Научная статья на тему 'Моделирование адаптивной электронной обучающей системы для повышения квалификации педагогических кадров'

Моделирование адаптивной электронной обучающей системы для повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КАЧЕСТВО / КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

В статье рассматривается моделирование адаптивной электронной обучающей системы для повышения квалификации педагогических кадров по следующему алгоритму: 1) выбор технологии электронного обучения; 2) выбор электронной обучающей среды; 3) проектирование архитектуры; 4) формирование баз данных; 5) формирование электронных курсов повышения квалификации; 6) оценивание качества электронной обучающей системы. Автор приводит требования к цифровой среде, модель управления качеством электронной обучающей системы, коэффициенты ее эффективности. Реализация данной модели позволяет обеспечить: четкую структуру системы и регламент функционирования; возможность персонификации обучения педагогов, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов; многофункциональность механизмов обучения; поэтапный самоконтроль обучения педагога и контроль со стороны руководителя курса; повышение мотивации непрерывного обучения; постоянное обновление содержания; повышение информационной культуры педагогов; пространство для профессионального самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation of adaptive e-learning systems for advanced training of educators

The author examines the simulation of adaptive e-learning systems for advanced training of educators. It is modeled by the following algorithm: 1) selection of e-learning technology; 2) selecting an e-learning source; 3) architecture design; 4) databases formation; 5) formation of electronic advanced training courses; 6) assessment of the quality of e-learning systems. The author cites requirements for the digital environment, quality management model of e-learning system, and the coefficients of its effectiveness. This model provides: a clear structure and order; the organization of individual approach to the training specialist, the flexibility of information presentation, versatility training systems; staged self-control training of the teacher and supervision by the course Director; a permanent interest in learning; the relevance of the training course; the opportunity of professional self-improvement.

Текст научной работы на тему «Моделирование адаптивной электронной обучающей системы для повышения квалификации педагогических кадров»

▲

ЧИППКРО

УДК 378.091.398+371.315.7

Моделирование адаптивной электронной обучающей системы для повышения квалификации педагогических кадров

Т. Б. Волобуева

Simulation of adaptive e-learning systems for advanced training of educators

T. V. Volobueva

Аннотация. В статье рассматривается моделирование адаптивной электронной обучающей системы для повышения квалификации педагогических кадров по следующему алгоритму: 1) выбор технологии электронного обучения; 2) выбор электронной обучающей среды; 3) проектирование архитектуры; 4) формирование баз данных; 5) формирование электронных курсов повышения квалификации; 6) оценивание качества электронной обучающей системы. Автор приводит требования к цифровой среде, модель управления качеством электронной обучающей системы, коэффициенты ее эффективности.

Реализация данной модели позволяет обеспечить: четкую структуру системы и регламент функционирования; возможность персонификации обучения педагогов, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов; многофункциональность механизмов обучения; поэтапный самоконтроль обучения педагога и контроль со стороны руководителя курса; повышение мотивации непрерывного обучения; постоянное обновление содержания; повышение информационной культуры педагогов; пространство для профессионального самосовершенствования.

Abstract. The author examines the simulation of adaptive e-learning systems for advanced training of educators. It is modeled by the following algorithm: 1) selection of e-learning technology; 2) selecting an e-learning source; 3) architecture design; 4) databases formation; 5) formation of electronic advanced training courses; 6) assessment of the quality of e-learning systems. The au-

thor cites requirements for the digital environment, quality management model of e-learning system, and the coefficients of its effectiveness. This model provides: a clear structure and order; the organization of individual approach to the training specialist, the flexibility of information presentation, versatility training systems; staged self-control training of the teacher and supervision by the course Director; a permanent interest in learning; the relevance of the training course; the opportunity of professional self-improvement.

Ключевые слова: электронная обучающая система, педагог, повышение квалификации, качество, курсы.

Keywords: electronic learning system, teacher, advanced training, quality, courses.

