Научная статья на тему 'Модели интеграционных проектов академической науки и высшей школы в аспекте развития кадрового потенциала региона'

Модели интеграционных проектов академической науки и высшей школы в аспекте развития кадрового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
кадровый потенциал / науковедение / наука / Якутия / социальная структура / трансформация социальной структуры / институты / институциональные основы / контрольные цифры приема / staff potential / scientific studies / science / Yakutia / social structure / transformation of social structure / institutions / institutional framework / admission targets

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охлопков В.Е.

Современные социально-экономические процессы снимают с повестки интеграцию исключительно с западной системой. Возвращение от Болонского процесса к системе специалитета в высшем профессиональном образовании обусловила рост трансакционных издержек и требует пересмотра механизма прогнозирования в потребностях, подготовки и расстановки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of integration projects of academic sciences and high schools in the aspect of developing human resource potential of the region

Modern socio-economic processes are removing from the agenda the processes of exclusive integration with the Western system. The rollback from the Bologna process to the specialist system in higher professional education has led to an increase in transaction costs and requires a revision of the mechanism for forecasting needs, training and placement of personnel.

Текст научной работы на тему «Модели интеграционных проектов академической науки и высшей школы в аспекте развития кадрового потенциала региона»

Охлопков В.Е.

Доктор социологических наук. Старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Исполняющий обязанности главного научного сотрудника Якутского научного центра СО РАН. Директор Обособленного подразделения Акционерное общество «Всероссийский центр изучения общественного мнения» в г. Якутске.

Модели интеграционных проектов академической науки и высшей школы в аспекте развития кадрового потенциала региона*

Аннотация. современные социально-экономические процессы снимают с повестки интеграцию исключительно с западной системой. Возвращение от Болонского процесса к системе специалитета в высшем профессиональном образовании обусловила рост транс-акционных издержек и требует пересмотра механизма прогнозирования в потребностях, подготовки и расстановки кадров.

Ключевые слова: кадровый потенциал, науковедение, наука, Лкутия, социальная структура, трансформация социальной структуры, институты, институциональные основы, контрольные цифры приема.

Okhlopkov V.E.

Doctor of Sociological Sciences, Senior Researcher of Institute for Humanitarian Research and Problems of Small Peoples of the North SB RAS. Acting Chief Researcher of the Yakut Scientific Center of SB RAS. Director of separate division of Russian Public Opinion Research Center in Yakutsk.

Models of integration projects of academic sciences

and high schools in the aspect of developing human resource potential of the region

Abstract. Modern socio-economic processes are removing from the agenda the processes of exclusive integration with the Western system. The rollback from the Bologna process to the specialist system in higher professional education has led to an increase in transaction costs and requires a revision of the mechanism for forecasting needs, training and placement of personnel.

Key words: staff potential, scientific studies, science, Yakutia, social structure, transformation of social structure, institutions, institutional framework, admission targets.

* © охлопков В.Е., 2023.

Модели интеграционных проектов академической науки и высшей школы в аспекте развития кадрового потенциала региона

Открытие профильного диссертационного совета является признаком сформированной научной школы и наличие перспектив научного направления. Вместе с тем, кандидаты и доктора наук выделяются из сформированного слоя представителей данной специальности. Подготовка специалистов, в свою очередь, проводится системой профессионального образования. Новый состав якутской социологии состоит в основном из трех наборов бакалавриата направления «Социологии», инициированной автором в начале 2010-хх гг. И материалы и ряд экспертных опросов был обусловлен «пропажей» запланированного набора 45 студентов по направлению «социология» в северо-Восточном федеральном университете им.М.К. Аммосова (далее СВФУ) на 2024\2025 учебный год (контрольные цифры приема - далее КЦП).

Необходимо повторить, что основой развития кадрового потенциала науки является многоуровневая система подготовки кадров, одним из ключевых элементов которой является система высшего профессионального образования. В идеале, научный сотрудник является частью профессионального сообщества, основа которого формируется из профильных студентов высшего профессионального образования, аспирантов и соискателей ученой степени. Если данной основы в системе высшего профессионального образования нет, то нарушается устойчивость развития кадрового потенциала как науки, так и высокотехнологичных производств. При нарушенных моделях академической мобильности, когда заново формируются механизмы привлечения кадров из других регионов и стран, требуется формирование территориальных комплексов развития кадрового потенциала. Территориальные

комплексы подготовки кадров должны быть и интегрированы в систему подготовки кадров региона.

