Научная статья на тему 'Моделирование аварийного разрыва газопровода на подводном переходе'

Моделирование аварийного разрыва газопровода на подводном переходе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
512
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ганага С. В., Ковалев Сергей Андреевич

С целью определения уровней механического воздействия на объекты, расположенные в непосредственной близости от места разрыва подводного трубопровода, с помощью пакета прикладных программ ANSYS/LS-DYNA проводилось численное моделирование физических процессов, возникающих при разрыве трубы. В результате численного моделирования распространения волны сжатия в водной среде определялись параметры движения газового пузыря и кинематические характеристики газопроводов до момента установления квазистационарного истечения газа из аварийного отверстия. Установлено, что в результате динамического воздействия при расширении газового пузыря соседняя труба в сечении, минимально удаленном от аварийного отверстия, получает максимальную скорость около 4 м/с через 0,07 с, которая со временем затухает. Максимальная скорость движения границы газового пузыря достигает 50 м/с. В зоне расположения соседней трубы максимальное давление достигает величины 3,5 МПа. Для областей, расположенных далее 5 м от места разрыва, для заданных начальных условий амплитуда волны сжатия не превышает 1 МПа. Максимальные напряжения и деформации соседней трубы в результате воздействия аварии не превышают уровней начала пластических изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ганага С. В., Ковалев Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование аварийного разрыва газопровода на подводном переходе»

МОДЕЛИРОВАНИЕ АВАРИЙНОГО РАЗРЫВА ГАЗОПРОВОДА НА ПОДВОДНОМ ПЕРЕХОДЕ

С.В. Ганага, С.А. Ковалев (ООО «Газпром ВНИИГАЗ»)

С целью определения уровней механических воздействующих факторов на объекты, расположенные в непосредственной близости от места аварии, с разрывом подводного магистрального трубопровода проводилось численное моделирование последствий этого разрыва. Общий вид моделей среды и трубопроводов, разработанных в пакете прикладных программ ANSYS/LS-DYNA, представлен на рис. 1.

Подводный переход моделировался в двухниточном исполнении (основная и резервная нитки), расстояние между трубами - 2 м. Трубы имели внутренний диаметр 1 м, материал - сталь 17ГС, толщину стенки - 20 мм. Снаружи трубы изолировались бетонной рубашкой толщиной 100 мм. Трубопроводы располагались на глубине 25 м. Давление газа в трубе - 7,5 МПа.

Разрушение трубы моделировалось двумя способами - мгновенного разрыва длиной 20 м, а также с учетом реальной скорости роста трещины 150 м/с при аналогичной длине разрушения. Раскрытие трещины рассчитывалось по модели упругопластической деформации металла трубы с учетом бетонной рубашки.

На рис. 2 в качестве примера представлены интенсивности напряжений (а) и пластические деформации (б) для трубопроводов на момент времени 0,05 с после начала аварии для разрыва с учетом конечной скорости развития трещины.

Как показывают расчеты, в начальные моменты начинает надуваться газовый пузырь (рис. 3), давление в котором уменьшается со временем. Форма и размеры пузыря существенно зависят от модели разрыва трубы. Начало координат расчетной сетки здесь и далее расположено на пересечении центра аварийной трубы и плоскости симметрии сетки. Расчеты проводились для различных вариантов расположения трещины - с обоих боков, сверху и снизу. При этом рассчитывалось воздействие на соседнюю трубу и проверялись возможности возникновения каскадной аварии.

Э!

та

Рис. 1. Модель двухниточного подводного трубопровода

а

SEA.PIPES 041

Time = 0,045999 Contours of Effective Plastic Strain max ipt. value min=0. at elem? 36883 max=0.321526. at elem# 35969

б

Рис. 2. Интенсивности напряжений (а) и пластические деформации (б) для трубопроводов на момент времени 0,05 с

б

Рис. 3. Поле течения газа из разрыва трубы при расчете по модели мгновенного разрыва участка 20 м (а) и модели роста трещины со средней скоростью 150 м/с на момент времени 0,02 с (б)

Общая физическая картина течения газа и поле давления в различные моменты времени показаны на рис. 4-6. Для примера приведен расчет по модели трещины, растущей вдоль боковой образующей от второй трубы со скоростью 150 м/с. Видно, что газовый пузырь быстро раздувается, и уже к моменту времени 0,07 с давление в нем падает практически до давления воды на глубине прокладки трубопровода.