Показателем современности образования сегодня является использование электронного обучения. Поэтому все более востребованными становятся электронные обучающие системы (ЭОС), платформы дистанционного обучения, другие программно-инструментальные среды. ЭОС предлагает обучающемуся учебный контент, контрольно-оценочный блок, справочную информацию. Однако системы обучения нового поколения имеют более расширенные опции. Главное их нововведение - адаптивность. Они позволяют проектировать индивидуальные программы обучения, персонально отбирать учебные материалы.

Для моделирования адаптивной электронной обучающей системы в процессе повышения квалификации педагогических кадров предлагаем пять ключевых шагов.

о соА'йс т,^

f \

ЧИППКРО

Шаг первый. Выбор технологии электронного обучения. Высокая технология отличается комфортностью пользования, легкостью освоения, большими возможностями коммуникаций. Программное обеспечение, требующее специальной подготовки пользователей, снижает мотивацию обучения и познавательную активность обучающихся.

Во всем многообразии средств организации электронного обучения [1] можно выделить следующие группы:

- авторские программы (Authoring Packages);

- системы менеджмента содержимого учебных курсов (контентов) (Content Management Systems - CMS);

- системы менеджмента учебного контента (Learning Content Management Systems -LCMS);

- системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS).

Авторские программы. Этот программный продукт, как правило, носит локальный характер. Разрабатывается для изучения определенных дисциплин или разделов предмета с использованием удобных для него технологий, например, PowerPoint, Lectura, HTML. Такие программные продукты имеют ряд недостатков: нет возможности контролировать процесс обучения и промежуточные результаты; трудоемкость коммуникаций большого количества обучающихся. Авторские программы обычно создаются для разработки занятий с мгновенной обратной связью. Они эффективны для самостоятельной работы, для усиления наглядности, мотивации обучения на аудиторных занятиях. Их мультимедийность повышает качество восприятия учебного материала. Однако низкий интерактивный потенциал делает их малоценными для ЭОС. Разработка подобных курсов в основном ведется преподавателями-энтузиастами и носит не систематический характер.

Системы менеджмента содержания учебных курсов содержат опции, позволяющие не только размещать учебные материалы в разных форматах, но варьировать его согласно целям или запросам обучающихся. Такие системы включают базы данных с возможностью сортировки, быстрого поиска, фильтрации. Они удобны, когда академический курс создает

группа преподавателей, которым нужно вариативно использовать один и тот же учебный блок.

Системы менеджмента учебного контента соединяют возможности управления обучением и содержанием учебного материала. Организационно привлекательны для больших образовательных учреждений или их крупных структур, так как реализуют менеджмент больших потоков обучающихся, позволяют быстро создавать курсы, предоставляют дополнительные модули.

Системы менеджмента обучения эффективны для обучения большого количества пользователей. Их разрабатывают как для учебных заведений, так и для корпоративного обучения. Они предоставляют возможность отслеживать процесс обучения, накапливать данные обучающихся, включая число их заходов на определенные вкладки учебных материалов, затраченное время прохождения учебного блока и т. п. Регистрация обучающихся фиксирует целевую аудиторию, позволяет создавать учебные группы или динамические команды, использовать автоматическую рассылку как учебных материалов, так и информацию о текущих событиях, отчеты, рекомендации. Кроме того, такие системы позволяют организовать проверку знаний и онлайн-общение.

Для моделирования адаптивной электронной обучающей системы в процессе повышения квалификации педагогических кадров нами выбраны системы менеджмента обучением (LMS).

Шаг второй. Выбор электронной обучающей среды. Сегодня на рынке программного обеспечения позиционируется два вида сред электронного обучения: коммерческие и бесплатные (свободного доступа).

Коммерческие системы разрабатываются под дистанционное образование или электронное обучение в пределах учебного заведения. Определенную популярность завоевали у нас среды Amiro.CMS, inDynamic 2.3, «Прометей», «Битрикс», NetCat и др. Их недостатками являются: большая стоимость, жесткие аппаратные требования, ограниченное число образовательных лицензий.

