Научная статья на тему 'Модели социально ответственного поведения субъектов предпринимательства в России и за рубежом'

Модели социально ответственного поведения субъектов предпринимательства в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR OF BUSINESSES / THE MODEL OF SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS CONDUCT / STAKEHOLDERS / GOVERNMENT REGULATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балдина Ю.А.

В статье представлен обзор основных национальных моделей социально ответственного поведения субъектов предпринимательства, определены роль государства и степень регулирования сферы корпоративной социальной ответственности в различных странах. Выявлены особенности формирования российской модели корпоративной социальной ответственности. Приведены различные типы моделей, объединяющих национальные модели стран, и их сравнительный анализ по следующим критериям: основной фактор развития социальной ответственности субъектов предпринимательства, базовые стейкхолдеры (в порядке возрастания степени важности), финансовая отчетность, взаимодействие с некоммерческими организациями, законодательная база корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL SOCIAL RESPONSIBILITY BEHAVIOR OF BUSINESS ENTITIES RUSSIA AND ABROAD

The article provides an overview of key national model of socially responsible behavior of businesses, defined the role of government and the degree of regulation of corporate social responsibility in different countries. The features of the formation of the Russian model of corporate social responsibility. The different types of models that combine national models of countries and their comparative analysis on the following criteria: the main factor in the development of social responsibility of business entities, the basic stakeholders (in a

Текст научной работы на тему «Модели социально ответственного поведения субъектов предпринимательства в России и за рубежом»

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №4

УДК 330.341

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ю.А. Балдина

MODEL SOCIAL RESPONSIBILITY BEHAVIOR OF BUSINESS ENTITIES RUSSIA AND ABROAD

Yu.A. Baldina

Аннотация. В статье представлен обзор основных национальных моделей социально ответственного поведения субъектов предпринимательства, определены роль государства и степень регулирования сферы корпоративной социальной ответственности в различных странах. Выявлены особенности формирования российской модели корпоративной социальной ответственности. Приведены различные типы моделей, объединяющих национальные модели стран, и их сравнительный анализ по следующим критериям: основной фактор развития социальной ответственности субъектов предпринимательства, базовые стейкхолдеры (в порядке возрастания степени важности), финансовая отчетность, взаимодействие с некоммерческими организациями, законодательная база корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: социально ответственное поведение субъектов предпринимательства; модели социально ответственного поведения бизнеса; стейкхолдеры; государственное регулирование социальной ответственности.

Abstract. The article provides an overview of key national model of socially responsible behavior of businesses , defined the role of government and the degree of regulation of corporate social responsibility in different countries. The features of the formation of the Russian model of corporate social responsibility. The different types of models that combine national models of countries and their comparative analysis on the following criteria: the main factor in the development of social responsibility of business entities, the basic stakeholders (in ascending order of importance) , financial reporting, cooperation with non-profit organizations, the legal framework of corporate social responsibility.

Key words: socially responsible behavior of businesses; the model of socially responsible business conduct; stakeholders; government regulation of social responsibility.

Введение

Усиление социальной роли бизнеса в современных экономических системах различных стран требует детального изучения и теоретического осмысления такой категории как «социально ответственное поведение субъектов предпринимательства», под которым чаще всего понимают добровольное участие бизнеса в общественном развитии. Однако при том, что социально ответственное поведение субъектов предпринимательства (далее по тексту СП) активно реализуется во всех экономически развитых странах, степень «добровольности» отличается существенным образом.

Большинство авторов выделяют две модели корпоративной социальной ответственности или социально ответственного поведения предпринимательства: открытую и закрытую. Как отмечает Полунина В.С. «модели социальной ответственности компаний рассматриваются в первую очередь в разрезе дилеммы: определяет ли бизнес меру своего вклада в развитие общества самостоятельно или формальные и неформальные институты обеспечивают согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу» [1, с.14]. Чаще всего в работах в качестве основных

причин подобных отличий называют социально-исторические и социально-экономические условия страны, в рамках которой формировались взаимоотношения между общественными институтами, где основная роль отводится государственному регулированию. Открытая модель подразумевает минимальное участие государства в политике формирования корпоративной социальной ответственности, что характерно для американской модели. Закрытая модель напротив - доминирующее положение государства в вопросах продвижения корпоративной социальной ответственности (рис.).

