Научная статья на тему 'Моделирование инновационной составляющей сбалансированной системы показателей ИТ-компании'

Моделирование инновационной составляющей сбалансированной системы показателей ИТ-компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BSC / IT-COMPANY / BALANCED SCORECARD / COLORED PETRI NET / MODEL / STRATEGIC MAP / HORIZONTAL STRUCTURE / VERTICAL STRUCTURE / ССП / IT-КОМПАНИЯ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РАСКРАШЕННАЯ СЕТЬ ПЕТРИ / МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунтьянова А.А.

Разработана стратегическая карта для IT-компании. Рассмотрена задача моделирования сбалансированной системы показателей для IT-компании на основе раскрашенных сетей Петри. Для анализа структуры системы сбалансированных показателей, цели и показатели представлены в виде раскрашенной сети Петри, состоящей из набора классических сетей Петри. Предложенная модель Системы Сбалансированных показателей, разработанная с использованием раскрашенной сети Петри, позволяет проводить «горизонтальный» и «вертикальный» анализ ССП как независимо по показателям целям и перспективам как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мунтьянова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the innovation component of the Balanced Scorecard IT companies

A strategic map for the IT company was developed. The problem of modeling a balanced system of indicators for an IT company based on colored Petri nets is considered. To organize the analysis of the structure of the system of balanced indicators, the goals and indicators are presented in the form of a colored Petri net consisting of a set of classical Petri nets. To organize a vertical and horizontal analysis of the structure of a balanced scorecard, the goals and indicators are presented in the form of a colored Petri net consisting of a set of classical Petri nets. The model proposed by the authors of the BSC on the basis of a colored Petri net, reflecting the "horizontal" and "vertical" structure of the BSC, allows modeling the dynamics of achievement of goals and changes in the indicators of the BSC based on cognitive analysis.

Текст научной работы на тему «Моделирование инновационной составляющей сбалансированной системы показателей ИТ-компании»

Моделирование инновационной составляющей сбалансированной системы показателей ИТ-компании

А. А. Мунтьянова Астраханский государственный технический университет, Астрахань

Аннотация: Разработана стратегическая карта для IT-компании. Рассмотрена задача моделирования сбалансированной системы показателей для IT-компании на основе раскрашенных сетей Петри. Для анализа структуры системы сбалансированных показателей, цели и показатели представлены в виде раскрашенной сети Петри, состоящей из набора классических сетей Петри. Предложенная модель Системы Сбалансированных показателей, разработанная с использованием раскрашенной сети Петри, позволяет проводить «горизонтальный» и «вертикальный» анализ ССП как независимо по показателям целям и перспективам как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи. Ключевые слова: ССП, IT-компания, система сбалансированных показателей, раскрашенная сеть Петри, модель, стратегическая карта, горизонтальная структура, вертикальная структура.

Для достижения успеха IT-компаниям необходимо быстро адаптироваться к изменениям рынка и превосходить конкурентов по скорости и качеству предоставления услуг, а также цене и широте ассортимента предлагаемых услуг. Оперативные действия должны быть хорошо скоординированы и направлены на достижение целей в долгосрочной перспективе, иначе для IT-компании есть риск остаться на месте, перестав развиваться. IT-компания должна уметь идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы для достижения поставленных стратегических целей.

Одним из инструментов отображения реализованной стратегии служит сбалансированная система показателей (ССП, Balanced ScoreCard, BSC) [1]. Термин «ССП» был впервые использован в 1992 г. Д. Нортон и Р. Капланом, которые по результатам проведенного исследования широкого круга компаний смогли предложить новую методику оценки компаний.