К бесплатным средам относятся свободно распространяемые LMSYLCMS: Moodle, ATutor, Dokeos, Claroline, OLAT, LAMS, Sakai, OpenACS и др.

Используя классификацию требований по К. Вигерсу (рис. 1), мы выделяем три уровня требований к программной среде для электронного обучения педагогов на курсах повышения квалификации: педагогические, пользовательские и функциональные [2]. Педагогические требования очерчивают глобальные цели и миссию образовательной организации. Пользовательские требования описывают возможности, предоставляемые системой, для решения задач пользователей. Функциональные требования отображают пакет функций программного обеспечения, заложенных в техническое задание разработчиком для реализации своих задач пользователями. Нефункциональные требования описывают эксплуатационные характеристики и признаки качества (например, целостность, устойчивость, эффективность, практичность). Здесь же перечисляются ограничения, т. е. указывается лимит выбора возможных решений. Нормативные правила включают законодательные акты, образовательные стандар-

ты, корпоративную политику, учетные таблицы и алгоритмы вычислений.

Мы выделили следующие основные критерии выбора электронной обучающей среды для повышения квалификации педагогических кадров (см. рис. 2):

- Функциональность. В системе должны быть заложены интерактивные функции (форумы, чаты), менеджерские опции (анализ активности педагогов, управление ресурсами и т. п.).

- Надежность. В среде должны присутствовать подсистемы защиты информации, шаблоны формирования контента, удобные в пользовании управляющие модули.

Важным показателем привлекательности системы является простота администрирования.

- Стабильность. Среда должна обеспечивать надежность работы в разных режимах, при большом количестве одновременных вхождений. Она должна быть устойчивой к сбоям.

Функциональные требования

(

Педагогические требования

Нефункциональные требования

Нормативные правила

Пользовательские требования

К

Специфика вариантов использования

Ж

Атрибуты качества

V

Системные требования

X

Требования к программному обеспечени

Внешние интерфейсы

Ограничения

(

Спецификация требований

)

Рис. 1. Классификация требований по К. Вигерсу

Рис. 2. Критерии выбора электронной обучающей среды

- Привлекательность цены. Стоимость системы суммируется из затрат: на приобретение (аренду), внедрение, создание курсов, сопровождение обучения. Она должна быть приемлемой для института.

- Лимит лицензий. Для построения электронной обучающей системы повышения квалификации педагогических кадров ценно отсутствие ограничений на количество лицензий для обучающихся. За год в Донецком ИППО проходят курсы повышения квалификации около девяти тысяч педагогов, еще столько же принимают участие в постоянно действующих межкурсовых мероприятиях, поэтому неограниченное право доступа к электронному обучению большого числа пользователей является весомым требованием к электронной среде.

- Инструментальность. Для работы в системе необходимы средства разработки учебного контента. Встроенные текстовые, табличные и другие редакторы, шаблоны, библиотеки и приложения не только облегчают создание обучающих и проверочных материалов, но и обеспечивают единое представление различной информации.

- Совместимость. Система должна поддерживаться SCORM - международными стандартами дистанционного обучения. Это важно для интеграции, переносимости учебных материалов, мобильности обучения.

- Контрольно-оценочная система. Для проверки знаний обучающихся нужны модули, обеспечивающие входное, выходное тестирование, промежуточный контроль в виде контрольных работ, оценивания активности в дис-

куссиях, форумах, выполнения практических заданий и т. д.

- Комфортность эксплуатации. Работа в системе не должна требовать специальной подготовки педагогов. Трудности при использовании среды резко снижают мотивацию к обучению. Комфортность пользователя должна обеспечивать удобный интерфейс, быстрый поиск, интуитивно понятные опции, доступность коммуникаций, легкость навигации.

- Модульность. Модульная структура контента позволяет манипулировать учебными блоками для решения различных педагогических задач. Такая организация учебных материалов обеспечивает большую вариативность их использования, интеграцию и дифференциацию информации.