Государство

Снижение социальной напряженности

Рисунок - Базовые модели социальной ответственности субъектов предпринимательства

В Докладе о социальных инвестициях в России [2, с. 18] отмечается: «В силу природы американского предпринимательства, зиждущегося на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми... для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов». Таким образом, говоря об открытой модели социально ответственного поведения СП, подразумевают в первую очередь американскую модель, так как инициаторами социальной политики, проводимой корпорациями, выступают непосредственно сами организации, а не государство. Государственное регулирование носит косвенный и стимулирующий характер, например, в качестве поощрения социально ответственные компании приобретают налоговые льготы. Еще одной отличительной чертой американской модели является социальный облик компании и ее репутация, которые во многом зависят от мероприятий в области социальной политики. Они реализуются посредством финансирования социальных программ,

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т. 1, №4

разработанных с учетом интересов внутренних стейкхолдеров (создание рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда, профессиональное образование и т.д.), а также внешних стейкхолдеров (оказании спонсорской поддержки культурных и спортивных мероприятий, осуществлении благотворительной деятельности через корпоративные фонды). Согласно ISO/IEC 29148:2011 стейкхолдер (англ. stаkeholder) (заинтересованная сторона, причастная сторона) - физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

Основным отличием европейской модели от американской является государственное воздействие и регулирование деятельности предприятий, заключающееся в разработке соответствующих норм, стандартов и законов, наибольший удельный весь которых приходится на социально-трудовую сферу. Как отмечает В. Иванова [3, с. 47]: «Основные усилия в рамках корпоративной социальной ответственности направлены на борьбу с безработицей посредством уменьшения текучести кадров, создания новых рабочих мест, осуществления региональных социальных бизнес-проектов». Например, такие как минимальный размер оплаты труда, 35-часовая рабочая неделя или регулирование сверхурочной работы и т.д. Кроме того, существует большое количество документов, регламентирующих внешнюю социальную политику субъектов предпринимательства. Например, Европейская директива социальной политики, «Зеленая книга. Создавая Европейскую систему Корпоративной Социальной Ответственности» и др.. Т.е. с одной стороны, все области ответственности компаний в европейской модели можно называть четко и глубоко проработанными, а с другой, несмотря на доминирующее положение государства в вопросах продвижения корпоративной социальной ответственности, характерное для большинства стран ЕС, в последнее время, по мнению автора, наблюдается тенденция в сторону смещения мер прямого регулирования к косвенным мерам.

Даже внутри Европейского союза существуют модели КСО, которые можно выделить и рассмотреть отдельно. Достаточно часто в научных работах [4,5] в качестве такой отдельной модели выделяют британскую модель [. Объединяя в себе основные характеристики как американской, так и европейской модели, британская модель характеризуется большей вовлеченностью государственных и гражданских институтов в процесс учета и согласования общественных интересов. Примером может служить тот факт, что в Великобритании с 2000 года утверждена должность Министра по проблемам социальной ответственности, главными задачами которого являются руководство, продвижение и поощрение лучших практик реализации социально ответственного поведения.

Взаимодействие властных и предпринимательских структур в британской модели проявляется таких формах как государственное-частное партнёрство, когда совместными усилиями софинансируются социальные проекты в образовательной, социальной, культурной и иных сферах. Косвенное государственное регулирование проявляется в виде предоставления налоговых льгот и поддержке продвижения инициатив по приведению в соответствие национальных стандартов в области корпоративной социальной ответственности международным нормам. В настоящее время прослеживается определенная тенденция движения британской модели социальной ответственности бизнеса в сторону все более открытой модели, что делает ее более приближенной к американской [6, с. 75].

