— 166^С НОМАИ донишгох 3
Ф. Шарипов
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И УРОВНИ ЕЁ СФОРМИРОВАННОСТИ
Ключевые слова: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная культура, алгоритмическое мышление, мотивация, информационные технологии
Как известно, грамотность есть лишь первый шаг к овладению культурой. Ведь быть культурным в математике, музыке, шахматах, поэзии, банковском деле и т.д. можно лишь при условии грамотности в соответствующей области. Нельзя быть культурным в поэзии, не зная азов стихосложения, или в шахматах, не зная шахматных фигур и правил их передвижения. А потому естественно говорить об информационной грамотности как фундаменте информационной культуры. Следуя такой логике, необходимо, прежде всего, определить понятия информационной и компьютерной грамотности как базовых понятий при рассмотрении вопросов, связанных с формированием информационной культуры личности и ее составных частей.
Прежде всего, отметим, что компьютерная грамотность, являясь педагогической категорией, базируется на более общей педагогической категории - грамотности, которую, как правило, понимают как «определенную степень владения навыками устной и письменной речи» человека или как один из показателей культурного уровня населения (2, 245).
С дидактической точки зрения под грамотностью часто понимают такой уровень обученности индивида, который требуется для эффективного функционирования его группы или общины (9, 95-107). В этом виден прагматический подход к категории грамотности, который фиксирует адаптивные функции обучения. Другой подход определяет грамотность как жизненно
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 167“
необходимые знания и умения и важнейший инструмент познания в интересах личного и общественного развития и достижения самостоятельности (3, 27-41). Такое определение позволяет считать грамотность главной движущей силой для продолжения образования. Это исключительно эффективный инструмент с точки зрения учебной деятельности, сбора и обработки информации, создания новых знаний, участия в жизни собственной и мировой культуры. Заметим, что при таком подходе на первый план выдвигается гармония развития самой личности.
Современная педагогическая наука рассматривает грамотность с точки зрения второго подхода как необходимую ступень и средство личностного становления человека. Так. Б.С. Гершунский отмечает пропедевтический смысл грамотности, считая ее основой образованности, профессиональной компетентности и культуры человека; полагает, что она может быть шире структуры общего образования, необходимого на данном этапе развития общества (5. 58-64). Компоненты грамотности, по мнению Б.С. Гершунского. могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и т.д.
Таким образом, опираясь на анализ категории грамотности, отметим, что при педагогическом анализе содержания и структуры компьютерной грамотности необходимо обратить внимание на те ее составляющие элементы, которые направлены на формирование личности, способной к самостоятельному продолжению своего образования. Другими словами, личности, готовой к самообразованию.
Тем не менее, можно отметить, что под «компьютерной грамотностью» в широком смысле понимают как знание принципов работы и возможностей компьютера, так и умение применять его непосредственно в своей деятельности. С точки зрения дидактики компьютерную грамотность часто интерпретируют как умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с ней с помощью компьютера (7. 70-71).
Под компьютерной грамотностью личности мы понимаем
- знания, касающиеся информационной техники и технологии и компьютеров, их потенциала, возможностей и границ их исполь-
— 168~С НОМАИ донишгох 3
зования и относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
- умения и навыки использования компьютера в своей деятельности, которыми обладает эта личность.
Заметим, что понятие «компьютерной грамотности» вплотную связано с понятием «информационной грамотности», и они отнюдь не являются синонимами. Мы считаем, что компьютерная грамотность является необходимым условием грамотности информационной, т.к. информационно-грамотный человек умеет использовать компьютер в своей работе с информацией. А компьютерная грамотность предполагает, прежде всего, умение человека работать на компьютере в качестве рядового пользователя и способность его ориентироваться в возможностях использования компьютера в тех или иных целях.
Казалось бы, стоит лишь дать пользователям знание и умение использовать новые информационные технологии, в том числе компьютерные, и все проблемы будут решены. Но до сих пор качество обучения пользователей остается неудовлетворительным. На наш взгляд, причиной неудовлетворительного использования информационных технологий, в том числе компьютерных, является неразвитость алгоритмического мышления у самих пользователей.
