Научная статья на тему 'Модели жизненной стратегии молодой семьи (по итогам социологического исследования)'

Модели жизненной стратегии молодой семьи (по итогам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2460
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СЕМЬИ / ГЕНДЕР-НЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕЛИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СЕМЬИ / КАРЬЕРА СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Л. М.

Проведенное исследование дает возможность проследить различия в социальной мобильности супругов в течение первых пяти лет брака. Также на основе изучения потребностей молодой семьи и способов их удовлетворения автором сформированы модели жизненной стратегии молодой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели жизненной стратегии молодой семьи (по итогам социологического исследования)»

УДК 316.334

МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ (ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Проведенное исследование дает возможность проследить различия в социальной мобильности супругов в течение первых пяти лет брака.

Также на основе изучения потребностей молодой семьи и способов их удовлетворения автором сформированы модели жизненной стратегии молодой семьи.

Ключевые слова: модель жизненной стратегии семьи, гендерные особенности, цели жизненной стратегии семьи, карьера семьи.

Жизненная стратегия молодой семьи (далее — ЖСМС) — это совокупность последовательных этапов жизненного пути молодых супругов, прохождение которых позволит молодой семье достичь поставленных целей в профессиональной деятельности, образовании супругов и детей, осуществлении репродуктивной функции, достижении планируемого благосостояния и качества жизни.

К этапам жизненной стратегии целесообразно отнести репродуктивный (от момента образования семьи до рождения первого ребенка), достижительный (достижение материального благополучия, определенной стабильности), профессиональный (осуществление профессиональной карьеры одного или обоих супругов, улучшения жилищных условий, получения профессионального образования (вторичного или первичного).

Траектории развития обозначенных этапов взаимосвязаны между собой, однако существует определенная последовательность. Достижительный этап рассматривается в качестве итогового на протяжении всего периода становления молодой семьи.

Репродуктивный этап может включать две фазы «роста» молодой семьи: от момента вступления в брак до момента рождения первого ребенка (0-2 года) и от рождения первого до рождения второго ребенка (2-5 лет).

По данным обследования, большинство первых рождений (77,5%) приходится на два начальных года брачной жизни. Средний стаж семьи при появлении первого ребенка равен 2 годам, а второго — 5-6,6 года.

Социальная «линия» развития семьи (социальный статус) определяется характером занятости членов семьи, типом их социальной мобильности и связана с утверждением социального статуса семьи в профессиональной сфере.

Материалы социологического исследования1 дают возможность проследить различия в социальной мобильности супругов в течение первых пяти лет брака. При образовании семьи различия в образовательно-квалификационном уровне супругов незначительны, а по общему уровню образования жены даже несколько превосходят мужей. Что касается специального образования, то здесь заметно их отставание, т.к. женщины чаще начинают свою трудовую деятельность, не имея специальной подготовки, что, возможно, отражается на трудовой карьере. Тем не менее, при вступлении в брак в половине супружеских пар фиксировался одинаковый уровень квалификации супругов или жена обгоняла мужа.

При сравнении отдельных когорт можно заметить положительную динамику: более высокий квалификационный статус или равный с мужем в момент вступления в брак имеют все больше и больше женщин.

Л.М. КУЗЬМИНА

Российский государственный социальный университет

e-mail: www.rgsu.net

1 Социологическое исследование «О положении молодой семьи в Российской Федерации» было проведено в 2009 году Международным центром семьи, молодежи и детей при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Молодые женщины более активно реализуют возможности профессионального роста, чем старшее поколение. Тем не менее, различия в социально-профессиональной мобильности мужей и жен достаточно существенны.

Неравенство мужчин и женщин проявляется даже в случае растущей карьеры у жены, т.к. «потолок» профессионального роста женщин значительно ниже. Например, в случае руководящей должности — это скорее уровень руководителя отдела или группы, а не предприятия или учреждения.

Преобладающий тип трудовой карьеры влияет и на динамику заработков супругов. В среднем она вырастает в одинаковой мере, но у мужчин основной рост приходится на первые пять лет брака (у рабочих) или вторые пять лет (у служащих), тогда как женщины только к концу периода активизируют свои усилия, возвращаясь в полной мере к профессиональной деятельности.

