Научная статья на тему 'Модели стратегического планирования освоения месторождений нефти и газа Восточной Сибири нефтяными компаниями'

Модели стратегического планирования освоения месторождений нефти и газа Восточной Сибири нефтяными компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ «КАЛЕЙДОСКОП» / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / ТРУБОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ — ТИХИЙ ОКЕАН» / ВСТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яхудина Наталья Алимовна

В статье рассматриваются модели стратегического планирования. В условиях рыночной экономики выход российских нефтяных компаний на мировой рынок ставит проблемы стратегического планирования вертикально-интегрированных компаний особо значимыми. Рассматриваемая модель стратегического планирования является универсальной, и применима к стратегии развития организации, с учетом региональных и государственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яхудина Наталья Алимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели стратегического планирования освоения месторождений нефти и газа Восточной Сибири нефтяными компаниями»

Модели стратегического планирования освоения месторождений нефти и газа восточной Сибири нефтяными компаниями

Аннотация: В статье рассматриваются модели стратегического планирования. В условиях рыночной экономики выход российских нефтяных компаний на мировой рынок ставит проблемы стратегического планирования вертикально-интегрированных компаний особо значимыми. Рассматриваемая модель стратегического планирования является универсальной, и применима к стратегии развития организации, с учетом региональных и государственных интересов.

Abstract: the article is about models strategic planning. Output of Russian oil companies in a market economy in the world market puts especially important issue for strategic planning of vertically integrated companies. The proposed strategic planning tool is universal and applicable to the development strategy for the organization, taking into account the regional and state interests.

Ключевые слова: стратегическое планирование, модель «Калейдоскоп», нефтяные компании, трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО.

Keywords: strategic planning, model «Kaleidoscope», Oil Company, pipeline system "Eastern Siberia - Pacific Ocean, ESPO.

Яхудина Наталья Алимовна

аспирант

Сургутский государственный университет Yahudina.NA@surgutneftegas.ru

В настоящее время трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Моделирование — взаимосвязанный процесс, для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование. Рост и транснационализация деятельности нефтяных компаний в ХХ в. стали фундаментом бурного развития мировой системы нефтеобеспечения.

Нефтяная отрасль является одной из генеральных секторов мирового хозяйства, оказывающая решающее влияние на динамику экономических процессов и глобализацию хозяйственной деятельности. Мировая система нефтеобеспечения формируется в сложном процессе, охватывая интересы в мировой экономике и политике.

Ввиду важности нефтяной отрасли для мировой экономики процесс моделирования стратегического планирования развития отрасли приобретает значительную актуальность.

Сегодня в России добыча нефти и газа осуществляется в основном частными компаниями транснационального масштаба такими как: ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз». Эти предприятия осуществляют освоение новых территорий по добыче нефти и газа с помощью участия в отечественных и зарубежных проектах.

Для комплексного освоения месторождений в Восточной Сибири требуется их кооперация с ОАО «Роснефть» для обеспечения потребностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также диверсификации экспорта поставок сырой нефти и природного газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наиболее устойчиво развивающейся компанией нефтегазового комплекса, имеющей стратегическое значение для государства является ОАО «Сургутнефтегаз».

Сфера деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» (10):

• разведка углеводородного сырья;

• обустройство нефтяных и газовых месторождений;

• добыча и переработка нефти и газа;

• сбыт нефти и нефтепродуктов;

• производство электроэнергии;

• выработка продуктов нефтехимии.

Важно отметить, что производство электроэнергии, выработка продуктов нефтехимии деятельности являются новыми и определяют не только территориальную диверсификацию, но и отраслевую.

Нефтепереработку в ОАО «Сургутнефтегаз» осуществляет ООО «Киришинефтеоргсинтез». Продукция выпускаемая, данным заводом, соответствует международным стандартам.

В структуру комплекса ОАО «Сургутнефтегаз» кроме добывающих и перерабатывающих предприятий входят сервисные подразделения, которые играют важную роль в развитие и применение новых технологий по разработке и эксплуатации месторождений. При эффективном использовании потенциала данных структур это ведет к оптимизации затрат в процессах освоения новых месторождений и других операций в основных секторах деятельности Компании.

Крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, объединяющие в структуре все этапы технологического процесса, от разведки до переработки нефти и сбыта нефтепродуктов, наименее подвержены влиянию не только рисков, но и изменению цен на нефть. При падении цены на нефть, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства прибыль увеличивают, поэтому потери одного подразделения компенсируются прибылью других подразделений.

Все вышеизложенное определяет перспективы стратегических преобразований в структуре ОАО «Сургутнефтегаз» на территории Республики Саха (Якутия). В теории менеджмента разработан целый ряд инструментов стратегического управления.

В российской практике применяются в основном те из них, которые стали классикой (SWOT анализ, матрица BCG и др.). Современное понимание стратегического планирования фирмы тесно связано с понятием менеджмента фирмы. С одной стороны, данная взаимосвязь объясняется сутью планирования, представляющего одну из пяти базовых функций управления (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). С другой стороны, неопределенность как одно из основных свойств внешней среды обусловливает специальные требования к планированию, которые определяются ролью внешней среды для фирмы.

Всякая стратегия появляется в результате соотнесения внешних факторов и внутренних целей Компании, рассматривая их как с критической точки зрения, так и с положительной стороны. В результате рождается

стратегия планирования развития организации для внутреннего пользования, которая содержит некие факты, которые являются конфиденциальными, так как нет одинаковых компаний и нет единой стратегии планирования развития предприятия.

