Моделирование функций качества продукции
Г орбунова Наталья Ивановна, соискатель КНИТУ им. А.Н. Туполева [email protected]
Аннотация:
Необходимость поиска конкурентных преимуществ - основное направление при формировании стратегии развития предприятия, как при создании нового продукта, так и при продвижении товаров и услуг. Методология «постоянного улучшения» заложена в основу функционирования любого предприятия. Ее реализация ее посредством моделирования функций качества отражена в настоящей статье.
Abstract:
Search of competitive advantage - the basic strategy of the company in new product development, promotion of goods and services. The methodology of "continuous improvement" laid the basis for the operation of any enterprise. Modeling functions quality of product provided by this article Ключевые слова:
Управление качеством, постоянное улучшение, функция качества,
моделирование
Keywords:
Quality management, continuous improvement, quality function, the simulation
Современные промышленные предприятия функционируют в условиях глобализации экономики, увеличения разнообразия предлагаемых товаров и услуг и обеспечения доступности информации, что неизбежно ужесточает конкуренцию производимой продукции, а следовательно, требует новых подходов к организации деятельности, определения потенциала и вектора развития предприятия.
Согласно М. Портеру [1], следующие аспекты (пять сил плюс государственное регулирование) формируют отраслевую конкуренцию: потенциальные конкуренты, угроза появления аналогичного продукта (заменителя), влияние заинтересованных лиц, власть поставщиков и потребителей. В связи с необходимостью учета названных факторов и завоевания собственной ниши на рынке отрасли, организация должна вести поиск конкурентного преимущества и определить способ его удержания.
В настоящее время существует значительное количество хорошо зарекомендовавших себя методов менеджмента качества, успешно применяемых в различных отраслях производства товаров и услуг. Однако в условиях российской экономики лишь немногие предприятия действительно реализуют существующие системы менеджмента качества (СМК) и интегрированные системы менеджмента (ИСМ), чаще ограничиваясь формальным получением сертификатов.
Развитие систем менеджмента качества связано с формированием единой цели внедряемых на промышленном предприятии стандартов КО 9001, КО 14001 и спецификации OHSAS 18001. Дифференцированная реализация названных систем не обеспечивает формирование единой стратегии управлении, создает дублирование процедур, проверок и отчетов. Интеграция принятых организацией стандартов может осуществляться по различным позициям, в частности, на основе интеграции целей объединяемых стандартов, среди которых выделены основные категории Планирование, Внедрение и выполнение, Оценка эффективности, Анализ со стороны руководства, Постоянное улучшение [2]. Предпосылка разработки ИСМ продиктована необходимостью обеспечения потребностей всех потребителей процессов организации, соблюдения баланса интересов различных сторон.
Одним из интегральных аспектов всех систем менеджмента является требование постоянного улучшения, то есть положительное развитие объекта. Согласно признанному лидеру в области качества - японской
системе управления понятие «улучшение качества» эволюционно развивалось по следующей схеме (рис.1). Качество обеспечивает не только удовлетворение потребителя, но и создание в определенном смысле качественной ценности. Следовательно, запросы потребителя по отношению к товарам и услугам остаются приоритетными при их производстве.
Рис.1. Эволюция требований к улучшению качества Совокупность указанных на рис.1 характеристик качества и необходимость их постоянного улучшения требует гарантий качества, удовлетворяющих потребителя на всех этапах разработки продукта. Таким способом может служить структурирование функций качества - методология QFD, разработанная в Японии. Основная идея данного метода заключается в разработке такой системы функционирования предприятия, при которой требования покупателей являются приоритетными при проектировании и производстве изделия.
При внедрении такой системы создаются следующие ключевые позиции, строящиеся на основе так называемого «голоса потребителя»:
1. Потребительские требования, включающие желания потребителя относительно характеристик продукта или его компонент;
2. Формализация потребительских требований в технические характеристики изделия (например, вес, размер и т.д.);
3. Планирование процесса производства - совокупность компонент изделия и их критические параметры;
4. Способы производства изделия в соответствии с его техническими характеристиками и методы контроля качества изделия.
Очевидно, что на каждом из этапов при их недостаточной разработке и плохой корреляции требований на всех этапах жизненного цикла может произойти снижение потребительской ценности продукта, в результате чего, потребитель не будет удовлетворен качеством производимого товара. Следовательно, интегрируемая система менеджмента предприятия, должна отслеживать те процессы выпуска продукции, на которых может произойти снижение потребительской ценности, и управленский цикл ИСМ должен быть направлен на выявление несоответствий продукта потребительским требованиям на каждом этапе жизненного цикла товара и причин, повлекших за собой это несоответствие.
Как отмечается в статье [4], состав процессов, необходимых для ИСМ напрямую зависит от вида продукции и не является неизменным при выпуске новых товаров. Безусловно, основными процессами менеджмента качества будут являться процессы проектирования и производства товара, а необходимость наличия остальных процессов определяется в зависимости от их влияния (тесноты связи) с качеством выпускаемого товара.
