Научная статья на тему 'Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста'

Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6384
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / СХЕМЫ / ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омардина Татьяна Владимировна, Чигина Ольга Алексеевна, Торопынина Галина Викторовна

В данной статье мы хотим познакомить коллег с системой работы по математическому моделированию в дошкольной образовательной организации. Разработке обновленных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствовало одно из основных направлений развития системы образования РФ реализация Концепции развития математического образования. Реализуя деятельностный подход в нашем детском саду, пришли к выводу, что математическое моделирование помогает ребёнку при использовании предметных, графических и мысленных моделей в активной форме овладевать необходимыми практическими умениями и навыками. Для разработки системы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста была поставлена цель: изучение и анализ эффективности использования метода моделирования в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В основе системы положена интеграция образовательных областей, которая позволяет расширять математические представления у детей через различные виды деятельности в целостном восприятии окружающего. В работе используются все виды моделирования: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, плоскостное моделирование. Стержнем системы является создание развивающей предметно-пространственной среды, включающую различные виды моделей, символического материала, предметов-заместителей. Такая среда побуждает, направляет, развивает познавательную активность у детей дошкольного возраста, стимулирует их самостоятельность и инициативу. Педагоги разработали авторские электронные дидактические игры и средства по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, основным из которых является многофункциональное дидактическое пособие «Математический круг». В основе его используются 2-3 круга (в зависимости от сложности задания) разного диаметра с количеством секторов от 2 до 8. Содержание заданий связано с моделированием: "составь задачу", "из каких геометрических фигур состоит картинка", "назови соседей" и др. Для достижения поставленных в образовательной программе задач формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при организации различных видов детской деятельности необходимо широко использовать игровые наборы: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Колумбово яйцо, квадрат Воскобовича др. Все названные средства можно использовать, добавляя задания, связанные с моделированием: «сложи фигурку по памяти, по схеме, словесному руководству», «разбери готовую фигуру и попробуй зарисовать схему ее моделирования», «попробуй создать свою новую фигуру». В младшем дошкольном возрасте осуществляется идентификация частей модели с сенсорными эталонами ("Составь целое из частей", "Сложи орнамент"). Хорошо себя зарекомендовали игры "Мозаика из пробок", "Бусы для матрешки" и др., сущность которых заключается в том, что дети по заданным педагогам моделям выполняют задания: "выложи рисунок по своему замыслу", "придумай узор для платья", "выложи неваляшку(бабочку, мячик и др.) по заданной модели". В среднем дошкольном возрасте на первом этапе практическое использование моделей способствует накоплению у детей опыта по определению свойств и отношений предметов и их замещению. На данном этапе используем игры «Составь из частей целое», «Отгадай-ка», «Шкатулка свойств», «Кладоискатели», «Какая крона у дерева?». На втором этапе дети учатся сравнивать, сопоставлять реальные предметы с моделью, устанавливать измерительные отношения. Детям предлагаются игры: «Заколдованная фотография (картина)», «Волшебный экран», «Любознайки», «Размести гостей» и др. Для повышения детского интереса, самостоятельности и расширения спектра математических действий детей используются свойства моделей: наглядность, деление модели на составные части, наличие элементовзаместителей. На третьем этапе дети учатся использовать модель совместно со взрослыми и затем самостоятельно. В ходе этой деятельность ребята учатся обобщать, выделять общееразличное, упорядочивать, группировать предметы и схематизировать представления. Детям предлагаются игры «Найди общее», «Похожи не похожи», «Чья семейка» и т.п. Математические игры повышают интерес к математическим действиям, т.к они носят занимательный характер и предполагают несколько участников игры. На первом этапе в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся со смыслом арифметических действий на основе оперирования множествами предметов. На втором этапе используют математические знаки и символы (на основе оперирования множествами предметов выбирают действия и составляют математические выражения). На третьем этапе обучаем детей простейшим приемам арифметических вычислений. Обучение способам решения задач (выбор действий, вычисление результата) происходит на четвертом этапе. Данная работа осуществляется во взаимосвязи с родителями: конкурсы творческих семейных работ «Шишка оживи», «Геометрическая сказка», «Математический калейдоскоп» и др.; детско-родительские проекты и акции «Любимые числа нашей семьи», «Математические игры на асфальте», «Что за чудо эти шашки», и др.; совместные праздники и развлечения («Путешествие в Цифроград», «Логоматематика», «В шахматы играем ум развиваем»); совместное участие в изготовлении костюмов, в создании развивающей среды; цикл выставок «С математикой мы дружим всей семьёй» (поддержка семейных традиций); информирование о жизни детского сада через сайт; памятки, буклеты, информационные стенды, консультации для родителей; фоторепортажи, стенгазеты; мастер-классы и т.д. Главной составляющей системы является координация взаимодействия педагогов детского сада по следующим направлениям: 1) анализ профессиональных затруднений педагогов в использовании моделирования как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; 2) разработка перспективных планов работы и алгоритмов использования различных видов моделирования как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; 3) интеграция показательного опыта и координация действий педагогов при освоении реализации программного материала на всех этапах деятельности в режиме работы детского сада. С целью повышения мастерства и квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала ведущую роль отводим интерактивным формам: экспресс-опрос, мозговой штурм, деловые игры. Так же проводим консультирование, творческие часы, КВН, выставка литературы; педсоветы, творческие гостиные, мастерские, мастер-классы, изучение опыта работы педагогов района, округа, региона по ФЭМП. Работая по данной системе педагоги выявили, что метод моделирования, соответствуя наглядно-образному характеру мышления дошкольника, является одним из эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Использование моделирования позволяет: сделать доступными для понимания ребенка связи между предметами и явлениями; расширить возможности ребенка в ознакомлении со свойствами и качествами предметов в их взаимосвязи; повысить математическую грамотность. Таким образом, использование метода моделирования открывает перед педагогом занимательный и эффективный путь формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омардина Татьяна Владимировна, Чигина Ольга Алексеевна, Торопынина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Prof. Dr. Klaus-Peter Eichler | PH Schwäbisch Gmünd | www.mathematikus.de