Алгоритмическое мышление предполагает умение вычленять отдельные, достаточно мелкие завершенные шаги для решения какой-либо задачи, а также умение работать в режиме: «четкий, однозначный вопрос - такой же ответ». Мы считаем, что умение мыслить алгоритмами является необходимым элементом информационной грамотности, без такого умения невозможно освоить информационную технологию и применять ее в своей работе с информацией.
Думается, что естественной выглядит следующая цепочка понятий: компьютерная грамотность - информационная грамотность - информационная культура. Другими словами, компьютерная грамотность в наше время является необходимым условием грамотности информационной, а информационная культура невозможна без информационной грамотности и тем более компьютерной грамотности.
Информационно-грамотный человек, имея определенные информационные потребности, удовлетворяет их на базе знаний информа-
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 169“
ционныхтехнологий, в том числе компьютерных. Под информационными потребностями личности мы понимаем широкий спектр информации профессиональной, социальной, общекультурной, общечеловеческой, необходимой этой личности. Наличие информационных потребностей, наличие особенных знаний, а именно знаний современных информационных технологий, в том числе компьютерных, и знаний, как можно применить знания информационных технологий, уже является характерной чертой современного информационнограмотного человека. А в силу того, что современные информационные технологии всё более базируются на применении компьютера, можно говорить о компьютерной грамотности как фундаменте грамотности информационной.
Таким образом, мы включаем в понятие «информационная грамотность личности» следующие компоненты:
- компьютерную грамотность личности;
- знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
- наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
- умение ориентироваться в информационных потоках;
- умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
- развитость алгоритмического мышления личности.
Как мы отмечали, без информационной грамотности невозможна информационная культура личности. Следовательно, естественными компонентами информационной культуры личности будут те, что логически вытекают из компонентов информационной грамотности. Это, прежде всего, относится к тем знаниям, которые необходимы человеку для успешной информационной деятельности. Если эта деятельность всё более базируется на новых информационных технологиях, в том числе компьютерных, то знание этих технологий, безусловно, должно присутствовать.
Конечно, нельзя сводить информационную культуру личности к знаниям, даже если оценивать качество и объемы этих знаний.
Другими словами, мы считаем естественным ввести в понятие информационной культуры личности мотивацию личности на:
- удовлетворение своих информационных потребностей на
— 170~С НОМАИ донишгох 3
базе знаний информационных компьютерных технологий;
- повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
- развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования компьютерных информационных технологий;
причем, эта мотивация должна быть осознанной.
Исследования структуры человеческой деятельности и сознания учеными - психологами доказали, что изучение мотивов деятельности дает ключ к процессу возникновения и осуществления ее.
Информационная культура личности как культура вообще отражает активную творческую деятельность человека, и, следовательно, развитие самого человека как субъекта этой деятельности. А, так как культура информационная, значит, деятельность человека связана с информацией. То есть информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека, в том числе и в информационной деятельности, основанной на использовании компьютерных информационных технологий. А потому мотивы творчества, мотивы деятельности человека являются естественными психологическими компонентами такой характеристики личности, как его информационная культура.
Таким образом, информационная культура личности, вообще, и специалиста, в частности, предполагает высокую организацию личности, имеющей в своем арсенале мотивы творчества, стремление повышать свой общекультурный, общеобразовательный и профессиональный кругозор, развивать умения и навыки информационной деятельности и информационного общения и, вообще, удовлетворять свои информационные потребности на базе знаний информационных технологий, в том числе и компьютерных. Такая мотивация побуждает личность к непрерывному образованию и значит, является естественной мотивационным компонентом инфор-мационной культуры студента.
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 171 “
Знания и мотивы не живут самостоятельно вне личности, они предполагают целенаправленные усилия этой личности, чтобы стать основой эффективного использования их в той или иной деятельности человека. Другими словами, информационная культура личности подразумевает наличие у личности умений и навыков не просто информационной деятельности и информационного общения, а деятельности любой, связанной с информацией, которой занимается эта личность, будь она учебная, познавательная, мыслительная, в том числе самообразовательная.