Радикальные изменения всей системы функционирования экономики в стране, появление безработицы привели к значительным трансформациям в типах и направлениях социальной мобильности мужчин и женщин. Мужчины сохранили в среднем положительное направление мобильности, но падение результирующего показателя мобильности оказалось для них ощутимее в силу более высокого статусного уровня в прошлом. Что касается заработной платы, то сейчас отставание жен от своих мужей увеличилось: их средняя заработная плата составляет немногим больше половины заработка мужа. Эта тенденция заметна и на начальных этапах жизненной карьеры молодой семьи.

Экономическая «линия» развития семьи определяется материальной и жилищной обеспеченностью, которые измеряются показателем душевого дохода, а также размером и качеством жилья.

Уровень материальной обеспеченности зависит от двух факторов: занятости членов семьи (а она в тот период определяется в основном демографическим состоянием) и величины их заработков.

Исследование показало, что на уровень материальной обеспеченности семьи в начальный период ее жизни значительное влияние оказывает помощь или, наоборот, иждивение старших родственников, увеличивая или уменьшая душевой доход семьи. Родители в значительной степени превращаются в кормильцев молодых супругов, даже живущих отдельно. В молодых семьях возрастает доля семей, получающих регулярную материальную помощь от родителей. В случае сложных семей роль родителей в бюджете семьи также становится более значительной от поколения к поколению: в старшей брачной когорте родители-«кормильцы» были только в 17% сложных семей, но уже в младшей когорте — в 43%. В среднем доход родителей был на 60% выше заработка молодых супругов.

Описанная траектория изменения душевых доходов семей в течение жизненного цикла претерпевает существенные изменения в сегодняшних социально-экономических условиях. Прежде всего, заработки людей зависят в меньшей степени от стажа и, следовательно, от квалификации, а в большей — от места работы (бюджетный или частный сектор), статуса (наемный работник или работодатель), от дополнительной или теневой занятости. В этих условиях молодежь оказывается более мобильной, более способной к адаптации, что на данных по условному поколению дает некоторое выравнивание в доходах младших и старших групп по возрасту семьи. Для исследования динамики материальной обеспеченности семей методом реального поколения еще не прошло достаточного количества лет жизни в новых условиях, т.е. трудно пока выделить закономерности развития, тем более что до сих пор не сложилось устойчивой ситуации, когда можно было бы сказать, что новые правила игры окончательно определены.

Большое значение для анализа семейного благосостояния имеет изучение динамики жилищных условий семьи на отдельных этапах ее жизненного цикла, в частности определение типа, размера и комфортности жилья, в котором молодая семья начинает свою жизнь.

Особой категорией с точки зрения жилищной обеспеченности являются сложные семьи. Уже само появление новой семьи определяет ее потенциальную потребность в изолированном жилье. Предоставление же сложным семьям квартир происходит на общих основаниях. Тем не менее, стремление молодой семьи к самостоятельности застав-

ляет искать пути решения жилищной проблемы зачастую через мобилизацию внутренних материальных средств на строительство жилья. Среди тех, кто сумел осуществить этот план, лишь треть имеет относительно высокие доходы и могла без посторонней помощи приобрести квартиру. В большинстве случаев основная тяжесть в обеспечении молодоженов изолированным жильем ложится на родителей. Несмотря на то, что первоначальные условия жизни молодой семьи были относительно благоприятнее в сложных семьях, частота случаев улучшения жилья почти равна для простых и сложных семей, различаются лишь пути улучшения: доля получающих государственное жилье среди сложных семей значительно ниже.

Анализ динамики жилищной обеспеченности на протяжении жизненного цикла семьи показал еще одну причину постоянно сохранявшейся остроты жилищной проблемы. Это отсутствие возможности для мобильности в связи с изменениями в составе семьи. При распределении жилья не учитывается возраст семьи, в результате после рождения первого, а чаще второго ребенка около 40% семей, уже получивших жилье, опять становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В условиях появления рынка жилья проблемы остаются и еще более усугубляются из-за высоких цен, не соответствующих возможностям молодых семей, а распад распределительной системы не позволяет им надеяться на улучшение жилищных условий и в отдаленной перспективе.

Таким образом, на основе изучения потребностей молодой семьи и способов их удовлетворения можно сформировать несколько моделей жизненной карьеры молодой семьи.

Модель I

Цель — высокий уровень благосостояния и качества жизни.

Этапы достижения цели:

профессиональная карьера, высокооплачиваемая работа обоих супругов, улучшение жилищных условий, организация отдыха.