Предложенный Крейн А. и Маттен Д. сравнительный анализ европейской и американской моделей базируется на подходе Кэролла А. и Шварца М., которые первыми стали рассматривать корпоративную социальную ответственность, как общественные ожидания в четырех различных сферах: экономической, правовой, этической и филантропической (традиционной благотворительности). В группу экономической ответственности в европейской модели включены сотрудники и местное сообщество, тогда как американская модель ограничивается ответственностью перед собственниками и

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т. 1, №4

акционерами. Юридические нормы регулирования корпоративной социальной ответственности в американской модели отсутствуют и недопустимы, в то время как в британской распространены повсеместно. Филантропическая ответственность в европейской модели в американской модели представлена значительно шире, чем она существенно отличается от европейской модели. Во многом это связно с достаточно большой социальной нагрузкой на компании в Европе, которую можно отнести к обязательной [7].

Помимо американской, европейской и британской модели выделяют канадскую, японскую и китайскую модели, обладающие рядом специфических особенностей.

Особенностью канадской модели является, разработанный Национальным институтом качества Канады стандарт социальной ответственности бизнеса, регулирующий трудовую деятельность с помощью так называемой «модели совершенства качества и здорового рабочего места», и национальная Канадская премия за совершенство. Для получения премии необходима положительная динамика в течение 3-5 лет по основным критериям совершенства качества и здорового рабочего места стали, разработанные канадскими специалистами [8].

Японская модель является достаточно молодой. Первые социальные отчеты субъектов предпринимательства в Японии появились только в начале 2000-х гг. как необходимое условие выхода на международные рынки и приведение документации требованиям международных стандартов, в числе которых были и стандарты в области социальной ответственности. Однако, это не означает, что принципы корпоративной социальной ответственности отсутствовали в практике ведения бизнеса в Японии. Как отмечает Боброва О. С., с мнением которой мы абсолютно согласны, в становлении японской модели КСО важную роль сыграла особенность устройства их экономической системы вообще, и крупные ассоциации бизнеса в частности (такие как Keidanren and Doyukai). Японская модель корпоративной социальной ответственности базируется на культурных традициях страны, предусматривающих сплоченность на уровне компании и деловую сплоченность на уровне индустриальной группы. Для японской модели характерна активная роль государства в корпоративном стратегическом планировании. Предприниматели ориентированы на получение прибыли и ответственности перед обществом за успешное развитие предприятия

Таким образом, проведенный автором статьи анализ достаточного широкого спектра международных моделей корпоративной социальной ответственности позволил сделать вывод о том, что основным вопросом или дилеммой является: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или формальные и неформальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.

В силу исторических, социальных, экономических и политических условий российская модель социальной ответственности бизнеса значительно отличается от западных аналогов по формам проявления, движущим силам и ролям самого бизнеса, государства, гражданского общества и некоммерческих организаций. Мнения российских ученых и бизнес-практиков относительно существования ярко выраженной «российской модели», обладающей характерными специфическими чертами, отличающими ее от иных моделей, разделились. На этот счет выделяют три группы позиций. Первая позиция состоит в том, что социальная ответственность бизнеса в России являет собой «гибрид», в котором присутствуют элементы британской и европейской модели корпоративной социальной ответственности. «Российский вариант социальной ответственности, - отмечается в материалах международной конференции, посвященной социальной ответственности бизнеса, - представляет собой смесь британской модели (добровольное инициирование бизнесом) с континентальной (европейской) схемой (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки социальной ответственности)» [10].

[9].

В целом эта точка зрения повторяет логику сторонников теории «конвергенции» моделей управления, получившей распространение в последние годы на Западе. В соответствии с ней современное развитие (глобализация товарных и финансовых рынков, совершенствование средств связи) неизбежно приводит к сближению национальных моделей управления [11]. Вторая позиция выражается в том, что на сегодняшний день Россия избрала британскую модель социальной ответственности, которая ориентирована на социальные инвестиции в местное сообщество и «человеческий капитал» [12]. Ее, в частности, отстаивает С. Перегудов [13]. Третья позиция заключается в том, что российская модель социальной ответственности существует, и ее отличительной чертой является совмещение новых социальных практик с сохранением советских и даже дореволюционных традиций.