Совокупность таких знаний, умений, навыков и мотивов составляет стиль мышления человека информационного общества. Заметим, что информационная деятельность человека интеллектуальна, и, не имея сформированных операций умственной деятельности, невозможно заниматься информационной деятельностью, а тем более в творческом ее аспекте.
Творческая личность реализует сама себя, ее нельзя, как любую личность, сформировать, а можно только воспитать. Последние исследования психологов утверждают, что качества, необходимые для личностной самореализации, необходимо развивать в комплексе (4). Причем под этими качествами понимают:
- творческое мышление;
- инициативность;
- способность к обоснованному риску;
- уверенность в себе;
- адекватную самооценку;
- умение сотрудничать с партнерами;
- мотивацию достижения;
- высокую работоспособность.
Заметим, что творческое мышление поставлено во главу всех остальных качеств. О необходимости приоритетного развития творческого мышления, более того, о воспитании такого мышления говорил еще классик психологии и философии Д. Дьюи, который утверждал, что «первым ростком в воспитании мышления является активность, особенно интеллектуальная» (6, 115).
Отметим, что следует дифференцировать творческие способности личности и ее интеллект. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что высокие интеллектуальные показатели не всегда обеспечивают высокий уровень проявления способностей
—172^< НОМАИ донишгох Э
к творческой деятельности (1, 82-89).
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том. что интеллектуальным компонентом информационной культуры студента выступает особый стиль мышления, главные характеристики которого -самостоятельность и творческий характер.
Таким образом, мы пришли к выводу, что модель информационной культуры студента предполагает наличие у него таких качеств, как (см. рис. 1):
1) информационная грамотность, а также
- стройная, логически связанная, преемственная система знаний информационных технологий, в том числе компьютерных.
- умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией. а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации. дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;
как содержательный компонент
2) осознанная мотивация личности на:
- удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
- повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
- развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных технологий, в том числе компьютерных;
как мотивационный компонент
3) определенный стиль мышления, главные характеристики которого - самостоятельность и творческий характер как интеллектуальный компонент.
Такое понимание информационной культуры студента дает ему возможность самореализации в процессе творческой информационной деятельности на базе использования информационных компьютерных технологий, подготавливает его к самостоятельному продолжению своего образования.
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ )~173“
Информационная культура студента
информационная грамотность; система знаний информационных и компьютерных технологий; умения и навыки деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, использования современных технических средств в жизни
удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных и компьютерных технологий; повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора; развитие умений и навыков инф орма ционной деятельности и инф орма ционнош общения на основе использования инф орма ционных и компьютерных технологий
информационный стиль мышления, ха ракгеризу ющийся са мост оя тельностью и творческим характером
Рис 1. Модель информационной культуры студента При выделении уровней сформированное™ информационной культуры студента, учитывая деятельностный подход к этому понятию, мы опирались на работы Л.С. Выготского В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, СЛ. Рубинштейна, Д.Б.
— 174~С НОМАИ донишгох 3
Эльконина, которые разработали продуктивную теорию деятельности. Суть ее в том. что любая деятельность в процессе обучения связана с содержательным познанием, а познание всегда уровневое. Ступени последовательного возвышения в познании учебной информации определяют характер деятельности: репродуктивный или продуктивный. В процессе репродуктивной деятельности человек лишь воспроизводит ранее усвоенное, не получая новой информации из своей деятельности, напротив, в процессе продуктивной деятельности человек получает новые знания: факты, явления, процессы или методы деятельности. И репродуктивная, и продуктивная деятельность может выполняться человеком как самостоятельно, так и с определенной помощью извне. Характер самостоятельной репродуктивной и продуктивной деятельности неодинаков. В процессе самостоятельной репродуктивной деятельности учащийся выполняет действия либо «с подсказкой» (инструкция, справочник, учитель и др.), либо самостоятельно - «по памяти». В продуктивной самостоятельной деятельности учащийся работает по исходным или подобным алгоритмам (помощь извне); трансформируя их в новую ситуацию, он получает свой алгоритм действия, открывая для себя субъективно новую информацию.