Задача сбалансированной системы показателей заключается в возможности трансформации миссии компании в определенные задачи и показатели [2]. Данные показатели отображают баланс между внешними

отчётными данными для клиентов и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес-процессов, роста, обучения и инноваций [3,4]. Одной из основных задач 1Т-компании является поддержание инновационной активности компании [5]. 1Т-компании, чтобы иметь устойчивое конкурентное преимущество, необходимо постоянно проводить работу по созданию новых программных продуктов и услуг, новых методов их предоставления, что будет способствовать привлечению новых клиентов и освоению новых рынков сбыта, а как следствие - увеличению прибыли 1Т-компании. Стратегическая карта для 1Т-компании (Рис. 1), помимо четырех основных составляющих, должна включать пятую перспективу -«Инновации» [6].

Рис. 1. - Стратегическая карта 1Т-компании «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» («Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832). Инновации в деятельности 1Т компании можно классифицировать по различным признакам, в зависимости от направления деятельности компании - создание программного продукта,

сопровождение программного продукта, развитие рынков сбыта программного продукта. Составляющая ССП «Инновации» направлена на создание новых программных продуктов или оптимизацию существующих, создание новых методов оказания услуг 1Т компании и другого.

Для моделирования [8,9] структуры ССП 1Т-компании, цели и показатели представим в виде раскрашенной сети Петри [10], состоящей из набора классических сетей Петри (рис. 2):

• «Вертикальная» структура ССП, включающая целеполагание на основе «древовидных» ациклических сетей Петри;

• «Горизонтальная» структура ССП, учитывающая взаимовлияние отклонений от нормы показателей на основе когнитивных карт (при этом, мы исходим из гипотезы: при нахождении показателей в пределах нормы, т.е. заданного интервала значений, их влиянием друг на друга можно пренебречь) на основе «взвешенных» сетей Петри.

Пусть набор СРИ = К, /<л, с, С) - раскрашенная сеть Петри, Л' -непустое конечное множество позиций; К - непустое конечное множество переходов, причём 8глКф0\ с - непустое конечное множество цветов; С:

»2е - функция, ставящая в соответствие каждой позиции и переходу сети допустимое подмножество цветов из с; х х с —» Мик(с)

сопоставляет каждой тройке ?е8, к е Ки й е С(к) мультимножество из Мм/£(С(?)). Функцию вида М?: £ ^ Мыи(С($)) назовем разметкой раскрашенной сети Петри [11].

Множество разметок раскрашенной сети Петри СРЫ назовем множеством всех функций вида М?? : Мм/£(С(5)), обозначим через МСРПару (СРЫ, Муо), где СРЫ - раскрашенная сеть Петри, Му() е ,Мсры, назовем раскрашенной сетью Петри с выделенной начальной разметкой.

Множество к = \lVls |Му0Г )Му} назовем множеством достижимых

разметок раскрашенной сети Петри СРИ с выделенной начальной разметкой Мб0. На рис. 2 изображена раскрашенная сеть Петри Ns=(СPN,Ms0), с разметкой Ms0, которая соответствует системным взаимосвязям ССП 1Т-компании между показателями, целями и перспективами si (позициями) за счет причинно-следственных связей к (событий).

Рис. 2. - Граф ССП на основе раскрашенной сети Петри N8

Множество событий К = [к\, к2, ..., к43} отображает причинно-следственные связи ССП 1Т-компании, поэтому не приводится наименование каждого события для сети Петри ССП. В текущей конфигурации стратегическая карта ССП 1Т-компании (рис. 1) состоит из 19 целей и 5 перспектив, и 18 показателей (рис. 1). Количество целей и показателей для разных конфигураций может отличаться. Представим множество позиций £ раскрашенной сети Петри, как подмножество показателей М; целей ССП X и перспектив ССП РЯ\

Б = (Б1 п Б2 п Б3),

где подмножество Б1 = 82, ..., ¿*18} множества позиций раскрашенной сети

Петри совпадает с множеством показателей ССП 1Т-компании М = {т1, т2,

1 2 ..., т18} в рассматриваемой конфигурации 1Т, Б = М; подмножество Б = {^15,

s16, ..., £з7} совпадает с множеством целей ССП 1Т-компании X = {х1, х2, ...,

2 3

x19}; S = M; подмножество S = {s26, s27, ..., s42} совпадает с множеством перспектив ССП Pr = { Pin, Ptd, Pip, Pc, Pf}, S3 = PR.

