Научная статья на тему 'Моделирование физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете как дидактической системы'

Моделирование физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете как дидактической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДО-УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / DIDACTIC SYSTEM / PRE-UNIVERSITY TRAINING / MODEL / SENIOR SCHOOL PUPILS / TECHNICAL HIGHER SCHOOL / PHYSICAL AND MATHEMATICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муранова Наталья Петровна

Представлена модель дидактической системы доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете. Определены содержание элементов дидактической системы с учетом насущных проблем подготовки к поступлению в технический вуз, особенности моделирования. Раскрыто содержание мотивационно-целевой, содержательно-когнитивной, организационно-деятельностной и результативно-рефлексивной составляющих модели дидактической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the model of didactic system of pre-university physical and mathematical training of senior school pupils for studying at a technical higher school. There are characterized the elements of the didactic system with consideration of urgent issues of training for entering a higher school. There are determined the modeling peculiarities and revealed the contents of motivational and specific, cognitive, organizational and reflexive components of a didactic system model.

Текст научной работы на тему «Моделирование физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете как дидактической системы»

известия вгпу. педагогические науки

* * *

1. Abramyan G.V., Katasonova G.R. Model ispolzovaniya informatsionnyih tehnologiy upravleniya v sisteme prepodavaniya informatiki // Pisma v Emissiya. Offlayn. Oktyabr 2012 [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1890.htm (data obrascheniya: 24.11.2014).

2. Bershadskiy M.E. Kognitivnaya obrazovatelnaya tehnologiya: postroenie kognitivnoy modeli ucha-schegosya i ee ispolzovanie dlya proektirovaniya uchebnogo protsessa // Shkolnyie tehnologii. 2005. № 5. S. 73-83.

3. Blohin A.L. Metod proektov kak lichnostno orientirovannaya pedagogicheskaya tehnologiya : dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D 2005.

4. Vyigotskiy L.S. Izbrannyie psihologicheskie issledovaniya. M. : Izd-vo APN RSFSR, 1956.

5. Zhuravlev A.L., Nestik T.A. Gruppovaya refleksivnost: osnovnyie podhodyi i perspektivyi issledovaniy // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 3. S. 212-221.

6. Sergeev A.N. Obuchenie v setevyih soobschestvah Interneta kak napravlenie informatizatsii obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2011. №8(62). S. 73-77.

7. Sergeev A.N. Podgotovka buduschih uchiteley informatiki k professionalnoy deyatelnosti v setevyih soobschestvah Interneta: dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2010.

8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2002.

9. Hegenhan B., Olson M. Teorii naucheniya. 6-e izd. SPb.: Piter, 2004.

10. Campos M. Communication et communautés en réseau // Ciberlegenda. 2001. No. 6 [Elektro-nic resource]. URL: http://www.uff.br/ciberlegenda/ ojs/index.php/revista/article/view/320 (дата обращения: 24.11.2014).

11. Farnham-Diggory S. Cognitive processes in education. N. Y. : Harper&Row, 1992.

12. Michinov N. Communauté en ligne d'apprentissage et de pratique (Cl@P): une méthodologie pour la collaboration à distance [Elektronic resource]. URL: http://rhrt.edel.univ-poitiers.fr/document.php?id=671 (дата обращения: 24.11.2014).

13. Mugny G., Doise W. Socio-cognitive conflict and structure of individual and collective performances // European Journal of Social Psyhology. 1978. No. 8. P. 181-192.

14. Vergnaud G. La théorie des champs conceptuels // Récherche en didactique des mathématique. 1990. Vol. 10. No. 2-3. P. 133-170.

15. Wenger E. Communities of practice and social learning systems: the career of a concept // Social Learning Systems and Communities of Practice / C. Blackmore ed. London: Springer, 2010. P. 179-198.

Cognitive strategies in teaching of Computer Science of bachelors of pedagogical education (Computer Science) using network communities

There are considered the ways of teaching methods realization in teaching of Computer Science ofbachelors of pedagogical education (Computer Science). There are described the educational possibilities of network community, pedagogical features and the ways of project activity organization using educational network communities.

