Научная статья на тему 'Модели оценки и выбора вариантов действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков'

Модели оценки и выбора вариантов действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTION OF POLICE DEPARTMENT / MASS RIOTS / MATHEMATICAL MODELING / ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньших Валерий Владимирович, Горлов Виталий Викторович

В статье проводится выбор, обоснование и оценка показателей эффективности действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. Разрабатывается модель выбора оптимального варианта действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меньших Валерий Владимирович, Горлов Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL ASSESSMENT AND SELECTION OPTIONS OF TERRITORIAL BODIES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON THE STAGE OF THE RIOTS

The article selection, study and evaluation of the effectiveness of actions of territorial bodies of Russian Ministry of Internal Affairs at the stage of the riots. Developed model of choosing the optimal choices of territorial of Russian Ministry of Internal Affairs at the stage of the riots.

Текст научной работы на тему «Модели оценки и выбора вариантов действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков»

£ \

В.В. Меньших,

доктор физико-математических наук, профессор

В.В. Горлов

МОДЕЛИ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ВАРИАНТОВ ДЕЙСТВИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ЭТАПЕ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

MODEL ASSESSMENT AND SELECTION OPTIONS OF TERRITORIAL BODIES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON THE STAGE OF THE RIOTS

В статье проводится выбор, обоснование и оценка показателей эффективности действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. Разрабатывается модель выбора оптимального варианта действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков.

The article selection, study and evaluation of the effectiveness of actions of territorial bodies of Russian Ministry of Internal Affairs at the stage of the riots. Developed model of choosing the optimal choices of territorial of Russian Ministry of Internal Affairs at the stage of the riots.

Введение. Действия территориальных органов МВД России при возникновении массовых беспорядков направлены на противодействие различным угрозам жизни, здоровью, правам и свободам граждан, общественному порядку, собственности и общественной безопасности и заключаются в выборе мер по устранению этих угроз, соответствующих сложившейся оперативной обстановке. Применение каждого действия требует определённых затрат сил и средств. Отказ от применения действий или их несвоевременность может повлечь причинение вреда здоровью различной степени тяжести и даже смерти, привести к значительному материальному ущербу [ 1].

Из анализа действий территориальных органов МВД России при возникновении массовых беспорядков, проведенного в [2], следует, что задача выбора оптимального варианта действий по восстановлению нарушенных общественного порядка и общественной безопасности в зависимости от изменений оперативной обстановки может возникать

множество раз на каждом этапе массовых беспорядков. Это означает, что в условиях изменения оперативной обстановки задача выбора конкретных вариантов не может быть решена заранее и должна решаться в условиях ограничения сил и средств, выделяемых для этой цели, и в ограниченное время.

Указанные обстоятельства приводят к значительному её усложнению. Поэтому актуальность разработки модели оптимизации выбора варианта действий территориальных органов МВД России при возникновении массовых беспорядков, позволяющей находить решение за требуемое время, не вызывает сомнений.

Ранее в [3] при решении задачи в качестве показателей оптимизации были выбраны время выполнения действия, суммарное количество пострадавших и суммарный размер материального ущерба. Если для получения временных оценок могут быть эффективно использованы методы, описанные в [3], то при получении численных значений показателей суммарного количества пострадавших и суммарного размера материального ущерба привлекаемые эксперты в ряде случаев затруднялись в точном их определении для различных видов массовых беспорядков.

Анализ указанной ситуации показал, что причиной этого является необходимость выбора таких действий территориальных органов МВД России, которые направлены на максимально возможное предотвращение вреда здоровью и материального ущерба, возникающих при массовых беспорядках, а не только устранение уже возникших последствий. Данная статья посвящена выбору, обоснованию и оценке указанных показателей, а также разработке соответствующей модели выбора оптимального варианта действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков.