Is known that children from the early childhood develop a number sense. Because the study of and the work with patterns is very important, it is interesting whether children develop a „pattern sense" in similar manner.

The talk presents investigations to the answer of this question. Firstly we discussed components of the pattern sense. In a video-study we analysed whether children disposed in the preschool area of these components of the pattern sense. We will present the results of this study. Finally suggestions should be given how the children pattern sense can be developed.

References

Alexander, C. (1977). A pattern language. - Towns, Buildings, Construction. - New York:

Oxford University Press Bruner, J. (1960). The Process of Education. Cambridge, MA: Harvard University Press Dehaene, S. (1999). The number sense. New York

Eichler, K.-P. (2016). Muster als attraktive Herausforderungen für alle Kinder. Bad Salzdetfurth (i.P.)

Howden, H. (1989). Teaching number sense. Arithmetic Teacher, 36(6), 6-11.

Peters, S. (2010). Zum Musterverständnis von Kindern im Elementarbereich - dargestellt am

Beispiel der Arbeit mit Bandornamenten. Stuttgart. National Council of Teachers of Mathematics (NCTM). (2001). Principles and Standards for School Mathematics. Content Standards and Grade Level Expectations. In: Van de Walle, J. A. (Ed.): Elementary and middle school mathematics: Teaching developmentally. New York/Boston: Allyn & Bacon, Appendix A (4. Ed.)

Mail: mathematikus@mathematikus.de | Fon: +4915776200718

Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Комардина Татьяна Владимировна, Чигина Ольга Алексеевна, Торопынина Галина Викторовна

СП - д/с "Сказка" ГБОУ СОШ № 1 п. г. т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской

области

Ключевые слова:

математическое моделирование, конструирование, пространственные представления, геометрические фигуры, схемы, графическая модель

В данной статье мы хотим познакомить коллег с системой работы по математическому моделированию в дошкольной образовательной организации. Разработке обновленных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствовало одно из основных направлений развития системы образования РФ - реализация Концепции развития математического образования. Реализуя деятельностный подход в нашем детском саду, пришли к выводу, что математическое моделирование помогает ребёнку при использовании предметных, графических и мысленных моделей в активной форме овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.

Для разработки системы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста была поставлена цель: изучение и анализ эффективности использования метода моделирования в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В основе системы положена интеграция образовательных областей, которая позволяет расширять математические представления у детей через различные виды деятельности в целостном восприятии окружающего. В работе используются все виды моделирования: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, плоскостное моделирование.

Стержнем системы является создание развивающей предметно-пространственной среды, включающую различные виды моделей, символического материала, предметов-заместителей. Такая среда побуждает, направляет, развивает познавательную активность у детей дошкольного возраста, стимулирует их самостоятельность и инициативу. Педагоги разработали авторские электронные дидактические игры и средства по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, основным из которых является многофункциональное дидактическое пособие «Математический круг». В основе его используются 2-3 круга (в зависимости от сложности задания) разного диаметра с количеством секторов от 2 до 8. Содержание заданий связано с моделированием: "составь задачу", "из каких геометрических фигур состоит картинка", "назови соседей" и др.