Таким образом, мы выделяем три уровня сформированности информационной культуры студента:
1) низкий - информационно-знаковый;
2) средний - отражательно-преобразующий;
3) высокий - духовно-практический.
которые согласуются с уровнями сформированности готовности личности к самообразованию (8).
Для информационно-знакового уровня сформированности информационной культуры студента характерны следующие показатели: мотивы освоения новых знаний, знаний новых информационных компьютерных технологий стихийны. Воспитуемый не связывает свои информационные потребности с их необходимостью и полезностью в информационной деятельности. Умения и навыки, соответствующие информационно-культурному человеку, не систематизированы, в итоге многие виды информационной деятельности самостоятельно воспитуемым выполняться не могут. И как следствие этого мышление студента не отличается самосгоя-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 175“
тельностью и креативностью.
Для отражательно-преобразующего уровня характерны сформи-рованность информационной грамотности личности, стремление самостоятельно ставить перед собой цели по освоению новых информационных компьютерных технологий, а также умений и навыков, связанных с их использованием. Информационные потребности воспитуемого находятся в русле той информационной деятельности. которой он занимается, и мотивы их реализации осознаны. Сформированы мотивы на:
- удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий;
- повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;
- развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования компьютерных информационных технологий;
но не всегда воспитуемый самостоятельно находит решение поставленной задачи, он склонен прибегать к помощи преподавателя. четко выполняя его инструкции.
Для духовно-практического уровня сформированное™ информационной культуры студента характерна сформированное™ всех его компонентов: содержательной, мотивационной и интеллектуальной. Более того, он неограничен, так как нет пределов для совершенствования личностных свойств человека, его знаний и умений. Уместно отметить нижнюю границу сформированности такой культуры. Это. прежде всего.
- глубокое понимание роли стройной, логически связанной, преемственной системы знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;
- сформированные умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, в том числе умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и сгрук-турирования сообщений;
- осознанная мотивация личности на удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий; повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора; развитие
—176~< НОМАИ донишгох ^
умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования компьютерных информационных технологий;
- сформированный самостоятельный, творческий стиль мышления.
Таким образом, можно констатировать, что информационная культура студента определяет культуру его взаимодействия с информацией и создает основу для развития таких информационных качеств, как информационная грамотность и информационный стиль мышления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. //Высшее образование в России, 1994, № 11
2. Большая советская энциклопедия. Т.7. - М.: Советская энциклопедия, 1972
3. Бхола Х.С. Обучение грамоте взрослых: от теории к практике. // Перспективы. 1990. №. 4
4. Галанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. //Психологическая наука и образование, 1998, № 1
5. Гершунский Б.С. Грамотность для 21 века. //Советская педагогика. 1990. № 4
6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. - 205 с.
7. Каймин В. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. //Советская педагогика. 1990. № 4
8. Сериков Г.Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов. Диссертация доктора педагогических наук. - Тбилиси, 1989
9. Томас О.М. Социально-экономические издержки неграмотности. // Перспективы. 1990. №4
Моделирование информационной культуры студентов вузов и уровни её сформированности
Ф. Шарипов
Ключевые слова: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная культура, алгоритмическое мышление, мотивация, информационные технологии
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 177“
Статья посвящена вопросам моделирования информационной культуры личности на основе определения понятий компьютерной и информационной грамотности. Модель информационной культуры студента включает в себя содержательные, мотивационные и интеллектуальные компоненты. На основании деятельностного подхода автор выделяет три уровня сформированности информационной культуры студента: низкий, средний и высокий, которые согласуются с уровнями сформированности готовности личности к самообразованию.
Modelling of Informational Culture of Students of Highest Schools and its Levels of Formation
F. Sharipov
Key words: computer literacy, information literacy, informational culture, algorithmic thinking, motivation, informational technologies
The article dwells on the issue of modelling of informational culture of an individual on the basis of concepts concerned with computer and information literacy. The model of informational culture of a student includes substantial, motivational and intellectual components. On the basis of activity approach we single out three levels of the formation related to an informational culture of a student: low, average and high ones which will be coordinated with the levels offormation of individual’s readiness for self-education.