УДК 796.5:338.48 ББК У049(2Р)36
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПЛАНОВОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ЮЖНОГО УРАЛА
В.А. Киселева, О.С. Бекасова
Статья посвящена проблемам планирования развития туризма в России. Авторами рассмотрено современное состояние вопроса перспективного планирования развития туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях. Предложена организационная модель планирования регионального туризма.
Ключевые слова: туризм, региональный туризм, отрасль туризма, планирование, планирование развития, перспективное планирование, управление, развитие, модель, моделирование.
Региональный туризм - это динамически развивающаяся специфическая подсистема общей социо-экономической системы региона, представляющая собой взаимоотношение обслуживающей туристской инфраструктуры с туристами. Это сложный, межотраслевой диверсифицированный комплекс, объединяющий предприятия различных отраслей экономики и социальной сферы, имеющий свои специфические особенности, обусловленные природными, культурными, историческими, экономическими, демографическими и другими условиями. Следовательно, управление его развитием возможно только путём перспективного планирования.
Опыт многих туристских регионов в мире показал, что перспективное планирование развития туризма может принести только выгоды. Регионы, в которых туризму позволено развиваться хаотично, зачастую страдают от экономических, экологических и социальных проблем, а именно от загрязнения окружающей среды; деградации ландшафтов; выведения сельскохозяйственных земель из оборота; негативного отношения местных жителей к туристам; коммерциализации культуры, религии, искусства; роста социальных проблем; изменений в общественной структуре. Эти проблемы ухудшают экономику туризма, отрицательно влияют на показатели туристской привлекательности региона. Туристские регионы неконтролируемого туризма не могут эффективно конкурировать с другими туристскими регионами, развивающимися на плановой основе с использованием современных принципов регулирования развития отрасли. Таким образом, в основе развития регионального туризма лежит перспективное планирование с учетом взаимодействия туризма со смежными отраслями для успешного развития и регулирования этого процесса.
Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в настоящее время привело к заметному расширению теоретических исследований в этой области. Управление внутренним российским туризмом на межотраслевом, внутриотраслевом и региональном уровнях освещено в литературе, научных исследованиях [1—3], где данным аспектам туризма уделяется особое внимание. Для России региональный подход имеет исключительно важное значение в силу огромной территории и колоссальных природных, социальных и экономических различий на ее территории.
Однако, несмотря на большое количество работ по региональному управлению и развитию, все еще не разработана не только методология и теоретическая база, но и принципиальные позиции для реализации планового подхода к развитию регионального туризма, России в частности. Для многих регионов РФ разработаны программы развития туризма на период до 2007-2012 гг. Проведя их анализ, можно убедиться в том, что практически все они направлены на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии, на совершенствование механизмов управления туристской деятельностью и предполагают сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования. В большинстве программ декларируется формирование единой системы туристских зон региона, однако далеко не всегда приводятся перечни зон и схемы их размещения, а главное - отсутствуют четкие, понятные, экономически обоснованные конечные результаты предлагаемых управленческих решений.
Поскольку отрасль еще не полностью сформировалась и может сильно пострадать от сиюминутных политических соображений,
необходимым условием успешного развития сферы туризма и путешествий в России является перспективное планирование развития на региональном уровне.
Для реализации целей перспективного планирования в мировой практике используется моделирование. Модель - один из важнейших инструментов научного познания, условный образ объекта исследования, отображающий характеристики объекта исследования, существенные для цели исследования. Учитывая сложность развития отрасли туризма -конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными об объекте, корректировка модели и т. д., т. е. моделирование, представляется наиболее актуальным методом планирования. Модель определяет последовательность элементов, которые должны быть включены во всесторонний региональный план. Это - пошаговая процедура, позволяющая поставить развитие туризма на плановую основу.
Весь процесс формирования плана развития регионального туризма в обобщенном виде можно представить следующими этапами.
1. Установление целей развития туризма
- экономические, социо-культурные, природные и другие цели.
2. Основной анализ исходных данных
- Краткая историческая справка о регионе, особенно, если это имеет отношение к туробъектам.