Общеизвестно, что признаком профессионализма социолога является его нейтральное отношение к социальным процессам и ограничение деятельности выработкой рекомендаций для лиц, принимающих решения. Самостоятельное участие социолога в решение проблем обычно не допускается, так как это относится к функционалу технологов и лиц, принимающих решения. Вместе с тем, при дальнейшем исследовании КЦП СВФУ было обнаружено нехватка 1246 студентов на следующий год, без учета 45 будущих социологов. При средней «стоимости» одного студента в 0,35 млн руб ежегодно, речь пошла о потере 455 млн. руб. федерального финансирования. Это явление имеет мультипликативный эффект: не только заработная плата кадров СВФУ, но и потери малого бизнеса, сужение перспектив социальной мобильности для 0,43% молодежи республики. Поэтому автор статьи вынужден был обратиться к Главе РС (Я), а также настоятельно рекомендовать принять оперативные решения органам государственной власти и непосредственно самому СВФУ.

В качестве основных проблем развития кадрового потенциала в трудах автора ранее выделялись - «деньги» и «кадры». Вместе с тем, новые времена обусловили рост значения такого феномена, как «Институты» (взаимодействие). Взаимодействие в обществе в теории институционализма - аналог трения в физических системах и называется «трансакционными издержками». они возрастают в период социальных изменений и трансформации правил взаимодействия на всех уровнях: санкции коллективного Запада в отношении нашей страны и обуслов-

ленный этим «серый импорт», ремонт проспекта Ленина, обусловивший перемену маршрутов автобусов - явления разного порядка, но повысившие издержки взаимодействия. Лауреат Нобелевской премии в области экономики оливер итон Уильямсон, рассматривает социальный институт как механизм управления контрактными отношениями, что позволяет перенести центр институционального анализа на уровень опосредуемых ими отдельных трансакций: «Необходимо уделять больше внимания организационным (а не технологическим) аспектам экономических институтов и целям эффективности (а не целям монополии). ...Я смею утверждать, что весь ряд организационных нововведений, которыми отмечено развитие экономических институтов капитализма за последние 150 лет, нуждается в переосмыслении на основе теории трансакционных издержек» [6, С. 51].

В этой связи автор на практических примерах рассматривает возможные пути снижения трансакционных издержек, когда возникшие институциональные и трансакционные издержки, требуют новых подходов к стратегическому управлению подготовкой кадров. В целом требуется теоретическое осмысление интеграции подготовки кадров академической науки и вузов.

Объектом исследований автора являются такие социальные институты, как высшая школа и наука:

1. Рекомендации автора послужили для формирования современной организационной модели научных организаций региона. В частности, крупный интеграционный проект - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук был основан на рекоменда-

циях автора статьи.

2. Автор также участвовал в разработке Концепции Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова.

3. По предложению автора статьи трудоустройство выпускников было включено в аккредитационный показатель ВУЗ-ов нашей страны.

При планировании наших исследований в 2023-е гг. мы определились, что одним из основных препятствий для освоения восточной части Крайнего Севера и Арктики является потребность в повышении эффективности взаимодействия производства и научно-исследовательских работ, органов государственной власти и науки. В свою очередь это связано с проблемой эффективного управления подготовкой кадров высшей квалификации научно и обусловлена:

- потребностью в существенном теоретическом осмыслении институциональных основ взаимодействия основных акторов прогнозирования, подготовки и расстановки кадров в контексте перехода от Болонского процесса к системе специалитета;

- недостатками мониторинга состояния кадрового потенциала организаций региона, а также наличием ряда «институциональных ловушек» (сбоя правил взаимодействия);

- в острой необходимости интеграции академической науки региона с Северо-Восточным федеральным университетом, как основного центра подготовки кадров для якутской науки, а также для сохранения и развития контрольных цифр приема университета (далее КЦП).

На основе понимания трансакцион-ных издержек при возвращении в систему специалитета, как издержек взаимодействия в обществе с проведением экспертного опроса руководителей

вуза, службы занятости, профильного министерства мы внесли предложения по использованию комплексных методов оценки потребностей рынка труда при правил взаимодействия. Также критически осмыслены трансакци-онные издержки при формировании контрольных цифр приема.

Целью выполняемых исследователем работ была разработка модели институционального (с помощью создания системы правил взаимодействия) регулирования развития кадрового Якутии и определить основные направления повышения эффективности управления потенциалом науки и как важного элемента экономического ресурса в РС(Я).