Key words: cognitive strategies, teamwork, project activity, network communities, educational network communities, Computer Science teacher.

(Статья поступила в редакцию 26.11.2014)

н.п. муранова

(киев, украина)

моделирование физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете как дидактической системы

Представлена модель дидактической системы до-университетской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете. Определены содержание элементов дидактической системы с учетом насущных проблем подготовки к поступлению в технический вуз, особенности моделирования. Раскрыто содержание мотивационно-целевой, содержательно-когнитивной, организационно-деятельностной и результативно-рефлексивной составляющих модели дидактической системы.

Ключевые слова: дидактическая система, до-университетская подготовка, модель, старшеклассники, технический университет, физико-математическая подготовка.

Актуальность и постановка проблемы исследования. Необходимость моделирования физико-математической подготовки старшеклассников (ФМПС) определяется приори-

© Муранова Н.П., 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

тетностью заданий повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений, стремлением к обеспечению устойчивых результатов образовательного процесса в средней и высшей школе, потребностями в обновлении содержания ФМПС в соответствии с современными образовательными стандартами. На сегодняшний день разработка структуры модели дидактической системы доуниверситетской ФМПс приобретает характер научно-теоретической проблемы, что будет способствовать решению имеющихся противоречий между:

- результатами современных психологических и педагогических исследований специфики учебной деятельности старшеклассников и отсутствием их практического внедрения в процесс подготовки по физике и математике учеников общеобразовательных учебных заведений (ОУЗ);

- состоянием современной учебно-воспитательной системы, в которой стремительно растут доля и роль дополнительных внешкольных образовательных услуг, и отсутствием нацеленности и согласованности в деятельности различных учебных заведений;

- возрастанием роли информационно-технологических компетенций специалистов и снижением приоритетности физики и математики как учебных дисциплин в ОУЗ [1].

одним из инструментов решения обозначенных противоречий мы считаем моделирование как метод научного познания, который позволяет учесть существенные факторы влияния на проблему доуниверситетской ФМПс и определить приоритетные направления ее решения [2]. Одной из разновидностей моделирования является педагогическое моделирование, которое по содержанию представляет собой процесс искусственного создания педагогической модели, которая используется как абстрагированное и формализованное воспроизведение структуры многофакторного педагогического явления, процесса или системы для получения новых знаний об объекте исследования [3].

Мы стоим на позиции, что доуниверситет-ская ФМПс является инновационной педагогической системой (этап проектирования, на котором происходят создание и изучение педагогической прогностической модели ОУЗ как целостного образования открытой части социального пространства, в рамках которого осуществляется образовательная деятельность, что обеспечивает «встречу Человека и Мира»), требующей моделирования и внедрения в учебный процесс [4].

Целью статьи является анализ модели ФМПс к обучению в техническом университете как дидактической системы.

Проектируемая нами модель дидактической системы доуниверситетской ФМПС имеет комплексный характер, поэтому одновременно учитывает требования моделирования по гносеологическому, общеметодологическому и психологическому направлениям (по В. Михееву), а также современной дидактики [5, с. 8]. Согласно классификации А. Пирого-ва, мы относим модель дидактической системы доуниверситетской ФМПС к концептуальным дидактико-методическим моделям, поскольку в ней находит отражение авторская структура и новизна подходов к физико-математической подготовке при высших технических учебных заведениях, а также ее комплексное научно-методическое обеспечение, что обусловлено спецификой такой подготовки [6, с. 36-40].

Модель дидактической системы основывается на теории обучения, что отражают ведущие элементы дидактической системы (по И. Малафиику). Как утверждает ученый [7, с. 149-150], в структуре дидактической системы можно выделить несколько элементов - процесс обучения (отображает все элементы дидактической системы), содержание образования (определяется целями образовательного процесса), цели и задачи образования (определяют основные образовательные задачи), принципы и закономерности учебного процесса (существенно влияют на содержание и организацию учебного процесса), формы, методы и средства учебной деятельности (влияют на усовершенствование содержания, а также на определение целей образовательного процесса), содержание и специфика контроля и оценивания уровня учебных достижений (определяют уровень эффективности введенного содержания образования).