- Краткое географическое описание геологии, ландшафта и гидрографии рек, озер и прибрежных зон, с определением региона, географически подходящим или нет для развития туризма. Должна быть отмечена любая предрасположенность региона к. природным катаклизмам, таким как извержения вулканов и землетрясения или другие проблемы, такие как береговое разрушение.
- Климатические условия, с определением регионов, подходящих климатически для развития и действия туризма. Должна быть отмечена любая предрасположенность региона к крепким ветрам, проливным дождям и наводнениям.
- Регионы природных ресурсов, возделывание и использование земли, с определением регионов, неподходящих для развития туризма.
- Состояние окружающей среды в общем и в частности, для существующих и по-
тенциальных регионов туризма с выявлением определенных проблем загрязнения или ухудшения окружающей среды.
- Существование национальной и региональной политики развития, планов программ с определением их влияния на развитие туризма.
- Демографические условия: числен-
ность и плотность населения, возрастнополовой фактор, направление и соотношение роста численности населения, вопросы миграции и другие существенные характеристики.
- Экономический принцип существования экономических секторов и тенденции роста валового внутреннего совокупного общественного продукта (ВВП и СаП), доход на душу населения, вопросы занятости/безработицы и другие экономические характеристики, с выявлением всех конкретных проблем, таких как расположение застойных районов.
- Культурный аспект традиций, религиозных и социальных ценностей и другие существенные характеристики и результаты развития культурных традиций и ценностей.
3. Анализ и рекомендации по инфраструктуре
- Анализ наличия в регион доступа воздушным, наземным или водным транспортом, включая возможности и качество предлагаемых туристам услуг.
- Анализ внутренней транспортной системы услуг по отношению к уровню использования направления туристами.
- Анализ инфраструктуры водоснабжения, электричества, канализации, твердых бытовых отходов и телекоммуникаций в отношении к существующим и потенциальным регионам туризма.
- Просмотр всех ранее утвержденных планов и программ для улучшения инфраструктуры.
- Определение любых противоречий, связанных с инфраструктурой развития туризма, и рекомендации по ее улучшению.
4. Туробъекты, их деятельность и ее улучшение
- Исследование и описание существующих и потенциальных туробъектов, их деятельности, с категоризацией в логическую систему природных, культурных и специальных типов туробъектов.
- Оценка туробъектов с определением первичных и вторичных объектов и любых проблем уже существующих объектов, таких как чрезмерное и неправильное использование.
- Рекомендуемые улучшения (и защита) туробъектов.
- Определение всех позитивных и негативных влияний непривлечения туристов, таких как сильный и слабый престиж страны сбыта, недавняя политическая нестабильность или природные катаклизмы, уровень преступности в регионе и во время тура, расстояние и затраты от основных стран сбыта.
5. Туристические услуги и возможности, их улучшение
- Исследование существующих и уже спланированных жилых площадей по количеству, типу, расположению и качеству.
- Исследование существующих и уже спланированных туристических возможностей, включая тур и туристические операции, рестораны, банки и обмен валюты, ремесла, специальный ассортимент и удобство покупок, медицинские и почтовые услуги и возможности, общественная безопасность и службы туристической информации.
- Оценка туристических услуг и возможностей с необходимыми рекомендациями по улучшению.
6. Рекомендуемые объемы и формы туризма
- Определение транспортирующей способности потока различных потенциальных туристических областей и региона, основанное на относящихся к окружающей среде со-цио-культурных, инфраструктурных и затрагивающих вопрос удовлетворения туристов соображениях.
- Определение наиболее соответствующих форм туризма по расположению, основанное на описании и оценке туробъектов и действий, возможностей транспортирующего потока, анализа рынка и других факторов.
- Определение наиболее подходящих размеров и объемов туризма (по типу туризма), основанное на транспортирующей способности и анализе рынка, важность туробъектов и других факторов.
7. Анализ и проектирование рынка
- Просмотр глобальных внутрирегиональных туристических систем и направлений.
- Анализ систем и направлений прибытия туристов в регион, включая международных и местных туристов, специальных характеристик посещения региона туристами; могут потребоваться специальные туристические исследования.
- Оценка влияния существующего или потенциального конкурентного туристического направления.
- Определение основных факторов, влияющих на типы и объемы будущих приездов туристов, и определение первичного и вторичного рынков.
