Научная статья на тему 'Модели функционирования логистических систем управления запасами малых автосервисных предприятий'

Модели функционирования логистических систем управления запасами малых автосервисных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАСЫ / АВТОСЕРВИС / ПЕРИОДИЧНОСТЬ / РАЗМЕР ПАРТИИ / СНАБЖЕНИЕ / СПРОС / ЛОГИСТИКА / INVENTORY / AUTO SERVICE / FREQUENCY / ORDER SIZE / DELIVERY / SUPPLY / DEMAND / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахтамышев Х. М., Этлухов О.А.-Г.

Проведен анализ логистической системы управления запасами малых автосервисных предприятий, который позволил выявить особенности движения запасов запчастей для автомобилей в системе автосервиса и обосновать наиболее адекватные математические модели стратегий управления. Произведен выбор математических моделей, дающих возможность определения оптимальной периодичности и размера поставок запчастей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тахтамышев Х. М., Этлухов О.А.-Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF LOGISTIC MANAGEMENT SYSTEMS OF INVENTORIES BY SMALL AUTO SERVICE COMPANIES

The analysis conducted over logistics system of inventory management set up by small auto service companies, revealed special features of the inventory of auto parts in the system of auto service and allowed to justify the most appropriate mathematical model of management strategies. The selected mathematical models enable to identify the optimal frequency and order size of the spare parts’ deliveries.

Текст научной работы на тему «Модели функционирования логистических систем управления запасами малых автосервисных предприятий»

УДК:65.011.2(075.8)

Х.М. Тахтамышев, О.А.-Г. Этлухов

МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ МАЛЫХ АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Проведен анализ логистической системы управления запасами малых автосервисных предприятий, который позволил выявить особенности движения запасов запчастей для автомобилей в системе автосервиса и обосновать наиболее адекватные математические модели стратегий управления. Произведен выбор математических моделей , дающих возможность определения оптимальной периодичности и размера поставок запчастей.

Запасы, автосервис, периодичность, размер партии ,снабжение, спрос, логистика

H.M. Takhtamyshev, O.A.-G. Etlukhov

MODELS OF LOGISTIC MANAGEMENT SYSTEMS OF INVENTORIES BY SMALL

AUTO SERVICE COMPANIES

The analysis conducted over logistics system of inventory management set up by small auto service companies, revealed special features of the inventory of auto parts in the system of auto service and allowed to justify the most appropriate mathematical model of management strategies. The selected mathematical models enable to identify the optimal frequency and order size of the spare parts ’ deliveries.

Inventory, auto service, frequency, order size, delivery, supply, demand, logistics

Логистичекие системы в нашей стране начались складываться в последние десятилетия как стройная последовательность действий, обеспечивающая доставку нужных товаров внужном месте, в нужном количестве, в нужный момент [1]. Основой функционирования такой системы являются различные сферы деятельности.

302

Согласно теории управления запасами, процесс управления заключается в установлении моментов и объёмов заказа на восполнение их и распределение вновь прибывшей партии по нижестоящим звеньям системы снабжения. Совокупность правил, по которым принимаются управленческие решения, называются стратегиями управления запасов. Оптимальной стратегией принимается такая, которая обеспечивает минимум издержек на создание, содержание запасов и потерь от их дефицита. Задача отыскания оптимальной стратегии базируется на реальной сложившейся ситуации, а также соотношения стоимостных показателей и содержании запасов по каждой статье расхода, включая потери от дефицита.

Основными элементами задачи оптимального уравнения приняты:

1) система снабжения;

2) величина спроса;

3) возможность пополнения запасов;

4) функции затрат;

5) ограничения;

6) принятые отражения управления.

Рассмотрим процесс управления запасами малых АСП по каждому из приведённых элементов.

Систему снабжения сети автосервиса следует отнести к эшелонированной (многокаскадной), а непосредственное обеспечение малых АСП относится к децентрализованной (однокаскадной), поскольку магазины розничной продажи работают параллельно и при отсутствии необходимой запчасти в одном магазине, заявка подаётся в любой из них, принадлежащий торговой сети города.