Учитывая структуру дидактической теории, дидактическая модель, по мнению В. Чайки [8, с. 22], должна содержать следующие базовые компоненты: дидактические цели, дидактические задания, содержание учебного процесса, методы обучения, формы организации обучения, результаты образовательного процесса. В. Ягупов видит в структуре дидактической модели целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, процессуальный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный, субъект-субъектный компоненты [9, с. 56].

Учитывая мнение ученых, мы утверждаем, что в модели дидактической системы ФМПС к

обучению в техническом университете присутствуют все необходимые компоненты: цель (достаточный уровень доуниверситетской ФМПС к обучению в техническом университете); содержание (формы и методы учебной деятельности, содержание допрофессиональ-ных компетенций; типология учебных задач; авторское комплексное научно-методическое обеспечение); организационная структура (институты, факультеты, центры доуниверситет-ской подготовки старшеклассников) и результат учебного процесса (эффективность модели дидактической системы, в том числе авторского научно-методического обеспечения доуни-верситетской ФМПС).

Поскольку ФМПС к обучению в техническом университете определяется нами в контексте дидактической системы, то мы исходим из основных ее элементов (по И. Малафи-ику [7]) - цели обучения, содержание, методы, средства и организационные формы. В связи с этим совокупность компонентов доуниверси-тетской ФМПС отражает элементы дидактической системы, а значит, предусматривает наличие цели, мотивации, содержания, деятельности и результата в их целостности и завершенности с условием возможной рефлексии.

Содержание указанных элементов представлено в таблице (см. с. 59).

Анализ теоретических подходов к сущности, заданиям, функциям и содержанию педагогического моделирования позволяет выделить основные предпосылки дидактического моделирования доуниверситетской ФМПС - его цель, основные этапы, ожидаемый результат.

Цель моделирования - оптимизация процесса доуниверситетской ФМПС путем повышения эффективности исследуемого процесса, обеспечение комплексности педагогических воздействий на все элементы ФМПС и привлечение различных субъектов моделируемой среды. Она определяется рядом внутренних и внешних мотивов заинтересованных субъектов образовательного пространства доунивер-ситетской подготовки. Внутренние мотивы -заинтересованность старшеклассников и их родителей во владении равными стартовыми возможностями при поступлении в технический университет; система познавательных интересов и мотивов учебной и профессиональной деятельности личности. Внешние мотивы -стремление технических университетов к повышению своего социально-экономического статуса; потребности научно-педагогических работников доуниверситетской подготовки к самореализации путем улучшения качества ФМПС и т.д. [10].

Ожидаемым результатом охарактеризованного процесса моделирования мы считаем повышение уровня качества доуниверси-тетской ФМПС.

Модель дидактической системы ФМПС к обучению в техническом университете есть схематичное отображение процесса и структуры такой подготовки (см. рис. на с. 60). Охарактеризуем сущность определенных составляющих модели дидакти-ческой системы до-университетской ФМПС старшеклассников-мотивационно-целевой, содержательно-когнитивной, организационно-деятельностной и результативно-рефлексивной.

Теоретико-методологической основой моделирования дидактической системы до-университетской ФМПС являются основные методологические подходы (системный, де-ятельностный, личностно ориентированный, компетентностный) в процессе подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете; принципы ФМПС (общеметодологические, конкретно-научные - специальные, педагогические и функциональные), базовые категории проблемы исследования и логико-структурный анализ как метод моделирования [10; 11].

Мотивационно-целевая составляющая модели дидактической системы ФМПС к обучению в техническом университете дала возможность постановки трех типов дидактических целей (образовательной, воспитательной и развивающей), которые отличаются продолжительностью реализации как текущие (могут быть достигнуты непосредственно в процессе выполнения формирующего этапа педагогического эксперимента, эффективность их достижения после завершения целенаправленного воздействия снижается) и общие (глобальные и долгосрочные, направленные на достижение общественно важных результатов и долговременных эффектов), а также разработки основных заданий и соответствующих им критериев проверки результативности (целевой, мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, результативный), системы внутренних и внешних мотивов обучения [10; 12].