Выбор и обоснование показателей эффективности действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. В соответствии со статьями 2, 8 и 20 Конституции Российской Федерации [4] человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый имеет право на жизнь. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» [5] определяет, что: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (статья 1);

полиция обязана пресекать противоправные деяния и административные правонарушения, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок (статья 12);

полиция имеет право применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4);

сотрудники полиции имеют право в предусмотренных случаях и порядке применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (глава 5) [5].

В статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» [5] говорится, что сотрудники полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия действуют с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых они применяются, характера и силы оказываемого ими сопротивления и обязаны стремиться к минимизации любого ущерба. В то же время закон допускает причинение вреда здоровью (телесных повреждений,

смерти) или материального ущерба в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [5].

Анализ массовых беспорядков, действий территориальных органов МВД России [2] и нормативно-правовых актов [4, 5] позволяет сделать вывод, что в ходе массовых беспорядков могут появляться различные категории пострадавших и причиненного материального ущерба. Данные категории определяются ролью в массовых беспорядках и наступившими последствиями.

Согласно опыту действий территориальных органов МВД России, как правило, выделяют три группы категорий пострадавших:

граждане, не принимающие участия в беспорядках;

сотрудники территориальных органов МВД России, принимающие участие в пресечении беспорядков;

участники беспорядков.

В каждой группе выделяют, как правило, две категории по виду последствий: причинение вреда здоровью различной степени тяжести; причинение смерти.

В свою очередь, материальный ущерб также разбивается на категории: ущерб граждан, организаций, учреждений и т. д., не принимавших участия в беспорядках;

ущерб сотрудников территориальных органов МВД России, организаций, учреждений и т. д., принимавших участие в пресечении беспорядков; ущерб участников беспорядков.

Учитывая вероятностный характер появления пострадавших и материального ущерба при выборе действий территориальных органов МВД России целесообразно использовать величину, отражающую как количество пострадавших (размер материального ущерба), так и вероятность появления пострадавших (причинения материального ущерба), т. е. риск.

Оценки показателей эффективности действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. При оценке риска появления s-й категории пострадавших под ущербом (вредом здоровью) следует понимать сам факт появления данной категории. Это может задаваться логической переменной, принимающей значение 1 (категория пострадавших появилась, т.е. ущерб (вред здоровью) причинён) или 0 (категория пострадавших не появилась, т.е. ущерб (вред здоровью) не причинён). Поэтому ущерб (вред здоровью) целесообразно, используя общие положения теории риска, принять за 1.

В соответствии с определением риска [6] он оценивается как произведение величины ущерба на вероятность его возникновения.

Следовательно, риск появления s-й категории пострадавших к5(к'-), где 5 = 1,..., Б, следует численно оценивать как вероятность появления s-й категории пострадавших при варианте Щ, поскольку умножение на 1 численно значение риска не изменяет.

В свою очередь риск материального ущерба гр(Щ) р-й категории оценивается как гр (Щ) = тр(Ц)цр(Ц), (1)

где: тр(к'-), р = 1, ...,Р — возможный материальный ущерб р-й категории пострадавших при варианте Щ; ЦР(Щ) — вероятность материального ущерба р-й категории при реализации действий Щ по варианту Щ.

Также следует учитывать, что с увеличением продолжительности беспорядков (действий территориальных органов МВД России) риск появления негативных последствий возрастает.

Следовательно, числовыми показателями, характеризующими каждый вариант ку действия к1, будут: к5(Щ),где з = 1,...,Б — риск появления s-й категории пострадавших при варианте ку; ^р(ку), где р = 1, ...,Р — риск материального ущербаp-й категории при варианте ку, определяемый по формуле (1); 1(Щ) — время выполнения действий при варианте ку.

Указанные числовые характеристики в свою очередь определяются с учётом сложившейся на момент выполнения действия оперативной обстановки, которая может меняться в процессе выполнения поставленных задач и включает, например, количество и уровень подготовленности привлекаемых сил и средств территориальных органов, количество и уровень подготовленности участников массовых беспорядков, характер местности, на которой проходят беспорядки (населенный пункт или нет, наличие зданий и сооружений, потенциально опасных объектов, рельеф, и т.д.), погодные условия, время года и суток и др.