Основные сложности структурирования функций качества применительно к производству продукции заключаются в достоверности формализации требований потребителя в технические характеристики изделия и возможности его разработки в имеющихся производственных условиях.
Для решения этой проблемы обычно пользуются корреляционным анализом, определяя тесноту связи между потребительскими требованиями и измеряемыми характеристиками изделия. Как правило, рассчитав
коэффициент корреляции параметров и направление факта связи при
приемлемых значениях коэффициента корреляции, требование считается выполненным, и осуществляется построение так называемого «дома
качества», отражающего как основные свойства товара, так и связанные с ними его технико-технологические характеристики.
Однако, с точки зрения теории математической статистики между изменениями функционального и результативного признака изучаемых
параметров нет полного соответствия, и необходимо не только определить корреляцию, но и осуществить моделирование функций качества,
осуществить проверку адекватности модели и возможность ее практического использования. В этом случае, применение корреляционного анализа, как инструмента измерения многопараметрических связей будет являться лишь этапом процесса формализации требований потребителя, позволяющим количественно оценить характеристики показателей, а не его результатом.
Основной задачей производимого корреляционного анализа является определение влияния технических характеристик на изменение или вариацию требования потребителей товара и вопрос отражения требований потребителя в формализованных количественных признаках товара, с учетом имеющихся производственных, технологических и сырьевых ресурсов предприятия.
Математическое описание этих данных позволит сформулировать условие структурирования функций качества.
Для описания модели используются представления объекта, его свойства и зависимости, которые могут быть вариационными, зависящими от внешних условий - это и есть требования потребителя или управляемыми, к которым согласно характеристике Н. Т. Сулейманова [5], выделяются показатели ресурсов процесса, функции процесса и формирования целей, элементы анализа и принятия решений. Рассматривая определение соответствия требований потребителя к товару и формализацию этих требований на производстве, как процесс, преобразующий входы в выходы с
учетом имеющихся ограничений, осуществим математическую постановку проблемы.
Введем следующие обозначения:
- Совокупность требований потребителя к товару Тг^п, 1х 2,... 1х п};
- Совокупность характеристик товара в измеряемых единицах 2^1^2,...а}. При этом очевидно, что одному из требований потребителя tri в соответствие может быть поставлено несколько характеристик готового изделия zj, например, термин «удобный» может означать компактность небольшой вес, эргономичную форму и т.д.
- Совокупность технологий изготовления комплектующих изделия Т{Ь,Ь,...и};
- Ресурсы (или возможности) предприятия изготовителя (сырье, оборудование, кадровые ресурсы) S{sl,s2,...sk};
Выход процесса формализации, удовлетворяющий запросам клиента, обозначим вектором У= {v1, ..vk}, очевидно, что выход процесса должен быть максимально приближен к требованиям Тг.
Сам процесс формализации требований потребителя в проект изделия с определенным уровнем качества опишем многопараметричной функцией Fk -отношение между состоянием входов и входов (способ реализации процесса). в соответствии с алгоритмом структурирования функции качества (рис.2).
На вход процесса подаются систематизированные клиентские требования к разрабатываемому (или модифицируемому) продукту Тг{1п, 1X2,... 1х п}, они же являются условиями реализации.
Функцию, описывающую результат выполнения процесса можно представить в следующем виде:
Ук = Fk (ТгЛТ^) (1)
Данная функция (1) ограничена с одной стороны техническими возможностями предприятия Т, а с другой стороны ресурсами S.
Рис.2. Алгоритм структурирования функций качества
В упрощенной теоретической модели необходимо осуществить оптимизацию, выбрать наилучший способ из возможных при вариации параметров (входов или выходов процесса).
Цель модели - получить необходимые числовые значения параметров при проектировании продукта с заранее заданным уровнем качества, удовлетворяющим клиента процесса. Вариация параметров модели, решение задачи оптимизации при ограничении на финансовые, материальные и трудовые ресурсы обеспечат разработку качественного проекта изделия. Внедрение концепции бездефектного производства на стадии его производства обеспечит необходимое, требуемое потребителем качество продукции.
Литература:
1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с.
2. Василевская С.В. Восстановление Вавилонской башни, или Реинтеграция систем менеджмента / Светлана Валерьевна Василевская // Методы менеджмента качества. - 2010. - N 6. - С. 19-24
3. Сулливан Л. Структурирование функции качества [Электронный ресурс] / Лоуренс Сулливан.- http://www.deming.ru. (дата обращения: 20.11.2011).
4. Василевская С.В. Процессы СМК: прикладная идентификация/
Светлана Валерьевна Василевская // Методы менеджмента качества. -2010. - N 1. - С. 28-33
5. Сулейманов Н.Т. Инновационная система менеджмента качества -основа инновационного менеджмента производства для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / Н. Т. Сулейманов. -http://www.subcontract.ru/Conf2005/Disk/reports/20_Suleymanov.htm (дата обращения: 20.11.2011).