Содержательно-когнитивная и орга-низационно-деятельностная составляющие модели основываются на концепции научно-методического обеспечения доуниверситет-ской ФМПС [13]. Первая описывает содержание подготовки; формы и методы учебной деятельности; типологию учебных задач; содержание и структуру комплексного

методические исследования

содержание элементов дидактической системы и их связь с проблемой доуниверситетской ФмПс

Элемент

дидактической системы Содержание компонента Содержание компонента в дидактической системе доуниверситетской ФМПС

1 2 3

Цели обучения Целевая направленность учебного процесса является базовым системообразующим фактором его функционирования. Цели определяют направление педагогических преобразований в процессе обучения Цели ФМПС к обучению в техническом университете: - образовательная (понимание функций знаний и умений по физике и математике в учебном процессе, будущей профессиональной подготовке и общественной жизни; осознание значения физико-математических явлений и понятий как структурированной системы восприятия действительности; рефлексия особенностей собственного мышления, использование возможностей удовлетворения собственных образовательных потребностей - навыков работы с учебниками, справочной литературой, интернет-источниками и т.д.); - воспитательная (положительное отношение к ФМПС как средству формирования умственной культуры, современных технологических достижений, инструменту улучшения жизни; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; осознание важности овладения знаниями и умениями по физике и математике для дальнейшей профессиональной и социальной самореализации; сформированность культуры научного познания окружающей действительности); - развивающая (развитие академических, научных, способностей по физике и математике, формирование готовности к теоретическому и / или эмпирическому познанию нового, обеспечение потребности в дальнейшем самосовершенствовании, самореализации средствами физико-технической грамотности, умение переносить учебные знания и умения в реальную практическую жизнь). В содержание образовательных целей мы вводим также политехнические, а именно: обучение математике и физике с учетом потребностей современного производства; развитие знаний об основных видах производства для выбора профессии и производительного труда. Политехнизация обучения математике и физике предусматривает ознакомление старшеклассников с научными основами современного производства; развитие измерительных навыков и их количественная обработка (прежде всего, в процессе изучения математики); развитие научно-технического мышления выпускника.

Содержание обучения определяется социальным заказом на уровень выпускника ОУЗ, детерминируется развитием современных образовательных технологий Содержание ФМПС к обучению в техническом университете определяется местом доуниверситетской подготовки во взаимодействии «ОУЗ -ИДП - вуз». Содержание такой подготовки специалиста-выпускника технического университета с должным уровнем ФМПС в условиях Института доуниверситетской подготовки (ИДП) учитывает основные направления организации и внедрения ФМПС к обучению в техническом университете в соответствии с современными психологическими и педагогическими исследованиями. Первостепенное значение в содержании ФМПС приобретает среда ИДП как специально созданного учреждения.

Методы и средства обучения Метод обучения является бинарным понятием, которое, с одной стороны, означает способ взаимообусловленной деятельности преподавателя и студентов, с другой - совокупность целенаправленных действий преподавателя по организации учебной деятельности студентов. Средства обучения определяются как учебное оборудование для учебно-познавательной деятельности -книги, приборы и оборудование, лабораторное оборудование, технические средства и др. Ведущие методы ФМПС к обучению в техническом университете: взаимодействие с ОУЗ; привлечение старшеклассников в физико-математические кружки, факультативы и т. п.; организация самостоятельной работы; проведение физико-математических и технических конкурсов, олимпиад, конференций; применение интерактивных методов обучения - тренингов, дискуссий, свободных часов общения, которые позволят персонализировать учебный процесс и сделать весомыми мысли и достижения всех субъектов образовательного пространства.