- Доступность. Привлекательность электронного бучения состоит еще и в индивидуальном режиме работы:

- учиться педагог может в любое удобное время и в любом месте (обязателен беспрепятственный доступ в систему);

- проблемы здоровья не будут мешать обучению, так как предполагаются настройки среды под особые потребности (слабое зрение, другие ограниченные возможности);

- постоянная связь с тьютором.

Мы выбрали самую популярную систему Moodle. С ее помощью можно организовать онлайн-курсы повышения квалификации, целевые сайты, web-факультативы, виртуальные педагогические мастерские и другие обучающие мероприятия. Мы используем преимущества социально-педагогического конструирования, заложенного в среде:

ИиТЛКМ ..........V СИсТеЧЬГ

I - и^холньи; донные о процсси с обучения в

эдзп гиьнсП обучающей ан.-.еме:

2,3 л Энные о процбСМ О&учення во

внутреннем формате:

4.5 обработанные инш:ыс о и

обучения и 1лек1 речной обучающей системе;

структура сети Петри: 9.10,11 - результаты моделирования процесса чення;

I 13 - значения н 01 псанне кригернекщенкх качества электронной обучающей системы; 14 - учетные данные пользователей; I 5 данные, подлежащие отображении и визуализации. _

Подсистем» и н 1 с рфи» иа пользователя

+ 15

Полей безопя —I— стена 1ЕОСТИ —Г" г

Элсктрсчшяв

|>т ча||Ц|1Л1 система

Сбор и обработка данных

т

*

к

1

БД «Данные

ПрСЩСССЯ

обучепн»

Формирование системы обучающих модулей

А

14-

ЬД ((Учетные лапиен»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.„II-----

Формирование индивидуальной траектории обучения

13

Формирование контрольно-оценочного блока 1" ____I

Выбор коммуникати вных сред

БД «Учебные материалы»

БД «Мультиме

дийное сопровождение

БД «Часто задаваемые вопросы»

БД

«Результаты оценки»

Рис. 3. Архитектура электронной обучающей системы

- обучение проводится с актуализацией жизненного опыта педагогов и имеющихся знаний;

- взаимообучение - обязательная составляющая повышения квалификации.

Электронное обучение строится на принципах андрагогики с использованием интерактивных методов, ситуативного моделировании и педагогического творчества. Наши преподаватели освоили специфику ролей тьютора, модератора и фасилитатора, используя их в соответствии с целями и форматами курсов повышения квалификации. Moodle также дает нам возможность применять гейм-технологии, гибридное обучение, большие данные, адаптивное обучение.

Еще одно важное преимущество этой системы - мультиязычность. Бесплатная поддержка работы в многоязыковой среде позволяет создавать модули для учителей иностранных языков, использовать зарубежные ресурсы и развивать поликультурную компетентность педагогов.

Шаг третий. Проектирование архитектуры электронной обучающей системы. На основе всего вышесказанного в данной работе предлагается следующая модель (рис. 3.) построения электронных курсов повышения квалификации.

Шаг четвертый. Формирование баз данных. Основные требования к организации баз банных (БД): установление многосторонних связей; производительность; минимальные затраты; возможность поиска; целостность (восстановление данных); безопасность.

Шаг пятый. Формирование электронных курсов повышения квалификации. Мы используем единый структурный шаблон для составления электронных курсов повышения квалификации: входной и выходной контроль, учебные модули, контрольные работы, дискуссии, дополнительные материалы, справочные материалы, методические рекомендации, практические работы, курсовая работа, консультации. Входной и выходной контроль представляют собой онлайн-тесты по всему курсу. Первый тест позволяет очертить проблемное поле и акценты обучения, последний - оценить когнитивный результат курсов. Учебные модули предоставляют возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения, создавать творческие мини-группы. Каждый модуль, как правило, содержит одну проблемную лекцию, практикум и вебинар. Особой популярностью

у педагогов пользуются видео мастер-классов, web-тренингов, онлайн-супервизий. Требования к учебным материалам:

- четкая структурированность текста;

- разбиение на блоки;

- подача текстового материала в таблицах, схемах, картах;

- гиперссылки, подстрочные подсказки;

- мультимедийность - наличие презентаций, видеоматериалов, анимации.