Ранее проблемы развития кадрового потенциала научно-исследовательских институтов РС (Я) была связана с разработкой и апробацией методики измерения трансакционных издержек при трансформации социальной структуры населения региона в условиях после февраля 2022г. Доработано понятие «расколотая цивилизация» В.Л. Иноземцева, который рассматривал этот феномен как нахождение стран на различных уровнях развития экономики. Мы рассматриваем его в аспекте нарушения действовавшей до февраля 2022 г. системы общественных отношений, в том числе и инфокоммуникационную сферу. Были выявлены особенности модели подготовки кадров научных специалистов в аспекте программно-целевой подготовки специалистов

Автор учитывал, что подготовка кадров для академической науки должна быть интегрирована в региональную программно-целевую модель обучения специалистов с высшим профессиональным образованием. Особенно это актуально в свете перехода от Болон-ского процесса к специалитету.

Традиционно наши отчёты используются при модернизации организационно-экономической модели научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в регионе:

1. По нашей рекомендации регионы отныне согласуют темы институтов РАН в аспекте научно-образовательных центров.

2. Наша рекомендация, наряду с другими, учтена при сохранении и развитии кадрового потенциала МОП и ИТР в ЯНЦ СО РАН.

Наши работы способствуют дальнейшему развитию комплексных подходов в развитии интеллектуального потенциала научно-исследовательских учреждений Якутии. А также могут быть применены при модернизации системы подготовки кадров высшей квалификации региона.

Вместе с тем, после пандемии коро-навируса одной из основных проблем стал сбой коммуникаций, усугубленный трансформацией системы высшего профессионального образования - выход из Болонской системы и переход от «бакалавриата-магистратуры» к системе специалитета.

При доминировании американской модели науки, когда превалировала идея университетской науки и гран-товых механизмов в 2006 г. практика управления академической наукой (Якутский научный центр и Академия наук РС (Я) в регионе автору казалась неким анахронизмом с устаревшими методами.

В современный период санкций, контрсанкций и разрыва инфраструк-турно-экономических связей базовые социальные институты нашей страны вступили в гармонию с подобными в научной сфере, которая изначально формировалась в условиях холодной войны.

Наука - ключевой фактор домини-

рования в военных технологиях и для осуществления модернизационного скачка в условиях качественного роста трансакционных издержек при изменении базовых социальных институтов международного взаимодействия. Социальные институты всегда рассматривались автором как одна из составных частей социальной структуры, поэтому пакеты санкций (7 на конец августа 2022 г.), меняющие правила взаимодействия - трансформируют социальную структуру мирового сообщества, что существенно обогащает понятие «расколотая цивилизация».

Часть наших рекомендаций для снижения «трансакционных издержек» при формировании одного из крупнейших научных проектов - научно-образовательного центра «Север», были реализованы в практику. В частности, научные проекты РАН в части научно-образовательного центра «Север» стали согласовываться с регионом. Запущены полевые работы по мониторингу кадрового потенциала НИИ ЯНЦ ФИЦ СО РАН (в том числе начат опрос руководителей институтов, ученых секретарей и заведующих отделами институтов). Но с 2006 г. ситуация в развитии кадрового потенциала науки кардинально не изменилась. Динамики развития кадрового потенциала, внятных технологий развития кадрового потенциала - не внедрено. Повышение квалификации, защиты диссертаций - личное дело каждого учёного, отсутствуют индивидуальные планы развития научных сотрудников. Фактически подготовка кадров для НИИ сохранила модель 1990-х гг., которое можно определить как «Дикое поле»: к примеру, открытие диссертационных советов в республике может тормозиться из-за несовпадения номеров научных специальностей докторов наук, так как никто не предви-

дел данную ситуацию.

Выход из Болонского процесса системы высшего профессионального образования кратно повысил трансак-ционные издержки в части контрольных цифр приёма в Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Ам-мосова на 2024-2025 учебный год (далее КЦП). Безусловно, республиканская система прогнозирования потребности в специалистах и трудоустройства выпускников ВУЗ-ов является передовой в стране. Как известно, в июле 2014 года задача разработки методики расчета на перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших предприятий была поставлена Президентом Рф В.В. Путиным на заседании совета при Президенте Российской федерации по науке и образованию. Прогнозирование потребности в кадрах - задача государственного значения, решение которой направлено на повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, на рост эффективности использования кадрового потенциала трудовых ресурсов, имеющихся в регионах. Якутия тесно работала с АО «ПРОГНОЗ» (г. Пермь, Пермский край) и «Центр бюджетного мониторинга» Петрозаводского государственного университета (Республика Карелия), которая выполняла ИТ-проекты в 46 субьектах страны.