Организационные формы обучения Это структурно-организационная и управленческая конструкция (модель) учебного процесса (учебного занятия), которая зависит от его целей и специфики содержания и деятельности субъектов учебного процесса. В дидактике выделяют несколько основных организационных форм обучения - учебные занятия, самостоятельная работа, контроль и оценка Основой организации ФМПС к обучению в техническом университете выступает ИДП; ведущей инновационной формой работы в пределах ИДП -педагогическое сопровождение старшеклассников. Сущность последнего состоит в организации учебного процесса в соответствии с потребностями и интересами учащихся; оснащении процесса подготовки к обучению в техническом университете комплексным учебно-методическим обеспечением; педагогическом консультировании и коррекции имеющихся пробелов в знаниях и умениях в процессе усвоения физики и математики; учете индивидуальных психологических особенностей процессов познания учащихся; обеспечении перспективности доуниверситетской ФМПС; организации самостоятельной познавательной деятельности; разработке разноуровневых задач по физике и математике; включении учащихся в различные виды деятельности и направления учебной активности среды ИДП как специально созданного техническим университетом учреждения.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

л

£

ОС

-глобальная: изучение математики и физики как составляющих общечеловеческой культуры, формирование математического стиля мышления;

- локальная: формирование допрофессиональных компетенций

- образовательная, воспитательная, развивающая;

- общая, конкретная, текущая

- формирование устойчивой мотивации к изучению физики и математики при техническом университете;

- формирование комплекса личностных черт под влиянием развития социальных компетентностей;

- овладение системой знаний и умений по физике и математике;

- развитие представлений о математике и физике в качестве компонентов общечеловеческой культуры

Критерии

Мотивация

целевой, мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, результативный

система внутренних и внешних мотивов

е

о

а

ч го

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

содержание, формы и методы ФМПС

содержание допрофессиональных компетенций

типология задач :учебные-* учебно-теоретические ■ учебно-практические-^учебно-профессиональные

Комплексное учебно-методическое обеспечение ФМПС к обучению в техническом университете

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

оФ

ост ст се ет ои кс

Субъекты процесса ФМПСс к обучению в техническом университете

Алгоритм формирования компонентов ФМПС в к обучению в техническом университете

Адаптация к формам, методам обучения и системам оценивания в техническом университете

Функции системы доуниверситетской ФМПС

РЕЗУЛЬТАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Критерии эффективности комплексного учебно-методического обеспечения

Результат: качественная ФМПС как готовность к обучению в техническом университете (сформированность допрофессиональных компетенций)

Мониторинг результатов ФМПС к обучению в техническом университете

Рефлексивный анализна основе оценки и самооценки качества доуниверситетской ФМПС

£

р

т

о и

_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Л

Модель дидактической системы ФМПС к обучению в техническом университете

- методические

научно-методического обеспечения доунивер-ситетской ФМПС к обучению в техническом университете и педагогическое сопровождение указанного процесса. Содержательно-когнитивная составляющая модели дидактической системы определила основные направления организации и внедрения такой подготовки (формирование высокого уровня ФМПС при учете различных аспектов психического развития личности, формирование среды ИДП; направление физико-математической учебной деятельности субъектов образовательного пространства на овладение качественными знаниями и умениями).

Определено внедрение педагогического сопровождения в процесс доуниверситет-ской ФМПС; его задания и методы реализации (информационный, диагностический, интерактивный, профилактический и коррекци-онный). Благодаря педагогическому сопровождению ФМПС, которое реализуется научно-педагогическими работниками кафедр втуза, обеспечены инновационные подходы к внедрению модели дидактической системы, в частности организация учебного процесса в соответствии с потребностями и интересами старшеклассников; оснащение подготовки к обучению в техническом университете авторским комплексным научно-методическим обеспечением; педагогическое консультирование и коррекция имеющихся пробелов в знаниях и умениях старшеклассников в процессе их овладения знаниями по физике и математике; учет индивидуальных психологических особенностей процессов познания; привлечение старшеклассников к различным видам деятельности и направлениям учебной активности среды ИДП как специально созданного техническим университетом учреждения [10].