Содержание учебных материалов тоже имеет свою специфику:

- в них отражены самые последние педагогические новации и достижения педагогической науки и практики;

- они носят опережающий характер и направлены на обеспечение перспективных видов учебной деятельности;

- имеют практико-ориентированную направленность: разрабатываются под контингент.

Контрольные работы содержат три вида заданий: репродуктивный, частично-поисковый, творческий и имеют разный максимальный оценочный балл. Инструктивно-методические материалы содержат конкретные рекомендации, четкие алгоритмы работы и советы по повышению эффективности обучения. Справочные материалы не перегружены лишними словарями. В них находятся тезаурусы по теме, методические карты, компиляция нормативных документов и т. п. Дополнительные материалы предоставляются текстовыми и видеофайлами, аудиокнигами и Е-хрестоматиями, профильными онлайн-журналами и ссылками на сайты по теме.

Тьюторинг включает постоянное консультирование педагогов, форумы, чаты и предметные конференции, мотивационную рассылку, организацию дискуссий и презентаций творческих работ.

Курсовая работа представляет собой творческий продукт педагога, например, авторский проект, пакет мультимедийных дидактических материалов, сборник ситуативных задач по конкретным темам предмета, набор эвристических заданий, мини видеотека предметного содержания, анимация опытов по физике или химии и т. п.

При этом в работе должны быть отражены новые навыки и компетенции, полученные на курсах; обоснована целесообразность ее применения в педагогическом процессе.

Электронные курсы направлены на развитие профессиональной компетентности педагогов. Результат обучения в электронной системе повышения квалификации можно представить пятиуровневой спиралью (рис. 4).

Первый уровень - базовые компетентности, которые опираются на деятельностные процессы и оказываются в контексте структуры педагогической деятельности;

Второй уровень - общепрофессиональные компетентности, которые относятся к определенной категории специалистов, объединенных одним предметом деятельности (например, категории учителей, управленцев, методистов и др.);

Третий уровень - специально-профессиональные компетентности - это частные компетентности, которые приобретаются во время работы

V уровень. Личностные изменения

VI уровень. Педагогическое творчество

III уровень. Специально-профессиональные компетентности

II уровень. Общепрофессиональные компетентности

I уровень. Базовые компетентности

Рис. 4. Результаты обучения на курсах повышения квалификации

по определенным специализациям: дидактика, воспитание, психология, логопедия, методика, язык, математика, физика, химия, история и т. п.

Четвертый уровень - моделирование, педагогическое творчество.

Пятый уровень - личностные изменения, готовность к саморазвитию не только профессиональному, но и личностному. Качество обучения отслеживается и через анализ педагогической практики в послекурсовой период, полноту использования приобретенных на курсах знаний и навыков, уровень их адаптации к конкретным условиям учебного заведения.

Шаг шестой. Оценивание качества электронной обучающей системы. Требования к электронным обучающим системам каждый год повышаются и дополняются. Поэтому важной составляющей моделирования ЭОС является оценивание их эффективности и управление их качеством. Под качеством ЭОС мы понимаем пакет индикаторов успешного усвоения материала педагогами. Воздействовать на качество можно через коррекции контента и процессов, супервизии тьюторов. Процесс управления качеством электронных обучающих систем показан на рисунке 5.

В настоящее время для оценивания качества ЭОС используют два подхода: целостный и многослойный. Оценивание «в целом» использует: несколько общих критериев (например, безопасность, продуктивность); проверку соответствия стандартам; отзывы пользователей.

Как показывает практика, такой подход недостаточен для проведения серьезных коррекций и модернизации системы.