Рис. 4. Поле давлений для модели роста трещины на момент 0,02 с

Рис. 5. Поле давлений для модели роста трещины на момент 0,03 с

Рис 6. Поле давлений для модели роста трещины на момент 0,06 с

На рис. 6-9 приведены графики изменения давления в воде для точек пространства, расположенных в поперечном к трубопроводу сечении трубы в месте разрыва трубопровода во взаимно перпендикулярных направлениях вдоль осей х и у (расположение осей см. на рис. 1). Из графиков видно, что максимальное давление в волне сжатия, которая распространяется в воде после аварии, быстро спадает с удалением от места разрыва.

p, МПа

2,5

1,5

0,5

-

- / \

- / \

- 1 с

- 1 Э

1 о ГО - . \Х ■ . о ^^ \Е^У Р Р В ч ': ^1

1 | р 1 1

0,02

0,04

0,06

t, °С

3

2

1

0

0

Рис. 6. Зависимость давления в воде для точек вдоль оси х в горизонтальной плоскости (у = 0) при моделировании роста трещины со скоростью 150 м/с: А - х = 2,3 м; В - х = 1,3 м; С - х = -1,6 м; й - х = -2,8 м; Е - х = -4,1 м; ^ - х = -5,5 м

р, МПа

2,5

1,5

0,5

А /\

/ \ / \ / / \ В

- / / \ /\ \ \

- / / \ 1 / \ X /Ч 0

" /в / / \ \ у' V

1 1 1 1

0,02

0,04

0,06

Г, °С

Рис. 7. Зависимость давления в воде для точек вдоль оси у в вертикальной плоскости (х = 0) при моделировании роста трещины со скоростью 150 м/с: А - у = 0,9 м; В - у = 1,8 м; С - у = 2,6 м; й - у = 3,4 м

р, МПа

0,02

0,04

0,06

0,08

Г, °С

2

1

0

0

0

Рис. 8. Зависимость давления в воде для точек вдоль оси х в горизонтальной плоскости (у = 0) при мгновенном разрыве трубы: А - х = 2,3 м; В - х = 1,3 м; С - х = -1,6 м; й - х = -2,8 м; Е - х = -4,1 м; Р - х = -5,5 м

р, МПа

2,5

1,5

0,5

А

- в

1 А - (\ \ \ \ V \

Х\ V \

| 1 // / V? /А \У\ \

1 _ 11 \ \

1 V | 1 1 1

0,02

0,04

0,06

0,08

Г, °С

Рис. 9. Зависимость давления в воде для точек вдоль оси у в вертикальной плоскости (х = 0) при мгновенном разрыве трубы:

А - у = 0,9 м; В - у = 1,8 м; С - у = 2,6 м; й - у = 3,4 м

3

2

0

0

а

б

Рис. 10. Поле скоростей для трубопроводов на момент времени 0,06 с от начала разрыва для модели мгновенного (а)

и плавного (б) разрывов

Производился расчет максимальной скорости движения трубы, разогнанной за счет газового пузыря, в направлении второй трубы. В качестве примера на рис. 10 представлено поле скоростей для трубопроводов на момент времени 0,06 с от начала разрыва для модели мгновенного (а) и плавного (б) бокового разрывов трубы аварийного газопровода.

Выводы

В результате численного моделирования распространения волны сжатия в водной среде определялись параметры движения газового пузыря и кинематические характеристики газопроводов до момента установления квазистационарного истечения газа из аварийного отверстия.

Установлено, что в результате волны сжатия, распространяющейся в воде от места разрыва газопровода и порожденной расширением газового пузыря, сечение соседней трубы, минимально удаленное от места разрыва, получает максимальную скорость (около 4 м/с) через 0,07 с. Максимальная скорость движения границы газового пузыря достигает 50 м/с и замедляется со временем. При этом сближения и соударения труб при движении под действием реактивной силы расширяющегося газового пузыря не происходит.

В зоне расположения соседней трубы максимальное давление достигает величины 3,5 МПа. Профиль давления носит плавно нарастающий неударный характер. Для областей, расположенных далее 5 м от места разрыва, для заданных начальных условий амплитуда волны сжатия не превышает 1 МПа. Максимальные напряжения и деформации соседней трубы в результате воздействия аварии не превышают уровней начала пластических изменений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.