Организационно-деятельностная составляющая позволила учесть содержательные и деятельностные характеристики субъектов ФМПС, которыми являются научно-педагогические работники втуза, старшеклассники, агенты социализации, администрация. Эта составляющая отображает алгоритм формирования ее компонентов (целевой, мо-тивационный, содержательно-когнитивный, организационно-деятельностный, результативный, рефлексивный), который определяется по логической схеме, а именно: задания и содержание; формы и методы; критерии и показатели их сформированности допрофессио-нальных компетенций; ожидаемый результат;

иссЛЕдовАния -

особые формы организации доуниверситет-ской подготовки (практические занятия, консультации, самостоятельная работа) и функции системы доуниверситетской подготовки (познавательная, мотивационная, информационная, социализационная и профориентацион-ная) [Там же].

Результативно-рефлексивная составляющая модели дидактической системы является совокупностью показателей оценивания результатов доуниверситетской ФМПС. Это учитывается в прогнозировании результатов внедрения указанной модели дидактической системы:

1) определение количественного и процентного соотношений старшеклассников, зачисленных на обучение во втуз;

2) результаты внешнего независимого оценивания по физике и математике слушателей подготовительных курсов на основе систематизации соответствующих статистических данных;

3) количество старшеклассников с высоким и достаточным уровнем знаний и умений по математике и физике определено путем педагогической диагностики учебной успешности при вузе по видам контроля - входным, текущим, семестровым, годовым, итоговым.

Данная составляющая направлена на проектирование ожидаемых результатов (качественная ФМПС как готовность к обучению в техническом университете - сформирован-ность допрофессиональных компетенций) и описывает критерии эффективности комплексного научно-методического обеспечения доуниверситетской ФМПС, мониторинг (на основе рейтинговой системы оценивания учебных достижений) и рефлексивный анализ на основе оценки и самооценки качества этой подготовки [10].

Быводы. Таким образом, мы спроектировали модель ФМПС как дидактической системы. Как видно, составляющие спроектированной модели дидактической системы ФМПС находятся в системной взаимосвязи и базируются на использовании логико-структурного анализа к проблеме определения качества доуниверситетской ФМПС и его теоретико-методологической основе, что синтезирует основные методологические подходы (системный, деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный), базовые категории и принципы ФМПС. Определение таких принципов и категорий считаем перспективой наших дальнейших исследований.

известия вгпу. педагогические науки

список литературы

1. Муранова Н П. Моделирование физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете на основе логико-структурного подхода // Развитие воспитательного пространства вуза в свете новых требований качества профессионального образования : сб. науч.-метод. материалов / сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова, А.М. Барышева. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. С. 226-231.

2. Муранова н.П. обоснование модели физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете // Современный научный вестник. 2013. № 6 (145). С. 21-29.

3. Вшшкша Л. Педагопчне моделювання як основа проектування освгтшх процеав [Електрон-ный ресурс] // Навчаючи вчимося. URL : http:// www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/isp/2008_7-8/8_ navchauchi.pdf.

4. Цимбалару А.Д. Моделювання шновацшного освгтнього простору загальноосвгтнього навчально-го закладу: науков1 тдходи [Електронный ресурс] /

A.Д. Цимбалару. URL : http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em4/ content/07cadast.htm.

5. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. 3-е изд., стереотип. М. : КомКнига, 2006.

6. Пирогова О.В. Моделирование в образовании // Инновации в образовании. 2004. № 5. С. 3640.

7. Малафйк I.B. Системний тдхвд у теорп i практищ навчання: моногр. Рiвне : Ред.-вид. вщдш Рiвнен. держ. гуманiт. ун-ту, 2004.

8. Чайка В.М. Основи дидактики : тдруч. Кшв : Альма-матер, 2010.

9. Ягупов В.В. Педагогжа : навч. поиб. Кшв : Либвдь, 2002.

10. Муранова Н.П. Фiзико-математична тдго-товка старшокласникiв до навчання в техшчному унiверситетi: моногр. К. : НАУ, 2013.

11. Муранова Н.П. Методолопчш засади фiзико-математичноl тдготовки старшокласникгв до навчання в технчному унiверситетi // Науковий часопис Нацiонального педагогiчного унiверситету iменi М.П. Драгоманова : зб. наук. праць. / за ред.