Оценки показателей эффективности совокупностей действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. Как было сказано ранее, выбор действий осуществляется в зависимости от складывающейся на этот момент оперативной обстановки. Поэтому задача выбора необходимого решения возникает при каждом изменении оперативной обстановки, например, при смене состояний или несколько раз в одном состоянии. На основании разработанных в [2, 7—9] моделей действий территориальных органов МВД России при массовых беспорядках и определенных выше показателей оптимизации таких действий сформулируем общую задачу оптимизации действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков.

Будем считать, что на данном этапе должны быть обязательно выполнены допустимые действия из множества {Л1,Л2, ...,кп}, которые частично упорядочены с помощью отношения Ен: (к1,к^) Е Ен, если к предшествует к. Каждое действие к может быть реализовано в одном из следующих альтернативных вариантов {к1, ...,ку,} = Н1. Каждый элемент ШЕА = Я1ХЯ2Х.Х Нп представляет собой вектор ш = (ку ,ку , .■■,к^), характеризующий вариант действий территориального органа МВД России на выбранном этапе массовых беспорядков.

Найдем оценки показателей для выполнения всей совокупности действий по варианту ш. Для этого оценим определённые ранее числовые показатели, характеризующие каждый вариант к1} действия к1, т. е. к5(к1-), б = 1,..., 5 , гр(ку), р = 1,..., Р, /(ку).

Первоначально определим величину, характеризующую риск появления пострадавших в результате выполнения действий в соответствии с вариантом ш Е П. Как показывает анализ литературы и опыт действий территориальных органов МВД России при возникновении массовых беспорядков [2], события, связанные с появлением пострадавших при различных действиях территориальных органов МВД России (при любом выборе вариантов действий), независимы. Тогда вероятность появления пострадавших s-й категории при выполнении всех действий по варианту ш на выбранном этапе массовых беспорядков оценивается по формуле

п

^) = 1-П(1-Ы4)). (2)

¿=1

Как показано ранее, при планировании действий территориальных органов МВД России при возникновении массовых беспорядков следует учитывать роль каждой категории в массовых беспорядках и наступившие последствия.

В этом случае, по аналогии с [6], для того чтобы охарактеризовать последствия действий территориальных органов МВД России, целесообразно использовать понятие обобщённого риска, отражающего как важность учёта категорий пострадавших, так и вероятность появления этих категорий пострадавших при реализации действий территориальных органов МВД России.

Обозначим ...,р5 коэффициенты, отражающие важность для выбора вариантов действий непоявления различных категорий пострадавших.

Тогда величина, характеризующая обобщённый риск появления пострадавших в результате выполнения действий в соответствии с вариантом йёА, с учетом (2) определяется по формуле

5 5 / п \

к(а>) = ^Рз к3((о) кМ))\ (3)

5=1 5=1 V ¿ = 1 /

Численные значения коэффициентов р1, ...,(3$ могут быть найдены на основе использования оценок экспертов в области деятельности территориальных органов МВД России при возникновении массовых беспорядков, например, с помощью метода Т. Саати [10].

Аналогичный подход может быть использован для оценки обобщённого риска материального ущерба в результате выполнения действий в соответствии с вариантом йёА. Риск материального ущерба р-й категории в результате выполнения действий в соответствии с вариантом ш Е П с учетом (1) определяется по формуле

п п

Гр (ш) = ^ГР (Ц.) = ^тр (Ц.)цр (Ц.).

1=1 1=1

Как и в предыдущем случае, важно учитывать роль каждой категории в массовых беспорядках.

Обозначим у1, ...,ур коэффициенты, отражающие важность для выбора вариантов действий учета возможного материального ущерба различных категорий.

Тогда величина, характеризующая обобщённый риск материального ущерба в результате выполнения действий в соответствии с вариантом ш Е П, с учетом (4) определяется по формуле

р р п

Кш) = ^ ургр(м) = тр(Ц.)цр(Ц.). (5)

р=1 р=1 ¿=1

Коэффициенты у1, ...,ур также могут быть найдены с помощью метода Т. Саати [10] аналогично коэффициентам /31,..., .