Спрос на запчасти носит вероятностный характер [1] с сезонной неравномерностью, не зависящей от спроса на другие номенклатуры. Возможность пополнения запасов реализуется посредством организации поставок из магазинов розничной продажи торговой сети города и время поставки ограничено временем доставки. В отдельных редких случаях для малых АСП, специализирующихся на автосервисе иномарок, поставки могут осуществляться из баз снабжения, расположенных за городской чертой (из других городов и стран).

Затраты на содержание запасов при отсутствии складов непосредственно на АСП сводятся к расходам на организацию доставки запчастей либо агентами АСП, либо клиентами. При наличии складов в статьи затрат входят традиционные составляющие; расходы на содержание складских помещений, организацию доставки, контроль текущих запасов и т.п. Ввиду ограниченности объёмов партии в рассматриваемых системах управления запчастями, стоимость поставки можно принять не зависящей от величины заказа.

Штрафы имеют место при наличии дефицита на складе или в магазине при малом АСП и исчисляются пропорционально числу потерянных клиентов за время дефицита.

Ограничения принимаются по суммарной стоимости запчастей на складе по всей номенклатуре, приводящих к омертвлению средств либо к фиксированию номенклатуры при оптимальном запасе по каждому наименованию.

Результаты анализа сложившейся системы обеспечения действующих предприятий автосервиса в РФ запасными материалами и запчастями свидетельствуют о наличии трёх реальных потоков движения запасов:

1. Первая система снабжения предполагает наиболее простую схему обеспечения малых АСП запасами. При данной схеме клиенты поставляют запасы всех наименований по мере выявления необходимости замены до или после разборки узла или агрегата. Поскольку чаще всего одновременно заменяются одна, две позиции, такие поставки можно считать экстренными.

2. Вторая система снабжения характеризуется наличием небольшого склада на малом АСП, в котором хранятся запасы ограниченной номенклатуры. При отсутствии необходимой запчасти возможности два способа доставки: силами АСП или непосредственно клиентом, т. е. экстренные поставки, осуществляются либо клиентами, либо агентами АСП.

3. Третья система снабжения предполагает участие в технологическом процессе магазина запчастей при малом АСП, который осуществляет продажу также и для сторонних клиентов по более расширенной номенклатуре. В этом случае либо клиент, либо агент АСП приобретают необходимые запчасти в магазине, находящемся на территории АСП. При отсутствии запчасти поставка производится либо агентом АСП, либо менеджером магазина из сторонних розничных магазинов города. Клиенты в логистической системе снабжения не участвуют.

Анализ известных моделей управления запасами показал, что в чистом виде они могут использоваться для сложившейся системы обеспечения запчастями.

Возможность применения для поставленной цели разработанного математического аппарата теории управления запасами зависит от формализованного представления сложившихся систем обеспечения и степени приложения к моделям, для которых определены все параметры и количественные характеристики.

Независимо от приведённых систем снабжения, важно выбрать одну из известных стратегий управления запасами [2, 3], которые сводятся в основном к простейшим.

Первая стратегия (стратегия А) характеризуется наличием постоянного периода Т пополнения запасов и постоянного объёма заказа д (система Т, д).

Вторая стратегия (стратегия Б) также предполагает постоянный период пополнения независимо от состояния запасов Т, но заказ выполняется в объёме, обеспечивающем максимальный уровень запаса Утах (система Т, Утах).

Третья стратегия (стратегия В) - стратегия двух критических уровней, в которых заказ производится по мере достижения запаса Утт или ниже минимального до максимального запаса Утах (Утт, У )

тах/ •

Четвёртая стратегия (стратегия Г) - стратегия близка к третьей, но более строга, т.к. пополнение запасов предполагается при Ут!„ при постоянстве объёма заказа д. При жёстком соблюдении этой стратегии она сводится к третьей двухуровневой, однако менее чувствительна к колебаниям спроса (система Утт, <?).

При выборе оптимальной стратегии необходимо учитывать реализуемость принимаемых решений с учётом тех менеджерских ресурсов и материальных средств, которые обладают современные малые предприятия автосервиса.