B.Д. Сиротюка. Кигв : Вид-во НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2012. Вип. 34. С. 126-133.

12. Муранова Н.П. Формування мотивацй до вивчення фiзики i математики у процес тдготовки до навчання в техшчному унгверситет // Навчання i виховання обдаровано1 дитини: теорш i практика : зб. наук. праць / I. С. Волощук [та ш.]. Кшв : 1н-т обдаровано1 дитини, 2012. Вип. 7. С. 238-254.

13. Муранова Н.П. Концепция научно-методического обеспечения физико-математической допрофессиональной подготовки старшеклассников в доуниверситетской системе // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. : 2013. № 1 (12). С. 154-158.

* * *

1. Muranova N P. Modelirovanie fiziko-matematicheskoy podgotovki starsheklassnikov k obucheniyu v tehnicheskom universitete na osnove logiko-strukturnogo podhoda // Razvitie vospitatelnogo prostranstva vuza v svete novyih trebovaniy kachestva professionalnogo obrazovaniya : sb. nauch.-metod. materialov / sost. i nauch. red. N.Yu. Sinyagina, E.G. Artamonova, A.M. Baryisheva. M. : ANO «TsNPRO», 2013. S. 226-231.

2. Muranova N.P. Obosnovanie modeli fiziko-matematicheskoy podgotovki starsheklassnikov k obu-cheniyu v tehnicheskom universitete // Sovremennyiy nauchnyiy vestnik. 2013. № 6 (145). S. 21-29.

3. VIshnikina L. Pedagogichne modelyuvannya yak osnova proektuvannya osvitnlh protsesiv [Elek-tronnyiy resurs] // Navchayuchi vchimosya. URL : http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/isp/2008_7-8/8_navchauchi.pdf.

4. Tsimbalaru A.D. Modelyuvannya innovatsI-ynogo osvitnogo prostoru zagalnoosvitnogo navchal-nogo zakladu: naukovi pIdhodi [Elektronnyiy resurs] / A.D. Tsimbalaru. URL : http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em4/ content/07cadast.htm.

5. Miheev V.I. Modelirovanie i metodyi teorii iz-mereniy v pedagogike. 3 e izd., stereotip. M. : Kom-Kniga, 2006.

6. Pirogova O.V. Modelirovanie v obrazovanii // Innovatsii v obrazova-nii. 2004. № 5. S. 36-40.

7. Malafiyik I.V. Sistemniy pidhid u teoriyi i prak-titsi navchannya: mono-grafiya. Rivne : Red.-vid. vid-dil Rivnen. derzh. gumanit. un-tu, 2004.

8. Chayka V.M. Osnovi didaktiki : pidruch. Kiev : Alma-mater, 2010.

9. Yagupov V.V. Pedagogika : navch. posIb. Kiev : Libid, 2002.

10. Muranova N.P. Fiziko-matematichna pidgo-tovka starshoklasnikiv do navchannya v tehnichnomu universiteti: monogr. Kiev : NAU, 2013.

11. Muranova N.P. Metodologichni zasadi fiziko-matematichnoyi pidgotovki starshoklasnikiv do navchannya v tehnichnomu universitetI // Naukoviy chasopis Natsionalnogo pedagogichnogo universitetu imeni M.P. Dragomanova : zb. nauk. prats. / za red. V.D. Sirotyuka. Kiev : Vid vo NPU imeni M. P. Dragomanova, 2012. - Vip. 34. S. 126-133.

12. Muranova N.P. Formuvannya motivatsiyi do vivchennya fIziki i matematiki u protsesi pidgotovki do navchannya v tehnichnomu unIversiteti // Navchannya i vihovannya obdarovanoyi ditini: teoriya i praktika : zb. nauk. prats / I. S. Voloschuk [ta in.]. Kiev : In-t ob-darovanoyi ditini, 2012. Vip. 7. S. 238-254.

