Научная статья на тему 'Модели финансирования образования'

Модели финансирования образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4297
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATION / ECONOMIC MECHANISM / MODEL OF FINANCING OF EDUCATION / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростовский Роман Валерьевич

В статье рассматривается система финансовых отношений в сфере высшего образования. Автор выделяет виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной образовательной организации. Финансирование высшего образования трактуется как обеспечение финансовыми средствами осуществления образовательного процесса, т.е. реализации образовательных программ высшего профессионального образования. При этом финансирование образования основывается на двух наиболее важных принципах: 1) целевое использование средств (расходование их на заранее определенные, установленные, запланированные цели и недопустимость иного расходования); 2) безвозвратность (предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются собственнику средств ни в денежном, ни в материальном (нематериальном) эквиваленте).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF EDUCATION FUNDING

The paper considers the system of financial relations in the field of higher education. The author distinguishes types of financial resources each of them is a result of the distribution process at the macro level as well as during the formation of financial benefit and savings in the framework of an individual educational organization. Funding of higher education is interpreted as providing the financial means for educational process, i.e. implementation of educational programs of higher education. Funding for education is based on the two most important principles: 1) targeted use of funds (using them for predefined, set, planned objectives and the inadmissibility of other use), 2) irrevocability (means allocated to educational institutions are not returned or reimbursed to the owner either in material or intangible equivalent.

Текст научной работы на тему «Модели финансирования образования»

УДК 336:37

rostovsky@mail.ru

Роман Валерьевич Ростовский,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Московский психолого-социальный институт

МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается система финансовых отношений в сфере высшего образования. Автор выделяет виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной образовательной организации. Финансирование высшего образования трактуется как обеспечение финансовыми средствами осуществления образовательного процесса, т.е. реализации образовательных программ высшего профессионального образования. При этом финансирование образования основывается на двух наиболее важных принципах: 1) целевое использование средств (расходование их на заранее определенные, установленные, запланированные цели и недопустимость иного расходования); 2) безвозвратность (предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются собственнику средств ни в денежном, ни в материальном (нематериальном) эквиваленте).

Ключевые слова: образование, экономический механизм, модель финансирования образования, финансовые ресурсы.

R.V. Rostovskiy

MODELS OF EDUCATION FUNDING

The paper considers the system of financial relations in the field of higher education. The author distinguishes types of financial resources each of them is a result of the distribution process at the macro level as well as during the formation of financial benefit and savings in the framework of an individual educational organization. Funding of higher education is interpreted as providing the financial means for educational process, i.e. implementation of educational programs of higher education. Funding for education is based on the two most important principles: 1) targeted use of funds (using them for predefined, set, planned objectives and the inadmissibility of other use), 2) irrevocability (means allocated to educational institutions are not returned or reimbursed to the owner either in material or intangible equivalent.

Keywords: education, economic mechanism, model of financing of education, financial resources.

Реализация целей и задач политики государства в сфере образования осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном (федеральный: пре-

зидент, правительство, министерство, агентство; региональный: губернатор, законодательные и исполнительные органы власти региона; муниципальный: мэр, законодательные и исполнительные органы местного само-

управления) и децентрализованном (высшие учебные заведения, хозяйствующие субъекты отраслей экономики, домохозяйства) уровнях, которые в совокупности определяют содержание организационно-экономического механизма достижения целей и задач политики государства в сфере высшего профессионального образования. В общественном сознании постепенно утверждается понимание, что ключевым инструментом социальных реформ должны стать организационно-экономические изменения [3, с. 18].

Таким образом, организационно-экономический механизм государственной политики в сфере высшего профессионального образования можно определить как совокупность видов, форм организации отношений в сфере высшего профессионального образования, специфических методов формирования и использования ресурсов и способов их количественного определения. Организационно-экономический механизм государственной политики в области высшего профессионального образования используется государственной властью для воздействия на экономику высшего образования и социальную сферу, проведения единой образовательной политики государства.

Структура организационно-экономического механизма государственной политики в сфере высшего профессионального образования определяется моделью финансирования образования. Одним из элементов модели финансирования образования является вид организации финансовых отношений в сфере высшего образования, поскольку он определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах (рисунок).

Система высшего профессионального образования характеризуется распределением образовательных учреждений по секторам (государственный и негосударственный), поэтому все образовательные учреждения можно классифицировать как минимум по подчиненности

и источникам финансирования. В связи с этим негосударственный сектор представлен субъектами хозяйствования, ведущими деятельность на свой страх и риск. Характерной особенностью российского негосударственного сектора образования является то обстоятельство, что финансироваться из средств государственного бюджета могут только негосударственные общеобразовательные учреждения с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ [2, с. 28 - 32].

Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования находятся в ведении федеральных министерств, ведомств, а также организаций Российской Федерации и финансируются через эти министерства и ведомства или непосредственно из федерального бюджета.

Выделяют несколько видов финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере финансов государственного сектора высшего образования в процессе мобилизации доходов в бюджеты образовательных учреждений различной подчиненности используются конкретные виды бюджетного финансирования в соответствии со статьями экономической классификации расходов федерального (регионального, муниципального) бюджета и на основании сметы, утвержденной законодательным органом власти, а также конкретные виды внебюджетного финансирования, определяющиеся направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности и имеющие широкий перечень. В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов и конкретные виды расходов, обусловленные самостоятельной деятельностью, определенной уставом.