- Установление целей рынка по количеству, типу и происхождению региона, социально-экономической группе, группированию туристических интересов, продолжительность пребывания и другие существенные характеристики.
- Анализ использования туробъектов и услуг местными жителями.
- Проектирование количественного, типового и качественного уровней условий проживания, других туробъектов и услуг и необходимой инфраструктуры, основываясь на задачах рынка.
8. Рекомендуемая политика развития туризма и структурный план
- Рекомендуемый отчет по политике, включая экономические, социо-культурные факторы состояния окружающей среды.
- Рекомендуемый структурный план, включая тип и расположение туробъектов, определение регионов и областей (зон) развития туризма и транспортирующий поток.
- Рекомендуемые ступени развития в определенные периоды времени.
- Рекомендуемые туристические модели и программы, определяющие маршруты и направления туристических экскурсий.
9. Экономический анализ и рекомендации
- Определение существующих и проектируемых туристических затрат по количеству и типу.
- Подсчет существующего и проектируемого влияния на туризм норм размеров вкладов в ВВП и СОП (или вкладов в региональную экономику), валового и чистого дохода от внешних валютных операций, объема и типов национальных или региональных экономических утечек, генерированного дохода, умноженного воздействия на доход, прямой, косвенной и вынужденной занятости и вкладов в государственные доходы.
- Рекомендации по повышению экономических прибылей от туризма на общественном, региональном и национальном уровнях.
10. Анализ и рекомендации по окружающей среде
- Выявление всех существующих проблем окружающей среды, вызываемых туриз-
мом, и рекомендации по их уменьшению.
- Рекомендации по предотвращению будущего негативного воздействия на окружающую среду и усиление позитивного.
- Рекомендации по улучшению общего качества окружающей среды в регионах туризма.
- Рекомендации по защите окружающей среды, политика сохранения и необходимые программы, применение процедур по уменьшению воздействия на окружающую среду в специальных туристических проектах.
11. Социо-культурный анализ и рекомендации
- Оценка всех существующих и потенциальных, позитивных и негативных социокультурных воздействий туризма.
- Рекомендации по снижению негативного воздействия и усилению позитивного.
- Рекомендованные программы осведомления общественности по вопросам туризма и туристические каталоги, чтобы информировать туристов о местной культуре и традициях и ожидаемом поведении посетителей.
- Рекомендации по вовлечению общественности в программы туризма на местном уровне.
12. Институциональный анализ и рекомендации
- Исследование и оценка существующих государственных и частных организационных структур по туризму, с рекомендациями по изменениям или новым структурам, предназначенным для эффективного управления туризмом, включая рекомендации по достижению согласованности по туризму среди государственных агентств и между государственным и частным сектором.
- Исследование и оценка существующего законодательства и норм права, относящихся к туризму с рекомендациями по изменениям или новым нормам.
- Исследование и оценка чистой стоимости финансового капитала по отношению к инвестированию туризма с рекомендациями по привлечению еще больших денежных ресурсов, если необходимо, включая поощрение развития.
- Анализ планирования кадровых ресурсов для туризма, с рекомендациями по образовательным и обучающим программам, назначенным государственным и частным секторами для обеспечения кадровых ресурсов.
- Оценка наличия программ упрощения путешествий с рекомендациями по всем необходимым улучшениям.
13. Рекомендации по маркетингу и развитию
- Определение целей и стратегии маркетинга.
- Рекомендованная специальная программа развития с составлением сметы и возможных источников средств.
- Рекомендации по соответствующим и совместным действиям государственного и частного секторов в программе развития.
- Рекомендации по развитию за границей.
- Рекомендации по обеспечению информационных туристических служб.
14. Реализация и мониторинг плана
- Рекомендованная программа развития или действия с составлением сметы и определением ответственных сторон.
- Определение процедур реализации, включая соответствующую роль правительства, других агентов и частного сектора.
- Определение туристических нормативов и стандартов развития оборудования и дизайна, и способы их применения.
- Определение районирования и других правовых норм использования земли.
- Рекомендуемое использование стимулов и препятствий для обеспечения развития в соответствии с планом.
