируются предпочтения потребителей, ведется поиск оптимальных решений. Определение рыночного тренда заключается в расчете направления, темпов, предполагаемой продолжительности роста покупательского спроса. В качестве задач формулируется: достижение договоренности о содержании терминов и методов измерений, определение целевых функций, экспертиза и прогноз тренда. В качестве предполагаемых результатов обозначены: рыночные и технологические тренды, представление о потребностях потребителей - лидеров, формирование на этой основе маркетинговой стратегии.

После момента времени Т , по мере насыщения потребностей и заполнения рынка, темпы роста понижаются и продажи становятся стабильными. На этом этапе производится определение характеристик (идентификация) покупателей - лидеров, или же покупателей целевой группы. Задачами данного этапа являются определение выборки и проведение соответствующих маркетинговых исследования, обработки результатов и других мероприятий, уточнение характеристик целевой группы.

На третьем этапе начальной стадии процесса коммерциализации развивается концепт продукта. Решаются задачи оптимизации концепта в ходе семинаров и совещаний экспертных групп. Оформляется технологическая и производственная документация. Производятся опытно - конструкторские разработки.

На четвертом этапе изготавливается прототип, проводятся тестовые испытания, маркетинговые мероприятия по предложению продукта последующим пользователям. Исследуются технические и экономические особенности серийного производства продукта. Вырабатывается техническая концепция, собирается база данных, содержащая информацию об отношении потребителей к продукту,

о сравнительных преимуществах продукта по отношению к товарам - заменителям и товарам - субститутам.

Следует отметить, что между названными этапами нет жестких границ, некоторые действия и мероприятия могут происходить параллельно.

Метод «Ускорения информации» может рассматриваться как один из подчиненных методов - инструментов обсуждавшегося выше метода работы с покупателями - лидерами. Этот метод подразумевает, что фокус - группа покупателей помещается в условия, когда они могут быстро получать информацию и принимать решения. Это довольно затратное мероприятие, которое позволяют себе пока только крупные компании.

Но с развитием информационных технологий появляются возможности для «Совместного интернет - анализа», метода, требующего меньших расходов, и поэтому - более перспективного [6].

Вывод может быть следующим: для успеха нового продукта не достаточно только благих намерений, нужно еще иметь хороший бизнес план и надежную команду.

Литература:

1 Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004.

2 ТРИЗ //http://ru.wikipedia.org/wiki/

3 Eppinger S. D., Ulrich K. T. Product design and development, New York et al. McGraw-Hill. 1995.

4 Mohr J. J., Slater S. F. Successful Development and Commercialization of Technological Innovation: Insights Based on Strategy Type. Journal of Product Innovation Management. 2006. 23: 26-33.

5 Rafinejad D. Innovation, Product Development and Commercialization: Case Studies and Key Practices for Market Leadership. 2007

6 von Hippel E. Horizontal innovation networks - by and for users. Industrial and Corporate Change. 2007. 16: 293-315.

РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Чернов В.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Выявлены сущностные свойства инновационных систем на макро-, мезо- и микроуровнях. Определены факторы, сдерживающие и стимулирующие деловую и инвестиционную активность инновационных систем. Дана характеристика процессам производства, передачи и трансформации знаний на различных этапах жизненного цикла инновации.

Ключевые слова: инновации, инновационная система, знания, инновационные сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF INNOVATION NETWORK SYSTEMS

Chernov V., Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Accounting and Auditing, FGBOU VPO «Nizhny Novgorod State

Architectural University»

Identified the essential properties of innovation systems at macro, meso and micro levels. The factors that inhibit and stimulate business and investment activity of innovation systems. The characteristics of the processes of generation, transmission and transformation of knowledge at various stages of the life cycle of innovation.

Keywords: innovation, innovation system, knowledge, innovation networks.