Для адаптивных электронных обучающих систем чаще используют второй подход. В них на конечный результат влияют непосредственно используемые механизмы адаптации. Сама ЭОС состоит из различных подсистем, которые взаимодействуют друг с другом. Для оценивания качества задействуют различные наборы критериев для каждой подсистемы. Таким образом, диагностируется весь процесс обучения, более полно выявляются недостатки и риски, разрабатывается целевая коррекция.

На рисунке 6 проанализированы примеры автоматизированных систем оценивания качества электронных обучающих систем. Их общий недостаток - узкая специализация, привязка к определенной обучающей системе.

Мы взяли главным критерием качества электронной обучающей системы повышения квалификации педагогов - эффективность обучения.

Чтобы оценить эффективность нашей модели мы рассмотрели четыре уровня оценки обучения, предложенных Дональдом Киркпатри-ком (см. рис. 7) [3]. Несмотря на простоту такого подхода, учтены не все факторы, влияющие на качество обучения. Поэтому мы адаптировали набор коэффициентов, предложенных исследователями [4] к педагогической системе повышения квалификации (см. рис. 8).

^^ ^ ^ Л%*' - ТпоосЦо ____—---

' Разработчик £ ,|тсрфсг|с Педагоги

Требование к обучающей системе

Критерии оценивания

ь ицсппищ

&

Обучающий курс

Знания обучающихся

^Электронная'

обучающая система

й Ц*

Рис. 5. Процесс управления качеством электронной обучающей системы

Система оценки качества электронного обучения eLup (Университет Монпелье-2, Франция)

Quality Integration Tool (Университет Дуйзбург-Ессен, Германия)

Hypermethod Assessment Tools (Лаборатория программных систем искусственного интеллекта, Санкт-Петербург)

Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения (МИЭМ)

Подсистема оценки качества информационно-образовательной среды "Chopin" (АлтГТУ)

SADEP Интеллектуальная система оценки качества учебного процесса (КТИ, филиал ВолгГТУ)

Оценка качества на основе диаграмм описания процесса обучения

Система поддержки процесса управления качеством электронных обучающих систем на основе процессного подхода и методологии ISO

Метод оценки качества на основе методик менеджмента предприятием

Оценка качества по стандарту «Оценивание программного продукта»

Оценка качества на основе свертки критериев: валидность; надежность; трудность; экономичность и избыточность; интегрированность;

Оценка качества на основе «контрольных карт», показывающих успешность обучения по отдельным частям курса

Рис. 6. Анализ автоматизированных систем оценки качества процесса обучения

и обучающих материалов

уровень Оценивание эмоционального фона обучения: как обучающиеся реагируют на обучающее событие к Г Понравилось ли педагогам обучение? Что они планируют делать с новыми знаниями и навыками?

■■ уропеш^г Оценивание уровня обучения: знания, навыки, компетенции г > > г л Какие навыки, знания, установки изменились после обучения? Насколько значительны эти изменения?

,,, уровен^г Оценивание изменения поведения: как педагоги применяют новые знания Изменили ли педагоги свое поведение на рабочем месте после обучения?

,V ypoiieiii^ Оценивание результатов обучения: Г А Оказывают ли изменения в поведении педагогов положительное влияние на школу?

V_/

Рис. 7. Уровни оценки Дональда Киркпатрика

Статистические расчеты позволяют точнее и глубже провести диагностические процедуры, получить более полную картину качества, определить преимущества и недостатки отдельных составляющих системы и оптимальнее провести коррекцию. Оценивание качества электронной обучающей системы является важным элементом повышения квалификации педагогов [5].

Новые компетенции педагогов, полученные при работе в ЭОС, применяются в педагогической практике. Это влияет на качество обучения школьников, результативность работы образовательных организаций, а значит и региональной системы образования в целом.