Развитие науки не стоит на месте, создано много новых моделей стратегических изменений, к числу которых относится и модель «Калейдоскоп», предложенная В.Хоуп-Хейли и Дж.Балоган (4).

По моему мнению, эта модель наиболее подходит для анализа готовности предприятия к запланированному стратегическому планированию.

Основные параметры модели «Калейдоскоп» - внешнее кольцо, среднее и внутреннее.

Внешнее кольцо на схеме обозначено окружающая среда, общероссийский масштаб на уровне правительства. Оно включает в себя факторы, влияющие на разрабатываемую стратегию:

- правовые, политические и экономические аспекты в стране;

- взаимоотношения с федеральными и региональными органами управления;

-изменения во внешней политике, развитие экономических отношений с политическими союзами стран БРИК.

Среднее кольцо - региональный масштаб. Характеризует, необходимые

мировые рынки нефти

внутренний рынок нефти

и

и

нефтепродуктов;

нефтепродуктов;

преобразования, включает в себя

- ресурсный

- транспортная

строительство

нефтеперерабатывающая

новых

следующие

ующие факторы: потенциал; инфраструктура; объектов; платежеспособность;

нефтехимия;

промышленность;

- квалифицированные кадры.

Внутреннее кольцо - «меню» выбора основных проектных факторов изменений:

- путь изменений (преобразования с элементами адаптации);

- цель изменений (максимизация прибыли);

-механизмы и рычаги (создание проектных групп, комиссий для решения производственных, организационных и прочих вопросов).

На основе метода экспертных оценок каждому фактору присваиваются баллы по пятибалльной шкале. Все факторы изменений условно делятся на 3 группы: фиксированные их нельзя изменять, так как они заданы

постановлениями РФ в виде программ развития ТЭК, малой гибкости (поддаются регулировке в небольших пределах), большой гибкости (поддаются корректировке в большом диапазоне).

Путем продвижения от внешнего кольца к внутреннему эксперт осуществляет ранжирование опций изменений, необходимых для оптимального способа действий, а также их адаптацию к специфике организации, формируя тем самым программу стратегических изменений.

Данная модель позволяет дать оценку готовности отрасли к структурной реформе. Модель позволяет рассмотреть и оценить различные варианты стратегического планирования и снижения рисков в освоении месторождений нефти и газа в Восточной Сибири транснациональными компаниями.

В заключении стоит отметить, что предложенная модель стратегического планирования универсальна и применима для разработки стратегии развития организаций, с учетом территориальных и государственных интересов, выражающем в базовом сценарии развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сценарий увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Предложенная модель стратегического планирования позволит реализовать стратегии транспортирования нефти в Тихоокеанский регион.

Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО) — строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и Приморским нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть». Проектируемый в Восточной Сибири трубопровод для поставок природного газа из Якутии в Приморский Край и страны Дальнего Востока: Якутия-Хабаровск-

Владивосток. Начало трубопровода будет находиться на Чаяндинском месторождении нефти и газа в Якутии. Частично он будет проходить внутри интегрированного коридора вместе со второй частью нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан». Вместе трубопроводы будут наполняться проектируемой станцией по производству сжиженного природного газа, которая будет производить сжиженный природный газ для экспорта в Японию и поставок на проектируемый нефтехимический комплекс в Приморском Крае. Трубопровод будет наполняться из Чаяндинского месторождения нефти и газа в Якутии. Начало разработки месторождения ожидается в 2016 году.

Несмотря на большие запасы углеводородного сырья в России, привлекательным для укрепления международной конкурентоспособности российских и западных компаний является географическая диверсификация добычи углеводородного сырья. В отношении российских компаний это даст расширение опыты и повышение авторитета на международном уровне.

Первостепенная причина возникновения и расширения международных экономических отношений — это отличие в обеспеченности стран факторами производства. Это приводит к развитию международного разделения труда с одной стороны и перемещение факторов производства между странами — с другой.

Библиографический список:

1. В.В.Данников Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. - М.: ЭЛВОЙС-М, 2004.-464 с.

2. Н.Н.Витрик Совершенствование корпоративного управления вертикально интегрированными нефтяными компаниями РФ/ Нефтепромысловое дело №1, 2006.

3. С.В.Бабак, Ю.П.Белов, Ю.Н.Макаркин Стратегическое управление нефтяной компанией. - М.: ООО Геоинформмарк, 2004.-324 с.

4. Balogun J., Hope Hailey V. Exploring Strategic Change.- Prentic-Hall.-1999.

5. Л.И.Иршинская Конкурентноспособность и стратегии

вертикально-интегрированных нефтяных компаний. - М.: ЗАО

«Издательство «Экономика», 2004.-254 с.

6. А.Н.Лапин Стратегическое управление современной организацией.- М.: ООО «Журнал» Управление персоналом», 2004.-288 с.

7. В.А.Баринов Экономика фирмы: стратегическое планирование.-М.: КНОРУС, 2005. - 240 с.

8. Мишель Гертман Стратегический менеджмент / Пер. с франц. Под ред. Д.О.Ямпольской. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.-96 с.

9. В.А.Винокуров Управление развитием рыночных возможностей предприятия.- М.: ООО фирма «Благовест-В», 2006.-200 с.

10. Официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз» www.surgutneftegas.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.