Важно также учитывать вероятный характер и не большие размеры спроса, а также ограниченные финансовые возможности малых АСП по созданию многономенклатурных запасов.

Принимая во внимания различный уровень подготовленности менеджеров малых АСП, организации учёта движения запасов, следует рассмотреть не одну из приведённых простейших стратегий с целью определения сравнительной эффективности каждой из них для малых АСП. При этом необходимо учесть, что существенное влияние на эффективность управления запасами будет оказывать сложившийся уровень конкуренции. При малом уровне конкуренции могут простаивать в очереди достаточно продолжительное время, за которое, естественно, можно организовать поставки из магазинов.

Особенность автосервиса иномарок связана с достаточно высокой стоимостью запчастей и ощутимой вероятностью их отсутствия в наличии в магазинах розничной продажи.

В этих случаях период между временем экстренного заказа и его выполнением может составить временные отрезки, соизмеримые с периодичностью пополнения запасов малых АСП (дни, недели).

Проверка применимости простейших стратегий управления запасами должна учитывать всё разнообразие воздействующих факторов на затраты по содержанию запасов, однако базирование их должно происходить на основных, оказывающих существенное влияние на стратегию и эффективность управления запасами.

Поскольку система (Т, д) является малочувствительной в условиях стохастического спроса, она не может быть рассмотрена в качестве гипотетической, ввиду малого уровня запасов малых АСП и высокой вероятностью исчерпания запасов в период между поставками. Все остальные стратегии управления запасами требует проведения анализа и апробации для малых АСП.

Итак, для всех трёх сложившихся систем движения запасов малых АСП, примем следующие возможные стратегии Б (система Т, Утах):

1. Периодичность поставок является величиной регламентированной, но имеющей не большую вариацию из-за неравномерности спроса при многономенклатурных поставках (Т = 6 дней, 1 мес. и т. д.).

2. Пополнение запасов производится до максимального значения Утах.

3. Уровень конкуренции между АСП слабый, т. е. издержки дефицита запчастей практически отсутствуют.

4. Экстренные поставки отсутствуют или осуществляются клиентами.

При реализации стратегии В (система УтП, Утах):

1. Периодичность поставок является величиной, не регламентированной с коэффициентом вариации.

2. Пополнение запасов производится по мере достижения минимального значения Утп до максимального Утах,.

3. Уровень конкуренции между ПА средний, т. е. при дефиците запчастей возможна потеря клиента и издержки простоя исполнителей зон то и ремонта.

4. Экстренные поставки обязательны.

При стратегии Г (система Утіп, д):

1. Периодичность поставок является величиной, не регламентированной с коэффициентом вариации.

2. Пополнение запасов производится при достижении минимального Утіп на величину оптимальной партии.

3. Уровень конкуренции допускает потерю клиентов, т. е. издержки дефицита исчисляются, как и в предыдущей стратегии.

Рассмотренные стратегии могут применяться в практике управления запасами малых АСП в зависимости от соотношения затрат на хранение и дефицит запчастей и различных уровней конкуренции. При этом не следует пренебрегать детерминированными моделями [2], которые отличаются простотой расчётных формул и эффективностью управленческих решений, что чрезвычайно важно для практики.

При выборе и обосновании математических моделей управления запасами стоит двойная задача. С одной стороны необходимо найти наиболее адекватно сложившимся системам снабжения, с другой - определить такие стратегии, которые не только более оптимальны, но и реализуемы в дальнейшем на практике на уровне менеджеров малых предприятий.

Ввиду того, что на 2-5-постовых СТО в штатное расписание не входят специализированные подразделения по управлению запасами, периодичность поставок принимается чаще из организационной целесообразности и совпадает с недельными циклами (раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц и т. д.).

В определённый день недели организуется поставка запчастей, причём величина партии равна

Ч, = Ушж - Уг (1)

В этом случае об оптимальном размере партии речь не идёт, и задача управления сводится к определению максимального уровня, складывающегося из суммарного среднего спроса за период между поставками

Л, = \- Т, (2)

и резервного запаса Я, гарантирующего с определённой вероятностью наличие і-й запчасти на складе АСП.