Модель II

Цель — высокий уровень благосостояния и качества жизни.

Этапы достижения цели:

Муж Жена

Высокооплачиваемая работа Рождение и воспитание ребенка

Обеспечение семьи жильем Ведение домашнего хозяйства

Организация отдыха

Модель III

Цель — рождение и воспитание детей, стабильное функционирование семьи.

Этапы достижения цели:

рождение и воспитание двух или более детей, профессиональная деятельность обоих супругов, жилищные условия (автономно или совместно с родителями).

Модель IV

Цель — высокий уровень благосостояния и качества жизни.

Этапы достижения цели:

высокооплачиваемая работа обоих супругов, приобретение жилья.

Основной целью жизненной стратегии своей семьи и мужчины (85,71%) и женщины (70,59%) считают достижение высокого уровня благосостояния и качества жизни. Следующей по значимости целью развития семьи является рождение и воспитание детей, эта цель приоритетна для 14,29% мужчин, и, почти на 10%, большего числа женщин (23,53%). Развитие профессиональной карьеры волнует только молодых (22-24 года) женщин. В этой же возрастной группе (22-24 года) процент людей, ставящих главной целью достижение высокого уровня благосостояния, относительно других возрастных групп, наименьший (55,56), зато резко возрастает количество людей, ставящих превыше

всего рождение детей, в этой возрастной группе этот показатель достигает своего пика, затем, по мере увеличения возраста опрашиваемых, снижается.

Респонденты, уже имеющие детей, чаще называли своим приоритетом повышение качества жизни и реже рождение детей, чем респонденты без детей, что вполне логично.

Представляется интересным, что респонденты с низким и высоким уровнем доходов одинаково высоко (80,00% и 81,82%) оценили приоритетность достижения высокого уровня жизни, а опрашиваемые со средним доходом в два раза чаще других групп называли главной целью своей семьи рождение детей (31,67%).

Подавляющее большинство респондентов основной целью жизненной стратегии своей семьи выбрали достижение высокого уровня благосостояния и качества жизни, ради достижения этой цели чаще всего (41,94%) люди согласны ограничить свое время общения с семьей, при этом, и женщины, и мужчины согласны с таким ограничением почти в равной степени (41,18% и 42,86%, соответственно). Вторым по популярности вариантом ограничения оказался отказ от рождения второго ребенка, в большей степени этот вариант ответа предпочли женщины — 47,06% против 28,57% у мужчин.

Следующие варианты ответов у мужчин и женщин как бы компенсируют друг друга: женщины в большей степени согласны отказаться от собственного жилья, мужчины от высокого благосостояния, женщины от ограничения профессионального роста, мужчины от получения образования.

Резко отличаются от средних ответы возрастной группы 22-24 года, респонденты этого возраста в меньшей степени хотят ограничивать свое время общения с семьей (22,22%), при том, что в других возрастных группах это ограничение считают приемлемым 50% опрошенных. Интересно, что отказаться от собственного жилья согласны только самые молодые (19-21 год) респонденты, но среди них доля выбравших этот вариант ответа довольно высока — 25%.

Нельзя исключать значимость гендерных особенностей. Так, выбор результатов жизненной карьеры значительно различается в ответах мужчин и женщин.

Только 14% мужчин выбирают в качестве цели жизненной карьеры «рождение и воспитание детей» в сравнении с 24% женщин. Особенно это проявляется у мужчин в возрасте до 21 года (0% респондентов). Никто из мужчин не ставит целью профессиональную карьеру одного из супругов, хотя около 6% женщин готовы помогать супругу при движении по профессиональной лестнице. Материальные цели жизненной карьеры более значимы для мужчин, чем для женщин.

Главной задачей планирования и реализации жизненной карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутрисемейной карьер, которое предполагает выполнение ряд задач:

— достижение взаимосвязи целеполагания и каждого члена семьи;

— обеспечение направленности планирования карьеры на семью с целью учета специфических потребностей каждого члена и ситуаций;

— устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития семьи;

— формирование наглядных и воспринимаемых критериев роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

— изучение карьерного потенциала семьи;

— обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала семьи с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

— определение путей роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в нужный момент времени и в нужном месте.

Под планированием и контролем ЖСМС мы понимаем организацию с момента вступления в брак планомерного горизонтального и вертикального развития семьи. Желательно знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей необходимо добиться, чтобы рассчитывать на развитие.