Для оценки времени выполнения совокупности действий в соответствии с вариантом ш в [3] предложено использовать длину критического пути [11]

Ь(со) =/кр(С(со)) (6)

на графе в(ш) = (Н(ш),Е,Ь), где:

Н(ш) = [Ц^, Ц,..., Щ^} — вершины, соответствующие вариантам действий;

Е — дуги, соответствующие отношению порядка Ен между действиями;

Ь = [1^, I?, ...Л™ } — длительность соответствующих вариантов действий.

Модель выбора оптимального варианта действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. Для описания математической модели оптимизации выбора вариантов действий введем переменную

Л — (1, если действие к'реализовано по варианту к];

Условие

х/ = ,

Ш, если иначе.

I

Ху = 1, / = 1,2, ...,п

У=1

обеспечивает, что для каждого действия будет выбран один и только один вариант. Допускается наличие «пустого» варианта, соответствующего отсутствию действия.

В этом случае параметры действия к1, реализованного по варианту ку, определяется как:

вероятность появления пострадавших s-й категории

У=1

риск появления материального ущерба p-й категории

^=1^(к])*;; (7)

У=1

время выполнения (продолжительности) действия

= I Шр (ку)др (ку)ху ; (8)

= I ¿(к7^)х/^. (9)

7, ^=1

Выбор переменных X = {ху.}, где / = 1, ...,п, ^ = 1,.., ^ однозначно определяет некоторый вариант выполнения всех действий по варианту ш ЕП. Это позволяет с учётом формул (1)—(9) определить оценки показателей эффективности действий по данному варианту по формулам:

обобщенный риск появления пострадавших

вд = 2&(1-П(1-1 ^(кМ)); (10)

5=1 V ¿=А л=1 //

обобщенный риск появления материального ущерба

Р П

Й(Х) = I 7Р II тр(к);)^(к);)4; (11)

р=1 ¿=1 У(=1 время выполнения (продолжительность) действий

ВД = /кр(С(^)). (12)

В таком случае задача оптимизации выбора вариантов принимает следующий вид. Найти

X* = А^тт (13)

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при ограничениях

А

)< Я, (14)

)< 2, (15)

"i

^xj = 1,i = 1,2,.,n, (16)

У=1

А Л

где R, L — соответственно предельно допустимые значения обобщенного риска материального ущерба и продолжительности действий на рассматриваемом этапе, а (16) — условие альтернативности вариантов действия hl и обязательности выполнения одного из них.

Заключение. Таким образом, получена модель выбора оптимального набора действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков. Предложенная модель может быть использована в системе поддержки принятия управленческих решений в процессе выбора действий территориальных органов МВД России на этапе массовых беспорядков или при подготовке личного состава к действиям в таких условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ямалов И. У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций. — М. : Лаборатория базовых знаний, 2013. — 288 с.

2. Математическое моделирование действий органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах : монография / В. В. Меньших [и др.]. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. — 187 с.

3. Меньших А. В., Горлов В. В. Модель и численный метод оптимизации выбора действий органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — №2. — С. 213—221.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 02.02.2017).

5. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 02.02.2017).

6. Калков Д. Ю. Модели и алгоритмы оптимизации порядка проверки охраняемых объектов при получении сигналов тревоги: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.18. — Воронеж, 2016. — 168 с.

7. Меньших В. В., Горлов В. В. Алгоритм имитационного моделирования действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера // Вестник Воронежского института МВД России. — 2013. — № 3. — С. 52—61.

8. Меньших В. В., Горлов В. В. Имитационное моделирование действий ОВД при возникновении массовых беспорядков // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 4. — С. 180—189.

9. Меньших В. В., Самороковский А. Ф., Горлов В. В. Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера на примере массовых беспорядков // Труды Академии управления МВД России. — 2013. — № 4(24). — С. 54—59.

10. Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. — М. : Издательство ЛКИ, 2008. — 360 с.

11. Дискретная математика : учебник / В. В. Меньших, А. Н. Копылов, В .А. Кучер, С. А. Телкова. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. — 228 с.

REFERENCES

1. Yamalov I. U. Modelirovanie protsessov upravleniya i prinyatiya resheniy v uslovi-yah chrezvyichaynyih situatsiy. — M. : Laboratoriya bazovyih znaniy, 2013. — 288 s.

2. Matematicheskoe modelirovanie deystviy organov vnutrennih del v chrezvyichaynyih obstoyatelstvah : monografiya / V. V. Menshih [i dr.]. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2016. — 187 s.

3. Menshih A. V., Gorlov V. V. Model i chislennyiy metod optimizatsii vyibora deystviy organov vnutrennih del pri vozniknovenii chrezvyichaynyih obstoyatelstv kriminalnogo harak-tera // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — #2. — S. 213—221.

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12 dek-abrya 1993 g.) // SPS «GARANT» (data obrascheniya: 02.02.2017).

5. O politsii : feder. zakon ot 7 fevralya 2011 g. # 3-FZ // SPS «GARANT» (data obrascheniya: 02.02.2017).

6. Kalkov D. Yu. Modeli i algoritmyi optimizatsii poryadka proverki ohranyaemyih ob'ektov pri poluchenii signalov trevogi: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.13.18 / D.Yu. Kalkov. — Voronezh, 2016. — 168 s.

7. Menshih V. V., Gorlov V. V. Algoritm imitatsionnogo modelirovaniya deystviy OVD pri chrezvyichaynyih obstoyatelstvah kriminalnogo haraktera // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2013. — # 3. — S. 52—61.

8. Menshih V. V., Gorlov V. V. Imitatsionnoe modelirovanie deystviy OVD pri vozniknovenii massovyih besporyadkov // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2015.

— # 4. — S. 180—189.

9. Menshih V. V., Samorokovskiy A. F., Gorlov V. V. Setevaya model deystviy organov vnutrennih del pri chrezvyichaynyih obstoyatelstvah kriminalnogo ha-raktera na primere massovyih besporyadkov // Trudyi Akademii upravleniya MVD Ros-sii. — 2013. — # 4(24).

— S. 54—59.

10. Saati T. L. Prinyatie resheniy pri zavisimostyah i obratnyih svyazyah: analiticheskie seti. — M. : Izdatelstvo LKI, 2008. — 360 s.

11. Diskretnaya matematika : uchebnik / V. V. Menshih, A. N. Kopyilov, V .A. Kucher, S. A. Telkova. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2016. — 228 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Меньших Валерий Владимирович. Профессор кафедры математики и моделирования систем. Доктор физико-математических наук, профессор. Воронежский институт МВД России. E-mail: menshikh@list.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-10.

Горлов Виталий Викторович. Заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки. Воронежский институт МВД России. E-mail: gorlovvv@mail.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-95.

Menshikh Valery Vladimirovich. Professor of the chair of Mathematics and Modeling Systems. Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor.

Voronezh Instinute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-10.

Gorlov Vitalii Viktorovich. Deputy head of the chair of Tactical and Special Preparation. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-95.

Ключевые слова: действия органов внутренних дел; массовые беспорядки; математическое моделирование.

Key words: action of police department; mass riots; mathematical modeling. УДК 519.876.2:351.74

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Пеленгование источников радиоизлучений : учебное пособие / О. И. Бокова [и др.]. — Воронеж : ВИ МВД России, 2016. — 74 с.

ISBN 978-5-88591-438-3

В учебном пособии изложены основные принципы пеленгования источников радиоизлучений. Содержит практическое руководство по работе с мобильным комплексом пеленгования источников радиоизлучений «Барс-МПИ2». Предназначено для курсантов, слушателей очной и заочной формы обучения радиотехнических специальностей, а также слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Воронежского института МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.