- Рекомендации по установлению туристической информационной системы или улучшению существующей системы.
- Подготовка детального регионального плана и изучения выполнимости проекта для первой ступени развития, включая демонстрационные проекты.
- Определение возможных источников финансирования для развития проекта.
- Определение техник и процедур наблюдения за осуществлением плана и улучшением туризма в общем.
Безусловным достоинством данной модели развития туризма является возможность создания четкой системы управления, которая позволит осуществлять контроль над процессом развития туризма и рекреации и анализировать его показатели, разработать надежные методы мониторинга состояния окружающей среды, устранения любых негативных последствий и достигнуть заданной эффективности функционирования системы. Эффективность применения моделей в планировании развития туризма зависит как от системности и взаимосвязи эндогенных элементов системы, так и от того, насколько они полно отражают процесс регионального развития туризма. В
формировании стратегии планового развития рекреационно-туристских регионов должны быть задействованы четыре силы: ученые, властные структуры, специалисты, потребители туристских услуг и местное население.
Сфера деятельности государства в экономике слишком широка, а должные приоритеты в этой деятельности отсутствуют. Очень важно сосредоточить усилия государственных органов управления на решении фундаментальных проблем развития туризма. Наиболее важной является выработка целостной региональной экономической политики регулирования туристским комплексом.
Средне- и долгосрочными целями российского правительства должно быть обеспечение максимально возможного равенства в распределении выгод от сферы туризма и путешествий между всеми регионами и слоями населения. Это может уменьшить разницу между городами и сельскими районами, что, в свою очередь, может вызвать улучшение качества жизни и рост благосостояния российских граждан.
Открытие регионов для туризма потребует увеличения инвестирования в инфраструктуру - автомобильные и железные дороги, аэропорты, а также в модернизацию и расширение гостиничного хозяйства, в развитие новых туристических зон и объектов, таких как информационные центры. Российская сфера туризма и путешествий и связанные с ней отрасли на текущий момент еще отличаются различными проявлениями бюрократизма, требующими терпения от любого, кто работа-
ет в этом бизнесе в России. Российское правительство должно ускорить реформы в финансовом секторе, ввести более разумное налогообложение и решить некоторые серьезные проблемы, тормозящие развитие отрасли.
Учитывая множество задач, стоящих на сегодняшний день перед индустрией туризма и путешествий в России, а также различные препятствия к ее быстрому росту, очевидно, что единственно верным выходом из создавшейся ситуации является грамотное системное перспективное планирование туризма как на уровне региона, так и на уровне государства.
Без помощи государства российскому внутреннему туризму предстоит трудная борьба с серьезными конкурентами - Восточной Европой и рядом других стран. Постановка российским правительством приоритетов планового развития туристической отрасли, совместная работа с предпринимателями отрасли туризма по планированию развития туризма на основе моделирования являются одним из главных факторов развития регионального туризма.
Литература
1. Богомолов, B.C. Организация и регулирование туристско-рекреационного комплекса региона / B.C. Богомолов. - Майкоп: Изд-во МГУ, 2005.
2. Боголюбов, B.C. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект / B.C. Боголюбов, С.А. Севастьянова-СПб.: Инфо, 2005.
3. Севастьянова, С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе/С. А. Севастьянова - СПб.: Инжекон, 2005.
Поступила в редакцию 21 мая 2008 г.
Киселева Валентина Александровна. Доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Экономика и экономическая безопасность», декан факультета «Экономика и предпринимательство» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - исследование проблем экономики труда и трудовых ресурсов; развитие предпринимательской деятельности.
Kiseleva Valentina Aleksandrovna. Dr. Sc. (Economics) Head of the Economy and Economic Security Department, Dean of the Economics and Business Department of the South Ural State University, Chelyabinsk. Professional interests: research of the labour economics and forces problems; business development.
Бекасова Оксана Сергеевна. Ассистент, аспирант очной формы обучения кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - исследование системы планирования и регулирования в туристической отрасли.
Bekasova Oksana Sergeevna. Instructor, Post-Graduate Full-Time Student of the Economics and Economic Security Department of the South Ural State University, Chelyabinsk Professional interests: research of the planning and control system in the tourism sector.
E-mail: [email protected]