Вместе с тем, выход нашей страны из Болонской системы является ранее неучтенным фактором, который кратно повысил трансакционные издержки при формировании прогноза кадров. Как известно, речь идёт об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) и возвращении на специалитет (5-6 лет обучения). При этом, по мнению экспертного со-

общества, прогнозируется внедрение системы «4+1», когда пятый, наиболее ресурсоёмкий год, будет преподаваться только 10 вузами страны. В настоящий момент заказ специалистов налажен в виде заполнения предприятиями определенной электронной формы. В свое время, в составе коллектива экспертов, автором было оказано содействие при ее разработке и внедрении. И определённый практический опыт дает основание сделать следующие наблюдения:

1. Формирование прогноза для КЦП представляет собой, по сути, вид социологического опроса, за рамками которых остаётся учет особенностей прогнозирования в отдельных предприятиях. Соответственно, мы доверяем их мнению.

2. Вместе с тем, помимо социологического опроса может быть учтено и мнение отдельного эксперта, например, участников совещания, стратегической сессии, имеющих основания полагать, что нехватка КЦП обусловлена издержками при переходе на специалитет из-за выхода из Болонского процесса. согласно закону, государственные органы субьектов федерации оказывают существенное влияние на формирование КЦП Поэтому есть необходимость расссмотреть экспертную точку зрения и увеличить КЦП для обеспечения потребностей рынка труда;

3. Вопрос об адаптации выпуска специалистов в самом ВУЗ-е под меняю-

щиеся потребности работодателей рассмотрен дополнительно. Определённые предложения по трансформации служб трудоустройства, инфраструктуре социологических исследований и системы дополнительного профессионального образования будут направлены в СВФУ в ближайшее время.

Органы государственной власти и предприятия в условиях постоянно меняющихся требований в экономике со стороны и федеральных, и республиканских, а также муниципальных органов власти испытывают существенный «голод» в предложениях по курсам повышения квалификации, в первую очередь, и переподготовки кадров, во вторую очередь. социум в условиях трансформации рынка также испытывает потребность в переподготовке кадров и повышения квалификации. Базовую подготовку кадров выполняют учреждения СПО и ВПО, которые находятся на территории РС (Я). Требуется повысить качество подготовки кадров и адаптивность образовательных программ для закрепления специалистов в районах республики и повышения их базовой подготовки. В сферу действия дополнительного профессионального образования предлагается ввести подготовку научных кадров и преподавателей высшей школы через аспирантуру и докторантуру, что позволит сохранить и развивать научные школы академической науки и вузов в Якутии.