В связи с тем, что средняя потребность между поставками вычисляется по простой формуле (2), наибольшую сложность представляет определение страхового запаса Я.

В этой связи для систем управления запасами со стохастическим спросом определению и экономическому обоснованию её величины будут посвящены отдельные разделы.

На данном этапе важно уменьшить число переменных параметров движения запасов для последующего упрощения задачи поиска резерва Я и выбора оптимальной стратегии.

В теории управления запасами [2, 3] получены математические выражения для расчёта

оптимальной периодичности поставок при определённых стратегиях управления

однономенклатурных запасов.

Эта периодичность должна для АСП соизмериться с режимом работы предприятий в течение недели (двух-трёх недель, месяца) в зависимости от интенсивности спроса и стоимости поставок. Принимая во внимание, что даже для малых специализированных АСП номенклатура запчастей составляет не менее 10-15 наименований с различной интенсивностью спроса, задача определения оптимальной периодичности, может быть, рассматриваться дифференцировано для каждого наименования. Однако на практике реализация такой системы поставок не целесообразна ни организованно, ни экономически. Поэтому задача сводится к определению некой средней периодичности поставок на основе усреднённых характеристик спроса и поставок по определённой номенклатуре. В последующем целесообразно его корректирование с учётом недельной цикличности и пологости кривой оптимуме затрат, которая позволяет без ощутимого ущерба варьировать периодичностью в области оптимума.

Таким образом, требования к математическим моделям управления запасами сводятся к приближённому определению периодичности, которая в дальнейшем уточняется путём присовокупления к одному из возможных недельных циклов.

Воспользуемся для этого упрощённой математической моделью управления запасами при детерминированном стационарном спросе [3].

Пусть спрос имеет интенсивность 1, а поставки осуществляются с интенсивностью т, а полный цикл работы склада равен Т. Расходы на хранение и дефицита Р пропорциональны среднему запасу и продолжительности времени их существования, а фиксированные расходы д, связанные с созданием заказа запасов являются постоянной величиной. Воспользовавшись рассуждениями, приведёнными Рыжиковым Ю. И. [3], получим для оптимального значения уровня запасов

У

max,opt

2Л д

Л

т.

S(1 + S\P)

(З)

T

opt

2д( 1 + S/P)

Л-S(1 - S/P)

(4)

при которых достигается минимум затрат в единицу времени

L

2Л-д-S(1 -Л/m)

opt

(5)

1 + S/P

В случае, когда весь объём партии поставляется с вышестоящего склада (магазина) мгновенно, т. е. Л/m » 0, эти величины приобретают более упрощённый вид:

1

У

max, opt '

І

2Л д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S(1+S/P)

( б)

Topt _

2д-(1 + S/P)

Л-p

(7)

Lopt

2-Л-д-S 1 + S/д

(8)

Заметим, что выражения для Ьор)1 и Утах 0р могут быть использованы при расчётах на практике для приближённого вычисления максимального уровня запасов определённой номенклатуры, а также средних расходов (близких к оптимальным) на содержание запасов и потерь от дефицита. Напомним, что при указанной системе управления запасами заказ осуществляется на величину Утах + УД в момент возникновения дефицита и после его наступления в размере величина партии равна:

д Утах + УД

Причём заказ осуществляется при достижении дефицита в размере

У =1 Уд Р\

2-Л-д

S(1 + S/P)

(9)

Таким образом, рассчитав оптимальную периодичность поставки Т по выражению (7), следует откорректировать её в качестве постоянной величины при ведении расчётов по более сложным математическим моделям управления запасами, учитывающим стохастичность спроса и другие факторы внешней среды, в первую очередь уровень конкуренции в системе автосервиса.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.495 с.

2. Рыжиков Ю.И. Управление запасами. М.: Наука, 1969. 343 с.

2. Букан Дж., Кенигсберг Э.Научное управление запасами. М.: Наука, 1987.423 с.

Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.