Большинство женщин (59%) считают, что для успешного развития карьеры молодой семьи необходимо иметь возможность профессионального роста и материальной поддержки государства при рождении детей (41%). Для женщин во все времена одной из значимых задач была возможность дать детям образование. Данные проведенного нами

исследования не противоречат этому: 41% женщин отметили этот фактор важным для себя. Причем с возрастом значимость этого фактора усиливается.

Для мужчин наиболее важно в жизни — повышать профессиональное мастерство и продвигаться по карьерной лестнице — 85% респондентов высказали это мнение.

Интересен факт, что молодые люди не рассчитывают на поддержку государства как при организации собственного бизнеса, так и при рождении детей. Никто из респондентов не выбрал факторы «Государственная поддержка семейного бизнеса» и «Материальная поддержка государства при рождении детей» значимым для себя.

Однако они рассчитывают на поддержку государства при трудоустройстве (21%) и считают необходимым повышать свою квалификацию (21%). Причем, чем выше уровень доходов, тем острее необходимость в поддержании и повышении квалификации.

Главным условием успешного развития семьи на стадии ее формирования подавляющее большинство респондентов (74,19) считают наличие собственного жилья, с этим согласны более половины (57,14%) мужчин, но этот фактор более важен для женщин (88,24%). Об устройстве ребенка в детский сад, как о факторе развития семьи, сказали 17,65% женщин и ни один мужчина, с получением льготных кредитов ситуация обратная этот фактор важен для 14,29% мужчин и не важен для женщин. Вопросы трудоустройства и совмещения работы и учебы женщин волнуют в среднем в полтора раза больше (41,18% и 23,53% против 28,57% и 14,29% мужчин). Практически в три раза больше женщин беспокоит материальная поддержка государства при рождении детей (41,18% против 14,29% мужчин).

В наибольшей степени гарантия трудоустройства волнует респондентов из возрастной группы 28 — 35 лет. Возрастную группу 19 — 21 год волнуют вопросы совмещения работы с получением образования (75%) и гарантия трудоустройства (50%).

Как ни странно, наличие собственного жилья выступило как более важный фактор с точки зрения респондентов, не имеющих детей и имеющих средние доходы. Четко прослеживается снижение влияния фактора устройства ребенка в детский сад по мере увеличения доходов опрашиваемого. Возможность получения льготных кредитов волнует только малообеспеченных респондентов, а вот ипотечное кредитование затрагивает и людей с высоким уровнем доходов. Естественно, что важность фактора трудоустройства уменьшается по мере увеличения доходов.

На развитие семейных отношений оказывает влияние ряд факторов, среди которых важнейшее место занимает мотивация каждого члена семьи.

Можно выделить следующие движущие мотивы:

1. Автономия. Человеком движет стремление добиться независимости, чтобы получить возможность делать все по-своему. В рамках семьи такую возможность предоставляет либо высокий доход, либо статус, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

2. Безопасность и стабильность. Деятельностью членов семьи управляет стремление сохранить и упрочить семейное положение, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.

3. Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой.

4. Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовывать что-то новое, то есть заниматься творчеством.

5. Потребность в первенстве. Человек стремится к позитивной жизни ради того, чтобы быть всегда и везде первым, "обойти" воих коллег.

6. Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и так далее.

Наличие перспектив развития карьеры предоставляет ряд преимуществ, как каждому члену, так и семье в целом.

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально — экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он хочет знать

перспективы своего служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнять. То же самое должно относиться и к семье. В противном случае мотивация поведения становится слабой, семья распадается.

Правильная самооценка деловых черт предполагает знание каждого члена семьи, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели ЖСМС.

Целью ЖСМС нельзя назвать область деятельности супругов, определенную работу, должность супругов, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели ЖСМС проявляются в причине, по которой семья хотела бы занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице.

MODELS OF VITAL STRATEGY OF THE YOUNG FAMILY (FOLLOWING THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

L.M. KUZMINA

Russian State Social University

e-mail: www.rgsu.net

The conducted research gives the chance to track distinctions in so- cial mobility of spouses within first five years of marriage.

Also on the basis of studying of requirements of a young family and ways of their satisfaction the author generates models of vital strategy of a young family.

Key words: model of vital strategy of a family, gender features, the purposes of vital strategy of a family, family career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.