Для достижения поставленных в образовательной программе задач формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при организации различных видов детской деятельности необходимо широко использовать игровые наборы: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Колумбово яйцо, квадрат Воскобовича др. Все названные средства можно использовать, добавляя задания, связанные с моделированием: «сложи фигурку по памяти, по схеме, словесному руководству», «разбери готовую фигуру и попробуй зарисовать схему ее моделирования», «попробуй создать свою новую фигуру».

В младшем дошкольном возрасте осуществляется идентификация частей модели с сенсорными эталонами ("Составь целое из частей", "Сложи орнамент"). Хорошо себя зарекомендовали игры "Мозаика из пробок", "Бусы для матрешки" и др., сущность которых заключается в том, что

дети по заданным педагогам моделям выполняют задания: "выложи рисунок по своему замыслу", "придумай узор для платья", "выложи неваляшку(бабочку, мячик и др.) по заданной модели".

В среднем дошкольном возрасте на первом этапе практическое использование моделей способствует накоплению у детей опыта по определению свойств и отношений предметов и их замещению. На данном этапе используем игры «Составь из частей целое», «Отгадай-ка», «Шкатулка свойств», «Кладоискатели», «Какая крона у дерева?». На втором этапе дети учатся сравнивать, сопоставлять реальные предметы с моделью, устанавливать измерительные отношения. Детям предлагаются игры: «Заколдованная фотография (картина)», «Волшебный экран», «Любознайки», «Размести гостей» и др. Для повышения детского интереса, самостоятельности и расширения спектра математических действий детей используются свойства моделей: наглядность, деление модели на составные части, наличие элементов-заместителей. На третьем этапе дети учатся использовать модель совместно со взрослыми и затем самостоятельно. В ходе этой деятельность ребята учатся обобщать, выделять общее-различное, упорядочивать, группировать предметы и схематизировать представления. Детям предлагаются игры «Найди общее», «Похожи — не похожи», «Чья семейка» и т.п. Математические игры повышают интерес к математическим действиям, т.к они носят занимательный характер и предполагают несколько участников игры.

На первом этапе в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся со смыслом арифметических действий на основе оперирования множествами предметов. На втором этапе - используют математические знаки и символы (на основе оперирования множествами предметов выбирают действия и составляют математические выражения). На третьем этапе обучаем детей

простейшим приемам арифметических вычислений. Обучение способам решения задач (выбор действий, вычисление результата) происходит на четвертом этапе.

Данная работа осуществляется во взаимосвязи с родителями: конкурсы творческих семейных работ «Шишка - оживи», «Геометрическая сказка», «Математический калейдоскоп» и др.; детско-родительские проекты и акции «Любимые числа нашей семьи», «Математические игры на асфальте», «Что за чудо эти шашки», и др.; совместные праздники и развлечения («Путешествие в Цифроград», «Логоматематика», «В шахматы играем - ум развиваем»); совместное участие в изготовлении костюмов, в создании развивающей среды; цикл выставок «С математикой мы дружим всей семьёй» (поддержка семейных традиций); информирование о жизни детского сада через сайт; памятки, буклеты, информационные стенды, консультации для родителей; фоторепортажи, стенгазеты; мастер-классы и т.д.

Главной составляющей системы является координация взаимодействия педагогов детского сада по следующим направлениям: 1) анализ профессиональных затруднений педагогов в использовании моделирования как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; 2) разработка перспективных планов работы и алгоритмов использования различных видов моделирования как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; 3) интеграция показательного опыта и координация действий педагогов при освоении реализации программного материала на всех этапах деятельности в режиме работы детского сада.

С целью повышения мастерства и квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала ведущую роль отводим интерактивным формам: экспресс-опрос, мозговой штурм, деловые игры. Так же проводим консультирование, творческие часы, КВН, выставка литературы; педсоветы, творческие гостиные, мастерские, мастер-классы, изучение опыта работы педагогов района, округа, региона по ФЭМП.

Работая по данной системе педагоги выявили, что метод моделирования, соответствуя наглядно-образному характеру мышления дошкольника, является одним из эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Использование моделирования позволяет:

- сделать доступными для понимания ребенка связи между предметами и явлениями;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.