Выводы. Предложенная адаптивная электронная обучающая система повышения квалификации педагогических кадров моделируется по следующему алгоритму: 1) выбор технологии электронного обучения; 2) выбор электронной обучающей среды; 3) проектирование архитектуры; 4) формирование баз данных;

ЧИППКРО

5) формирование электронных курсов повышения квалификации; 6) оценивание качества электронной обучающей системы [6].

Реализация данной модели позволяет обеспечить:

- четкую структуру системы и регламент функционирования;

- возможность персонификации обучения педагогов, удовлетворение индивидуальных образовательных запросов;

- многофункциональность механизмов обучения;

- поэтапный самоконтроль обучения педагога и контроль со стороны руководителя курса;

- повышение мотивации непрерывного обучения;

- постоянное обновление содержания, инно-вационность;

- повышение информационной культуры педагогов;

- пространство для профессионального самосовершенствования.

I уровень Реакция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент удовлетворенности обучением Коэффициент качества организации обучения Коэффициент мотивации к самообучению

II уровень к Обучение |К 7 \ Коэффициент приращения знаний Коэффициент усвоения знаний Коэффициент изменения компетентностей 0 У

III уровень 1к Поведение и Коэффициент использования полученных знаний и навыков

IV уровень к Коэффициент влияния обучения на развитие

Результаты |к учебного заведения

Рис. 8. Показатели оценки эффективности ЭОС

Библиографический список:

1. Богомолов В. А. Обзор бесплатных систем управления обучением [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ obzor-besplatnyh-sistem-upravleшya-obucheшem (дата обращения: 11.04.2016).

2. Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению / пер. с англ. - М. : Русская Редакция, 2004. - 576 с.

3. Сидоров В. А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции / В. А. Сидоров. - М. : Высш. шк., 2004. -271 с.

4. Гусева А. И., Дроздова А. А. Анализ применения электронных обучающих курсов в системе корпоративного обучения банковских сотрудников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_arti

о соА'йс т,^

f \

ЧИППКРО

cle&article_id=10004912 (дата обращения: 11.04.2016).

5. Дмитриев Л. В. Об электронном обучении на базе свободного ПО // Третья конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Переславль, 2-3 февраля 2008 года : тезисы докладов. - М. : ALT Linux, 2008. - С. 33-34.

6. Ильясов Д. Ф. Требования к повышению квалификации руководителей // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 154-156.

References:

1. Bogomolov V. A. Overview of free learning management systems [Obzor besplatnyh sistem upravlenija obucheniem], Web resource, http : //cyberleninka.ru/article/n/obzor-besplatnyh-sistem-upravleniya-obucheniem.

2. Vigurs Carl. Development of software requirements. Translated from English [Razra-botka trebovanij k programmnomu obespecheni-ju. Perevod s anglijskogo]. M. : Publishing house "Russkaja Redakcija", 2004. 576 p.

3. Sidorov V. A. Education and training in the new technical renovation [Obrazovanie i podgotovka

kadrov v uslovijah novoj tehnicheskoj rekonstrukcii]. M. : High school, 2004. 271 p.

4. Guseva A. I., Drozdov A. A. Analysis of the application of e-learning courses in the corporate training system for Bank employees [Ana-liz primenenija jelektronnyh obuchajushhih kur-sov v sisteme korporativnogo obuchenija bank-ovskih sotrudnikov], Web resource, http:// www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_articl e&article_id=10004912.

5. Dmitriev L. V. About electronic training on the basis of the free software // Third conference "Free software in higher education ". Pe-reslavl, 2-3 February 2008, Theses of reports [Ob jelektronnom obuchenii na baze svobodnogo PO // Tret'ja konferencija "Svobodnoe pro-grammnoe obespechenie v vysshej shkole", Pe-reslavl', 2-3 fevralja 2008, Tezisy dokladov]. M. : ALT Linux, 2008, pp. 33-34.

6. Ilyasov D. F. Requirements of advansed training of heads // Higher education in Russia [Trebovanija k povysheniju kvalifikacii ruko-voditelej // Vysshee obrazovanie v Rossii], 2005, N 4, pp. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.