Приложение. Нехватка КЦП на 27.10.2023

Код НПС КЦП - предложения сентябрь 2023

УчП Кв Наименование НПС Очная форма Очно-заочная Заочная форма

962 130 172

ФЭИ Бак 38.03.01 Экономика 100 25

МПТИ Бак 38.03.01 Экономика 10

НТИ Бак 38.03.01 Экономика 18 20

ФЭИ Бак 38.03.02 Менеджмент 25 25

ФЭИ Бак 38.03.03 Управление персоналом 25

ФЭИ Бак 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 25 25

ЮФ Бак 40.03.01 Юриспруденция 50

ФЛФ Бак 42.03.01 Реклама и связи с общественностью 50 25

ФЛФ Бак 42.03.02 Журналистика 25

ИЗФиР Бак 42.03.05 Медиакоммуникации 20

ФЛФ Бак 42.03.05 Медиакоммуникации 50

ФЛФ Бак 45.03.01 Филология 40 15

ИЗФиР Бак 45.03.01 Филология 60

ИЯКН Бак 45.03.01 Филология 50 10

МПТИ Бак 45.03.01 Филология 18

НТИ Бак 45.03.01 Филология 12

ИЗФиР Бак 45.03.02 Лингвистика 40

ФЭИ Маг 38.04.01 Экономика 45 50

АДФ Маг 38.04.02 Менеджмент 15

ФЭИ Маг 38.04.02 Менеджмент 15 10

ФЭИ Маг 38.04.03 Управление персоналом 12 10

ФЭИ Маг 38.04.04 Государственное и муниципальное управление 12 15

ФЭИ Маг 38.04.08 Финансы и кредит

ЮФ Маг 40.04.01 Юриспруденция 25

ФЛФ Маг 42.04.01 Реклама и связи с общественностью 25

ФЛФ Маг 42.04.02 Журналистика 30

ИЗФиР Маг 42.04.05 Медиакоммуникации 15

ФЛФ Маг 42.04.05 Медиакоммуникации 15 25

ИЗФиР Маг 45.04.01 Филология 45

ИЯКН Маг 45.04.01 Филология 50

ФЛФ Маг 45.04.01 Филология 60 12

ИЗФиР Маг 45.04.02 Лингвистика 15

References

[1] Lenkov R.V. Higher education as a resource for managing sociocultural modernization of regions: monograph / R.V. Lenkov. — Moscow: IN-FRA-M, 2020. 161 p. — DOI 10.12737/1084388.

[2] Okhlopkov V.E. Institutes. Institutional regulation of innovative development at the regional level: Experience and prospects - Yakutsk: IGI-iPMNS SB RAS, 2018. 393 p.

[3] Social and labor relations in modern Russia / E.I. Makarov (manager) [and others]; scientific ed. A.S. Zapesotsky. - St. Petersburg: SPbGUP, 2017. 119 p.

[4] Sociological monitoring: How are you living, Rus-

sia?: Sat. Art. / Ross. Academician of Sciences, Institute of Social and Political Sciences Research, Center for Strategic Studies. social and social and political research - Moscow: FGBUN ISPI RAS, 2016. - Issue. 1 / ed. VC. Levashova. 81 p.

[5] Williamson O.I. . Economic institutions of capi-

talism: Firms, markets, relational contraction. -St. Petersburg: 1996. P. 51.

[6] The Fourth Industrial Revolution: Realities and Modern Challenges: X Anniversary St. Petersburg Sociol. readings: Sat. materials International scientific Conf., April 13-14. 2018 St. Petersburg / St. Petersburg. Polytechnic Peter the Great University [and others]; prog. conference committee: Rudskoy A.I. (prev.) [etc.]. - St. Petersburg: Publishing House Polytechnic. Univ., 2018. 895 p.

[7] Shchetkina I.A. Cultural studies of the quality of life / I.A. Shchetkina; Zabayk. state univ. - Chita: Zabayk. state Univ., 2017. P. 226, 10.

[8] Ohlopkov V.E. Scientific Researches in the Arctic:

Some Prospects of Human Resources Management in the Sakha Republic (Yakutia). // Modern European Researches. 2019. № 1. P. 81-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

[1] Леньков Р.В. Высшее образование как ресурс управления социокультурной модернизацией регионов: монография / Р.В. Леньков.

— Москва: ИНФРА-М, 2020. 161 с. — DOI 10.12737/1084388.

[2] Охлопков В.Е. Институты. Институциональное регулирование инновационным развитием на региональном уровне: опыт и перспективы - Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2018. 393 с.

[3] социально-трудовые отношения в современной России / Е.И. Макаров (рук.) [и др.]; науч. ред. А.С. Запесоцкий. - Санкт-Петербург: СП-бГУП, 2017. 119 с.

[4] Социологический мониторинг: Как живешь, Россия?: сб. ст. / Рос. акад наук, Ин-т соц.-по-лит. исслед., Центр стратег. соц. и соц.-полит. исслед. - Москва: ФГБУН ИСПИ РАН, 2016.

- Вып. 1 / под ред. В.К. Левашова. 81 с.

[5] Уильямсон О.И. . Экономические институты

капитализма: Фирмы, рынки, отношенческая контракция. - СПб.: 1996. С. 51.

[6] Четвертая промышленная революция: реалии

и современные вызовы: Х юбилейные С.-Петербургские социол. чтения: сб. материалов Междунар. науч. конф., 13-14 апр. 2018 г. Санкт-Петербург / С. Петерб. политехн. ун-т Петра Великого [и др.]; прогр. комитет конф.: Рудской А.И. (пред.) [и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 895 с.

[7] Щеткина И.А. Kультурологические исследования качества жизни / И.А. Щеткина; Забайк. гос. ун-т. - Чита: Забайк. гос. ун-т, 2017. C. 226, 10.

[8] Ohlopkov V.E. Scientific Researches in the Arctic: Some Prospects of Human Resources Management in the Sakha Republic (Yakutia). // Modern European Researches. 2019. № 1. P. 81-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.