Государственный сектор образования

Негосударственный сектор образования

Способы выражения В части доходов: поступления из бюджета определяются

статьями бюджетного финансирования, установленного бюджетной классификацией; финансирование осуществляется на основании сметы бюджетного учреждения; доходы из внебюджетных источников определяются статьями бюджета образовательного учреждения, составленного на основании сметы; внебюджетные средства объявляются неналоговыми доходами бюджета с применением к ним режима бюджетных средств.

В части расходов: определяются государственной структурой расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией

Способы проявления в соответствующих финансовых ресурсах

Финансируются из:

- федерального, регионального, муниципального бюджетов;

- федерального бюджета через министерство (ведомство), являющегося учредителем;

- внебюджетных источников

0

Способы выражения В части доходов и расходов: определяются конкретными видами доходов и расходов, обусловленных хозяйственной деятельностью негосударственных образовательных учреждений

0

Способы проявления в соответствующих финансовых ресурсах

Финансируются из:

- уставного капитала;

- через авансирование капитала;

- прибыли;

- амортизационных отчислений;

- доходов от оказания платных услуг;

- доходов от сдачи имущества в аренду;

- прочих доходов, обусловленных хозяйственной деятельностью

Распределение видов организации финансовых отношений в сфере высшего образования по секторам высшего образования

Определение видов организации финансовых отношений государственных образовательных учреждений происходит с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о федеральном бюджете на соответствующий год, нормативных актов Правительства Российской Федерации, нормативных документов Министерства финансов Российской Федерации.

Все доходы государственных образовательных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности объявлены неналоговыми доходами бюджета. К ним, в частности, отнесены: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации.

Использование всех средств вуза в настоящее время регламентировано положениями, определяющими порядок использования бюджетных средств:

1) составляется смета доходов и расходов в соответствии со статьями экономической бюджетной классификации, утверждаемая в порядке, предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;

2) бюджетным учреждениям запрещено иметь расчетные счета в банках;

3) для учета внебюджетных поступлений открыты специальные лицевые счета в органах федерального казначейства;

4) для открытия лицевого счета по учету доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений в казначействе оформляется разрешение, в котором перечисляются все виды приносящей доход деятельности и направления расходования получаемых доходов, разрешенные образовательному учреждению.

У главного распорядителя бюджетных средств (финансирующего органа исполнительной власти) должно быть оформлено генеральное разрешение на получение средств от приносящей доход деятельности. Доход, поступивший из источника, не указанного в разрешении, не может быть зачислен на лицевой счет и использован.

В сфере финансов негосударственного сектора высшего образования в процессе мобилизации доходов в бюджеты образовательных учреждений примерами видов финансовых ресурсов организаций являются взносы учредителей в уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления, доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, другие доходы. В ходе использования финансовых ресурсов имеют место конкретные виды расходов, обусловленные хозяйственной деятельностью негосударственного образовательного учреждения.

Под формой организации финансовых отношений понимается их внешний порядок, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В общем виде под формой организации финансовых отношений подразумевается обеспечение субъекта или процесса деньгами в определенной сумме в нужное время и на определенные цели.

Финансирование высшего образования можно трактовать как обеспечение финансовыми средствами осу-

ществления образовательного процесса, т.е. реализации образовательных программ высшего профессионального образования. Финансирование образования основывается на двух наиболее важных принципах:

1) целевое использование средств - расходование их на заранее определенные, установленные, запланированные цели и недопустимость иного расходования;

2) безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются собственнику средств ни в денежном, ни в материальном (нематериальном) эквиваленте. Не должно, следовательно, возникать и каких-либо обязательств по возврату этих средств.

Финансирование не является выражением отношений купли-продажи, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального (или нематериального) эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование, государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность структурного элемента, безвозмездно производящего эти услуги для их потребления частью населения [1, с. 145].

Сметное финансирование - это форма предоставления денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с кодами бюджетной классификации, которые определяют целевую направленность ассигнований по каждой статье. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.

Смета бюджетного учреждения - документ, составленный по определенной форме и утвержденный в установленном порядке, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных (или отнесенных к ним) ассигнований на все расходы данного учреждения.

Сметный порядок финансирования высших учебных заведений сложился еще в 20-е гг. ХХ в. и определялся следующими основными принципами:

1) источником финансирования для государственных вузов являлся государственный бюджет, для негосударственных вузов - средства учредителей и самих организаций;

2) отпуск средств производился в соответствии с установленными классификациями бюджетов в зависимости от уровня, к которому было отнесено финансирование государственного вуза;

3) финансирование вузов осуществлялось в рамках финансовых планов по подготовке кадров соответствующих министерств, ведомств или аналогичных планов самих организаций;

4) на каждый государственный вуз независимо от ведения и уровня финансирования должна была составляться индивидуальная годовая приходно-расходная смета, утверждаемая органом, которому вуз был подведомственен;

5) расходы по содержанию, строительству, оборудованию всех вузов исчислялись и производились в соответствии с контингентами учащихся, ставками заработ-

ной платы преподавательского персонала, нормами материального обеспечения обучающихся и объемом капитального строительства.

На уровне финансов негосударственного сектора образования используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование.

Подводя итоги проведенного анализа, следует подчеркнуть тот факт, что модель финансирования образования является ключевым аспектом построения организационно-экономического механизма государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Используя различные элементы организации финансовых отношений, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей образовательной политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов организационно-

экономического механизма государственной политики в сфере образования происходит путем изменения соответствующих норм права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента механизма.

Таким образом, перестройка системы финансовых отношений в сфере высшего профессионального образования в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

1. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / под ред. С.А. Белякова. М.: ИЭПП, 2005.

3. Финансы: учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалёвой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.