13. Muranova N.P. Kontseptsiya nauchno-meto-dicheskogo obespecheniya fiziko-matematicheskoy doprofessionalnoy podgotovki starsheklassnikov v douniversitetskoy sisteme // Vektor nauki Tolyat. gos. un-ta. : 2013. № 1 (12). S. 154-158.

МЕТОДИЧЕСКИЕ

Modeling of physical and mathematical training of senior school pupils for studying at a technical higher school as a didactic system

There is represented the model of didactic system of pre-university physical and mathematical training of senior school pupils for studying at a technical higher school. There are characterized the elements of the didactic system with consideration of urgent issues of training for entering a higher school. There are determined the modeling peculiarities and revealed the contents of motivational and specific, cognitive, organizational and reflexive components of a didactic system model.

Key words: didactic system, pre-university training, model, senior school pupils, technical higher school, physical and mathematical training.

(Статья поступила в редакцию 25.12.2014)

л.А. милованова

(Волгоград)

ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ

иноязычного ЧТЕНИЯ

Рассмотрены такие методические понятия, как «лингводидактические условия», «стратегии чтения», «учебные действия и приемы», «понимание текста», «языковая догадка». Проанализированы классификации стратегий чтения, дана характеристика учебных действий, представляющих содержание стратегий чтения. Приведены примеры, посредством которых организуется процесс иноязычного обучения стратегиям чтения обучающихся в рамках профильно-ориентированного курса.

Ключевые слова: стратегии чтения, учебные действия и приемы, классификация стратегий, процесс обучения, профильно-ориентированный курс иностранного языка.

Проблеме обучения чтению в теории и практике преподавания иностранных языков уделялось и уделяется достаточно внимания (A.A. Акишина, 2002; O.A. Андреев, 1987; И.Л. Бим, 1988; A.A. Вейзе, 1985; И.Р. Гальперин, 1981; З.И.Клычникова, 1973; С.К.Фо-ломкина, 2005; P.L. Carrell, 1993; F. Grellet,

исследования -

1992; D. №пал, 1998 и др.). Однако еще остается много вопросов, ожидающих разрешения и не теряющих своей актуальности, таких, например, как специфика обучения чтению студентов неязыковых вузов. До сих пор нет однозначных решений относительно видов чтения для этой целевой аудитории, недостаточно эффективны приемы проверки сформиро-ванности рецептивных языковых навыков, коммуникативных умений и стратегий чтения.

Предметом нашего исследовательского интереса стали методы и приемы обучения стратегиям иноязычного чтения. Исследовав коммуникативно-прагматические характеристики учебного иноязычного текста [2, с. 82-86], а также осмыслив специфику обучения «смысловому чтению» как метапред-метному умению [3, с. 212-217], мы пришли к выводу о необходимости учета специальных лингводидактических условий для организации эффективного процесса обучения стратегиям чтения на иностранном языке в рамках профильно-ориентированного курса.

Термин «стратегия» может быть применен к поведению обучаемого в иноязычной среде, которое непосредственно влияет на его обучение - на то, что студент делает, чтобы контролировать или трансформировать получаемую иноязычную информацию и регулировать свое обучение.

Стратегии изучения иностранного языка -это особые действия или приемы, которые всегда проблемно ориентированы, т. е. обучаемые используют их, когда в этом возникает потребность, например прочесть и понять иноязычный текст.

Чтение, как известно, включает умения и навыки, связанные с владением языковым материалом (умениями и навыками установления звукобуквенных соотношений, опознавания лексических единиц, морфологических и синтаксических форм и др.), а также умения понимать (извлекать) содержащуюся в тексте информацию, т.е. осмысленное чтение.

Назовем некоторые лингводидактические условия, обеспечивающие осмысленное чтение иноязычного текста:

1. новизна содержания предлагаемого текста, т.е. наличие в нем новой информации.

2. Учет механизмов и этапов чтения. А.Н. Щукин выделяет несколько этапов, характеризующих процесс чтения: 1) побудительно-мотивационный (возникает потребность познакомиться с содержанием текста); 2) этап

© Милованова Л.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.