В заключении отметим, что проведенный анализ позволил автору сделать вывод о том, что российская модель социально ответственного поведения субъектов предпринимательства находится на начальном этапе формирования, поскольку в силу исторических причин и особенностей становления рыночной экономики существует ряд факторов, сдерживающих становление корпоративной социальной ответственности в России. Несмотря на основополагающие сходства российской и европейской моделей, где основным инициатором социально ответственного поведения субъектов предпринимательства является государство, имеют место и существенные различия, в частности, отсутствие государственного стимулирования инициатив в области корпоративной социальной ответственности, слабость формальных институтов, коррупция и пр. Отметим лишь, что заинтересованность государства в реализации социально ответственного поведения субъектов предпринимательства, выраженная в соответствующих мерах поддержки и стимулирования подобного поведения, с одной стороны способствуют уменьшению политических рисков и снижению социальной напряженности в обществе, а с другой -создают условия для эффективного функционирования бизнеса и в конечном итоге повышают рейтинг инвестиционной привлекательности российских компаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Полунина В.С. Роль государства в реализации социальной ответственности бизнеса: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.01 - Экономическая теория; КалмГУ. Элист, 2011. 14 с.

2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. 80 с.

3. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом // Человек и труд, 2009. № 10. С. 46-50

4. Мантаева Э.И., Голденова В.С., Слободчикова И.В., Боджаева В.В. Взаимодействие государства и бизнеса в реализации социальной ответственности: мировой опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/04/708 (дата обращения: 25.09.2015).

5. Остроухова В.А. (Иванова В.А.) Модели корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России // Роль государства в инновационной деятельности компаний в современных условиях: Сборник научных работ молодых ученых кафедры экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова / Под ред. Касаткиной Е.А., Градобоева В.В. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 60-84

6. Перекрестов Д. Г. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики / Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В. А. // 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.rae.ru/monographs/139-4587 (дата обращения: 11.09.2015).

7. Foundation Focus - Social dialogue: For a competitive, fair and modern Europe / The annual report of the fund Focus. 2013 [Electronic resource] URL: https://www.eurofound.europa.eu/publications/foundationfocus/2015/industrial-relations/foundation-focus-social-dialogue-for-a-competitive-fair-and-moderneurope (modified on 2015-10-12 09:08)

8. Crane A., Matten D. Business Ethics - a European Perspective. Oxford University Press, 2004. P. 427-451.

9. Richard Stekel, Robin Simons, Jeffrey Simons and Norman Tanen. Making Money While Making A Difference. How to Profit with a Nonprofit Partner. High Trade Press, 1999. P. 231

10. Ольга Сергеевна Боброва: «У японцев можно поучиться бережности, заботе о своих соседях и работниках» // 2013. [Электронный ресурс] URL: http://opora-sozidanie.ru/?p=2376 (дата обращения: 14.08.2015)

11. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.); Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. C.232

12. Третьяков М.. Конвергенция моделей корпоративного управления // Вопросы экономики, 2004. № 1. С. 129-140.

13. Перегудов С. Социальная ответственность бизнеса и корпоративное гражданство. Выступление на Ученом совете ИМЭМО РАН, 8 июня 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=736&sem=465&pg =736&year=2005 (дата обращения: 07.04.2014).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Балдина Юлия Амировна ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, старший преподаватель кафедры экономики торговли и логистики, E-mail: jbaldina@mail.ru

Baldina Yuliya Amirovna FSEI HPE «South Ural State University» (National Research University), Chelyabinsk, Russia, Senior lecturer of the Department of Economics of Trade and Logistics E-mail: jbaldina@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контакта с автором статьи: 454080, Челябинск, ул. Пр. Ленина, 85, каб. 570а. Балдина Ю.А.

8(351)267-93-03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.