Глобальные и национальные рынки со стороны потребления предъявляют новые и более высокие требования к системе производства. В связи с этим по-новому формулируются условия конкурентоспособности национальных экономик, транснациональных и национальных компаний, отдельных предпринимателей и работников. В рамках концепций вновь формирующихся технологических укладов определим содержание и сущность «новой экономики». Это, прежде всего, глобальность процессов, происходящих изменений; производство неосязаемых благ, подразумевающее обмен идеями, информацией и взаимоотношениями; интенсивное взаимодействие различных секторов новой экономики. Эти факторы создают новый тип глобальных рынков и общества, базирующихся на сетевом принципе, при этом мир высоких технологий начинает управлять миром реальности.

В последние годы инновационная составляющая стала доминировать в экономической политике практически всех развитых государств, включая Россию [2]. При этом необходимо заметить, что понимание содержания инноваций, которое предлагает современная экономическая теория, не в полной мере представлено в российской нормативной базе. Основополагающие документы и материалы в сфере инноваций до сих пор отражают прежний подход, когда связка «наука» - «предприятие» считалась основной. Так, можно заметить, что концепция кластерного развития инновационных систем известна (в российской экономике накоплен определенный опыт формирования территориально-производственных комплексов) и применяется в России. Однако отношение к ней довольно непоследовательное, что обнаруживается в действующих правительственных документах.

Рассмотрение феномена инноваций требует комплексного подхода, в рамках которого возможно выделить следующие уровни анализа:

-макроуровень, включающий анализ глобальных тенденций инновационного развития, проблем инновационной инфраструктура, инновационной стратегии, государственной политики в сфере инновационного развития;

- мезоуровень, охватывающий анализ интеллектуальных ресурсов, интеллектуального предпринимательства, проблем управления инновациями в рамках хозяйствующего субъекта;

- микроуровень, на котором исследуются проблемы инженерии знаний, инновационного поведения индивида, а также приводится анализ психологических аспектов управления знаниями.

Обращая внимание на периодизацию инновационной теории,

необходимо заметить, что в период 1950-1960 гг. инновации рассматривались в основном со стороны предложения, в период 19601970 гг. - со стороны спроса. Период 1970-1980 гг. можно охарактеризовать как этап комбинирования двух подходов, 1980-1990 гг. являются с данной точки зрения этапом формирования интеграционного или системного подхода. Начиная с 1990 г. в публикациях

об инновационной деятельности стал проявляться так называемый подход сетевой интеграции, или развития национальных инновационных систем [5].

Синтезирующей концепцией формирования национальной инновационной системы является то, что роль ключевого ресурса в инновационной системе выполняет сеть, через которую передаются знания между организациями в рамках экономической структуры. Также, важную роль играет географическая близость организаций, которая может также сопровождаться социальной близостью, что подразумевает формирование локальных социально - экономических сетей, которые обеспечивают обмен знаниями и информацией между экономическими агентами и, таким образом, способствуют коллективному обучению и созданию знаний на определенной территории [3]. Следовательно, национальную инновационную систему можно определить как интегрированную систему, состоящую из компонентов, взаимосвязей и характеристик (признаков).

Изучая современные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, возможно обнаружить, что инноваторы в инновационных сетях связаны с помощью двух различных механизмов, каждый из которых является потенциальным каналом перемещения знаний через границы организации [1,2,5]. Первый из них - это сотрудничество. Совместные проекты, в которые вовлечено множество инноваторов, могут привести к совместным патентным заявкам. Такого рода сотрудничество предполагает, что все вовлеченные в него инноваторы принимают активное участие в процессе взаимной передачи знаний. Второй - множественные заявки на патентование изобретения (multiple-applicant inventorship).

Существенным элементом инновационного процесса является работа co знанием: его генерация, трансфер, диффузия, внедрение и т.п. Все в большей мере от применения знаний зависит экономическая эффективность и конкурентоспособность. Современные организации становятся обучающимися, а практик свидетельствует o появлении нового направления науки менеджмента и нового вида управленческой деятельности - управления знаниями (knowledge

management).

Coглacно теории управления знаниями, отрacли отдельно взя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.