Разработана стратегическая карта ССП для ИТ-компании, состоящая из 19 целей и 5 перспектив, и 18 показателей.

Предложена модель ССП для ИТ-компании, отличающаяся структурно от классической ССП Нортона и Каплана введением дополнительной перспективы «Инновация», которая показала, что наряду с распространенными в отрасли IT показателями для оценки эффективности работы IT-компании и ее конкурентоспособности, необходимо учитывать показатели инновационной деятельности. Количество целей и показателей для разных конфигураций может отличаться. Модель ССП для ИТ-компании на основе раскрашенной сети Петри, отображающая «горизонтальную» и «вертикальную» структуру ССП, позволяющая моделировать динамику достижения целей и изменения показателей ССП на основе когнитивного анализа.

Литература

1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005, 320 с.

2. Ханова А.А. Концепция системы интеллектуального управления стратегически-ориентированным предприятием // Статистика и Экономика. 2011. № 1. С. 187-193.

3. Иванов А. В. Стратегическое управление промышленным предприятием в контексте его вхождения в состав регионального производственного кластера // Инженерный вестник Дона, 2010, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/320

4. Бочарникова М.Ю., Ханова А.А., Хортонен А.С. Анализ структуры и оценка сбалансированной системы показателей на основе когнитивной

модели // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. 2014. № 2 (55). С. 86-96.

5. Сербиновский Б. Б., Черемисова Н. Ф.. Анализ направлений инновационной деятельности и управление развитием коммерческой организации // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2022.

6. Keyes, Jessica Implementing the it balanced scorecard: Aligning IT with Corporate Strategy. - Auerbach is an imprint of Taylor & Francis Group, 2005. -523 p.

7. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. Analysis and modelling of complex engineering systems based on the component approach // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 24. pp. 268-275.

8. Щербатов И. А. Математические модели сложных слабоформализуемых систем: компонентный подход // Системы. Методы. Технологии. 2014. № 2 (22). С. 70-78.

9. Мурадян И. А., Юдицкий С. А. Метод анализа конфигураций организационных систем на сетях Петри // Управление большими системами: сборник трудов. Выпуск 16. - М. : ИПУ РАН, 2007. - С. 163-170.

10. Ханова А. А. Методология стратегического управления грузовым портом на основе имитационного моделирования. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук/Астраханский государственный технический университет. Астрахань, 2013. C. 89-115.

References

1. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaja sistema pokazatelej: ot strategii k dejstviju [The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action]. M.: ZAO «Olimp-Biznes», 2005, 320 p.

2. Khanova A.A. Koncepcija sistemy intellektual'nogo upravlenija strategicheski-orientirovannym predprijatiem [The concept of system of

intellectual management of the strategically focused]. Statistika i Jekonomika. 2011. № 1. pp. 187-193.

3. Ivanov A. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №4; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/320.

4. Bocharnikova M.Ju., Khanova A.A., Khortonen A.S. Nauchnyj vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014. № 2 (55). pp. 86-96.

5. Serbinovskij B. B., Cheremisova N. F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2022.

6. Keyes, Jessica Implementing the it balanced scorecard: Aligning IT with Corporate Strategy. Auerbach is an imprint of Taylor & Francis Group, 2005. 523 p.

7. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 24. pp. 268-275.

8. Shherbatov I.A. Sistemy. Metody. Tehnologii. 2014. № 2 (22). pp. 7078.

9. Muradjan I. A., Judickij S. A. Upravlenie bol'shimi sistemami: sbornik trudov. Vypusk 16. M. : IPU RAN, 2007. pp. 163-170.

10. Khanova A.A. Metodologija strategicheskogo upravlenija gruzovym portom na osnove imitacionnogo modelirovanija. [Methodology of strategic management of a cargo port based on simulation modeling]. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora tehnicheskih nauk. Astrahanskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. Astrahan'. 2013. pp. 89-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.